Русская линия
Невское время Софья Прокошева05.08.2005 

Православные разведчики
Русские и американские скауты встретились на острове Коневец

Удобства для американцев

Вот уже двенадцатый год подряд петербургские скауты на две недели выезжают на живописный остров Коневец. Нет, не отдыхать — трудиться. «Вы, наверное, купаетесь каждый день?» — не без зависти спрашиваю я, поглядывая на прозрачные воды гигантского озера. «Некогда, — отмахивается 14-летний скаут Саша, — каждый день работаем. То в монастыре грядки пропалываем, то мусор на побережье собираем, да и еще много всякого». Костры, игры, соревнования и занятия у ребят сочетаются с трудом. Каждый день с девяти утра и до обеда мальчики помогают монахам Коневецкого монастыря, а еще собирают хлам, оставленный туристами в лесу. Девочки же в это время готовят еду.

А начался отдых сотни питерских скаутов с подготовки к встрече американских коллег. И вскоре сюда действительно приехали два десятка детей из семей русских эмигрантов, проживающих в Нью-Йорке. Дело в том, что в этом городе вот уже 50 лет существует русская дружина скаутов «Царское Село». «Каждое лето под Нью-Йорком мы тоже организуем подобный сбор, — рассказывает скаутмастер (то есть начальник дружины) Татьяна Захарьева-Герингер. — Выезжаем на одно и то же место, где уже разбит лагерь, стоят беседки от дождя, платформы под палатки». Потому питерские скауты должны были приехать на Коневец заранее. Им предстояло разбить палатки, напилить дрова, соорудить флагшток для российского флага, словом, подготовиться к приезду гостей. Но в остальном все было как обычно.

Три пера

Стать скаутом может любой ребенок, достигший семилетнего возраста. Для этого надо прийти в одну из штаб-квартир дружины «Санкт-Петербург» и заявить о своем желании. Однако сразу в поход новичка не возьмут. Сначала ему предстоит пройти курс умения выживать в природных условиях. Кроме того, скауты изучают историю России, ее культуру, географию, Закон Божий и историю скаутского движения. «Наше отличие в том, что обучение проходит в игровой форме, словом, нет школьной зубрежки», — говорит начальник дружины скаутов-разведчиков «Санкт-Петербург» Михаил Орлов. Элемент обучения присутствует и в походах — после тихого часа и до ужина проходят так называемые «активитеты» — скауты учатся плести русские народные куклы, веревки, рисовать акварельными красками.

Кроме того, скауты обязаны соблюдать «законы разведчиков», а их целых двенадцать. Например, седьмой закон гласит: «Разведчик — друг животных и всей природы». И это не просто слова — не дай бог, скаут срубит пять живых деревьев. Тогда ему придется несколько дней носить на рукаве позорный знак «Он убил природу». Зато есть и знак, о котором как о символе его геройства и превосходства мечтает каждый разведчик, — «Три пера». Чтобы его получить, надо в первый день ни с кем не разговаривать, на второй — ничего не есть, а в третий — уйти в лес и спрятаться там так, чтобы тебя не нашли товарищи.

Разведчик верен Богу

На первый взгляд, все здорово, скаутское движение воспитывает здоровых, смелых и умных ребят… «Встать на молитву, быстренько», — это была первая фраза, услышанная мной в лагере. Настало время обеда, и юные скауты, повернувшись лицом к иконе, прикрепленной к дереву, дружно произносили благодарность Господу за данную им пищу. Не скрывая своего изумления, я посмотрела на ребят: первые ряды стояли, опустив головы, молча, потупив глаза, остальные прятались за спины своих товарищей. Более того, каждое утро петербургских скаутов начинается — нет, не с зарядки — с молитвы. «Мы все православные, ведь первый закон скаутского движения гласит: разведчик верен Богу, предан родине, родителям и начальникам», — говорит Михаил Орлов.

Более того, при приеме в скаутское движение отдается предпочтение крещеным детям, назубок знающим молитвы. Если же ребенок некрещеный, его могут принять в скауты с тем условием, что его крестят впоследствии. Зачастую ребенок ради своей мечты согласен выучить несколько молитв и даже креститься. Родители же чаще всего против этого. «Моя мама поначалу была против того, чтобы я стал разведчиком, — рассказывает Александр, два года назад вошедший в скауты, — говорила, что это какая-то странная религиозная организация, отговаривала меня, но теперь она успокоилась». Саша, равно как и многие его юные товарищи, выучив молитвы при поступлении, потом благополучно их забыл. «Из ребят в Бога почти никто не верит, даже руководители молятся только потому, что надо, — признается Саша. — Меня же это не напрягает. Если надо, я постою несколько минут в день, помолчу, зато сколько удовольствия я получаю от скаутских походов и других игр».

И еще, оказывается, скаутам нелегко приходится в повседневной жизни. По словам Саши, если в классе ты единственный разведчик, то обречен выслушивать постоянные насмешки вроде «поп» или «пионер». «Если же еще один мальчишка скажет, что скаутство — это здорово, все начинают тебя уважать. Я в классе пока один и надо мной постоянно смеются», — вздыхает мальчик.

ДОСТОВЕРНО:

В Петербурге сегодня около 700 скаутов. Для сравнения — Организация бойскаутов Америки (BSA) состоит из 1,8 млн членов доскаутского возраста, около 990 тыс. ребят скаутского возраста и около 1,2 млн взрослых.

Скаутское движение берет свое начало в 1907 году, когда английский офицер, генерал-майор в отставке Роберт Баден-Пауэлл издал книгу «Разведка для мальчиков» (Scouting for Boys). В ней он изложил основные принципы нового метода воспитания детей, способных жить на лоне природы и справляться со всеми трудностями. Вскоре после опубликования книги в Англии, а затем в странах Европы, Америки и Азии создаются скаутские организации.

Днем рождения российского разведчества-скаутизма считается 30 апреля 1909 года. Тогда штабс-капитан лейб-гвардии стрелкового полка Олег Пантюхов с группой мальчиков провел в Павловском парке под Петербургом первый скаутский костер. Осенью этого же года по указу Николая Второго выходит перевод книги Баден-Пауэлла «Юный разведчик». Тут же скаутские отряды создаются в Москве и в некоторых других городах России. Движение растет — во время Первой мировой войны в него входят больше 50 тысяч детей в 143 городах России. В 20-е годы скаутов в России заменяют пионеры, однако деятельность русских скаутов развивается за границей. После окончания войны в 1945 году в Мюнхене было решено заменить иностранное слово «скаут» русским словом «разведчик» и переменить название на Организацию российских юных разведчиков (ОРЮР). В России скаутизм возродился в 1990 году. Дружина скаутов-разведчиков «Санкт-Петербург» появилась в 1991 году.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?mday=5&mon=7&year=2005&art=216 827 365


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика