Русская линия
Литературная газета Людмила Полонская03.08.2005 

Предлагаю руку без сердца

По статистике столичного управления загсов, за прошлый год в Москве было заключено 71 790 браков и оформлено 46 800 разводов.

Больше половины супружеских пар, чинно и торжественно шествующих по ступеням дворцов бракосочетаний навстречу своему счастью, обязательно рано или поздно распадается.

Учёные, изучающие проблемы современной семьи, в один голос твердят, что причины этого явления — чисто экономические.

И с калькуляторами в руках принимаются подсчитывать стоимость памперсов и детской коляски, квадратных метров жилья и батона хлеба.

И увязывают всё это с бюджетом молодой семьи и размером пособия по уходу за ребёнком.

В самом деле, цифры получаются плачевные: удивительно, как ещё находятся добровольцы, желающие надеть на шею брачный хомут.

Оксана + Миша = РАЗВОД
Распад молодых семей вызван процессом «эгоизации» общества

С раннего детства я мечтала иметь дружную семью. Чтобы был любящий и надёжный муж, двое, а лучше трое детишек, и обязательно собака и кошка. И небольшой домик с садиком, куда бы летом всё семейство выезжало на отдых. И плетёные кресла в саду под сиренью, и чай с вишнёвым вареньем…

Банальность, скажете вы. Кто же об этом не мечтает? Мечтают-то все, а получается не у всех. Нет у меня ни троих детей, ни домика с садиком, ни даже кошки. И у большинства моих друзей и знакомых — тоже нет. Есть что-то одно из джентльменского набора «семейного счастия»: у кого муж, у кого ребёнок, у кого дача или кошка. А вот собрать всё вместе как-то не выходит.

Впрочем, была я знакома с одной образцовой семьёй… Во всём моём окружении Оксана и Миша слыли идеально счастливой парой. Все мы, менее удачливые в сфере брачных отношений и утешающие себя поговоркой «Хорошее дело браком не назовут», чистосердечно, без зависти, умилялись их уютному домашнему очагу, казавшемуся нам островком благополучия в море житейских слёз, сотрясаемом экономическими тайфунами. Как-то особенно тепло было греться у этого очага — что мы и делали, не спеша возвращаться к своему, одинокому и остывшему.

Оксана и Миша воспитывали двух забавных мальчишек и ещё двух «собачьих детей», каждый из которых вымахал чуть ли не в человеческий рост. Миша работал в риелторской фирме и зарабатывал неплохо — семейству жилось вольготно, хоть и не слишком шиковали. Сперва муж настаивал, чтобы Оксана сидела дома и занималась хозяйством, но ей стало жалко своё напрасно пропадающее филологическое образование. Она пошла на компромисс: устроилась на полставки «приходящего редактора» в отделе писем одного солидного, известного ещё с советских времён журнала, появлялась на работе три раза в неделю, чтобы обработать корреспонденцию, попить чайку с коллективом, обсудить последние новости, выслушать комплименты по поводу нового наряда — и бегом домой, к любимой плите и кастрюлькам.

Миша шутил: «У тебя не работа, а хобби». Оксана и Миша вместе с детьми писали альбом «История нашей семьи», к каждому празднику выпускали домашнюю стенгазету, вчетвером нарезали салаты для гостей и выдумывали весёлые игры и конкурсы. Оксана писала неплохие стихи и выступала на поэтических вечерах, на которые приходила вся семья — поболеть за маму. Была у них, разумеется, и дача близ Мичуринца, крепкий деревянный дом с садом, где на воле резвились дети и собаки. Миша не просто любил Оксану — он относился к ней по-рыцарски и даже перед её недостатками благоговел. Когда она сильно поправилась после родов, он трогательно называл её «моя толстенькая…». Поколебать устои этого союза, казалось бы, ничто не могло.

Но случилось непредвиденное. Миша внезапно, после традиционного, дружного семейного ужина, объявил, что уходит. К другой женщине, с которой он уже год в близких отношениях. А Оксану он разлюбил. Вот прямо так и сказал: была любовь и прошла. Собрал чемодан и ушёл навсегда. А огорошенная Оксана осталась одна — с двумя детьми пяти и семи лет, с двумя огромными псами, со своей мизерной зарплатой «приходящего редактора», без бабушек и дедушек — все её родственники давно умерли. Так и остался недописанным альбом «История нашей семьи"…

По статистике столичного управления загсов, за прошлый год в Москве было заключено 71 790 браков и оформлено 46 800 разводов. Больше половины супружеских пар, чинно и торжественно шествующих по ступеням дворцов бракосочетаний навстречу своему счастью, обязательно рано или поздно распадаются. Учёные, изучающие проблемы современной семьи, в один голос твердят, что причины этого явления — чисто экономические. И с калькуляторами в руках принимаются подсчитывать стоимость памперсов и детской коляски, квадратных метров жилья и батона хлеба. И увязывают всё это с бюджетом молодой семьи и размером пособия по уходу за ребёнком.

В самом деле, цифры получаются плачевные: удивительно, как ещё находятся добровольцы, желающие надеть на шею брачный хомут. Так что экономический фактор, безусловно, важен. Но проблема кроется не только в дорогущих памперсах.

Семья Оксаны и Миши была, по нынешним экономическим меркам, вполне среднего достатка — на Канары не ездили, но на лишнюю шоколадку для сыновей всё же хватало. Внешних обстоятельств, ведущих к развалу, тоже не наблюдалось. Ни пьянства мужа, ни злой свекрови, ни квартирного вопроса… И вдруг идиллия распадается посреди полного благополучия.

— В 90-х годах я участвовал в социологических исследованиях НИИ семьи, — говорит демограф, доцент кафедры социологии семьи МГУ Александр Борисович Синельников. — Одно из них было посвящено разводам и их причинам. От 50 до 65 процентов опрошенных назвали в качестве главных и уважительных причин так называемые причины «любовного» характера — жена не любит мужа или муж разлюбил жену и так далее. Гораздо меньше голосов набрала «бытовуха»: конфликты с родителями супругов, низкая зарплата одного из них и так далее. Причём ситуация «жена не любит мужа» раздваивается: жена может выйти замуж любя и уж потом разлюбить, а может — выйти замуж под давлением окружения, заведомо не испытывая к жениху никаких нежных чувств. Ведь до сих пор живо общественное мнение, пришедшее из старинного житейского уклада, — женщина должна обязательно «сходить замуж», просто чтобы повысить социальный статус. «Разведённая» звучит куда полноценнее и солиднее, чем «незамужняя».

Мужчины женятся на явно нелюбимых женщинах разве что по расчёту. А если женятся, значит, любовь для таких мужчин не так уж важна и особого дискомфорта по поводу её отсутствия в семейной жизни они не испытывают… Нелюбовь одного из супругов как основная причина развода, считает А. Синельников, в цивилизованных странах вышла на первое место в связи с нарастающей в последние годы «эгоизацией» общества. Непредсказуемые последствия климатических катастроф, международный терроризм, нестабильная ситуация в мировой экономике, слишком бурные темпы технического прогресса привели к тому, что люди стали жить сегодняшним днём, не чувствуя уверенности в завтрашнем. Потеснив традиционные ценности — религиозные, семейные, культурные, — на передний край вышли сиюминутные удовольствия, сомнительные соблазны, лозунги типа «Хватай от жизни всё».

В современной России этот этап общественного развития протекает ещё более болезненно — ведь она возникла на развалинах СССР, где десятилетиями проводился эксперимент по созданию идеального человека, лишённого какого бы то ни было эгоизма вообще. «Раньше думай о Родине, а потом о себе"… Попытка провалилась, выяснилось, что эгоизм всё-таки присущ человеческой природе. Новые россияне стали с удвоенной силой навёрстывать упущенное, с шашкой наголо преследуя свои личные, «мещанские» интересы. И, увы, нередко наступая в этой гонке на интересы ближнего.

— Клятва, которую американцы произносят при вступлении в брак — «Обещаю жить с тобой, пока смерть не разлучит нас», — на практике в наше время (и не только в Америке, но во многих других странах, в том числе и в России) для немалого числа пар заменилась на не произносимую вслух, но подразумеваемую фразу: «Буду жить с тобой, пока не надоест», — считает А. Синельников. — Многие люди больше не верят в пожизненный характер брака.

Но ведь любовь и страсть проходят со временем, семья держится не на «топливе» страсти, а на взаимопонимании, ответственности друг за друга и за детей. А вот эти-то качества у заражённых бациллой чрезмерного эгоизма граждан отсутствуют. Заметим, что растёт число разведённых мужчин и женщин, не вступающих в повторные браки. Ведь жить с кем-то — значит, потерять свободу, в том числе и материальную. Человек хочет быть хозяином своим деньгам, тратить их, как ему вздумается, не спрашивая ничьего мнения.

Всё чаще женщина желает самостоятельно воспитывать детей, формулировка — «терплю ради того, чтобы у детей был отец» — также отходит в прошлое. Если в семье, находящейся на грани распада, есть дети, то в большинстве случаев инициатором развода становится жена. Кстати, часто муж цепляется за семью, поскольку не хочет терять связь с детьми или боится потерять жилплощадь. Но это ведь тоже эгоизм!

Весьма популярно мнение, что не надо даже ради детей держаться за явно неудачный брак, поскольку в таких случаях супруги своими скандалами отравляют жизнь друг другу, а ещё больше детям. А для детей лучше жить в спокойной обстановке с одной мамой и общаться время от времени с приходящим папой.

— Но с другой стороны, если муж и жена решили всё-таки остаться вместе, то они стараются как-то наладить свои отношения, — продолжает А. Синельников, — иначе семейная жизнь действительно превратится в сущий ад. А охотников жить в этом аду, даже ради детей, не так уж много. Однако наладить отношения можно лишь тогда, когда к этому прилагают усилия оба супруга. Если же только один супруг желает сохранить семью и ради этого идёт на самые большие жертвы и уступки, а другой палец о палец не ударяет ради мира в семье, то, значит, этому последнему семья даром не нужна.

Представьте себе: молодая семья, высшее образование, квартира — машина — дача. Пока родители заняты своими делами, их двухлетний ребёнок из любопытства залезает на подоконник открытого окна и вываливается с 14-го этажа.
Это только один — возможно, самый трагический — случай из практики психолога Марианны Вронской, руководителя Службы помощи несовершеннолетним женщинам «Голуба». Их сотни. Недосмотрели, не покормили вовремя, малыш предоставлен самому себе…

— Всё это означает, что ребёнок перестаёт быть ценностью для родителей, — говорит Марианна Вронская. — Он скорее обуза, чем ценность. А если так, зачем тогда семья? Она ведь необходима только ребёнку. Он — единственный фактор, организующий, скрепляющий семью. Без этого «цемента» можно просто побыть вместе и разбежаться, не регистрируя отношения. В патриархальных крестьянских семьях дети были не только духовной, но и материальной ценностью, так как от количества детей зависело благосостояние родителей. С малолетства дети были помощниками в хозяйстве, а потом содержали своих стариков. Сегодня, напротив, семья беднеет, если в ней появляется ребёнок. Пенсия же зависит не от количества детей, а от зарплаты. Ребёнок оказывается ненужным взрослым дядям и тётям…

— Но ведь есть же и духовные ценности, — возражаю я. — И дети — одна из них.

— Думаю, что люди сегодня не утруждают себя духовными поисками, — продолжает М. Вронская. — А ребёнок — это обращение к их совести, он своим существованием призывает их быть нравственными. Значит, ребёнок становится и духовной обузой тоже. Нет также и потребности в глубинных связях. И не только по отношению к детям, но и к супругам или просто сексуальным партнёрам.

Согласно исследованиям, проводившимся в конце 80-х годов, чем старше были тогда респонденты — женщина или мужчина, тем больше вероятность, что они росли в семье и за ними ухаживала только одна женщина — мать, бабушка, на худой конец нянька. Поколение молодых родителей 60-х годов уже вовсю пользовалось яслями, детсадами, «пятидневками», «продлёнками», то есть передавало малолеток с рук на руки чужих тёток-воспитательниц, зачастую неласковых, с собственными бытовыми проблемами, равнодушных к детям.

Советское государство искренне хотело облегчить быт молодой матери, но при этом даже не догадывалось, что «пятидневки» не формируют способность к созданию устойчивых, длительных эмоциональных отношений с одним человеком. Мужчина, воспитывавшийся единственной женщиной, матерью, и привязанный к ней, потом привязывался и к жене на всю жизнь. Вот почему крепких браков в поколении наших бабушек и дедушек было куда больше, чем сейчас! Сегодня тёплое слово «семьянин» забыто, мужчины частенько порхают от одной любовницы к другой, а потом ищут оправдание для своего инфантилизма и безответственности: мол, характер у меня такой влюбчивый…

Семейные, клановые связи разрушены. Не существует больше понятия общего дома, общей земли. У родителей карьера и личная жизнь, у бабушек — мысли, как бы прожить на пенсию, а ребёнок болтается между ними, мешая своими глупыми вопросами и просьбами…

Но вернёмся к нашим героям — Оксане и Мише. Миша не так давно развёлся со второй женой и женился в третий раз. Перед этим потерял работу, так что на большие алименты Оксане рассчитывать не пришлось. А детей и собак надо кормить! Оксана бросила своё «хобби» и занялась челночным бизнесом. Стихи, конечно, больше не пишет — не до этого. Не стало ни весёлых конкурсов, ни стенгазет. Всё кануло в прошлое вместе с Мишей. А ей теперь вечно некогда.

Недавно я встретила её на рынке. Огрубела, в голосе появились металлические нотки. «Замуж больше ни за что не выйду, — процедила она. — Мужики ведь все стрекозлы: сегодня с одной, завтра с другой. Сначала приголубит, а потом всё равно уйдёт. А мне нужно деньги зарабатывать. Что я, сама не справлюсь?»

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322005/Polosy/11.htm
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg322005/Polosy/51.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика