Русская линия
Правая.Ru Александр Чуев10.08.2005 

Лужков обеспечивает себе президентское будущее

Такова, по мнению депутата Государственной Думы РФ, члена политического Совета и Президиума партии «Родина» Александра Викторовича Чуева, истинная причина назназначения вице-мэра Москвы В.П. Шанцева на должность губернатора Нижегородской области

Указом Президента России Владимира Путина вице-мэр Москвы Валерий Шанцев назначен на должность губернатора Нижегородской области. 8 августа 36 депутатов Законодательного собрания единогласно положительного проголосовали за выдвинутую Президентом кандидатуру. В этот же день Валерий Павлинович принял присягу и вступил в должность губернатора одной из ведущих областей России.

Свой комментарий этих событий Правой.Ру предоставил депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член политического Совета и Президиума партии «Родина» ЧУЕВ Александр Викторович

Все трактуют эти события по-разному. Кто-то говорит о том, что таким образом ослабляется команда Лужкова, кто-то говорит о том, что таким назначением преследуется явная цель экономического усиления Нижегородского региона. Безусловно, такое усиление, по всей видимости, будет. Валерий Павлинович Шанцев — опытный экономист, политик, человек, многие годы занимающийся хозяйственной деятельностью и правая рука мэра города Москвы. Я думаю, что и в Нижнем расширятся стройки, появятся дополнительные инвестиции, и вообще хозяйственная жизнь региона серьезно активизируется.

Но я бы хотел рассмотреть это назначение с другой стороны. Для чего и с какой целью и кому понадобилось назначать человека из команды Лужкова (а ведь совершенно очевидно, что Валерий Павлинович Шанцев — человек команды Лужкова) на пост губернатора одной из ключевых областей России? Думаю, что те, кто инициировал это назначение, смотрят гораздо дальше, чем кажется нынешним журналистам и аналитикам. Сегодня параллельно с этим вопросом вся пресса обсуждает и другую тему — Путин заявил о том, что хотел бы остаться на третий срок, но Конституция не позволяет. Он сделал это в Финляндии. Анализ этих двух параллельных событий показывает, что сегодня в коридорах Кремля зреют новые инициативы, касающиеся 2008-го года. Ну, действительно, если говорить о том, чтобы легально и не меняя Конституцию, оставить Президента на третий срок, то таких способов нет. Создание Российско-Белорусского государства и тем самым изменение конституционного уровня, я думаю, вряд ли осуществимо. Сомнительно, чтобы и господин Аяцков был проводником такой идеологии. Скорее, этот вариант если и рассматривается, то как запасной.

Вариант, касающийся изменений системы с президентской на парламентскую тоже маловероятен в силу того, что нынешний парламент в его сегодняшнем виде вряд ли сохранится после следующих выборов. А значит, прогнозировать политическую ситуацию с большой долей вероятности будет сложно. Кроме того, такие серьезные изменения могут привести к дестабилизации государства на переходном этапе, что вряд ли устроит не только правящую команду, но и самих граждан России. Если говорить о возможности изменения Конституции, это один из вероятных вариантов, тем более, что для того, чтобы президент имел возможность баллотироваться на третий срок, достаточно просто снять конституционный ограничитель, что требует очень небольших поправок в Конституцию, а при наличии конституционного большинства, которое сегодня представляет партия «Единая Россия», такое изменение сделать несложно.

Но у этого варианта есть серьезные отрицательные последствия. И это не только ухудшение имиджа России перед Западом и в глазах своих соседей. Безусловно, это повлияет и на внутреннюю ситуацию в стране. Инвесторы будут бояться России, Запад начнет достаточно жесткую и бескомпромиссную борьбу с российской властью, обвиняя ее в узурпации. Ну, и собственно, недовольство граждан начнет выливаться на улицы. Учитывая отсутствие какой-либо объединяющей идеологии, все это не будет способствовать долгосрочному и стабильному развитию государства.

Остается еще один способ — преемник. Здесь можно также рассматривать два подварианта: преемник на один срок и настоящий политический преемник. Если говорить о настоящем политическом преемнике, то такого преемника пока невидно, и я не думаю, что на сегодняшний день власть готова уступить себя кому-то.

Думаю, что скорее можно говорить о реальности второго варианта — преемник на один срок. Но здесь возникает серьезная проблема. Если преемник будет предложен номинально, то в любом случае этот человек вряд ли будет обладать даже при поддержке действующего президента необходимым политическим весом и имиджем для того, чтобы нормально, без всяких проблем победить на будущих выборах. Тем более, что они состоятся после выборов в Госдуму, которые, что уже совершенно очевидно, будут сложными и неоднозначными для правящей партии. Поэтому, думаю, такой вариант пока не имеет необходимой кандидатуры, поскольку любая из предложенных кандидатур является достаточно рискованной.

Другое дело — кандидатура Юрия Михайловича Лужкова. Уже сегодня Лужков на многих телевизионных каналах и в других средствах массовой информации последовательно раскручивается как оппозиционный правительству политик, который стоит за права людей, за изменение политики в сторону усиления социальной составляющей, за пересмотр некоторых итогов приватизации, и, самое главное, всей стране Лужков известен как активный борец с Чубайсом. Исходя из всего этого, фигура Лужкова представляется в этом ключе наиболее интересной.

Но у этой фигуры есть и свои слабости. Первая слабость заключается в том, что, видимо, Лужкову все-таки долгое время не до конца доверяли. Где-то боялись его, где-то считали опору на него достаточно рискованной. Думаю, что сегодня эта ситуация изменилась. Юрий Михайлович Лужков является членом партии «Единая Россия», и, хотя в самой партии существует определенное лужковское лобби, тем не менее, его лояльность президенту и его последовательность в проводимой в Москве политике сомнению не подвергается. Тем более, что на сегодняшний день все губернаторы являются назначаемыми лицами, и если бы президента что-то не устраивало, то он легко мог бы поменять тог же Юрия Михайловича Лужкова на Валерия Павлиновича Шанцева, либо еще на кого-то. Чего Президент, естественно, не сделал. Значит, Лужков устаивает Президента. И даже его оппозиционные правительству взгляды и выступления также устраивают.

А ведь действительно, если разобраться в ситуации, то совершенно очевидно, что все равно придется закрывать социальные и иные вопросы, которые остались без внимания нынешнего правительства. Поэтому фигура Лужкова как раз очень хорошо подходит для этого. Не являясь формально членом оппозиции, он является оппозиционным правительству по духу. Лужков имеет шансы на будущих выборах, поскольку его знает вся страна, и при определенной пиаровской и политической поддержке он вполне и с достаточно небольшим риском мог бы стать следующим президентом. Но для этого, видимо, мало и публичной, и пиаровской поддержки. Наверное, для того, чтобы обеспечить такую победу, необходимо в ключевых регионах России поставить на правящие (в том числе, губернаторские) посты, людей из команды, которая работала бы на победу Юрия Михайловича.

Думаю, именно этим продиктовано предложение Президента и его инициатива по назначению Валерия Павлиновича Шанцева губернатором Нижегородской области.

Действительно, если к 2008-му году ряд ключевых областей будут возглавлять люди из команды Лужкова, то это резко повышает шансы Юрия Михайловича на победу. Что касается одного или двух сроков, возможно, существуют какие-то неизвестные нам договоренности и на чем-то эта уверенность основана.

Где мог бы быть в это время Владимир Владимирович и чем бы он мог заниматься? Я думаю, что Владимир Владимирович мог бы заниматься целым рядом вопросов, поле здесь достаточно широкое. Это и Газпром, это и верхняя или нижняя палата парламента, да, в общем, наверное, и правительство, хотя я думаю, что если говорить о левом повороте, то, наверное, Юрий Михайлович в определенном смысле — если такой вариант событий станет реальным — то Юрий Михайлович получит определенный карт-бланш в назначении по крайней мере, экономических и социальных министров. Не знаю, реально ли это или нет, это всего лишь мое предположение, основанное на определенных фактах и анализе ситуации. Но по крайней мере, из всех иных вариантов оно выглядит наиболее перспективным. И, кончено, в любом случае это определенный риск и неожиданный ход для власти, но, на мой взгляд, как ни странно, наиболее выигрышный в будущем.

Мои мысли и предположения являются всего лишь предположениями и мыслями, я не хочу высказывать свое мнение об их последствиях. Если то, о чем я говорю, имеет под собой основу, то в ближайшие несколько месяцев, с моей точки зрения, должны произойти и другие назначения на посты губернаторов, так или иначе, прямо или косвенно связанные с командой Юрия Михайловича. Если таких назначений не будет, значит, был избран какой-либо другой вариант. Или этот вариант так и останется моим предположением. Что же будет на самом деле, покажет время.

http://www.pravaya.ru/govern/393/4383


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика