Русская линия
Правая.Ru Дарья Павлова12.08.2005 

Всехсвятское. Памяти погибших в I Мировой войне

1 августа — начало I Мировой войны, перевернувшей мироустройство земли и отозвавшейся эхом во многих частях света. Может, и не вспомнилось бы. Но у нас, живущих на Соколе, стало чуть больше поводов, особенно с прошлого года, когда открыли мемориал на месте Братского кладбища во Всехсвятском

1 августа — начало I Мировой войны, перевернувшей мироустройство земли и отозвавшейся эхом во многих частях света. Может, и не вспомнилось бы. Но у нас, живущих на Соколе, стало чуть больше поводов, особенно с прошлого года, когда открыли мемориал на месте Братского кладбища во Всехсвятском. Хотя маленькая часовенка открытая на месте кладбища, стояла уже несколько лет. Чаще она пустовала, стекла в дверях были выбиты и часто, заглянув внутрь, можно было заметить приметы нашей рекреации — пакеты и пластиковые бутылки. Ничего удивительного, местный народ привык к тому, что здесь «парк культуры и отдыха», по-совецки. Иногда берут сомнения — возможно ли преодолеть эти привычки, преодолеть наше незнание, инертность, лень, нелюбопытство к собственной истории.

Еще в начале 1990-х годов московские историки, приход храма Всех Святых на Соколе, казачьи и монархические братства поднимали вопрос о возвращении исторической памяти, статуса Братскому кладбищу. Собственно, статус памятника охраняемого государством, у территории некрополя формально был. На что ссылался, например, В.В. Панкратов, сотрудник Управления по охране памятников истории и культуры. На Братском кладбище с 1915 года хоронили простых солдат и офицеры, из числа союзников также, летчиков, сестер милосердия. В 1917 году — юнкеров, добровольцев, защитников Москвы в те окаянные дни. Эта земля обагрена мученической кровью — здесь расстреляны епископ Ефрем (Кузнецов), протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель Покровского собора на Рву (храм Василия Блаженного), а также бывший министр внутренних дел Н.Л. Маклаков, председатель Госсовета И.Г. Щегловитов и директор департамента полиции С.П. Белецкий. Здесь расстреляли членов «Союза защиты родины и свободы». Справедливости ради надо отметить, что и в советское время захоронения продолжались, по разным сведениям, вплоть до 1940-х годов. Например, хоронили милиционеров, погибших при исполнении. Когда было решено окончательно уничтожить некрополь, некоторые останки, востребованные родственниками были перенесены на другие кладбища Москвы.

Первыми шагами к восстановлению стало строительство часовни и установление деревянных крестов в центре парка. Через несколько лет споров и разногласий по поводу оформления и содержания мемориала работа все же началась. Результат ее мы сейчас видим, и надо сказать, даже радуемся ему. Территория парка была огорожена, установлен монумент при входе и камень с охранной доской. Были посажены молодые деревья, устроены аккуратные дорожки, цветники, поставили гранитные стелы в разных уголках парка, где предположительно были захоронения летчиков и сестер милосердия, каменные кресты. И поминальные службы в часовне стали регулярными. Конечно, хорошо, что городские власти взялись за восстановление памятных знаков. Но при этом не оставляет ощущение слишком отвлеченной, слишком обобщенной торжественности. Да, читаешь скупые строки, видишь разноцветные клумбы. Что несомненно лучше, чем «рекреационная зона» предыдущих лет, с постоянными пьяными, собачниками всей округи и овощным рынком.

Но кажется, что это место достойно большего внимания. Оно связано с именами достойнейших людей — преподобномученицы Елизаветы Федоровны, доктора С.В. Пучкова. Кроме того, в окрестностях Всехсвятского были сосредоточены благотворительные заведения для военных, престарелых, инвалидов. Это были «Александровское убежище» и «Алексеевский приют» (16 жилых корпусов, построенных в 1880—1890е гг., со всеми хозяйственными службами, благоустроенным парком и храмом св. Александра Невского). Организатором сборов стала Александра Николаевна Стрекалова, при участии Елизаветы Андреевны Кун, Варвары Андреевны Алексеевой, Селезневых и др. В 1906 году благотворительным Комитетом по оказанию помощи жертвам русско-японской войны (большое участие в его деятельности принимала Великая Княгиня Елизавета Федоровна) открылось трудовое убежище для увечных солдат. Кто мог — работал в меру возможностей, кто не мог заниматься привычным, довоенным, крестьянским трудом — получал новую специальность. Обучение и материалы для работы предоставлялись. За выполненную работу платили, что позволяло бывшим солдатам даже скопить некоторые средства за время пребывания в этом заведении. Большую долю содержания этого реабилитационного центра составлял особый капитал, еще при жизни завещанный В.К. Сергеем Александровичем на нужды увечных. Дела благотворительности и милосердия были широко распространены в русском обществе [1]. Это было естественным делом, частью жизни и веры. В.К. Елизавета Федоровна — во главе этого движения. По ее инициативе было создано и Братское кладбище для погребения солдат умерших в госпиталях.

Старинная усадьба «Сад села Всехсвятского», принадлежала в XVII веке Милославским, а потом, в разное время грузинской знати, Кремлевской экспедиции, князю Маврокордато, графине Санти-Софиано и, наконец, А.Н. Голубицкой, у которой и была выкуплена для устройства кладбища. Попечителем был назначен один из активнейших членов московского самоуправления, гласный городской Думы доктор С.В. Пучков.

Несколько слов о попечителе. Сергей Васильевич около 40 лет проработал в Александровской больнице, которую благоустроил, установил памятник ее основателю доктору Ф. П. Гаазу. С 1903 года Пучков был председателем «комиссии общественного здравия», членом врачебного совета городской управы, членом совета глазной больницы Алексеевых, членом Ольгинского благотворительного общества при Александровской больнице, председателем совета общины «Утоли моя печали», попечителем богадельни имени братьев Баевых, состоял в обществе помощи бывшим воспитанникам Рукавишниковского приюта.

Братское кладбище было открыто 15 февраля 1915 года, вначале отслужили Литургию в храме Сергиево-Елизаветинского убежища, потом освятили временную часовню в деревянном флигеле бывшей усадьбы. Сохранилось ее описание: «против входной двери стояло живописного письма Распятие, дар Великой Княгини Елизаветы Федоровны, перед ним — панихидный столик с зажженными свечами, перед столиком чудной работы ковер, по стенам и на полу венки серебряные, металлические, фарфоровые, на некоторых фотографии и надписи…». Там епископом Димитрием Можайским было совершено первое отпевание и были погребены сотник В.И. Прянишников, унтер-офицер Ф.И. Попков, ефрейтор А.И. Анохин, рядовые Г. И. Гутенко и Я.Д. Салов, а также 19-тилетняя сестра милосердия А. Нагибина. На открытии присутствовали августейшая покровительница В.К. Елизавета Федоровна, московский генералитет во главе с командующим войсками округа А.Г. Сандецким, главноначальствующий Москвы А.А.Андрианов, главноначальствующий Московской губернии гр. Н.Л. Муравьев, военный комендант Т.Г. Гарковенко, губернский предводитель дворянства А.Д. Самарин, Городской Голова М.В. Челноков, гласные Думы, иностранные консулы Великобритании, Франции, Бельгии, Японии и Сербии.

В апреле 1915 года был открыт участок кладбища, отведенный для сестер милосердия — единственный в городе. Первой оказалась погребена погибшая на передовой сестра милосердия О.И. Шишмарева. На надгробной плите была сделана надпись: «Ольга Николаевна Шишмарева, 19-ти лет, сестра милосердия первого сибирскаго отряда Всероссийскаго союза городов, скончалась 28-го марта 1915-го года от смертельной раны, полученной на передовых позициях».

В начале июля 1915 г. в Городскую Думу обратились с заявлением супруги А.М. и М.В. Катковы, потерявшие на войне двоих сыновей, и предложили соорудить храм на свои средства на следующих условиях: 1) Храм созидается во имя Преображения Господня с приделами во имя Архангела Михаила и Андрея Первозванного; и 2) Храм должен быть построен по одобренному храмоздателями проекту архитектора А.В.Щусева, в русском стиле, с элементами северного зодчества. Сыновья, Михаил и Андрей, погибли в канун праздника Преображения, 6 августа 1914 г. В первую годовщину гибели братьев-воинов была произведена закладка храма, приделы освятили 15 января 1917 г., а главный престол — в 1918 г. В день закладки состоялся молебен и Крестный ход, в основание будущей церкви положили металлическую доску — «в память и первую годовщину смерти сыновей Михаила и Андрея, павших в славном бою с германцами в Восточной Пруссии».

Кроме того, планировался музей с экспозицией, посвященной войне и ее героям, а вокруг кладбища предполагалось соорудить подобия фортов, на которых установлены орудия. Этому проекту не суждено было осуществиться.

Храм был разрушен, а на месте его построили кинотеатр «Ленинград» (весьма узнаваемый жест), где он стоит и до сих пор. Что характерно, несколько лет назад к нему добавился и ночной клуб, то есть пляски на костях. Как это уживается в умах чиновников? Здесь ведь — некрополь, святое место, охраняемое по закону, и здесь же допускаются ночные вакханалии!

Тем досаднее, когда узнаешь, что с самого начала сторонники восстановления мемориала предлагали перепрофилировать кинотеатр, открыть военно-патриотической музей, и при нем молодежный центр. Естественно, этот проект не пошел. Не знаю, как по идеологическим соображениям, но понятно, что лакомый кусок — кинотеатр — хозяева за так не отдадут.

Именно на Братском кладбище музей Первой Мировой войны был бы нужен и уместен. Конечно, хорошо, что парк окружили вниманием. Это по-своему значимые внешние символы. Но не менее нужна живая память, сопереживание, отклик. Поэтому музей с хорошей экспозицией необходим. Без него восстановление мемориала вряд ли можно считать завершенным.



[1] Множество свидетельств собрано, например, в книге профессора медицины П.В. Власова «Благотворительность и милосердие в России», Центрполиграф, 2001

http://www.pravaya.ru/side/14/4419


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика