Русская линия
Правая.Ru Дмитрий Сладков01.08.2005 

На крыльях Серафима

Кто же он такой — Серафим Саровский, личность которого вызывает к себе сегодня, как и сто лет назад, такой интерес. Если мы ясно не увидим мысленным взором этого человека, мы ничего не поймем и в посвященном ему празднике. Почему батюшку так любили, почему тысячами приходили к нему, претерпевая тяготы дальней дороги. Почему его прославили — причислили к святым. И кто это такие — святые. Зачем они сегодняшним людям

…Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если в Духе Божием, то благословен Бог, не о чем горевать, хоть сейчас на Страшный суд Христов!

Если же нет — то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и не будет снова с нами Своею Благодатию.

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

Первого августа 2003 года Россия отмечала большой праздник — столетие прославления преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца. Об этом событии стали говорить задолго, и не только в церковных кругах. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо выделил тему предстоящего праздника в своем Рождественском послании, обращенном ко всей Церкви. Подготовка к празднику приобрела широкий общественный характер, в ней участвовали представители всех слоев сегодняшнего российского общества. В дни празднования федеральные телевизионные каналы и другие ведущие средства массовой информации уделили ему необычно много внимания.

Но что это, собственно говоря, за праздник. В чем его смысл. Почему в нижегородском селе Дивееве до сих пор не кончается небывалый наплыв приезжих со всех концов России и мира. Почему Президент России Владимир Путин, сопровождаемый многочисленными представителями власти всех уровней, приехал в закрытый город Саров и лично участвовал в торжествах. Почему, в конце концов, на праздник посчитали необходимым прибыть высокие представители всех без исключения православных поместных церквей.

Большинство современных людей мало знает о преподобном Серафиме и еще меньше, пожалуй, понимает, почему он был так известен, почему же его так любила прежняя, вроде бы, навсегда ушедшая от нас Россия. Событие его прославления состоялось так давно, сто лет тому назад. А жил этот человек на еще более далеком расстоянии от нас, на переломе XVIII и XIX веков. Что теперь в его жизни нам, перешагнувшим в XXI столетие?

Люди моего поколения по большей части вырастали вне веры. Ее заменял культ научных знаний, поскольку в правоту идей коммунизма в 1970-е годы, когда входило во взрослую жизнь мое поколение, уже мало кто верил всерьез. По мере внимательного вглядывания в окружающую реальность в ней стали обнаруживаться пустоты. Многочисленные знания и умения приобретались, но сами по себе не давали ответа на вопрос о том, зачем они, о смысле происходящего, всей нашей жизни. Из этого голода по смыслу жизни произошло возвращение к вере.

Не для всех поиски веры завершились благополучно. Далеко не все, именующее себя «истиной», от Бога. И то, что многие из духовных беспризорников позднесоветских лет не пропали, а оказались в Православной Церкви, — большая удача и милость.

Я пишу эти заметки, не будучи богословом. Потому, быть может, не все мои суждения вполне корректны. Просто ситуация такая, что самым обычным людям пора начать внимательно разбираться с тем, что же происходит в делах веры и вокруг. Слишком сложным и опасным стало время, чтобы можно было идти вслепую. Нам всем, если мы народ, и до тех пор, пока мы народ, нужна общая опора, общий пример. Живая личность, которой можно доверять и у которой можно учиться. Такая, например, как батюшка Серафим.

Нам пора внимательно поглядеть в прошлое и по сторонам, чтобы лучше увидеть будущее. То будущее, в котором будут жить наши дети. Прошедший в 2003 году, но остающийся с нами праздник столетия прославления Серафима Саровского дает для такого всматривания хорошую возможность.

Кто же он такой — Серафим Саровский, личность которого вызывает к себе сегодня, как и сто лет назад, такой интерес. Если мы ясно не увидим мысленным взором этого человека, мы ничего не поймем и в посвященном ему празднике. Почему батюшку так любили, почему тысячами приходили к нему, претерпевая тяготы дальней дороги. Почему его прославили — причислили к святым. И кто это такие — святые. Зачем они сегодняшним людям.

Герой нашего времени

…Преподобный Серафим — это мы, только очищенные от греха и беззакония.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)


Серафим был монах, что по-гречески означает «уединенный», «одинокий». Это человек, отказавшийся от обычной, мирской жизни и всего себя посвятивший служению Богу, давший при пострижении пожизненные обеты послушания, безбрачия, отказа от владения личным имуществом. Как следует из именования Серафима, почти всю жизнь он прожил в Сарове. Было в России такое место — Саровская пустынь.

Преподобный Серафим обладал совершеннейшим даром любви, умея проникать в самые глубины человеческой души. И главное — всегда умел указать путь исправления и очищения человека. Всех, к нему приходящих, Серафим встречал низким поклоном и целованием, всех приветствовал: «Радость моя, Христос воскресе!»

В этих словах, столь часто повторявшихся, и заключено притягательное своеобразие личности преподобного Серафима. Он не создал новых теорий. Он просто учил жить по-христиански, как своими добрыми делами, наставлениями, чудотворениями, прозрениями, исцелениями, так и самим своим духовным обликом.

Главный идеал русского народа это святость, то есть полнота реализации Евангелия в жизни конкретного человека. Святость — максимальное уподобление человека Христу-Спасителю, наиболее полное раскрытие Божия замысла об этом человеке, зримая демонстрация того, что человек создан по образу и подобию Божию.

Философ Николай Бердяев сравнивал два типа идеала — привлекательный для европейского сознания героизм и важную для России святость. Можно сказать и так: герои России — это ее святые. С того момента как героем нашего времени стал гордый и несчастный Печорин, в светской культуре про идеал святости стали забывать. Конечно, не все. Лесков, Достоевский, а за ними Шмелев, Зайцев и другие — помнили.

В Церкви есть разные типы святости. Святость преподобного Серафима — народная, понятная. Это простой человек, это сама живая любовь. Представляя в уме образ преподобного, начинаешь понимать: в любом деле и с любым человеком важно не только, что сказать, но и как. Важна интонация каждого высказывания, его пронизанность любовью.

Вспомним об интонациях дня сегодняшнего. Часто ли мы говорим друг с другом с любовью. В обычной жизни, на деловом совещании, на политическом митинге, с телеэкранов и газетных полос…

В сегодняшней России мы нуждаемся в том, чтобы воскресить образ преподобного Серафима как духовного лица русского народа. Это лицо сегодня изменилось, повредилось. Но оно есть и оно живо. Его надо только открыть.


Мальчик Прохор

…Господь открыл мне, что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской.

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

Начиналась жизнь Серафима, которого в миру звали Прохор Мошнин, совсем обыкновенно, «как у всех», и все же необыкновенно. Он родился 19 июля 1759 (по другим сведениям — 1754) года в курской купеческой семье и был младшим сыном Исидора Ивановича Мошнина, содержавшего кирпичные заводы и занимавшегося строительством. Мать его, Агафья Фотиевна, была известной в Курске благотворительницей, помогавшей сиротам-невестам выходить замуж и обзаводиться хозяйством.

Сорока трех лет Исидор Мошнин скончался, и его вдова, которой к тому времени было 32 года, приняла на себя сложное хозяйство мужа, а особенно труды по завершению строительства церкви Сергия Радонежского. К этому времени относится и первое чудо, совершившееся с отроком Прохором.

Наблюдая над постройкой колокольни, Агафья Фотиевна поднялась на самый верх. Не отстававший от нее семилетний Прохор неосторожно оступился и упал с высоты. Мать сбежала вниз, ожидая увидеть сына разбившимся до смерти, но нашла его стоящим на ногах и невредимым, будто бы опущенным на ангельских крыльях.

Через три года последовало второе очевидное чудо. В десять лет Прохор тяжело заболел. Начатое учение пришлось оставить, не надеялись уже и на выздоровление. В самое трудное время болезни Прохор рассказал матери свой сон. К нему явилась Богородица и обещала исцелить от болезни. Вслед за этим случилось следующее.

По городу крестным ходом несли Курскую-Коренную икону Божией Матери. Пошел сильный дождь. Для сокращения пути крестный ход свернул в проходной двор Мошниных. Агафья вынесла сына во двор и приложила к иконе. С этого времени началось быстрое и совершенное выздоровление. Так уже в детстве было явлено заступничество Божией Матери, прошедшее через всю жизнь преподобного Серафима.

Поворот жизни

…Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Преподобный Серафим Саровский

Семейное хозяйство требовало помощи. С отроческих лет Прохор должен был работать в лавке. Однако сердце его не лежало к торговым занятиям, и все свободное от выполнения обязанностей время он отдавал посещению церковных служб, молитве, чтению. Известна и его близкая дружба с Христа ради юродивым, имя которого не сохранилось.

Исподволь Прохор начал заговаривать с матерью о монастыре. Постепенно она склонилась уступить его желанию и отпустила 16-летнего юношу принять монашеский постриг, благословив его на этот путь большим медным крестом. До самой смерти преподобный Серафим носил это материнское благословение открыто на груди своей.

Прохор склонялся идти в известный Саровский монастырь, но перед этим решил пойти в Киев, поклониться его святыням и получить напутствие от старцев. С ним шли еще пять его сверстников из курских купцов. Придя в Киев, он услышал, что недалеко, в Китаевской обители спасается затворник по имени Досифей, имеющий дар прозорливости. Прохор направился к нему и получил решительное благословение идти в Саровскую пустынь. Получил он от старца и первое наставление в непрестанном творении Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Удивительно, но старец-затворник Досифей в действительности был женщиной, девицей Дарьей Тянкиной, скрывшей свой пол и несшей подвиг молитвы и затворничества под видом монаха-мужчины. Так уж пришлось, что женская молитва была особенно значима в жизни преподобного Серафима. Здесь и материнское благословение, и труды преподобного по устроению женских монастырей, в первую очередь Дивеевской обители. И покровительство Божией Матери.

Из Киева Прохор возвращается домой, в Курск, и живет там еще около двух лет, уже не принимая участия в торговле и все время проводя в молитве и чтении. В 1778 году он, наконец, уходит в Саровскую пустынь. Удивительным образом это изменение его судьбы совпало с завершением строительства храма Сергия Радонежского, где малолетним он чудесно спасся от смерти.

Уединенная обитель

…Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное странствие твое.

Из напутствия старца Досифея юному Прохору Мошнину

…Я, матушка, всю монастырскую жизнь прошел и никогда, ниже мыслью, не выходил из монастыря

Из разговора Серафима Саровского с дивеевской сестрой Прасковьей

Сатисо-градо-Саровский Успенский монастырь возник по российским меркам относительно недавно, около трехсот лет назад, на границе современной Мордовии и Нижегородской области. В 1691 году здесь вырыл себе пещеру в горе первооснователь Саровской пустыни иеросхимонах Иоанн. Рядом с ним стали селиться монахи, приходящие в это глухое место. Селились в землянках и пещерах, потом стали строить кельи. Впоследствии пещеры пронизали всю саровскую гору, в них были устроены кельи для молитвенного затвора и подземная церковь во имя преподобных Антония, Феодосия и иных чудотворцев Киево-Печерских.

16 июня 1706 года в Сарове освятили первую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, Живоносного Ея источника. В этот день отмечается основание Саровской пустыни.

Строгий саровский устав, составленный в согласии с древними образцами, распространялся по другим монастырям. Со второй половины XVIII века Саров называли «академией монашества». Чем больше росла известность обители, тем больше становилось благотворителей. Их усилиями и трудами монашеской братии монастырь укреплялся и отстраивался, становясь одним из первых в России.

Прохор с двумя спутниками-курянами пришел в Саровскую пустынь 20 ноября 1778 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы. Игумен Пахомий, хорошо знавший по жизни в Курске родителей Прохора, назначил его келейником к отцу Иосифу, казначею обители. После этого легкого послушания пришлось пройти и иные — на хлебной, в просфорне, в столярной, быть будильщиком монахов, петь и читать на клиросе, валить лес, пилить двора. Физически очень сильный, высокий и крепкий, дольше всего Прохор занимался столярным делом и среди монастырской братии был известен под именем «Прохора-столяра».

Через два года после вступления в монастырь Прохор тяжело заболел водянкой. Болезнь продолжалась три года, половину из которых он провел в постели. Когда уже стали опасаться за жизнь больного, настоятель предложил пригласить врача. Но послушник отвечал, что самого себя он предал Христу и Пречистой Его Матери; если же настоятель хочет ему помочь, пусть причастит Святых Тайн.

Уже незадолго до кончины преподобный Серафим рассказывал, что после этого причастия к нему явилась Богородица с апостолами Иоанном и Петром и, указывая на Прохора, сказала: «Сей есть от рода нашего!» Потом она положила правую руку на голову больного, а жезлом коснулась его бедра. Через образовавшееся отверстие вода вышла, и вскоре больной выздоровел. Следы глубокой раны, исцелившей его, оставались у Серафима до конца жизни.

Второе рождение

…Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидают душу праведного на небесах, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением.

Преподобный Серафим Саровский

С этой болезни все земное умерло в Прохоре, отныне он не «земного рода», а небесного. После восьмилетнего послушания он был пострижен в монахи с именем Серафим и вскоре поставлен в диаконы. Около семи лет находится он в монастыре, проводя время в богослужении и уходе за храмом.

Однажды, служа литургию, он увидел Иисуса Христа в сияющей славе, в окружении ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. Пораженный, не мог он двинуться с места у царских врат. Заметив необычное, настоятель послал диаконов, которые ввели Серафима в алтарь. Более трех часов простоял он неподвижно, и только потом, когда смог говорить, рассказал все духовным отцам. Они же, опасаясь искушения гордости от такого видения, взяли с него слово хранить тайну.

Прошло семь лет. Настоятель Пахомий приближался к концу своей жизни. Перед смертью он захотел увидеть любимого инока Серафима священником. Рукоположение состоялось 2 сентября 1793 года.

Годы иночества воспламенили в Серафиме желание к молитвенному уединению. Он испрашивает у отца Пахомия позволения удалиться из монастыря и поселиться в лесу.

Отшельническая келья — Дальняя пустынка преподобного Серафима — была в 5 верстах от монастыря. Более 15 лет провел он там. Многие подвиги его монашеской жизни связаны с этим местом. Главным из них была непрестанная молитва, которую он совершал в желании очистить себя от всякого греха. Не случайно именно здесь, под сенью многовековых сосен, помнящих преподобного Серафима, собирались на молитву верующие закрытого секретного города — в годы, когда церковная жизнь в Сарове еще не была восстановлена.

В битве с врагом

…Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца диавол старается привести человека в отчаяние.

Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях каких бы то ни было.

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим не был сторонником неумеренного аскетизма. Но в борьбе с нападениями врага рода человеческого, то есть диавола, сам он прибегал и к суровым подвигам. Обнажившись до пояса, отдавал себя на съедение комарам, так что по всему лицу и телу текла кровь. В баню не ходил, не носил теплых одежд, а ходил круглый год в полотняном балахоне. Питался хлебом, водой, овощами с лесного огорода. Потом перестал брать в монастыре и хлеб, варил и ел дикую траву снитку. По воскресеньям и праздникам приходил в обитель на службу, причащался.

Через два года после ухода в пустынь преподобному предлагают стать настоятелем Алатырского монастыря с возведением в сан архимандрита. Серафим отказывается, но вскоре после этого диавол со злобой напал на него, возвиг в нем бурю душевного смятения и уныния. Спасался от этого нападения преподобный Серафим беспрестанной молитвой. Тысячу дней и ночей молился он, по ночам — на большом камне в лесу, а днем, чтоб не видели люди, — на меньшем камне у себя в избушке. Днем и ночью, в проливной дождь, в мороз и в жару.

На десятом году пустынножительства Серафим рубил в лесу дрова. К нему подошли трое крестьян и стали требовать денег. «Я ни от кого не беру», — ответил он. Но они не поверили и стали его бить. Высокий и сильный, да еще с топором в руках, он мог бы защищаться, но сказал лишь: «Делайте, что вам надобно». От удара обухом у него хлынула кровь изо рта и ушей, голова была проломлена, сломаны ребра, выбиты зубы. Злодеи связали его, стали искать деньги, но ничего не найдя, в страхе убежали.

На следующий день, придя в себя, он сумел сам добраться до обители. Приглашенные настоятелем врачи удивлялись, как с такими ранами человек мог остаться в живых. После восьми дней страданий, Серафим в забытьи вновь сподобился видения Богоматери с апостолами Петром и Иоанном. Она обратилась в сторону врачей и сказала: «Что вы трудитесь?» И вновь произнесла: «Сей есть от рода нашего». После этого Серафим, отказавшийся от помощи врачей, стал поправляться. Но высоким и статным он уже никогда не был и до конца жизни ходил сгорбленным, подпираясь топориком или мотыгой.

Спустя пять месяцев он вернулся в свой лесной затвор. Вскоре после этого злодеи, жившие, как оказалось, неподалеку, были найдены. Но преподобный умолил простить их, угрожая в противном случае покинуть монастырь. Случилось же так, что жилища этих крестьян сгорели, и они в слезах пришли к преподобному, прося у него прощения.

На Ближней пустынке

…Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Преподобный Серафим Саровский

Спустя 12 лет жизни в лесу преподобный дополнил пустынножительство подвигом молчания. Посетителей он перестал принимать совсем, если же ему случалось встретиться с кем в лесу, он падал ниц на землю и молча лежал, пока тот не уходил. Так он провел еще три года.

Весной 1810 года Серафим пришел с Дальней пустынки в монастырь и затворился в келье. Строгий затвор и молчание продолжались три года, после чего старец, не оставляя кельи, начал принимать небольшое число посетителей для наставления, совета, разрешения от грехов.

В 1825 году преподобный Серафим по повелению Божией Матери вышел из затвора. Он завершил круг своего спасения и теперь должен был угождать Богу через служение другим. Годы уединенной молитвенной жизни открыли у Серафима дары прозорливости, предсказаний, духовного совета, утешения, целительства. Он поселился в двух верстах от монастыря на берегу Саровки. Водой источника, открывшегося, когда Божия Матерь ударила жезлом, Серафим стал лечить приходивших к нему больных.

Это место, ставшее известным на всю Россию, получило название Ближней пустынки преподобного Серафима. Здесь он провел свои последние годы. Сюда к нему приходили нескончаемые посетители — богатые и бедные, миряне, монахи и священники, образованные и простецы, взрослые и дети. Ежедневно у него бывало до двух тысяч человек и более. Существует предание, что посетил его и тайно оставивший престол Государь Александр I, пробиравшийся под видом простого богомольца в Сибирь.

Сюда приходили к нему, не имеющему страха, и дикие звери. Много сохранилось свидетельств о том, как преподобный угощал хлебом медведей и беседовал с ними.

У чудесного источника

…Когда я еще не был в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое доброе дело делать.

…Дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть приобретении обильнейших даров Духа Святаго

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

Источник батюшки Серафима обладал не только целительными свойства­ми. Некий военный, по преданию, из декабристов, однажды подошел к преподоб­ному, но тот не благословил его, а лишь стоял и пристально смотрел в источник. Только военный отошел, Серафим сказал одному из послушников: «Посмотри в источник, он мне показал этого человека». Действительно, вода, всегда отличавшаяся прозрачностью и чистотой, была мутна и грязна. «Как возмущен источник, — сказал батюшка, — так и этот человек хочет возмутить Россию».

Однажды, больше из любопытства, к нему заехал генерал-лейтенант Л. По самолюбию своему, с трудом дал он себя уговорить зайти в келью старца, который тотчас же поклонился генералу в ноги. По преданию, во время получасовой беседы, раскрывшей генералу всю его жизнь до малых подробностей, ордена сами свалились с его груди, и Серафим сказал ему: «Это потому, что ты получил их незаслуженно». После беседы генерал вышел, закрыв лицо, поддерживаемый Серафимом под руку, и плакал, как дитя. Ордена и фуражка были позабыты им в келье.

Таких случаев, лишь описанных очевидцами, дошли до нас сотни. Всего же их было не сосчитать. Не зря преподобного Серафима называют всея России чудотворцем. Кратко рассказать обо всех его чудесах невозможно. Об этом написано много книг.

Первое краткое жизнеописание саровского подвижника вышло в свет в 1841 году, первое подробное житие — в 1863 году. Среди посвященных батюшке книг можно особо выделить такие как «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова), «Всемирный светильник» митрополита Вениамина (Федченкова), «Великое в малом» Сергея Нилуса, а также тщательно собранные воспоминания современников.

Здесь, на Ближней пустынке состоялся и чудесный разговор преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о цели жизни христианской. В нем преподобный напомнил отступающему от Бога миру, что и пост, и молитва, и милостыня, и другие добрые дела, и даже подвиги — все это только средства, которые никак не являются целью сами по себе. Цель же состоит в стяжании благодати Святого Духа.

Примерно с 1825 года начали ходить к батюшке Серафиму за советами и благословениями сестры, священство и благоустроители основанной около 1780 года Дивеевской обители. Вплоть до смерти своей батюшка руководил жизнью этой обители. Но об этом нужен отдельный рассказ. Это своя история, свои исцеления, пророчества и чудеса.

Скончался преподобный Серафим 2 января 1833 года у себя в келье, стоя в молитве на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление».

Прославление

…Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления.

Надпись Николая II на докладе Синода о решении прославить Серафима Саровского

Уже в первых житиях иеромонаха Серафима, изданных во второй половине XIX века, описывались совершенные им чудеса. Чудеса как прижизненные, так и посмертные — на могиле батюшки происходили многочисленные исцеления. Обычным было видеть изображения батюшки в домах.

Широчайшее народное почитание подталкивало церковные власти готовить канонизацию, несмотря на то, что часть священноначалия была против этого. В 1902 году за скорейшее прославление саровского старца высказался Государь Николай II. Вся царская семья давно почитала Серафима. Еще в 1860 году произошло чудесное исцеление великой княжны Марии Александровны, в тяжкой болезни накрытой мантией преподобного.

Прославление было намечено на день рождения Серафима — 19 июля 1903 года (по старому стилю, по новому это 1 августа). В Саров стеклось небывалое количество богомольцев, по оценкам от 100 до 300 тысяч. Особую значимость событию придавало участие царской семьи.

В монастыре и его окрестностях приводились в порядок дороги, строились гостиницы, столовые, часовни, торговые лавки, временные больницы, целый городок для паломников.

17 июля царский поезд прибыл в Арзамас, расположенный в 70 километрах к северу от Сарова. Из Арзамаса августейшие паломники прибыли в Саров, приветствуемые народом вдоль всего пути следования.

Утром 18 июля, после обедни в Успенском соборе Николай II осматривал монастырь, спускался в Саровские пещеры. После этого в присутствии Царя прошла последняя панихида по иеромонаху Серафиму, где он поминался как обычный усопший. По окончании службы царская семья направилась осматривать памятные места, связанные с преподобным — Ближнюю и Дальнюю пустынки и камень в лесу, на котором Серафим молился тысячу дней и ночей. Николай II и Александра Федоровна посетили купальню, часовню, пили воду из родника.

Царский путь

…Среди лета запоют Пасху…

Преподобный Серафим Саровский

Вечером 18 июля началась самая торжественная служба этих дней — праздничное всенощное бдение, за которым и произошло прославление Серафима Саровского. По решению Священного Синода праздничные всенощные прошли в этот вечер во всех православных храмах Российской империи. Гроб с обретенными незадолго до этого из могилы мощами святого был перенесен в Успенский собор; несли его Николай II, великие князья и архиереи. В ночь на 19 июля двери Успенского собора были открыты, тысячи людей заходили приложиться к святым мощам.

Во время службы 19 июля крестный ход с мощами Серафима Саровского обошел вокруг Успенского собора. Мощи опять несли Николай II с великими князьями. После этого они были помещены в раку, установленную в Успенском соборе.

Очевидцы отмечают атмосферу праздничности, благоговения, сопричастности к чуду, царившую в те дни в Сарове. Это было всенародное единение, не кажущееся, а искреннее, полное, соединявшее друг с другом каждого человека, из какого бы общественного слоя он ни был. В дни торжеств вновь происходили чудеса. Слепые начинали видеть, разбитые параличом вставали на ноги.

Вечером главного праздничного дня состоялось купание царской четы в источнике батюшки Серафима на Ближней пустынке. С этим купанием непреложно связывают то, что царю и царице, наконец-то, вслед за четырьмя дочерьми был дарован долгожданный наследник Алексей.

21 июля совершилось освящение храма, который первым в России, да и во всем мире стал носить имя преподобного Серафима. Часто его называли — храм над кельей. Зайти в келью, где много лет жил и где скончался преподобный, стремились многие паломники. Начиная с 1864 года ее уже не занимал никто из братии. Со временем появилась мысль выстроить над кельей храм. Находившийся на этом месте одноэтажный братский корпус был разобран, нетронутой осталась лишь келья преподобного. Над ней были сооружены стены и своды новой церкви, так что келья осталась стоять внутри, в юго-западном углу храма.

Нельзя сказать, что эти светлые дни проходили в одной лишь радости. Дивеевская блаженная Паша Саровская передала Государю письмо, написан­ное, по преданию, самим преподобным Серафимом. Свидетели вспоминают, что Государь прочел это письмо в уединении, никому его не показал и после этого горько плакал. Над чем? Бог знает. Письмо впоследствии так и не было найдено. Но последующие годы показали, что плакать было над чем — и Государю, и всей России. Не будет, наверное, слишком дерзновенным предположить, что в миг величайшего торжества батюшка Серафим открыл последнему русскому Царю все, что ожидало его впереди. Быть может, отсюда вся стойкость царской семьи, не пожелавшей в испытаниях революции тайно покинуть страну, сознательно разделившей мученическую судьбу Церкви и народа.

Иные времена

…Укоряемы — благословляйте, гонимы — терпите, хулимы — утешайтесь, злословимы — радуйтесь! Вот наш путь с тобою, и претерпевший до конца спасется!

Преподобный Серафим Саровский

Наследник Алексей родился по молитвам преподобного Серафима в 1904 году. Через год началась череда революций, через десять лет — Первая мировая война. Земной путь царей оказался горек и недолог, от пронизанных светом сосен, пения птиц и журчания целебного источника на Ближней пустынке преподобного Серафима до расстрельного подвала Ипатьевского дома. Наступили иные времена.

После октябрьского переворота 1917 года Православие подлежало уничтожению и ликвидации одним из первых. Епископов, священников, мирян убивали, пытали, отправляли в заключение и ссылку. Под арест надо было отправить и святых. Они мешали строительству новой жизни. В июне 1920 года под председательством Ленина прошло заседание Совнаркома, где наркомату юстиции было поручено разработать положение о ликвидации мощей святых «во всероссийском масштабе». Уже в августе нарком юстиции разослал такой документ по стране для исполнения.

Уездный съезд советов, прошедший в ноябре 1920 года в расположенном неподалеку от Сарова старинном городе Темникове, принял решение вскрыть раку с мощами преподобного Серафима. 17 декабря комиссары огласили перед верующими решение о вскрытии мощей, а затем открыли раку. Впоследствии они много раз прибывали в Саров для конфискации церковных ценностей.

Саровский историк и краевед Алексей Подурец приводит выдержку из протокола заседания комиссии при ЦК ВКП (б) по реализации декрета об отделении церкви от государства, которое состоялось 10 сентября 1926 года: «Принимая во внимание, что Саровский и Дивеевский монастыри являются тем пунктом стечения, куда собираются отовсюду черносотенные элементы — поручить ОГПУ монастыри, как таковые, ликвидировать, удалить из них весь политический вредный элемент, превратив монастыри в трудовые артели, поставив во главе последних лояльных лиц».

В 1927 году правительство решило окончательно ликвидировать Саровский монастырь. 5 апреля прислали комиссию, которая произвела вторичное вскрытие и изъятие мощей Серафима Саровского. Останки преподобного надолго исчезли. Монахи были изгнаны, имущество и здания переданы Нижегородскому управлению НКВД.

По всей России в монастырях размещались тюрьмы и концлагеря, на месте крестов водружались пятиконечные звезды. И на месте Саровского монастыря организовали «детскую трудовую коммуну». В 1931 году НКВД организовало на ее базе исправительную колонию для взрослых.

В конце 1938 года Совнарком ликвидировал Саровские исправительно-трудовые учреждения НКВД. Здания и имущество, в том числе построенный заключенными завод спортинвентаря, перешли Наркомату боеприпасов. Саровский завод стал оборонным предприятием. За годы войны он выпустил около 400 тысяч корпусов для снарядов к знаменитым «катюшам».

Саровская тайна

…Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Из тысячи можно найти только одного, который бы сохранил твою тайну.

Преподобный Серафим Саровский

Так что же такое российское ядерное оружие для России и мира? И почему оно появилось именно здесь, на земле Сарова?

До поры ядерными секретами владел только американский Лос-Аламос. Как легко приходит в действие ядерное оружие, которое находится лишь в одних руках, хорошо узнала Япония. С тех пор, как напротив Лос-Аламоса встал Саров, страх без конца превратился в равновесие страха. Конечно, и в этом мало хорошего. Но, быть может, ядерное противостояние, взаимное ядерное сдерживание и было дано миру как уникальный шанс спасти себя от истребления в мировом конфликте — пока человечество не поумнеет и не подобреет.

Казалось, Господь, как строгий Отец, занес над сыновьями-народами воспитующую плеть: или не деритесь, или уж выпорю, так выпорю!.. И мальчишки под отцовской дланью подают друг другу руки: мирись-мирись, больше не дерись. Хотя подраться хочется! И тогда понятно, почему конец ядерной монополии был положен здесь, в Сарове.

Мне довелось не раз видеть, как Юлия Борисовича Харитона, одного из основателей созданного в Сарове Ядерного центра, спрашивали: почему он остановил свой выбор на этом святом месте, какая здесь скрыта тайна? Харитон отвечал, что «ни о чем таком» тогда никто и не думал. Критерии выбора были простыми и рациональными — не слишком далеко от Москвы и не слишком близко, на удалении от крупных городов, в относительном уединении, чтобы можно было организовать охраняемую зону, но и не в чистом поле, а там, где есть начальная инфраструктура.

Научно-производственная деятельность Ядерного центра, при своем создании получившего название КБ-11, была строго засекречена. Саров был изъят из административного подчинения Мордовской АССР, исключен из всех учетных материалов. Летом 1947 года периметр зоны был взят под войсковую охрану.

Ориентир на местности

…Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Преподобный Серафим Саровский

Отношения Ядерного центра со своим прошлым были сложными. Многое было разрушено. Главные соборы Саровской пустыни — Успенский и Живоносного источника Божией Матери, взорвали в начале 1950-х, при директоре Александрове. Говорили, что их надо разобрать из-за ветхости, чтобы чего не случилось. А когда стали взрывать — специалисты-взрывники здесь всегда были лучшие в стране — провозились долго и подорвать удалось с большим трудом, настолько прочная была постройка.

Первая в мире церковь преподобного Серафима в конце 1940-х годов была переделана под городской театр. В самом храме разместился зрительный зал, в алтаре — сцена, в трапезной — фойе, в братском корпусе, рухлядной и келарне — служебные помещения, в архиерейском корпусе — театральный вестибюль. Келья преподобного Серафима была разрушена. Источник на Ближней пустынке, тот самый, где получили исцеление тысячи людей и обрела наследника царская чета, — засыпан и забетонирован.

Но вот еще один директор — трижды Герой генерал Борис Музруков, ставший руководителем объекта после Александрова. В годы войны он был директором «Уралмаша», наладил массовое производство танков. Уже в пятидесятые был назначен в Саров, где с его участием произошла удивительная история.

Сверху был спущен приказ — уничтожить сохранившуюся колокольню Саровской пустыни, которая «демаскирует объект». Специалисты выполнили проект, все было готово к подрыву. По устному преданию, Борис Глебович на свой страх распорядился приостановить работы и направил в Москву следующий рапорт. Дескать, совсем недавно произведены первые запуски искусственных спутников земли, в ближайшее время следует ожидать бурного развития космической фотографии, в том числе в целях разведки. Колокольня неминуемо потеряет значение ориентира на местности. Поэтому тратить государственные средства на ее разборку считаю бесхозяйственным. Вот так.

И колокольня была спасена, и стоит до сих пор.

Батюшка и бомба

…Все здравомыслящие люди считали и считают, что безумная гонка вооружений должна быть остановлена. Но одновременно мы должны следовать трезвенному подходу к окружающей реальности. Всем нам еще длительное время придется жить бок о бок с ядерным оружием, играющим существенную роль в области безопасности.

Святейший Патриарх Алексий II

Вокруг совершенно секретного объекта со временем вырос город с населением почти 90 тысяч человек, по-прежнему закрытый — по соображениям уже не столько секретности, сколько безопасности ядерно-оружейного центра в наше тревожное время. В 1995 году усилиями православных горожан и российских деятелей культуры закрытый город, носивший в разные годы имена Арзамас-75, Москва-Центр-300, Кремлев, Арзамас-16, обрел историческое имя Саров.

С момента рассекречивания закрытого Сарова (открыто о городе стали говорить с 1990 года) тема «преподобный Серафим и атомная бомба» обсуждалась много раз. Связаны ли как-то святость этих мест и то, что делалось здесь в послевоенные годы? Этого вопроса осторожно касались многие. Избежать его было непросто, ведь это сочетание наглядно явлено самой жизнью. Но произнести решительное суждение было страшновато.

