Русская линия
Трибуна Мария Ахромова12.08.2005 

Отделение по шариату
Как корреспондент «Трибуны» искала в Москве «мусульманский» роддом и..не нашла

Сообщение о том, что в одном из столичных родильных домов открывается отделение для женщин-мусульманок, наша непростая действительность быстро смахнула с первых полосах печатных и прочих изданий. Но и этого оказалось достаточно, чтобы новость зацепилась за сознание многих. В том числе и корреспондента «Трибуны», решившего выяснить, действительно ли теперь в Москве можно будет рожать детей по нормам ислама?

Поиск истины начался со звонка в тот самый роддом N- 15 Юго-Восточного административного округа столицы, где по «первородной» информации и планируют открыть «мусульманское» отделение. Дежурная медсестра сходу огорошила меня:

— Нет у нас никаких специальных палат. Опять журналисты всякой чепухи напридумывали?! Наверное, перепутали нас с родильным отделением при больнице N- 15, — предположила она. — Мы специализируемся на недоношенных детишках. Куда нам еще мусульманок…

Но медсестра могла и ошибаться. А потому было принято решение лично отправиться на Шарикоподшипниковскую улицу, где за длинным глухим забором прятался от любопытных глаз объект нашего расследования. С первого взгляда никаких следов «исламизации» родильного дома заметно не было: на табличке у ворот красовался лишь внушительный список оказываемых услуг, да сновали мимо будущие мамаши и их родные. Никто о «спецконтингенте» ничего не слышал.

— Да если бы даже и лежали они тут, нам-то что? — равнодушно пожала плечами мать недавно разрешившейся от бремени москвички. — Мы вот девочку ждали, внученьку, а родился опять мальчик…¦

— А я не против, чтобы для мусульманок сделали свое отделение, — рассуждала Светлана, пришедшая в роддом «на разведку» — можно ли везти сюда беременную младшую сестру. — Моя подруга попала в родильную палату вместе с восточными женщинами. Те ее не то чтобы третировали, но, скажем так, не приняли в свой круг — игнорировали, ничем не помогали. Так она все время плакала. А у дамы в положении или только что родившей и так нервы ни к черту. Ей нужно участие, забота. Здесь с этим, как мы выяснили, все в порядке: персонал очень внимательный, поддерживает чистоту. Да и кормят вполне прилично. Что еще нам, русским женщинам, надо?

Чтобы шайтан не похитил

— Когда ко мне обратились с просьбой поучаствовать в их проекте оказания социальной помощи последователям ислама, я не стал им отказывать. Потому что нормы, которые нам при этом предлагалось соблюсти, легко выполнимы. Они не снизят объем и качество медуслуг, не нарушат санэпидправил и не будут стоить роддому ни копейки, — поведал мне, откуда «растут ноги» у новости о «мусульманском» роддоме, главврач Владимир Заборский.

По его словам, «обратились с просьбой» из общероссийской общественной организации «Аль-Хак» («Справедливость»). Ее председатель Камилжан Каландаров пояснил руководству роддома, что нормы шариата (свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. — Прим. авт.) в подобных случаях сводятся к трем простым правилам. Во-первых, при родах не должны присутствовать мужчины. Во-вторых, из питания беременных мусульманок необходимо исключить свинину. И, в-третьих, в течение семи дней нужно обязательно провести обряд имянаречения, чтобы душу ребенка не похитил шайтан (сатана).

— Что касается отдельных палат для мусульманок, то у нас их нет, — продолжил Владимир Марьянович. — Если поступит такая женщина (в рамках проекта пока был один подобный случай), мы бесплатно создадим для нее оговоренные комфортные условия пребывания. Не будем возражать, если ее посетит мулла для совершения обряда имянаречения малыша и т. п. А если «Аль-Хак» захочет оборудовать здесь молельную комнату, как планирует, мы тоже не против — пусть делает это за свой счет. Для нас главное — здоровье женщины и ее ребенка!

Гораздо важнее, по мнению Заборского, что, к сожалению, большинство беременных, приезжающих в Москву с Кавказа и из Центральной Азии, не проходили прежде необходимого наблюдения у врачей, и нередко их состояние крайне запущено. Поэтому общественным организациям, взявшимся помогать своим сестрам по вере, неплохо бы подойти к проблеме комплексно — договорившись о соответствующих обследованиях и наблюдениях матерей в до- и послеродовой период.

Те же самые слова Владимир Марьянович в моем присутствии повторил по телефону представительнице Департамента здравоохранения Москвы. Там тоже начитались газет, развернувших на своих страницах и сайтах нешуточную полемику об «исламизации» столичной медицины, и решили вникнуть в ситуацию.

— В любой хорошей больнице стараются идти навстречу пожеланиям пациентов, — успокоив чиновницу, сказал мне Заборский. — И это отнюдь не веяние времени. Помню, еще в советские времена меня цыганки не подпускали к обследованию — с ними работали только женщины-врачи. Кстати, мусульманки — не самые привередливые наши клиентки. Трудней всего с китаянками или индианками. Сейчас у нас находится несколько таких рожениц, которые требуют особого питания. Выход нашли — разрешили их близким приносить пищу из дома…¦

Не первый спецпроект

Как оказалось, родовспоможение для мусульманок — лишь часть соцпроекта, который больше года вынашивали в «Справедливости». По инициативе организации на базе частной стоматологии в районе Выхино уже создан зубоврачебный кабинет для лиц, исповедующих ислам. Директор клиники Виктор Деноткин, давно знакомый с Каландаровым, согласился на эксперимент по тем же причинам, что и его коллега из роддома N- 15.

— Дело, судя по числу наших новых клиентов, нужное, — отметил он. — А всего-то требуется не применять в лечении спиртосодержащие препараты и щетки из свиной щетины для полировки и шлифовки зубов!

Тем временем, окрыленная первым успехом «Аль-Хак», используя благотворительные и членские взносы, собирается открывать в Москве и российских регионах правозащитные центры для мусульман. По замыслу, они появятся прежде всего на столичных рынках.

— Сейчас никто толком не занимается защитой прав трудовых мигрантов, — заявил «Трибуне» Камилжан Каландаров. — А ведь только на Черкизовском рынке, по неофициальным данным, работают около 40 тысяч граждан из Центральной Азии. Надо не только защищать их права, но и научить приезжих уважительно относиться к обычаям и жизненному укладу местного населения, коренных русских. Ведь мигранты, приезжая в Москву, попадают совсем в другую среду. Поэтому первое, что мы хотим сейчас сделать, — обустроить на всех рынках мегаполиса молельные комнаты и постоянно отслеживать криминогенную обстановку, чтобы не допустить никаких конфликтов на религиозной или межнациональной почве.

КСТАТИ

Согласно переписи населения 2002 года, этнических мусульман в Российской Федерации проживает около14,5 миллиона человек — примерно каждый десятый россиянин. По данным Совета муфтиев России, обнародованным в начале нынешнего августа, последователей ислама в нашей стране уже не менее 23 миллионов, и их с каждым годом становится больше.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Владимир Вигилянский, священник, руководитель пресс-службы Московской патриархии:

— Мы относимся к появлению медучреждений, оказывающих услуги мусульманам, с пониманием и вполне благосклонно. И иудеи, и буддисты, и мусульмане, и православные имеют равные права на соблюдение своих традиций, согласно им могут воспитывать детей. И у армян, и у грузин, например, есть в Москве свои национальные школы и детсады. Были попытки создать и православные дошкольные учреждения, но возникли финансовые трудности. Что касается молельных комнат, то православные часовни тоже открываются в общественных местах. В частности, они есть на шести железнодорожных вокзалах столицы. То, что открываются национальные и религиозные медицинские, правозащитные центры, не означает какого-то разделения. Это нормальный демократический процесс. Является ли данный факт свидетельством того, что мусульман у нас становится больше? Конечно. Европейцы давно столкнулись с подобной тенденцией, нужно и нам быть готовыми. Но у нас, в отличие от Европы, дружественные отношения с другими конфессиями.

Радик Амиров, руководитель пресс-службы Совета муфтиев России:

— Я хорошо знаю Камилжана Каландарова. И Совет муфтиев России поддерживает начинания возглавляемой им организации, будет осуществлять духовное наставничество. Однако главная задача для нас сегодня — расширение соборной московской мечети.

В пресс-службе заместителя мэра Москвы Михаила Меня о делах и планах организации «Аль-Хак» московские власти узнали…¦ от «Трибуны». В пресс-службе заместителя градоначальника Михаила Меня, курирующего вопросы межнациональных отношений, искренне порадовались, что «хотя бы часть проблем удается решить на уровне человеческих контактов, без вмешательства чиновников». В то же время в мэрии отметили, что хотя не возражают против социальных инициатив представителей мусульманской общественности, не исключают, что они нацелены преимущественно на саморекламу. Тем более что по вопросам, которыми занимается «Аль-Хак», обращений на Тверскую, 13, не поступало.

Действительно серьезными проектами, которые разрабатываются сейчас столичными властями совместно с национальными диаспорами, являются открытие мусульманского кладбища (вероятно, за пределами МКАД) и сети магазинов для лиц, исповедующих ислам.

http://www.tribuna.ru/material/120 805/4−1.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика