Русская линия
Церковный вестник31.08.2005 

В стране древних храмов и монастырей

Македония — одна из древнейших православных стран славянского мира. Здесь проповедовали ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия святые Климент и Наум Охридские. Здесь сохранились в своем первозданном величии храмы и монастыри времен Византийской империи. Но в России мало знают об этой земле, русские паломники — редкие гости в Македонии. Корреспондент «Церковного вестника» Мария Виноградова посетила эту удивительную страну вместе с делегацией Фонда единства православных народов.

Македония — маленькая горная страна на Балканском полуострове. Расположена она на стыке границ Болгарии, Сербии, Албании и Греции. Население страны — 3,5 миллиона человек. Наибольшие по численности этнические группы — славяне-македонцы, албанцы и цыгане.

История Македонии насчитывает несколько тысячелетий. Некогда эта территория входила в состав державы Александра Македонского, а позднее стала отдаленной провинцией Римской империи. Затем Македония входила в состав Византийской империи, а перейдя к Сербии, разделила с ней многовековое турецкое рабство. После Балканских войн Македония была разделена между Сербией, Грецией и Болгарией. Славянская часть Македонии была одной из республик Югославии. После ее развала Македония выделилась из состава Югославии и стала независимым государством.

Кризис в Косово затронул и Македонию. Районы, граничащие с Косово и Албанией, считаются неспокойными из-за того, что значительную часть их населения составляют мусульмане-албанцы.

В 1991 году, когда государство объявило себя независимой Республикой Македонией, Греция протестовала против такого названия, поскольку древняя Македония была частью греческих владений и северная область Греции до сих пор называется Македонией.

Россия первая признала новое независимое государство.

Одна из самых серьезных проблем в стране связана с церковным расколом. Самопровозглашенная Македонская Православная Церковь, входившая в состав Сербской Православной Церкви на правах автономии, в 1967 году на церковно-народном Соборе в Охриде провозгласила автокефалию. Однако ни Сербская, ни другие поместные Православные Церкви не признали этого статуса. В результате каноническое общение македонских епископов с их православными собратьями во всем мире прекратилось. И Сербская Православная Церковь, и неканоническая Македонская Православная Церковь надеются на посредническое участие в урегулировании этого вопроса Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Святейший Патриарх Алексий не раз подтверждал возможность такого участия, подчеркивая, что разногласия между сербской и македонской сторонами в отношении церковного устройства в Македонии могут быть разрешены только путем церковного диалога, основанного на канонах. Святейший Патриарх высказал надежду на то, что разделивший православные славянские народы раскол будет в конце концов преодолен.

Македония относится к беднейшим государствам Европы. В стране много безработных, и молодежь стремится уехать на Запад. Однако примеров вопиющей бедности на улицах городов и сел Македонии не встретишь. Типичные балканские дома — двухэтажные, белые с красной черепичной крышей — выглядят очень ухоженными. На первом этаже расположены кухня и открытая веранда, где семья обычно обедает, а на втором этаже — спальни. К дому примыкают хозяйственные постройки.

Македонцы — трудолюбивый народ. Благодаря благоприятному климату им удается собирать по два урожая в год. В долинах много, а склоны гор занимают виноградники. В Македонии производят очень вкусное вино.

Жители Македонии сохранили особенности традиционного быта: по улицам на длинных веревках сушится табак, часто можно встретить проезжающих верхом на осликах, в маленьких городах рядом с автодорожными знаками для автомобилистов соседствуют указатели для тех, кто путешествует на лошадях. На деревенской улице можно встретить и старинную телегу с огромными колесами. Как говорят сами македонцы, случаи воровства — большая редкость, хозяева машин обычно оставляют их на улице незапертыми.

Македонцы очень доброжелательны — если спросить встречных прохожих, «как пройти туда-то», то тебе не только укажут дорогу, но и проводят, а если тот, у кого ты спрашиваешь, за рулем, — то и отвезут.

От края до края территория Македонии — 260 километров. Через всю страну тянется прекрасная магистраль, широкая и прямая, связывающая Западную Европу с Малой Азией. Остальные дороги куда длиннее, но и живописнее — чаще всего это горный серпантин. Горные перевалы на границе с Албанией уже так высоки, что там закладывает уши и всегда промозгло из-за облаков, переползающих через горную гряду.

В Македонии очень много храмов и монастырей. Спросишь в какой-нибудь глухой деревеньке, есть ли поблизости храм, а тебе ответят, что конечно, и назовут три храма и четыре монастыря. Под сводами старинных храмов можно увидеть древние византийские фрески, почти не тронутые временем. И такие удивительные открытия ждут путешественника едва ли не в каждом городе или селе, буквально за каждым новым горным поворотом.

В Охриде — одном из древнейших городов на земле, как утверждают македонцы, 365 церквей. Во времена Римской империи через Охрид проходила дорога из Рима в Константинополь.

Охрид расположен на берегу огромного горного озера. Охридское озеро очень живописно. Белые домики с красной черепицей поднимаются от прозрачной воды и вверх серпантином к вершине холма. Узенькие кривые улочки вымощены камнем. На холме расположены древняя крепость и монастырь. Когда-то это была столица великого, хотя и недолго существовавшего славянского государства, которое возглавлял царь Самуил (976−1014 гг.).

Кафедральный собор во имя святой Софии был построен еще во времена царя Самуила, а фресками расписан в середине XI века. В этом храме есть редкие изображения Богоматери. Например, над входом в притвор храма представлена Богородица с младенцем Христом, сидящая на подушке, положенной прямо на землю.

Среди изображений — святые Климент Охридский и Наум Охридский, ученики великих просветителей и создателей славянской письменности свв. Кирилла и Мефодия. После кончины своих учителей Климент и Наум покинули Моравию и перебрались в Охрид, где продолжили их дело. Святой Климент усовершенствовал азбуку-глаголицу и назвал ее кириллицей в честь св. Кирилла. Этой азбукой мы пользуемся по сей день. Святой Климент был основателем крупного духовно-просветительского центра, где переводились на славянский язык древние книги. Мощи св. Климента покоятся в монастыре св. Пантелеимона в Охриде. После кончины святого Климента его труды на ниве просвещения продолжил его друг и соратник святой Наум. Недалеко от Охрида он построил прямо на скалистом берегу озера монастырь, посвященный святым Архангелам.

Здесь в Охридское озеро впадает бегущая с гор река Черный Дрим. Воды ее проносятся не смешиваясь через все озеро и вытекают с противоположной его стороны.

Святой Наум был удостоен от Господа дара исцелять болящих и усмирять диких зверей. В его уединенный монастырь отовсюду стекались люди, ищущие утешения. Чудотворные мощи святого покоятся в построенном им в 900-м году монастыре. Среди других известных охридских храмов — церковь Богородицы Перивлепты. Она знаменита своими фресками в стиле Палеологовского ренессанса, распространявшегося из столицы Византийской империи. Значительная часть росписей посвящена Богоматери. Расписывали храм в 1295 году знаменитые греческие мастера из Салоник Михаил и Евлогий.

Церковь Иоанна Канео воздвигнута на высоком скалистом утесе над озером. Этот храм является символом Македонии. Церковь в честь св. Иоанна Богослова была расписана фресками в конце XIII века.

В скалах, окружающих Охридское озеро, сохранились пещерные храмы и монастыри. Монастырская жизнь только начинает возрождаться после гонений социалистических времен. В горных монастырях чаще всего живут один-два насельника.

Монастырь Велюса, расположенный в горах под городом Струмица, — один из центров монашеской жизни Македонии. Здесь подвизаются 10 сестер из Румынии, Хорватии, России и Македонии — такой интернациональный монастырь. Поскольку сестры обладают знанием многих языков, то в основном занимаются переводами святоотеческой литературы. Этот монастырь был основан монахом Мануилом в 1080 году. Об этом сообщает древняя мраморная доска. Вместе с церковью он построил мужской монастырь, известный очень строгим уставом. Храмовый праздник — Введение Пресвятой Богородицы во храм. Сегодня этот монастырь — женский. Но строгий устав остался неизменным с XI века. При монастыре организована иконописная школа, где сестры монастыря и миряне учатся иконописи. Монастырская церковь небольшая, но вместительная, она стоит здесь с XI века. Фрески — того же времени: в алтаре Богородица, наверху на куполе — Господь Вседержитель, Сошествие во ад. Параклис посвящен святому Никифору Кипрскому. Есть в этом храме и очень редкая фреска, на которой Христос изображен 12-летним ребенком. Подобные древние изображения есть лишь в нескольких храмах в мире.

Монастырь является центром возрождения традиции исихазма.

В крупном городе Битола есть русская церковь Пресвятой Троицы. Она была основана и освящена в 1926 году по просьбе русских эмигрантов. Здание была отдано под храм в знак признания заслуг русских воинов в Первой мировой войне. Алтарные иконы написаны в 1927 году Иваном Мельниковым, известным иконописцем русской эмиграции. Шесть лет здесь служил и преподавал в семинарии иеромонах Иоанн (Максимович), в последствии архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. В Битоле и сегодня проживает довольно много русских — в основном это потомки белой эмиграции. Но в храм приходят все, кто живет в округе. И весь этот район так и называется — Русская Церковь.

В Македонии к русским особое отношение. Многие здесь понимают и говорят по-русски. Россия для македонцев — страна, с которой они связывают надежды на укрепление и процветание своей Родины.

http://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1537


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика