Русская линия
Православие.Ru Василий Писаревский26.09.2005 

В память о славе Куликова поля

В то время, как Красный холм Куликова поля стал своего рода центром празднества 625-й годовщины великой победы русского воинства, Москва откликнулась на славную дату своими юбилейными мероприятиями, свидетелем которых стал корреспондент «Православие.Ru».

"В ЕДИНСТВЕ — СИЛА!"

21 сентября в древнейшем и красивейшем московском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове сплелись нити русской истории.

А началось всё с простого, сделанного из ивовых ветвей креста, который преподобный Сергий Радонежский водрузил на месте будущего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Своею рукою заложил он камень в основание храма (камень тот и ныне под алтарем).

Через 10 лет после освящения храма, совершенного 8 (21) сентября 1370 года, здесь шла подготовка к Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил Великого князя Московского Димитрия Иоанновича. Здесь же были затем погребены герои Куликова поля и почивают святые мощи иноков-воителей Александра Пересвета и Андрея Осляби. Это святое место стало местом паломничества для многих людей, храм посещали и украшали русские государи, последним из которых был царь-мученик Николай II.

— Но наш храм — это и русская Голгофа, — рассказывает его нынешний настоятель, протоиерей Владимир (Силовьев). — После революции, когда были попраны все исконно русские духовные ценности, это святое место было предано безбожниками забвению. Храм был закрыт, продана на лом изумительного каслинского литья сень над могилами Пересвета и Осляби, где висели большие платиновые лампады от Военно-морского ведомства Российской империи (эти святые считались покровителями военных моряков, два эскадренных броненосца того времени носили имена «Пересвет» и «Ослябя»).

В храме был размещен компрессорный цех «режимного» завода «Динамо», и когда началось возрождение святыни, взгляду предстали полуразобранные пристройки, торчавшие на полтора метра из земли железобетонные конструкции, вода, сочившаяся из крана под стенописью, изображающей сцену Благословения прп. Сергием Великого князя и его воинов… Только в 1989 году здесь начались ежедневные моления и вновь были зажжены лампады над могилами Пересвета и Осляби. И сейчас, отмечая юбилей Куликовской битвы, мы символически зажигаем 25 лампад (по числу поистине судьбоносных лет, прошедших с момента празднования 600-летия Куликовской битвы) над их святыми останками.

С раннего утра к стенам храма стекались воины в парадной форме, молодежные отряды, государственные мужи и высокие лица Первопрестольной столицы, гости из регионов и, конечно, многочисленные богомольцы с цветами и иконами в руках. И глядя на всех этих участников праздника, я невольно думал о том, что судьба Богородице-Рождественского храма удивительным образом воспроизводит историю нашего Отечества, прошедшего через многие испытания, но всегда выходившего из них с честью и славой, восходя, по выражению Святейшего Патриарха, «от силы в силу».

Торжества открылись Божественной Литургией, которую совершил викарий Московского Патриарха архиепископ Истринский Арсений в сослужении сонма московского духовенства. А затем начался крестный ход с пением праздничного молебна празднику Рождества Пресвятой Богородицы и преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе. Во время крестного хода была отслужена заупокойная лития по воинам, «на поле брани за веру и Отечество живот свой положившим»; у памятного знака Пересвету и Ослябе возданы воинские почести.

Несколько слов об этом памятном знаке, выполненном известным скульптором Вячеславом Клыковым. На черном полукруглом постаменте изображены схима и металлические кресты, которые обычно вышивают на одежде схимников. Именно в таком одеянии, а не в броне и кольчугах воевали русские схимонахи Пересвет и Ослябя. Александр Пересвет начинал битву и выиграл ее у считавшегося непобедимым воина из монгольских степей Челубея. С нашим воином-иноком была сила Божия, молитвы преподобного Сергия. И Куликовское сражение — это в определенном смысле и духовная битва, и подвиг христианского самоотречения ради блага ближних, и победа Животворящего Креста Господня.

Нынешнее празднование ознаменовалось тем, что с родины Александра Пересвета — Брянской земли был привезен и передан в дар храму колокол весом 2200 килограммов, который, как объяснил настоятель, станет главным колоколом храма, тем более, что и называется он «Пересвет».

— Нам доставляет огромную радость участие в столь значимом для России торжестве, — сказал в своем слове губернатор Брянской области Николай Денин, — Святая Русь всегда была крепка соборным началом. Сообща вставали наши предки на защиту Родины, единым фронтом громили врагов. Нам особенно дороги слова преподобного Сергия Радонежского: «В единстве — сила!». И сегодня мы, потомки тех славных защитников, связаны нитью веры и единства в укреплении России. Освященный ныне колокол — это наш дар благословенной земле Московской и дар обители, где нашли упокоение герои поля Куликова.

Праздник в Старом Симонове шел своим чередом, и, надо заметить, на нем часто звучали слова «сохранение исторической памяти» — из уст, как духовных лиц, так и мирян. Наверное, в этом действительно отражен глубинный смысл славной даты.

— Самое обидное, что во времена безбожной власти в нашей стране делали все, чтобы «забыть» о национальных героях, — напомнил архиепископ Арсений. — Но вот прошли десятилетия, и то «светлое будущее», которое было обещано народу, так и не наступило. Мы живем с теми реалиями, с теми трудностями, которые есть. Но сегодня в народе пробудилась совесть, люди осознали, что нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». И имена Александра Пересвета и Андрея Осляби знает и помнит каждый русский человек.

О военно-историческом аспекте юбилейной даты говорил на празднике генерал-полковник Валерий Манилов, советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

— Известно, что Куликовская битва была очень жестокой: с обеих сторон участвовало по 100−150 тысяч воинов и, по многим данным, с нашей стороны погибло до 80 тысяч человек. В течение восьми дней хоронили потом павших героев — защитников Отечества. Очень важно, что эта победа, хоть и завоеванная дорогой ценой, оказалась сигналом к объединению, восстановлению единства Руси. Конечно, победа на Куликовом поле — это победа духа, но это и победа нашего военного искусства.

Вы помните — в излучине Дона и Непрядвы князь Димитрий Иванович (впоследствии он стал Донским, а тогда наш князь и воевода) выстроил войска, впервые в истории военного искусства, таким образом, чтобы тыл ему прикрывали излучины рек, строй определялся тяжелой пехотой, ядро же составляла конница, что обеспечивало возможность маневра. Как военный человек скажу, что это действительно образец ведения боя, который — при равном соотношении сил — позволил наголову разгромить противника.

В нынешние нелегкие времена, которые переживает наша страна, подчеркнул генерал-полковник, очень важно пронести историческую память — чтобы, начиная от младенческого возраста и до глубокой старости, люди помнили свои корни, откуда есть пошла земля наша и какой ценой отстаивались свобода, независимость, наша вера и наша сила, которые в правде.

На празднике говорилось также о том, что сейчас в столице предпринимаются немалые усилия, чтобы воссоздать многие замечательные памятники, например, князю Даниилу Московскому, преподобномученице Великой княгине Елизавете, основательнице Марфо-Маринской обители. Существует постановление Правительства Москвы и о создании памятника воинам-инокам Пересвету и Ослябе, на этот проект уже выделены средства, и будет объявлен конкурс на создание лучшей работы.

Предположительно, памятник встанет в окрестностях храма, ориентировочно — на Восточной улице или на реконструируемом участке набережной Москва-реки, который еще занимают заводские корпуса. Так здесь планируется разместить своеобразный пантеон русской воинской славы.

И еще одна новость, объявленная на празднике. Имена святых иноков — героев Куликовской битвы, возможно, вновь будут носить российские военные корабли: Святейший Патриарх направил соответствующее обращение к главкому ВМФ.

«КНЯЗЬ И ИГУМЕН»

Так называется эта замечательная выставка, открывшаяся к 625-летнему юбилею Куликовской битвы 20 сентября в Государственном Историческом музее.

— Интерес к истории русской военной славы в нашей стране постоянно растет, — говорит Владимир Гриценко, директор Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». — Если восемь лет назад наш музей посетили за год 12 тысяч человек, то сейчас уже 120 тысяч. И это — не считая самих дней празднования юбилея Куликовской битвы. В центре внимания экспозиции здесь, в Историческом музее, — великий князь и игумен Земли Русской. В исторической памяти потомков Дмитрий Донской остался, прежде всего, как национальный герой, победитель на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, «светильником Веры», озарившим путь к ее государственному и политическому возрождению. Сегодня актуальна, как никогда, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения и приуроченная к юбилею выставка будет этому всемерно способствовать.

В церемонии открытия выставки по благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента принял участие священник Георгий Ванкин, клирик московского храма Святых мучеников Адриана и Наталии.

— Отрадно, что эта выставка приносит нашему сознанию, нашей душе чувство единства друг с другом, сеет зерна, которые должны прорасти в дела любви к ближнему и к Отечеству, — отметил он. — Сегодня, когда во всем мире мы наблюдаем натиск агрессивного секуляризма, нам всем необходимо чувство приобщенности к своим корням, к православной традиции. И такая сплоченность в наше время может явить себя только под покровом Церкви. Вспомним мудрые слова: быть русским означает быть православным.

На выставке представлены экспонаты из собрания Исторического музея, Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии, музеев Московского Кремля и Российского государственного архива древних актов. Среди них — уникальные реликвии, связанные с именами Дмитрия Донского и преподобного Сергия (например, литургические сосуды — потир и дискос); предметы, найденные на месте битвы, выдающиеся литературные произведения — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и другие документы. Один из самых ранних источников по событиям Куликовской битвы — «Синодик Успенского собора Московского Кремля» с занесенными в него именами воинов, погибших на реке Воже в 1378 году и на Куликовом поле в 1380 году.

Особый интерес представляют также иконы преподобного Сергия, например, икона из Устюжины с клеймами жития святого (первая треть ХVII века), икона «Богоматерь Донская», связанная с воспоминаниями о победе на Дону.

Следует отметить один из самых ранних памятников московского лицевого шитья воздух «Спас на убрусе с предстоящими» (1389 г.). Этот воздух был вышит великой княгиней Марией Тверской, дочерью убитого в Орде тверского князя Александра Михайловича и женой московского князя Симеона Гордого.

Украшением выставки стал впервые представленный эскиз художника Валентина Серова «После битвы на Куликовом поле», недавно переданный в дар Историческому музею.

Экспонируются на выставке и произведения мелкой пластики, например, крест-мощевик, найденный в конце ХIХ века на Куликовом поле. Такие кресты были широко распространены на Руси и считались особым благословением для их обладателей. Они передавались по наследству, их прикладывали к иконам и святым мощам…

Всем, кому дорога наше славная история, рады сообщить: выставка будет работать по 14 ноября.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/50 923 103 459


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика