Русская линия
Парламентская газета Валерий Руденко16.09.2005 

С молитвой и Божией помощью
Подсобное хозяйство Оптиной пустыни возрождает лучшие аграрные традиции монастырей дореволюционной России

В Медовый Спас этого года Оптина пустынь впервые попотчевала насельников и паломников собственным медом. Пасекой на сто пчелосемей монастырь обзавелся по весне, с началом цветения ульи вывезли на поля — поближе к медоносам, там пчелы и летовали, пока не настала пора качать первый сладкий урожай.

Что по качеству, что по количеству выдался он на славу. Кому довелось отведать оптинского меда — все отмечают его божественный вкус и аромат. Слово «божественный» здесь особенно уместно, ведь плоды трудов пчел и пасечников благославил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй во время августовской пастырской поездки в Калужскую епархию, — благословил и пожелал, чтобы «вкушающие освященную пищу обретали благополучие и здравие, исполнялись всякого блага».

Подсобное хозяйство монастыря произвело сильное впечатление на святейшего еще и тем, что высоких урожаев и надоев добиваются тут бывшие горожане, составляющие большинство монастырской братии. В трудовом послушании на сельскохозяйственных работах ей добровольно помогают паломники, есть несколько наемных работников, а в страду на поля выходят и священники, и игумены. Трудиться начинают с молитвы, да и в течение дня, выполняя монотонную работу на прополке или сборе плодов, мыслями постоянно обращаются к Богу. В Его помощи видят они главную причину аграрного преуспевания.

И действительно, оптинское хозяйство являет собой этакий оазис на фоне всего района — тут и зерновые гуще, и колос полнее, коровы дают молока от души, в садах и на огороде — изобилие. Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев не случайно назвал его образцовым. По данным районной администрации, урожайность монастырской пшеницы ниже 45−50 центнеров с гектара не опускается, хотя на соседних, мирских полях больше 30−35 центнеров не бывает, и это считается неплохим результатом. От коровы получают по 6−7 тысяч литров молока в год — в полтора, а то и в два — два с половиной раза больше, чем хорошие доярки в бывших колхозах и совхозах. Даже свой виноградник есть, седьмой год ему. Виноградарь иеродьякон Сергий считает, что в ближайшие годы можно ожидать до 15 килограммов ягод с куста, а пока это больше эксперимент — получится ли?

Наверняка получится. Известно же, что до революции монахи успешно растили виноград даже на Соловках, а здесь все-таки средняя полоса России, климат потеплее, земля получше, солнышка побольше Бог поможет!

Монастырский эконом отец Досифей рассказывает, что хозяйство у обители не такое уж большое — 800 гектаров земли, 35 коров, около 500 кур:

— В этом году вот завели восемь лошадей для перевозок по монастырю и работы в поле, приобрели механические сенокосилки — ничего, справляемся

Произведенную сельхозпродукцию не продают — плоды рук своих братия щедро жертвует на благотворительные цели — например детским садам Калужской области, она идет на прокорм сотни насельников, а также паломников, которых по выходным приезжает в обитель по 600−800 человек.

Традиция бесплатного стола для приезжих ведется в российских монастырях исстари. Оптина пустынь в 1865 году в своей странноприимной кормила около 300 человек и раздавала милостыню от 10 до 15 рублей (по тем временам большие деньги), да еще снабжала бедных жителей соседнего городка Козельска лесом для постройки домов и дозволяла собирать в монастырском лесу сучья на дрова. В начале второй половины XIX века при обители были построены два конных двора, скотный двор, кирпичный и черепичный заводы, мельница, устроен хутор для лугового хозяйства и рыбной ловли на реке Жиздре, приобретены и превращены в огород болотные земли, разбиты фруктовые сады.

До революции подсобное хозяйство российских монастырей было важным фактором продовольственного благополучия страны. Они занимали около 900 тысяч гектаров земли и производили 15−20 процентов всей сельскохозяйственной продукции. После разгона обителей в первые послереволюционные годы Россия лишилась значительных продовольственных поступлений. Святовведенская Оптина пустынь была закрыта декретом Совета народных комиссаров РСФСР в январе 1918-го, но в 1919-м братия создала сельскохозяйственную артель во главе с архимандритом Исаакием. Продержалась она всего четыре года и тоже была закрыта, а монастырские здания переданы под общежитие местному совхозу и лесозаводу.

Оптину пустынь вернули церкви лишь через семь десятков лет после закрытия, в 1987-м. Обитель и сейчас еще не оправилась до конца после испытаний, но уже зримо обретает свои прежние величавые черты. Сбываются слова оптинского старца отца Анатолия (Потапова), который в феврале 17-го предсказал: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но после «шторма явлено будет великое чудо Божие… все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предначертанным».

За неполное десятилетие обитель возродилась как духовный центр, встало на ноги и ее подсобное хозяйство. Патриарх Алексий II, отмечая этот факт, подчеркивал: «Возрождение сельского хозяйства сопряжено со многими трудностями, что ощущают на себе почти все страны мира, а здесь, в Оптиной пустыни, без дотаций и государственной помощи возрождается сельское хозяйство».

Возрождается с молитвой и помощью Божией…

http://www.pnp.ru/archive/17 790 129.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика