Русская линия
Вера-Эском19.09.2005 

Христианин и современная музыка
Что из модной музыки последних десятилетий, в том числе рок-культуры, приемлемо для православной молодежи?

Иерей Пафнутий Жуков (Сыктывкар):

— У меня сын копается во всех этих стилях и направлениях, но копаться-то, по сути, не в чем. Все очень бедно. Даже если говорить об эпохе расцвета русского рока, то и «Аквариум», и «Кино» — это всего лишь попытки пустить пыль в глаза. Гребенщиков, по его словам, превзошел уже христианство и ушел в какие-то космические высоты. Я не предаю его анафеме, но он жалок. «Кино» — бунтарство для своего времени и скука смертная для нашего. Музыки там нет, есть ритм, который не укладывался в марш строителей пятилеток и этим привлек в свое время внимание. Из западной музыки я бы выделил Пола Маккартни — крупнейшего мелодиста своего времени. Интересен «Реквием» Ллойда Уэббера, в котором он явно обращается к духовной стороне жизни, ищет себя. Гораздо более известен Уэббер по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда», где музыка неплоха, но ничего выдающегося в ней нет. Если говорить о тексте, то он просто слаб. Это опера стала попыткой примирить рок, а если шире — современную молодежную культуру и христианство. Попытка оказалась неудачной, и дело лишь отчасти в авторе, слишком поверхностна сама культура. Ради музыки можно послушать, но вы ничего не потеряете, если не услышите. Как сказал апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно».

Наиболее ценным в современной музыке я считаю профессиональные работы с фольклором — это хорошо получается у ирландцев, англичан, немцев, и у нас бывают удачи. Это вообще плодотворное направление, им занимались в XIX веке и Римский-Корсаков, и Чайковский. Вообще я плохо понимаю, зачем православным увлекаться бедной, малоталантливой музыкой, если есть великие композиторы далекого и не слишком далекого прошлого с их музыкой, живой и вечной. Бог даст, появятся новые гении, в том числе и в России. Сын, хорошо знающий современную музыку, согласен со мной в этом вопросе, и чаще всего мы сходимся во мнении, что интересного мало, и в любви к Рахманинову, в том, что музыку нужно оценивать по ее талантливости, а не дате написания.

Протоиерей Александр Перминов (Вятка):

— Многое из современной музыки приемлемо, но ничто не должно обладать нами, во всем нужно знать чувство меры. В клубе байкеров «Преображение», который я окормляю, мы музыку не особо слушаем, нет помещения, хотя хотелось бы это изменить. В апреле я встречался с группой байкеров «Форт Эмси», у которых есть аппаратура, проходят вечеринки. Со мной были записи хора казаков-белогвардейцев под управлением Жарова, я поставил, послушали. Президент клуба спрашивает: «Что это было?» Объяснил, и дело закончилось тем, что он попросил подарить эти кассеты". То есть всякого рода сомнительную музыку нужно не просто вытеснять, а замещать чем-то. Хотя, конечно, сатанинской музыке отпор нужно давать, вроде той, что исполняет Мерлин Мэнсон, которую впору бесам петь в аду. Наши вятские байкеры такого, конечно, не слушают. Но хотелось бы, чтобы слушали что-то хорошее. Думаю, что могли бы воспринять и тех же казаков, и замечательные песнопения хора архимандрита Саввы (Мормыля) из Троице-Сергиевой лавры. Я общался в Германии с одним протестантом, и оказалось, что у нас у обоих в машинах есть кассеты с записями лаврского хора, в частности песнопения из акафиста Божией Матери. Несмотря на конфессиональные различия, это нас сблизило. К сожалению, современная православная культура по части музыки мало что может предложить ценного. Записать диск легче, чем подобрать репертуар. В основном все на любителя.

Если говорить о русском роке, то такие группы, как «Чайф», очень патриотичны, их песни заставляют задуматься, хотя у них много и бестолкового. Сейчас Кинчева заявляют как православного, но я с его творчеством не знаком, и у наших ребят он тоже популярностью не пользуется. Было такое, что как-то Вячеслава Бутусова из «Наутилиуса Помпилиуса» пригласили выступить в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, он сказал, что, мол, несколько удивлен, но на всякий случай отпустил бороду. У «Кино» музыка была не ахти, но тексты вполне достойные. Трудно что-то посоветовать, что из всего этого позволительно слушать, а что нет. Вот чего бы я точно не рекомендовал, так это современную попсу с ее песенками в духе «Поцелуй меня везде». Там ни музыки, ни текста, это просто пропаганда бескультурности, нужно избегать порчи вкуса, воспитывать человека на достойных примерах, работать в этом направлении. Ведь и классическую музыку можно так подать, что она будет восприниматься как современная. Необязательно ее исполнять на клавесине, возможны какие-то новые аранжировки. Были удачные опыты у студии «Дисней», когда, например, музыку Штрауса накладывали на мультфильмы, и дети ее прекрасно воспринимали. Каждый, кто в силах, должен что-то делать в этом направлении, прививать детям, молодежи вкус к хорошей музыке и бороться с пошлятиной, которой сейчас так много, что за державу обидно.

Иерей Александр Балыбердин (секретарь Вятской епархии):

— Я могу сказать, что мне самому нравится. Вот уже лет десять люблю послушать саундтреки, то есть музыку, написанную к кинофильмам. Там есть и малые формы, и целые симфонические поэмы. Это современно и в то же время сделано на хорошем культурном уровне, в создании саундтреков часто принимают участие довольно крупные композиторы. На память приходит музыка к фильмам «Титаник», «Пианино», «1492», к мультфильму «Спирит».

Еще интересна музыка, уходящая корнями в народную культуру, в том числе блюз и кантри. Если говорить о западной музыке, то неплохо работает гитарист и композитор Марк Нопфлер, известный в прошлом как основатель группы «Dire Straits», но творит он и как самостоятельный автор. Если говорить о российской музыке второй половины ХХ века, то есть отдельные находки, очень ценно то, что переиздана серия дисков с записями Михаила Таривердиева, много писавшего для кино, театра, под общим названием «Тихая музыка». Какие-то находки можно отметить у Гребенщикова, Шевчука, группы «Чайф», но у них в общем-то лишь какие-то крупицы рассыпаны. Что ближе лично мне — это работы некоторых наших бардов. Мне по-прежнему близки некоторые песни матушки Людмилы Кононовой, которые можно назвать настоящими произведениями искусства. А еще Господь дважды сводил, например, с супругами Михайловыми — Александром и Еленой, которые приезжали в Вятку по приглашению епархии. Они учат радоваться Богу, а не отпугивают от Него заунывно-покаянными мотивами, которые, увы, часто можно услышать. Подходишь к православному киоску и слышишь через динамики, как кто-то перебирает уныло гитару, выдавая набор каких-то околоцерковных фраз. Из неправославных слушаю Владимира Лансберга, Юрия Визбора, Александра Дольского и Окуджаву, конечно. Это авторы, которые могли малыми средствами сказать о многом — и о человек, и о Боге.

Если брать в целом светскую музыку, да и немалую часть так называемой православной, то нужно достаточно критично к ней относиться, помнить, что она относится к сфере душевной культуры, принадлежит миру. А Церковь учит мир не принимать без оглядки, хотя и не отвергать его, от чего-то в нем отстраняться, но чему-то и радоваться. Владыка Антоний Сурожский напоминал, что христианин — это тот, кто вокруг себя старается видеть Христа, а не сатану, радоваться, когда видит Господа в ближних, печалиться, когда не видит. В том же духе рассуждал протопресвитер Иоанн Меендорф, полагавший, что Бог не связан нашими обрядами, представлениями. Дух дышит, где хочет, в том числе и самой различной музыке. Нужно это дыхание учиться чувствовать, понимать, что это главный критерий в оценке того, что христианину слушать, а что нет.

http://www.vera.mrezha.ru/499/5.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика