Русская линия
Псковское агентство информацииАрхимандрит Гермоген (Муртазов)30.08.2005 

«Бог спасать без нашего желания не будет»
Часть II

Отец Гермоген, святитель Игнатий Брячанинов в своих письмах писал, что чем благолепнее, благоустроеннее монастырь, тем духа в нем меньше…

Да, это тщеславие называется.

Второе, батюшка, он писал, что «монашество и христианство, доживают в России свой срок», а писал он это где-то сто пятьдесят лет назад. Есть ли в этом какая-то истина?

Мой духовный отец, батюшка Сампсон, говорил, что такие святители как Феофан Затворник — это делатели духа, которые учили, как надо искоренять очищением грех изнутри — в нашем сердце. Святитель Феофан более церковен, систематизировал учения Церкви и преподнес нам в понятной форме. Но уже в то время «оскуде преподобныя».

А что ж сейчас говорить о монашестве?

Все в Божиих руках. По-моему, у Макария Великого был момент — ему было видение. Говорит: Что сделали мы? — Они сказали: Мы исполнили Закон. — А что сделают после нас? — Они исполнят половину Закона. — А что сделают еще после нас? — А они ничего не будут делать. Будут только спасться скорбями и болезнями. Дано было: у первых монахов были крылья орлиные. И когда надо было через море лететь — он взмахнул, поднялся и постепенно летел, не шелохнясь, и приземлился. А у второго периода монахов будут гусиные крылья: как гусь поднялся, полетел, отдохнул, полетел. А у третьего периода — петушиные. Кудахчет и поднимается над водой, садится, кудахчет, поднимается над водой, садится, кудахчет…Помню, у нас было такое чудо в Печерском монастыре, когда отец Гавриил управлял — звали наместника Иваном Грозным. И был такой момент: со скотного двора перелетел петух и летел по всей площади, мимо храмов, сел к нему на подоконник, а окна были открыты, лето. И он дал такое распоряжение: уничтожить всех кур. Открыл гонения на кур, чтоб не летали и не пачкали. Вот последние монахи подобны этим курам.

Шутка шуткой, отец Гермоген, а грустно.

Да… А пока земля должна рождать святых до скончания века. Но, если земля не будет рождать, то Бог, уже в конце, будет посылать с Неба. Придут пророки Илия, Енох, многие из монастырей, которые под землю ушли. Даже из храма святой Софии, что в Константинополе (Стамбуле). Когда мусульмане вошли в Собор, тогда совершалось Богослужение, и пелась Херувимская. Они на коне въехали, и в это время священник, совершив Вход, Царские врата были закрыты, был взят в духовный мир. И сейчас находится там. Но в конце мира всего все христиане при антихристе соберутся в Софии и закончат эту службу, и причастятся Святых Тайн Христовых и тогда будет конец. Таинство Святой Евхаристии будет совершаться всегда, до скончания века, а раз Таинство будут совершаться, как говорит св. Филарет, то и найдутся достойные совершители этого Таинства.

Ну, Слава Богу, а то совсем уныние берет от разговоров о конце времени.

Раз Таинства будут совершаться, то и священнослужители будут, пастыри будут. Нам неизвестно, но если святитель Игнатий Брянчининов писал об оскудении, то это надо понимать в общем — оно идет, оно есть. И мы сейчас видим, как живет наша молодежь, как развиваются пороки: пьянство, наркомания, и все это превращается в Содом и Гоморру.

Но Господь все терпит за счет мучеников, которых в нашей России много, пострадали. И если нечестие увеличивается, всякие казино и другое, то и благодать Божия увеличивается за счет того, что много построено храмов. И какие бы ни были монастыри, в них совершается Божественная Литургия. А если Литургия совершается, то все вокруг освящается: и место это, и все вокруг. Это не голословно: в житии преподобного Петра Афонского рассказывается: когда он первым пришел на Афон, стал первым насельником Святой горы, то были там полчища бесов. Они его гнали, как могли. И он им сказал: Хорошо уйду, но как скажет Божия Матерь, она здесь Хозяйка. И они тут же разлетелись. И как только первая Литургия была совершена — их не было. Вот, что значит — Литургия. Пока Жертва Бескровная будет совершаться, приноситься, все их нечестие никакой силы не будет иметь. Поэтому такая «качка» сейчас идет — Божие — небожие.

Каждый в свою сторону.

Божий Дух и не Божий дух. И когда мера весов пересилит, тогда Господь вступит со Своим правосудием, и уже будет Сам лечить людей.

Батюшка, люди считают, что бес — это такой фольклорный персонаж, чертенок симпатичный с хвостом, рожками и копытами из пушкинской сказки о попе и работнике его Балде. Может, у Вас есть, что сказать нам: что же такое бес?

Господи, помилуй! Священное Писание нам все объясняет.

А мы не читаем.

Объясняет, что Господь Бог сначала сотворил невидимый духовный мир. Бог сотворил все «добро зело», все было зело добро у Бога, и цель творения была направлена на славу Творца. Человек был сотворен разумной душой, и по телу он принадлежит материальному миру, а по душе — невидимому духовному миру. Господь его сделал царем природы, которому все должно было подчиняться. И когда, мы знаем, святые очищаются, и приходят в меру возраста своего духовного, то эти звери уже их не кусают, они чувствуют своего хозяина. К преподобному Серафиму Саровскому медведь приходил. Или на арене, куда мучеников бросали львам, а они им ноги лизали, потому что они чувствовали своего хозяина. А когда человек утратил свой первообраз, вследствие своей греховности, то люди стали подобны зверям, и те стали на них нападать и уничтожать. Видимый мир, в котором мы живем или человеческий — это одна сотая часть духовного мира. Как святый Иоанн Златоуст объясняет, что Бог так возлюбил мир, что яко Сына Своего Единородного дал есть нам, да всяк веруяй в Него не погибнет, но Им будет иметь жизнь вечную. То есть Господь Бог и Сын Бога пришел, чтобы спасти сотую погибшую овцу — эта сотая овца — человечество. А девяносто частей — это Ангельский мир. И средь Ангельского мира произошла война. Война произошла на Небе, где есть Ангельское чиноначалие. Мы знаем Архангелов — их девять; престол Святой Троицы окружают Серафимы, Херувимы, Господства, Начала, Власти, Силы — вот такая иерархия. Одним из предстоятелей престола был и Сатаниил, как Гавриил, Михаил, Уриил и все прочие Архангелы. Сатаниил после падения стал Сатан (с евр. — противник), его часть имени — иил — отпала, потому что он возгордился, позавидовал славе Сына Божия. Поэтому самый первый грех на Небе был — зависть

Какой сильный грех!

Она проявилась в том, что когда Господь сверг его на покаяние, то он искусил первого человека, и Ева сказала: «нам Бог не повелел есть с этого Древа добра и зла», а он сказал, что, если вы вкусите, «то будете яко бози, величе добри и лукавы». Вот сейчас мы и видим себя и добрыми, и лукавыми. «Будете как боги» — эта мысль его, змия, мысль лукавого. И эта мысль — быть богом — была еще там, на Небе. Он был свергнут Богом для того, чтобы покаяться, а он не покаялся, а позавидовал первым людям, искусил их, и они совершили грех, получили проклятие, а через проклятие — смерть. Смерть — это не Божие творение, это греховное последствие. Вот отсюда эта злая сила. Сатаниил был проклят: первый раз, когда захотел быть Бога Денницей («я поставлю престол выше звезд»), второй — когда искусил первого человека, и Господь сказал ему, что он будет на чреве своем ходить, есть прах во все дни жизни своей. И когда будет Страшный Суд, Господь возьмет к себе, как обещал, праведных, а кому было проклятие, тем: «идите от мене проклятии, уготованные диаволу и ангелам его». Ад и проклятие было уготовано диаволу, а не человеку. Диавол думал, что если он искусит человека, то займет вместо него здесь, на земле, первое место, потому что, вкусившие с запретного древа, умрут, и он будет господином. Его единственное стремление — быть богом на земле. Что потом воплотится в антихристе в конце мира: господство его над миром. Но Бог по своему милосердию продлил жизнь человека, разрушив планы сатаны. И дал обещание, что семя Жены сотрет главу змеи. Родится от Девы Спаситель Христос, который избавит людей от греха смерти и проклятия. Ветхозаветный период человечества и наполнен предсказаниями о Спасителе Сыне Божием. Ветхий Завет есть план искупления Христом человечества, и через пророков этот план предсказан: от Девы родится, когда родится, где родится, какая будет деятельность Христа Спасителя, как и чем она окончится. Поэтому, когда Он взял Богоизбранный народ еврейский, то говорил Апостолам, что все должно совершиться, что писали пророки. Нам сейчас в храме читают Евангелие, и мы знаем, что должно совершится, что будет. Так же и еврейский народ тогда, в ветхозаветное время, ходил в синагоги и знал все о Христе, о своем Мессии, им все было о Христе открыто, но поскольку было вавилонское пленение, оно изменило их понятие о Мессии, потому что, как маленькие народы, они думали: Придет такой царь земной, начальник, пантократор, который избавит их от политического ига римлян. Иоанн Богослов говорит «Он к своим пришел и свои не прияше».

А он пришел в виде раба.

Даже Апостолы спрашивали Христа, когда он будет восстанавливать Царство Божие здесь, на земле. А Он им отвечал: «Царство Мое не от мира сего». Поняли те, кто жил чистой духовной жизнью, им было открыто. А те, кто не понял, они совершили злодеяние, сердце их было наполнено злобой, и Он им сказал, что хотел собрать детей своих, как птица собирает птенцов в гнезде, но «вы не восхотесте, поэтому оставляется дом ваш пуст». Вы будете рассеяны по всему лице земли, как песок морской. Но Апостол Павел говорит, что Израиль — это остаток, а если корень свят, то и остаток свят. Остаток Израиля спасется. Это было попущено Господом для возбуждения ревности. И не нужно осуждать иудеев, у нас нет права их осуждать, потому что они осуждены Самим Богом на рассеяние. Они придут в себя. Сказано Апостолом Павлом, когда определенное число язычников войдет в Царство Небесное, и займет место падших ангелов, которых одна третья часть, потом Господь обратиться к иудеям, и весь Израиль спасется, приняв покаяние. И еще Апостол говорит, что если Бог природных ветвей не пощадил, то пощадит ли вас, если вы будете вести себя недостойно. Мы же, как дикая ветвь. Так пощадит ли нас? Все совершается по Промыслу Божьему.

А как его увидеть? Мы же даже не понимаем, что такое Промысел Божий. Как нам не пойти против воли Господа, если мы ее не понимаем?

По — православному, наш Промысел основывается на предведении: Бог как Всеведущий предвидит, кто, как будет пользоваться своей свободной волей. На добро и на зло. И «кого предуведи, тех и предустави, а кого предустави, тех и предопределе, а кого предопределе, тех и спасе». У католиков рок судьбы, что тебе назначено — то и кончено. Назначено тебе — Бог тебя спасет без добровольной твоей собственной воли. А не назначено — не спасет. У нас Бог спасать без нашего желания не будет, без нашего участия. Бог нас спас на кресте без нашего участия, а чтобы спасаться лично, то только по собственной воле, соединяя ее с волей Божией.

А что значит «воля Божия», отец Гермоген?

Она выражена в исполнении заповедей Божиих, в Святом Писании. И, конечно, через священников, через Церковь Христову. Спрашивайте, и своим чадам Церковь поможет. Она должна нас спасти.

Но мы принимаем жизненно важные решения: учиться, жениться, замуж, работа, рождение детей….как здесь увидеть волю Божию, в этих судьбоносных решениях нашей жизни? Как увидеть Промысел лично о тебе Бога? Мы же живем сейчас только по своему хотению, Бог не участвует в нашей жизни.

Это серьезные вопросы, особенно, брака. И чтобы не ошибиться, я всегда придерживаюсь правила: посмотреть внимательно, порассуждать. Например, кто-то хочет быть священником, кто-то избирает монашеский путь…Я не спешу с ответом, и говорю, чтобы молились. А другое правило, как у врача, чтобы поставить диагноз, надо рентген пройти, справки всякие. Наш рентген это и есть наши преподобные отцы. Я всегда был с ними в дружбе, и пользовался их советами, и посылал своих чад или к отцу Николаю (Гурьянову), или к отцу Иоанну (Крестьянкину), к отцу Тавриону, застал я еще и отца Кукшу, отправлял к нему, если были какие-то глобальные вопросы. Я смотрел кандидатуру в священника и видел, есть ли на нем благословение Божие. И говорил: «Вот тебе не от меня благословение, а от святого человека. И если какие случаи случатся в твоей жизни, чтобы не возвращаться вспять, искушения будут беспокоить, ты знаешь, что это благословение Божие. И ты твердо должен знать, что это твой путь». И в браке также. Я еще в Семинарии замечал те, которые заботились и учились «едино на потребу», когда на первое место ставили духовное делание — «стяжите Царства Божия, а остальное все приложится вам», и ни о чем не думали другом, и когда период учения кончался, решался вопрос монашества или брака, то обязательно Господь посылал хорошую девушку, если семинарист собирался рукополагаться во священника на приход.

Вот и архимандрит Никита мне рассказывал, отец Никита в Пещерах лежит, он еще духовный сын отца Иоанна Кронштадтского: «Не хотел жениться, и пальцы были больные, и нога. Думаю, закончу учебу и посвящу себя Церкви, и буду служить. Никаких других мыслей не было. А когда пошел к Оптинскому старцу за советом, тот сказал, что тебе, друг, сначала нужно жениться, а потом рукополагаться. А в конце своего времени будешь и ты монахом. А я ни с кем не дружил, как же мне жену найти? И тогда, где жил обратился за помощью к монашечке, она привела меня к старой деве, что она скажет. И жду, чего она скажет. А монашечка ее спрашивает: Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет. — А она первым делом спросила: Как его звать? — Петр. — Петр? Я согласна. — А почему согласна? Может, он тебе не понравится, может он кривой, может косой? А ей, оказывается, старец когда — то сказал: «Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Будешь матушкой, а батюшку твоего будут звать Петр». Все и совпало один к одному. Они и жили, двое деток было, дети в Великую Отечественную погибли, остались они вдвоем, вместе в ссылке были, вместе вернулись, обет монашеский исполняли. Она закончила свой земной путь в монашестве Варварой, а он приехал в Печеры, митрофорный протоиерей Петр, а потом стал отцом Никитой, доживал в храмике. Мы с ним дружили, и он мне много рассказывал.

Однажды отец Никита пошел совершать панихидку, это было его любимое послушание, в Пещерах, там, где матушка Васса, св. Иона покоятся. Там клетчатая дверочка, он вошел в епитрахили с кадильцем, только через порожек, а впереди на стене изображение Печерских святых, большая икона. Вдруг они ожили, и в облаке голубом идут навстречу отцу Никите. Он оторопел, замер, потом он им поклонился, а они ему, и вошли обратно, в стену, в духовный мир. Он пошел, панихидку послужил, никому не говорил. И только потом отцу Алипию рассказал, а тот, когда отец Никита был во гробе, рассказал нам. Суть же видения в том, что его ожидал крест. Когда человека ожидает какой — то крест, терпение, тогда Господь его благодарствует заранее — укрепляет. Вот Серафиму Саровскому Божия Матерь двенадцать раз являлась — вот как хорошо? А это на подвиги нечеловеческие, которые только живой верой можно вынести то, что он вынес. Так и Никита. У него был Афонский Устав: он после Литургии выметал мусор в кельях и выносил его за корпус, а рядом был мостик, и однажды он пошел высыпать мусор, и поскользнулся о бревнышко мостика, упал вниз, метра два с лишним. Сломал ребра, еще что — то. Вот и видение ему было. Господь промышляет о каждом индивидуально. Для того, чтобы правильно устроить свою жизнь, надо к этому серьезно относиться, обдумывать критически важные решения. Особенно брак. Но есть и другой способ.

Какой, батюшка?

Когда девушка молится специальной молитвой, она есть в молитвослове, молится, молится, чтобы Господь ей устроил жениха, послал ей хорошего супруга.

Продолжение следует.

Информационная служба Псковской епархии.

http://informpskov.ru/church/22 860.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика