Русская линия
Православие.Ru Василий Писаревский05.09.2005 

«Перезвон» на Патриаршем подворье

Русь Святая зовет, звон плывет, как встарь.
Русь Святая живет, пока звонит звонарь.

(Из песни иеромонаха Романа)

Патриаршее подворье – храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово
Патриаршее подворье — храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово
3−4 сентября в Москве по благословению Святейшего Патриарха Алексия II прошел фестиваль колокольного звона «Перезвон», органично вписавшийся в программу празднеств Дня города. В нем участвовали не только настоящие звонари, но и все желающие, включая самых маленьких москвичей (для них были установлены три переносные звонницы). Место проведения фестиваля — Патриаршее Подворье храма Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово — было выбрано не случайно. Конечно, практически во всех столичных храмах совершаются ежедневные богослужения, но далеко не в каждом храме прихожане слышат каждый день мелодичный перезвон колоколов, зовущий их на молитву.

Еще издали, как только показались синие купола монументального храма, воздвигнутого в честь тысячелетия крещения Руси, я услышал праздничный трезвон и увидел, что некуда поставить машину. Это съехались звонари со всех концов Москвы и Подмосковья, а также из некоторых регионов.

Фестиваль начался торжественным молебном, который возглавил ключарь храма — отец Олег (Воробьев). А дальше — выступления участников на основной звоннице храмового комплекса, их общение в «рабочей обстановке» и беседы за «круглым столом» по проблемам возрождения колокольного искусства в России. И снова звоны, звоны, звоны…

— Мы не собираемся устраивать здесь соревнования звонарей, выявлять лучших, — говорит организатор фестиваля, директор московского «Колокольного центра» Виктор Шариков (мы застали его возле переносной звонницы, где он в последний час перед открытием фестиваля сам полировал до блеска колокол-благовестник). — Наша основная задача — побыть всем вместе в своем кругу, пообщаться, подпитаться ценным опытом.

ВсЈ началось четыре года назад в Звенигороде, с первого фестиваля «Перезвон», устроенного в Саввино-Сторожевском монастыре, рассказал он. Уже тогда ощущалась насущная необходимость таких встреч звонарей: ведь батюшки общаются на собраниях благочиний и епархиальных, у певчих тоже есть свой круг общения; а звонари чем хуже? Естественно, этим делом занялся «Колокольный центр», которому в этом году исполняется 10 лет.

— Поздравляем Вас с юбилеем! Что же, Виктор Григорьевич, Вы считаете главным в работе Центра?

— Конечно, обучение звонарей в традициях русского православного церковного звона. На сегодняшний день подготовлено уже более 600 дипломированных звонарей. В Центре существуют трехмесячные курсы, где каждый обратившийся к нам (естественно, православный и желающий послужить Церкви) может пройти обучение у квалифицированных преподавателей. Мы занимаемся на колокольне храма Святителя Николая в Заяицком на Раушской набережной, 26. Каждый курс — это 25−30 человек, а практически работаем уже малыми группами по 5 звонарей. Есть и теоретические занятия: история православного звона, литье колоколов, музыкальная акустика, что очень важно — меры безопасности при работе с колоколами и, конечно, изучение Устава церковного звона. Могу сказать, что занимаются у нас самые разные люди: их возраст — от 12 до 65 лет, в среднем это учащиеся 20−25 лет. Примерно четверть из них — женщины.

— Нужно ли иметь специальное музыкальное образование, чтобы попасть на ваши курсы?

— Вовсе нет. Потому что звонарское дело — это не музыка. В первую очередь, это ответственное церковное послушание. Важно помнить, что это не концерт, не эстрада; церковный звон занимает значимое место в богослужении. Работа звонаря укладывается в четкий порядок, определенный Уставом колокольного звона. Если вы обратитесь к отечественной истории, то увидите, что из наших лучших звонарей редко кто был музыкально образован.

С другой стороны, многие музыканты стремятся сейчас приобщиться к звонарскому делу. И мы наблюдаем некую тенденцию, которая не может не настораживать: это попытки уйти от духовности традиционного колокольного звона в сторону музыкальности, даже вычурности, внешних эффектов. Это серьезная и не новая проблема, она встречалась в нашей истории, например, в начале ХIХ века. И здесь надо четко понимать: музыка и ее возможности — это одно, а храм с его колоколами — другое; это святое место, где есть свой канон, устав, традиции, которые негоже нарушать.

Мы учим людей овладевать искусством именно церковного звона, когда колокольная речь льется гармонично и в положенном ей ключе. То есть быть звонарем — это непростое послушание. Ведь звон слышат все — и верующий человек и тот, кто сегодня, может, еще далек от Церкви. А завтра, проходя мимо храма, он может воспринять сердцем колокольный голос, и душа сама запросится зайти в дом Божий, хотя бы на минутку…

Благодарю Виктора Григорьевича за то, что он уделил для нас время, и прощаюсь с ним. Рядом с одной из переносных звонниц вижу стенд с книгами, буклетами, компакт-дисками по колокольному звону (многие выпущены самим Центром) — всЈ это охотно раскупаются гостями фестиваля. Так «Колокольный центр» представил еще одно направление своей деятельности — просветительское, которому уделяется большое внимание. Кстати, постоянно расширяющиеся фонды основанной им библиотеки уже стали крупнейшим в России собранием информации по православному звону.

А еще при Центре, оказывается, создан уникальный в своем роде Музей православного звона, знакомящий с историей и традициями русского церковного звона, искусством литья колоколов от раннего христианства до наших дней. Центр занимается также поиском спрятанных и затонувших колоколов. А еще — вместе с помощниками по всей России ведет интереснейшую и очень нужную работу по обследованию и учету исторически ценных колоколов; на сегодня осмотрено уже 155 храмов, монастырей, музеев и частных коллекций, паспортизировано 1850 колоколов…

Среди участников нынешнего фестиваля — немало выпускников «Колокольного центра». Продолжая эстафету на местах, они обучают юное поколение звонарскому искусству, организуя кружки при воскресных школах, курсы при обителях и епархиях, и Центр помогает им в методическом плане, снабжает учебными пособиями.

Бывший выпускник Центра, 16-летний Илья Дроздихин — сейчас один из звонарей храма, принявшего фестиваль под свой покров. Он приглашает меня подняться на звонницу храмового комплекса. Может, потому, что здесь ему знаком каждый звук и призвук колокольного голоса, а, может, в силу природного дара, его звоны, мне кажется, разносят особое благозвучие по всей округе. Впрочем, у Ильи уже выпущен (и представлен здесь) первый диск с его «Звонами Патриаршего Подворья» (Благовест в двои, праздничный перезвон, встречный звон, былина, размышление, венчальный звон, погребальный звон, Великий трезвон), а также с буклет об истории храма, иллюстрированным его фотографиями.

— Старались успеть как раз к фестивалю, — говорит Илья. — Все композиции исполнены мною на этой звоннице. А еще я звоню в нескольких московских храмах, кое-где алтарничаю, помогаю как дизайнер на официальных сайтах Центра — www.bilo.ru и храма Живоначальной Троицы — www.1000let.ru.

— Илья, что значат для тебя колокольные звоны?

— Это — неотъемлемая часть моей жизни, — не задумываясь, отвечает он, — Звонарь — это и послушание, и призвание. А еще — любовь к колоколам, к звону.

Обширная территория храмового комплекса все больше заполняется участниками и гостями фестиваля, многие, с рюкзаками за спиной, прибыли, видимо, издалека, очень много детей разных возрастов. И чуть ли не каждый старается попробовать свои силы на звонницах, показать свое мастерство. Тут же возникают мини-дискуссии по насущным проблемах звонарей, которые продолжаются затем за «круглым столом».

Один из важнейших вопросов для тех, кто исполняет сегодня в храме послушание звонаря, — это вопрос о качестве звона: какой звон можно считать действительно православным, каноническим? Как с самого начала учиться звонить грамотно? Как можно определить понятие — колокольное благозвучие, когда непременно должна присутствовать ритмическая логика, внутренне организующая удары колоколов? Как справляться звонарю с явным неблагозвучием своей звонницы, если нет надежды в ближайшее время чем-либо ее пополнить? И пусть даже на эти и другие вопросы нет сразу полных ответов; главное, что впереди новые встречи, обогащающие каждого его участника.

Вот как оценивает значимость фестиваля «Перезвон» отец Олег (Воробьев):

— Наш фестиваль собрал звонарей из разных мест, выпускников разных школ колокольного звона. Они молятся вместе, звонят вместе, общаются и перенимают опыт звонарского искусства. Издревле колокольный звон занимал важное место в богослужении православной Церкви. Недаром во время лютых гонений, которые 70 лет проходили на нашей земле, эти могучие «бессловесные проповеди» оказались под запретом. Так был ненавистен звон русских церквей безбожной власти. Но, по милости Божией, эти времена остались в прошлом, и, как мы видим, колокольный звон все больше возрождается на Святой Руси. Может быть, после нашего фестиваля кто-то захочет научиться хорошо звонить, кто-то решит стать звонарем в храме. Дай Бог!

В заключение приведу личную историю, поведанную отцом Олегом всем собравшимся на торжественном молебне:

— Когда мы освящали колокола в нашем храме Живоначальной Троицы, вечером в Крещение или сразу после Крещения — точно не помню, стоял мороз в 27 градусов. Все замерзли во время долгого молебна об освящении колоколов. Поднимаясь на звонницу, я окончательно закоченел, даже не чувствовал руками перил. Но когда начали звонить, то буквально через минуту мне стало жарко. И такой радостью преисполнились моя душа, мое сердце, что уже до конца этого дня я совсем не чувствовал мороза. Это, конечно, небольшое чудо, но оно подтверждает: колокольный звон духовен сам по себе, а если еще колокола делают мастера, которые перед их отливкой молятся, читают Евангелие, тогда, колокольный звон имеет огромную силу!

Думаю, что с любым молебном по освящению колоколов связана какая-нибудь чудесная история…

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/50 905 135 704


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика