Гудок | Валерий Ганичев | 16.09.2005 |
Нет, сказочные строения были не там, в глубинах, а на берегу и каким-то естественным образом сливались с водяными видениями. В этот сиятельный июльский день один из красивейших и значимых монастырей России — Антонио-Сийский — представал перед писателями, учеными, чиновным людом, приехавшим для исполнения серьезной миссии учреждения Архангельского отделения Всемирного Русского Народного Собора.
Не в городских конференц-залах, а здесь, в стенах старейшего, основанного 485 лет назад монастыря, после литургической службы предстояло учредить отделение Собора.
Это придало событию глубинный, знаковый характер. Какой-то восторженный холодок пробегал по спине, ощущавшей, что здесь в 1520 году преподобный Антоний основал свою обитель, виденье которой явилось ему в начале иноческого пути, когда перед ним предстал световидный старец в белых ризах с крестом и благословил на пустынножительное наставничество многих иноков.
Вот и тогда, 485 лет назад, вышел священник-монах Антоний с иноками к озеру и стал на молитву. Их увидел ловец (охотник) Самуил и поведал, что те, кто здесь охотится, часто слышат звоны, пение монахов и даже звук топоров, и народ считал, что место это предназначено для святой обители. Антоний здесь, на берегу озера, по которому протекала река Сия, поставил крест, срубил с помощниками часовню.
Было трудно, холодно, но монахи молились, пахали землю, принимали страждущих. Что поражает: Антоний послал своих сподвижников к Великому князю Василию Ивановичу в Москву, и тот их принял и наделил правом на учреждение Свято-Троицкого монастыря, даровал земли вокруг. Еще за двести лет до того основал и посвятил Святой Троице свою обитель игумен земли Русской Сергий Радонежский, придав этому христианскому догмату смысл живого единства. Антоний к такому единству на всех краях Руси стремился, и, на мой взгляд, название Свято-Троицкого монастыря на Сие не случайно. Постепенно монастырь крепнет, становится заметным духовным центром Подвинья. Предсказание световидного старца сбылось. Антоний стал «наставником множества иноков». А наставником он был мудрым, учительным и, несмотря на свой авторитет, в трапезной на общем собрании обсуждал с братией все монастырские дела общины и тем самым приучал иноков мыслить, высказываться и отвечать за сказанное, за дела, поступки. Тем более что исполнение решений было обязательным для каждого.
Все монахи, как предписывал преподобный, постоянно молились, соблюдали посты, блюли все монастырские правила в келье, трапезной, во всем соединяли молитвенные и хозяйственные труды.
Казалось бы, дебри, леса, реки, озера отдаляют монастырь от Вологды, Новгорода и тем более от Москвы. Можно впасть в уныние, забвение, дикость. Но нет, идет по дорогам, тропам, двигается по водным путям православное знание, книжная премудрость, примеры святости и чудотворения Руси и всего христианского мира.
Здесь, на Севере, близкими становятся имена первоучителей церковных Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоустого. Русь связывается незримыми нитями и со всем православным миром.
Преподобный Антоний считал необходимым просветить монахов и силой православного книжного знания, положив начало переписыванию книг, завел библиотеку. Монастырь стал и центром хозяйственной жизни, возделаны кругом поля, разводится скот. Доходы приносит солеварение, искусством которого монахи овладели в совершенстве — так же, как выделкой кожи, портняжным либо тарным ремеслом. К монастырю тянутся бедные, убогие, ищущие душевного покоя и духовного покровительства.
Преподобный Антоний никого не отгонял, братии завещал: «Живите в общежитии равно духовно и телесно, пищею и одеждою по заповеди святых отцов, нищих же кормите в довольстве и милостыню подавайте, да не оскудеет место сие святое».
Преподобный был рачительным хозяином монастыря, большим заботником о людях, но, главное, великим молитвенником, дважды уходил он из обители в пустынножительство, где неусыпно молился, «осветлял душу» и неустанно трудился: пахал, сеял, ловил, как подобает святому, рыбу; все, что добывал, отсылал в монастырь. Был беспощаден к своей плоти, постоянно вел «мысленную брань», истязал ее, борясь с исступлением. Все это дало ему великую силу духа, дар прозрения.
В 1556 году Антоний умер, а уже в 1579-м произошла его канонизация. Это стало промыслительно, ибо то был век истинной русской святости, в это время Русь постигает себя. Время митрополита Макария, при котором канонизировано к общерусскому прославлению около 40 русских святых, почитаемых до того местно. Именно в это время составлены великие Четьи-Минеи — свод книг о жизни святых. Все местночтимые святые подтягивались к Москве, которая становилась духовным центром Руси с опорой на этих святых. К Антониево-Сийскому монастырю недаром благоволил сам царь Иван Грозный, ибо в такого рода опорных пунктах он видел скрепы Руси, ее молитвенную, засечную линию. Где же державные, духовные центры у сегодняшней власти? Ведь великая трагедия Отечества состояла в том, что эти молитвенные и державные центры в XX веке были разгромлены. «Бог мудрый, а дьявол проворный» — это часто говорит Святейший Патриарх. Ныне монастырь возрождается. Молитва к молитве, камень к камню, паломник к паломнику. Надеемся, что монастыри снова займут важное место в духовной, культурной, экономической жизни страны.
Да и мы в тот день были и молитвенники, и паломники, и созидатели. Светоносная Литургия, которую торжественно провел епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, знакомство с монастырем, его возрождающимися храмами и работа всех по созданию, закреплению на земле архангельской Всемирного Русского Народного Собора, глава которого — Святейший Патриарх, соединили нас воедино.
Перед началом соборной встречи преклонились мы перед плитой, под которой покоятся мощи Святого, и все в единодушии молились: «Святый отче Антоний, моли Бога о нас!»
А он и молился о нас, грешных, все эти годы — несмотря на погром и закрытие в 1923 году монастыря, создание в его стенах «коммуны», проевшей все запасы и ликвидированной вскорости. А затем — инвалиды, пионеры, облисполкомовцы… Разрушено было многое, возведена лишь «Попова баня». Но это не монашеская мыльня, а банька, построенная для руководителя области Попова.
В 1992 году пришел сюда иеромонах Трифон — умный, остроглазый, хваткий. Казалось, его не хватало все эти годы обители. Чувствуется, что монастырь теперь обживается, обустраивается, укрепляется. В пять тридцать утра здесь служится молебен основателю монастыря преподобному Антонию. Этим укрепляется все вокруг. Высокой, торжественной, уже утвердившейся традицией завершается вечерня: идут монахи, богомольцы, паломники, крестным ходом обходя храмы и всю площадь монастыря, впереди фонарь и икона Божией Матери. Звучит «Богородице Дево, радуйся». Богородица к обители благосклонна. Духовное поле монастыря разрастается, его подворья выросли в Емецке, Сельце, Архангельске, Санкт-Петербурге.
В Северной столице строится деревянный храм в честь преподобного Антония Сийского. Продолжаются усилия святого и в собирании книг. Библиотека уже имеет десять тысяч книг и журналов. Внесли свою лепту в это дело и мы. Иконописная мастерская антониосийцев известна за пределами обители. Братия издает газету «Духовный сеятель», приложение «Педагогический семинар», альманах «Сийский хронограф».
Так духом и молитвой, трудами епископа и настоятеля, монахов и тружеников, местных властей и благотворителей в северной Европейской части России, среди лесов и вод вновь поднялся и укрепляется замечательный монастырь, духовный центр, опора церкви и православного народа.
И, наверное, не случайно по своей дерзостной дороге в Москву некогда сюда зашел юный Михаил Ломоносов. Ясно, что помолился, попросил доброго совета и благословения у своего дяди Ивана Дорофеевича, обитавшего в монастыре, прикоснулся к благословенной земле. Прикоснемся и мы.
Валерий ГАНИЧЕВ, председатель правления Союза писателей России