Русское Воскресение | Валерий Ганичев | 27.09.2005 |
Открывается новый, может быть восстанавливается старый, храм. Но старый никто не помнит. Он был закрыт в 30-м году и разобран для строительства мастерских. Храм красив, изящен, весь как бы светится радостью и новизной. Намоленным ему еще предстоит стать. А есть ли кому молиться-то через семьдесят пять лет после безбожного разрушения? Вокруг храма машины, машины, автобусы и сотни (да сотни) людей нарядных, красиво одетых. Праздник. А внутрь храма зайти было нелегко. Тут у алтаря незабываемая картина. Одна к одной пять, десять, пятнадцать, двадцать, может быть пятьдесят бабушек, пожилых женщин стоят, опираясь на палочки, костылики, руки их узловатые, плохо сгибающиеся, многие сгорблены. Белые и цветастые платочки. Это о них сказал Патриарх: «Белые платочки спасли церковь». Да, они выстояли, отстояли ее, несмотря на все погромы и разрушения, они со слезами исполняют «Верую», «Отче наш», не забыли, сохранили веру. Стесняюсь сфотографировать, а снимок был незабываем «У алтаря. В надежде». Внуки еще придут сюда, поставят свечки. Для них это не запретно, не порочно. Вера войдет в их душу, сердце, как Вера их дедов, бабушек, как Вера России.
Выходим после окончания службы на крыльцо, ключ от храма передается настоятелю. Архиепископ Белгородский и Строоскольский Иоанн поздравляет всех, вручает церковные награды попечителям и благоустроителям. Вручает медаль Сергия Радонежского главе администрации Алексеевского района спокойному богатырю Федору Егоровичу Сулиме, тот обещает продолжать дело восстановления и возрождения.
Об этом говорит и губернатор области Евгений Степанович Савченко. К нему подходят, спрашивают: «А у нас когда?» Евгений Степанович знает когда: «У вас уже кирпич завезли? А Вам надо попечителей поискать, и на следующий год начнем». Дело вроде церковное, общественное, но власть не в стороне. В этом году мы отметили 400-летие патриарха Никона — человека высоких устремлений, осознающего богопредназначение святой Руси. Он хотел добиться симфонии, гармонии светской и церковной власти. Ему не удалось. Но как цель, достижимый идеал — это вполне возможно. Интересуюсь: в 1995 году в области был 141 храм, на 15 июля 2005 года их насчитывается 258! Впечатляет.
Затем часть машин едет в Алексеевку отмечать праздник 320-летия города. Может быть даже городка, если мерять масштабами многосотенных, многотысячных городов. Но по насыщенности жизни, полнокровности забот, уровню устремленности в будущее Алексеевка — подлинный город, центр культурной, отечественной, духовной жизни этой малой родины. Когда подъехали к набережной текущей вдоль города речки, то попали в царство цветов и фонтанов. Зеленые фигуры фантастических зверей и зверушек, покрытые цветами, переплетающимися ветвями, усами каких-то листьев, лиан, заставляют визжать ребятишек, выстраивают рядом для фотографий взрослых. Все здания подкрашены, стоят как демонстранты на праздничном торжестве — разряженные, разукрашенные. А вот какое-то модерн-сооружение из стекла, бетона, железа уверенное и современное. Наверное, банк? Ба, нет! Филиал университета. «За что же Алексеевке такая честь?» — спрашиваю у Федора Сулимы. «Ну, а как же, у нас база есть, кадры есть, педучилище хорошее. И учиться все хотят!.. «- гордо отвечает он.
Да, это показатель устремлений небольшого русского городка. В центре парка на площадке — покрытая белым полотном фигура. Может быть для увеселения публики, как недавно в одном из столичных городов памятник «Чижику-пыжику»? Нет, белгородцы тоже не прочь улыбнуться. Но город украшают памятником достойным. Нынче, когда мы добрым словом вспоминаем многих великих князей и царей, полководцев и вельмож, не забыть бы нам простых людей (попроще, не из аристократических фамилий), созидателей, творцов, изобретателей, рабочих и земледельцев, оружейников и пахарей. Ведь на них русская земля держалась и держится. Оркестр заиграл гимн, покрывало упало, и перед народом предстал тот, кому мы обязаны в немалой степени своим здоровьем, вкусным обедом, да и жизнью. Этот человек изобрел маслоделательный станок, и с тех пор подсолнечное масло- необходимая часть нашей кухни. Василий Бокарев — бывший крепостной графа Шереметьева, получивший вольную за свои изобретения. Вкушая душистое, ароматное, вкуснейшее подсолнечное масло, вымажьте его остатки из тарелки, сковородки хлебушком и добрым словом, вспомните Василия Бокарева, что отныне в бронзе стоит на Белгородской земле.
Вспомним этот ряд наших изобретателей, созидателей, земледельцев, кому стоят памятники: Кулибин, Ползунов, братья Черепановы, Дарья Гармаш. Кто еще? Не многих припомню в бронзе. А в нашей, пока еще трудовой стране, не мешало бы прославлять тех, кто творил, создавал, работал во славу народа нашего и для него. Белгородцы — молодцы! Кто следующий?
Сейчас пекутся об элите. Вроде бы надо. Но какая она? Вот проезжаю недавно по Сущевскому валу. На фронтоне «Казино Гавана», как центре элиты, — лозунг: «Элитаре всех стран, соединяйтесь». С такой элитой маслоделательный станок не изобретешь.
А затем в Алексеевке на стадионе был праздник, в котором было задействовано, если не половина населения (со зрителями), то уж точно одна треть. Ребята — юноши и девушки — танцевали, пели, маршировали, создавая картину-историю края. С уважением отнеслись к своему прошлому, прошлому нашей страны алексеевцы. Попса их не захлестнула. Хотя нынешние «культурники» всячески вымывают народную песню, обычаи, хороводы из наших праздников и событий. Вот рядом райцентр Бирюч (ему только что возвращено это историческое название, обозначающее для казаков, стрельцов впередсмотрящий пикет). Так вот в этот район из Москвы в 80-е годы не раз приезжали фольклорные экспедиции под руководством доктора искусствоведения, крупнейшего в СССР и за рубежом знатока народного творчества Александра Щурова и записывала народные песни и пословицы у сельских исполнительниц. На всю жизнь запомнила эти экспедиции моя внучка Настя, выучив многие мотивы, срисовав узоры и фасоны платьев бирючских бабушек. Да и я три года назад восхищался мастерством этих исполнительниц, их нарядами. Не надо нам терять эти великие сокровища, а «культурников» научить этому мастерству, как самому главному.
Бирюч, Алексеевка, Борисовка, Грайворон — небольшие городки, районные центры, где мне удалось побывать. Чудо ухоженности, заботы, конечно, губернских и районных властей, но и самих жителей. А об урнах Белгородчины можно целые оды сочинять. Стоят они, где надо, очищаются, не переворачиваются местными святогорами. Стоят на улицах, у домов, на шоссе, не крадут их, хоть из металла. В общем, есть куда мусор выбросить людям. В Грайвороне перед каждым домом — цветник, домовладельцы, прихвастываясь друг перед другом, фигурно высаживают розы, астры, георгины, калы, «чернобривцы» и какие-то еще диковинные для наших краев цветы. Красив, уютен Грайворон, и недаром тут на наших глазах развернулся яркий, красочный Детский фестиваль, на который приехали ребята и с Орловщины, из Воронежской, Брянской областей из районов Харьковской, Полтавской, Сумской областей. Главы районов из этих областей уверенно говорили: «Даже если наши президенты не договорятся, дети все равно будут дружить». Великую миссию осуществляют белгородцы.
Такой же фольклорный славянский фестиваль проводится в Хотмыжске Борисовского района на горе, с которой открывались былинные просторы, гдето рядом проходила дружина князя Игоря, шел на хазар Святослав и утверждали христианство монахи Владимира — Красное солнышко. Память об этих великих предках на Белгородчине чтут. В областном центре возвышается клыковский строгий и величественный равноапостольский князь Владимир, своим крестом осеняющий эти земли России и Украины. В области стоят памятники, много памятников, но наверное самый впечатляющий, самый знаковый — это Звонница и Храм святого Петра и Павла на третьем ратном поле России — в Прохоровке. Три создателя и попечителя этого монументального мемориала с домом престарелых, гостиницей, клубом губернатор Е.С. Савченко, сенатор Н.И. Рыжков, архиепископ Иоанн вместе со всеми белгородцами создают неповторимый климат отечестволюбия, дружбы народов, глубокой Веры. Именно они стали вместе с Союзом писателей России основоположниками самых значительных Прохоровских военно-патриотических чтений, литературных и научных. Чтения проходят несколько лет, попасть на них — желание многих ветеранов, писателей, публицистов, ученых. Премия «Прохоровское поле» — одна из самых престижных и материально обеспеченных в стране.
Вообще, патриотическим, духовным воспитанием в области занимаются всерьез и в комплексе со всеми другими проблемами. Глава Борисовского района, очередной богатырь Николай Иванович Давыдов показывает мне, как разноцветной плиткой укладывают площадь, возводят светофонтан. С гордостью рассказывает, что к семи бюстам земляков Героев Советского Союза они добавляют два бюста Героев Социалистического Труда. С вдохновением повествует о Хотмыжском фестивале, когда поет с Белгородчиной северная Украина, о восстановленной красавице школе. И глаза загораются, когда начинает подсчитывать: сколько даст прибыли новый свинокомплекс и громадный комбикормовый завод. Всерьез тут занимаются и птицей. «Наш губернатор, — говорит Николай Иванович, — уверенно сказал, что одна Белгородчина может всю Россию накормить птичьим мясом». Задумывается и добавляет: «Зьисть он зьисть. А кто ему даст? Произвести произведет. А куда «ножки Буша» девать прикажете?»
Вот так геополитика дотягивается до российской глубинки. Но глубинка не унывает. В том же Борисовском районе на каждом шагу какие-то чудо-люди. Приезжаем к пруду. Тут опять два богатыря зарыбили его, прикармливают, получают нормальную прибыль, унынию не поддаются, строят планы: возвести дом рыбака.
— Ну, а ребятишек-то пускаете искупаться.
— А как же: вот и песок возим для пляжа. Мы же здесь живем.
В другом доме — царство винограда. Хозяйка подводит к каждому кустику, рассказывает что с чем и как скрестили, как она получает советы и лозу в Новочеркасском институте и какая сахаристость в том или ином сорте. Далеко до Крыма и Кавказа, а виноградные гроздья обвисают как на лучших виноградниках. Быть Белгородчине и виноградной землей.
Ну, а санаторий или оздоровительный центр «Красиво» в Борисовском районе уже затмил славу курортов Крыма, Швейцарии и других разукрашенных мест. «Красиво» — место постоянной заботы Савченко и его заместителя, человека чрезвычайной душевности и заботливости к людям, Дмитрия Васильевича Худаева. Он и отвечает-то за самый чувствительный участок — социальные вопросы и культуру. Так вот «Красиво». Это дом отдыха, санаторий, курорт и, не побоюсь сказать, все это мирового класса.
В первый раз, когда я заехал туда во время Прохоровских чтений, смена была ветеранская, военная, во второй — пенсионерская, трудовая. Нет нужды говорить, что тут работают социальные доплаты. Естественно, есть номера побогаче и даже коттеджи. В центре — сияющий корпус, насыщенный медицинской аппаратурой, ваннами, грязями, спортинвентарем, пиявками, массажистами. А вокруг — цветы, фонтаны, целительной концентрации сосновый лес, речка Ворскла с шикарным пляжем (купайся — загорай), хотя есть и суперевропейский аквапарк внутри лечебного корпуса. Для улучшения самочувствия — удивительной красоты терренкуры и даже зоопарк с лебедями, павлинами и медведями.
Душой, мотором, одухотворителем всего коллектива, замечательного европейского класса персонала сторожил этих мест — Галина Дмитриевна Черкашина. Она знает все винтики, цветочки, всех людей в этом комплексе и дает им лад. В ее приемной десятки грамот за медицину, благоустройство, заботу и даже за первое место в перетягивании каната.
Одна респектабельная женщина все время спрашивала меня: «Вы такую красоту где-нибудь видели? Какая там Испания, Швейцария (хотя именно туда Савченко посылал Худаева набираться курортного опыта, приемов, знаний). Нет, я больше ни в какую Турцию не поеду, только сюда». Дама была права, все в России можно сделать хорошо и даже лучше мировых стандартов.
В общем, насыщенной делами, заботами, обязательствами встречами, раздумьями, полнокровной жизнью живет Белгородчина. Все важно, необходимо. Но вот одно из направлений времени, первейшее.
…В августе во всей стране проходят учительские педсоветы. Методика, организация урока, внеклассная работа, сетка часов, зарплата, пожарная безопасность. Да, мало ли какие вопросы обсуждают те, кто работает в школе. Это ведь целое государство, и вопросов в нем на целую державу. Но то, что включили белгородцы как главный, важный и единственный вопрос этого педсовета-форума «Духовно-нравственные основы образования: прошлое, настоящее, будущее» можно оценить как нащупывание главного нерва во всем организме общества и школы, как стремление определить все симптомы жизнедеятельности человека, его самочувствия, его успехов и его неудач. Вопрос тонкий, деликатный. Духовность и нравственность не вырубишь топором, не выпилишь по стандарту, не позаимствуешь у западных инвесторов. Десятки факторов действуют на нее.
Да, конечно, Вера, православие, десять веков народного христианства — то, что составляет глубинность нации. Да, патриотизм, отечестволюбие. Да, классика. Классическая русская культура — литература, музыка, живопись, театр. Да, соборность, коллективность, но и личность. Да, и многое другое, что вычленяли, обсуждали, вводили в систему воспитания на этом Форуме.
В фойе — выставка стендов школьных музеев, военно-патриотических клубов, православных гимназий. Подхожу, беседую с ребятами. Да, наш клуб «Наследники Александра Невского» — клуб патриотический, мы изучаем историю России, города Валуйки. Возрождаем русские народные обычаи и традиции. Готовим Книгу памяти о героях ордена Александра Невского «Мы будем бороться за укрепление национальной и территориальной целостности страны». Молодцы александроневцы, дипломатам бы поучиться! Рядом стенд «Гранит» Новооскольского района и морские кадеты, красавцы и красавицы в форме морской пехоты из средней школы Белгорода тоже рапортуют о своих делах. Будут учиться в разных вузах, но первую закалку получили. Вот школьные музеи — от музеев Отечественной войны до музея иконы.
Вот что-то новое для меня — стенды Духовно-патриотических центров из разных районов. Глава ОблОНО, мощный красивый крепкий, этакий Илья Муромец от народного образования, Станислав Петрович Тимофеев объясняет: «Россия выросла на духовных основаниях православного верования… Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировалось в православном быту, и поэтому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры».
«Ведь Вера православная, — говорил он в своем докладе, — сейчас имеет немалые возможности, чтобы стать силой, которая способна эффективно противостоять духовной коррозии, а по сути бездуховности и распаду».
Никто не собирается разрушать принцип светскости образования (о чем кричат неудержимые либералы), но учитывать, изучать многовековой опыт своего народа мы просто обязаны.
На протяжении десяти веков Россия была православной, в ней живут более 80% русских, в Белгородской области — 92,9%. Могут и должны ли они изучать историю своей культуры? (А другой, кроме православной, культуры в России, кроме заемной, чужеземной, не было.)
Думаю, что у любого вменяемого человека тут вопрос однозначно положительный. Белгородчина — область вменяемая. В докладе на Форуме сказано: «На сегодня около 80% школьников области с согласия родителей изучают курс православной культуры, около 100 детских садов выбрали в качестве приоритетного направления деятельности духовно-нравственное воспитание, в образовательных учреждениях воспитательная работа с детьми переориентирована на народные основы и ценности, на ценности православной культуры, на ценности классической русской культуры».
А вот отсюда и создание духовно-просветительских центров, в которых работают учителя и священники (кстати, все благочиние — около 200 человек священнослужителей). Это уже серьезная, организованная сила, я бы сказал ось, пронизывающая и скрепляющая образовательную систему области. Она и создала розданные на Форуме прекрасные учебно-методические пособия, программы факультативных курсов, маршруты патриотических, православных учебных экскурсий.
Интересно можно учиться на Белгородчине. С особой гордостью показывают своего рода Катехизис, кодекс, систему устремлений учащихся, разработанную и прописанную учителями, духовно ориентированными людьми и носящую название «Образ выпускника образовательной школы Белгородской области». Этот документ имеет благословение архиепископа Иоанна и утвержден управлением образования и культуры области.
Замечательные качества прописаны в нем. Вот что должно быть присуще выпускнику:
— Почитать родителей, старших, следовать их добрым наставлениям.
— Беречься от худых дел, скверных слов и дурных мыслей.
— Ничего чужого не желать и не брать, быть правдивым, противостоять сквернословию и другим негативным факторам социальной среды, вести здоровый образ жизни.
— Не гордиться и не превозноситься.
-…Уметь быть благодарным.
— Быть твердым в испытаниях и не впадать в отчаяние.
— Стремиться к познанию Истины.
— Быть ответственным за судьбу Родины, общества, семьи, бережно относиться к историческому и духовному наследию России.
— и т. д….
Вдумчивый, компасный документ разработали учителя и священство области.
Кстати, плоды всей этой работы чувствуются, если, конечно, быть внимательным. На детском фестивале в Грайвороне стадион, где происходило действие, окружали зрители. Большинство из них были подростки, молодежь.
Не было привычных в таких случаях гвалта, шума, перепалок, «сосущих вместе» пиво, не было курящих. Моя жена специально обошла стадион: возможно, какие-то специальные надзиратели? Ребята, подростки, юноши, девушки, взрослые трезво и открыто реагировали на все, что происходило на площадках стадиона, аплодировали, смеялись, расходились весело, непринужденно, без мордобоя и шабаша, который кто-то внедрил в нашу футбольную жизнь, в разного рода поп-тусовки.
Интересуюсь природой такого поведения. Говорят, есть распоряжение властей: водку и алкоголь у общественных мест не продавать, за сквернословие штрафовать. Так ведь и вырабатываются нормы общественного поведения. Запрет — первая ступенька сознательного отношения к образу жизни. Хотя пещерный либерал, а с ним и аморальный торгаш, конечно, против. «Тоталитаризм, покушение на свободу личности!» (в центральной газете уже критиковали Белгород за это). Но, как верно заметил митрополит Кирилл: «У нас часто ратуют за свободу, подразумевая под этим свободу безнравственной личности».
На Белгородчине пекутся о достоинстве, правах, уважении личности нравственной, вырабатывающей в себе лучшие качества гражданина.
Нельзя не сказать о сильном звене во всей системе духовного развития области — это военно-патриотическое воспитание.
Во всех районах разработаны туристские маршруты для школьников, молодежи по местам боев, по местам истории. Белгородский областной центр детского и юношеского туризма прочертил их, координирует работу 306 (!) школьных паспортизированных музеев области, проводит краеведческие смотры, олимпиады, туристские походы, слеты на третьем ратном поле России, у мемориала «Курская битва», наметил маршрут святитель Иосафа в Холковский подземный монастырь, в музеи М. Щепкина, генерала Н. Ватутина, усадьбу Юсуповых и т. д.
Участники Форума резонно вопрошали: «Почему наша армия не привлекает юношество, потеряла свой былой воспитательный потенциал. Ведь по данным социологов 70% призывников заявили о ненужности воинской службы. Каждый второй считает, что такие понятия, как «воинский долг», «честь» ушли в прошлое. Ну и еще вопрос: «Кого защищать-то? Олигархов?» Да и целом по России 35% опрошенных юных граждан заявили, что хотели бы родиться и жить в другой стране. Тревожно. Опасно. Все это следствие общего ослабления духовно-нравственных основ нашего общества.
Но на Форуме назывались и конкретные причины. Мы утратили былую систему оборонно-оперативной работы с подростками и молодежью. 15 лет спорят в Москве и не выстроят Всероссийское движение ГТО.
Будущего защитника Родины одними словами и нравоучениями не воспитаешь. Нужна повседневная практическая оборонно-учебная, спортивная, спортивно-техническая воспитательная деятельность.
На Белгородчине, как свидетельствует Форум, ее выстраивают. На встрече объявлено: «В обязательном порядке
— Каждое образовательное учреждение (школа, ПТУ, детдом и т. п.) должны иметь как минимум две разновозрастные футбольные команды.
— Каждая школа с количеством обучающихся свыше 200 человек — кадетский класс.
— Объявляется конкурс на лучшую постановку оборонно-спортивной работы.
— Во всех районах до конца года создаются центры (где их нет) детского технического творчества.
— и т. д. и т. д.
В документе Форума записано: «Нам все нужно понять, что Россию не защит никто, кроме самих же россиян, и что готовить их к этому духовно, физически и профессионально нужно с детства».
И, конечно, страстно говорили об общекультурном уровне образования, о необходимости отбить все атаки на главные предметы для воспитания нравственности и патриотизма — русскую литературу и историю. Как только ни пытаются вытеснить русскую классику из учебников. Бедные: Крылов, Тютчев, Гоголь,…, Никитин, А. Толстой и другие, кто составляет гордость и цвет отечественной литературы, вытесняются из программы, учебников, из времени. Святейший патриарх, приветствуя в 1998 году писателей, пишущих на исторические, духовные темы, сказал, что в годы безбожного атеизма высокие нравственные нормы поведения приходили к нашему народу через русскую классическую литературу. Через что придут они сегодня? Через «Голубое сало» Сорокина, через варево сегодняшнего телевидения?
Белгородцы насыщают библиотеки классической исторической литературой. Проводят конкурсы, приглашают на встречи писателей со всей страны. да, большой страстный разговор прошел на этом Форуме, который с первой до последней минуты провел сам губернатор Е.С. Савченко, сделав яркое выступление, откомментировав выступления многих выступавших, посоветовав обратить внимание на цифры в статистическом ежегоднике «Образование Белгородской области 2005 год».
Справа от губернатора сидел архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и руководитель Управления образования. ректор Белгородского университета, слева — председатель областной думы, старейший педагог и приглашенный председатель Союза писателей России. В зале были главы всех районных администраций, ученые, ветераны, военные и, конечно, учителя, просвещенцы областей. Им всем предстоит колоссальная работа по духовному воспитанию молодого поколения. Но они были уверенны, профессиональны, оптимистичны.
Конечно не всем такой фронт, выстроенный из радеющих за духовное будущее наших людей, за просвещение детей, за возделывание патриотического сознания, за нравственность нравится. Некоторые хотели бы продолжать ловить рыбку в мутной воде фальсификаций, выставляя фальшивые ориентиры и ценности. Они громко кричат об ограничении свободы, об устаревших догмах патриотизма и национальной ограниченности, о консерватизме и заскорузлости православия.
Даже в такой благополучной и динамичной области, как Белгородская, такие люди, имеющие свои цели и задачи, имеются. Читаю газетку «Московский комсомолец в Белогорьи» и думаю: какой же год на дворе? То ли начало 90-х в России, то ли 2004-й — на Украине. Такой оранжевостью пахнуло. Один из собеседников в ответ на эти сетования сказал мне: «Ну что Вы беспокоитесь: это же желтая пресса». Это верно — пресса у нас свободна выбирать в своих публикациях цвет: кто голубой, кто чернушный, кто желтый. А вот «Московские комсомольцы Белогорья» избрали оранжевый.
В ответ на толерантное обращение белгородских коллег-журналистов к газете: «Друзья, когда пишете об области, замечайте и хорошее», — ее руководящие мэтры обрушились на белгородскую прессу и ее работников, обвиняя их в низкопоклонстве перед губернатором, областными законодателями, администрацией. «Почему? — заявляют они, — вы ставите при освещении событий фамилию губернатора? Сегодня губернатор один, завтра — другой». Намекают, что это культ.
Хотелось спросить, а Ваш старший брат или родитель «Московский комсомолец» перестал писать о том, что в том или ином событии участвовал Юрий Михайлович Лужков, или пишет о каком-то безличном мэре? Не замечен «Московский комсомолец» в антилужковской оппозиции и нападках на мэра. А белгородцам кто-то дал установку, да еще такую решительную, как заявление в том же номере о том, что пора разогнать, поменять нынешнюю Белгородскую думу, ибо она «сидит в кармане у губернатора» («хватит ее кормить»). Но тот же московский прародитель (я, по крайней мере, ни разу не читал) хоть раз «распушил», раскритиковал Московскую думу. Наоборот, довольно пространно рассказывает о ее работе, с почтением пишет о ее главе.
Белгородские же власти, журналисты и обыватели во всем провинились перед белгородскими «московскими комсомольцами». Критика действительно полезна и трудно спорить, если она объективна, но, когда заявляют, что «наши», (т.е. белгородские) села погрязли в нищете и пьянстве, а судьи сплошь и рядом судят безвинных — это уже какая-то банановая республика, а не центр России. Да ради красного словца чего только не скажут ребята — борцы за правду, и в их ответе своим землякам-журналистам все время проскальзывает, что это они делают во имя своей хозяюшки фирмы «ИНТЕКО-Агро».
Что-то я сомневаюсь, чтобы разумные капиталисты, хоть и миллиардеры, затевали такую борьбу с властью и населением целой области — не в их это интересах. Умеют они договариваться, учитывать обстоятельства, в отличии от пылких не самых умелых белгородских комсомольцев.
Правда в этой же газете проявился иногда высокий уровень знания и глубины «оранжевых» ребят. На 38 полосе они обстоятельно и отменно разобрали все особенности женской попки, ибо она, как вещает газета, определяет «многие особенности характера» читательниц этой многогранной газеты. Надо отдать должное — тут ребята проявили высокий профессионализм.
Ну, а белгородцам предстоит много-много важных, больших и малых, державных и семейных, личных и общественных дел. Все переплетается в нынешней нашей непростой, динамичной, противоречивой, но единственной жизни. Экономика, политика, образование, наука, экология, мораль. Белгородцы выбирают главное звено, вокруг которого выстраивают свои дела — духовное воспитание. Думается, что это и есть та ариаднина нить, которая поможет всем нам выбраться из противоречий эпохи (времени).
Пожелаем же белгородцам успехов на этом пути.