Вспоминается приезд в Саров известного богослова Алексея Осипова в самом начале 1990-х годов. Рассказывают, что запуганные антиядерной пропагандой того времени ученые робко спросили его: «Алексей Ильич, а делать ядерное оружие — это грех?» Алексей Ильич усмехнулся: «Ни в кано­нических текстах, с которыми я хорошо знаком, ни в руководствах для подготовки к исповеди о таком грехе не упоминается. Если же вы хотите знать мое личное мнение, я считаю, что все зависит от того, зачем вы этим занимались. Если для того, чтобы завоевать мир, это одно. Если продавали свои способности за чины, награды, деньги, это другое. Если вас обуревала интеллектуальная похоть и вам становились безразличны последствия ваших изысканий, лишь бы сорвать очередной покров с тайн мироздания, это третье. А если вы хотели защитить Россию, а значит, и Православие, это четвертое. Выбирайте сами, что лучше для вас подходит».

В 1999 году посетивший Саров священник Артемий Владимиров, известный проповедник и педагог, нашел в себе смелость высказаться как нельзя более определенно. Вот слова из его интервью местной газете: «Современный Саров для меня — это город с возрожденным храмом во имя преподобного Серафима, молитвенника о целостности и прочности ядерного щита России».

Событием стали слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России», прошедшие в Москве в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Было трудно поверить в мужество Церкви, решившейся призвать слабую государственную власть ответственно относиться к сохранению ядерного оружейного комплекса, не побоявшейся развязных комментариев в прессе, заголовков типа «Православная атомная бомба».

Серафим — значит «пламенный»

…Радуйся, Отечеству нашему щит и ограждение…

Из акафиста преподобному Серафиму

Точка зрения — если бы преподобный Серафим не позволил здесь создать атомную бомбу, никакого ядерного центра в этом месте и не было бы — становится все более распространенной. Не только богословы, но и ученые-ядерщики задумываются над приведенными словами акафиста преподобному Серафиму, начинают прямо соотносить их с тем очевидным обстоятельством, что делают они свою трудную работу по защите Отечества не где-нибудь, а на земле Сарова.

В наши дни слова акафиста стали новым вызовом ученым Ядерного центра. Из них следует, что батюшка Серафим позволил здесь создать ядерную бомбу, поскольку в те годы она была реальным щитом и ограждением России. Сегодня ядерное оружие по-прежнему защищает нас, но все более реальную угрозу представляют новые средства войны — информационные, экономические, культурные, от которых ядерной бомбой не оборонишься. Отсюда задача — создать здесь новый щит, саровский ответ на неизвестные доселе виды агрессии против России.

Ученые сегодня все чаще вспоминают о том, что Серафим по древнееврейски означает — «пламенный». Великого святого начинают видеть как покровителя работающих в Сарове ученых-ядерщиков, и шире — как покровителя всей современной науки, в первую очередь связанной с высокими энергиями.

Не случайно диалог мира Церкви и мира Науки в середине 1990-х вышел на новый уровень по инициативе саровских ученых. Событием стали подготовленные по их замыслу соборные слушания «Вера и знание», прошедшие при участии Святейшего Патриарха Алексия II, президента Российской академии наук Юрия Сергеевича Осипова, ведущих российских ученых и богословов.

Одна из важнейших проблем современной России состоит в том, что ее святоотеческая духовная традиция и способность самостоятельно вести современные научно-технические разработки оказались разорванными, никак не связанными.

По многим признакам грядущий XXI век будет веком жестокой борьбы, веком выживания России. И в этой борьбе нам понадобится все умение и знание, какое только окажется под рукой. При обширности и относительной малонаселенности российских пространств защитить их можно будет лишь на основе самых передовых научных разработок и высоких технологий. Так что если Россия не сохранит и не приумножит свои достижения в этой области, она будет просто вытеснена с мировой арены.

Но если при этом Россия вновь не станет страной, которая сверяет свое развитие по православным ценностям, она также перестанет быть собой, а значит — перестанет быть.

В тени Вавилонской башни

…Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения.

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

Задача освоения церковным сознанием мира культур и технологий, по крайней мере, однажды, была уже поставлена и успешно решена почти две тысячи лет назад, в первые века христианства. Тогда христианством были освоены античная философия, культура, наука и техника. Теперь все сложнее. В дохристианское время люди еще не знали Христа и не имели опыта отпадения от Него. Их культура (такая же современная своему времени, как и нынешняя) вся была — до Рождества Христова. А нынешняя по сути неоязыческая культура, созданная много после Рождества и все более уклоняющаяся в поклонение золотому тельцу, такой опыт отпадения от Христа имеет, более того, во многом на него опирается.

Но можно ли в полной мере вернуть в Церковь светскую культуру и науку, которые возросли в Ее лоне, но потом от Нее отпали?

Если нет, новая Вавилонская башня безбожной цивилизации действительно будет расти до небес, чтобы потом своим падением накрыть нас всех, на этот раз уже окончательно. В том же, что эта башня рано или поздно упадет, сомнений у разумных людей уже не осталось.

Если же да, если возвращение культуры к Церкви возможно… Что ж, тогда Судный день, быть может, по милости Божией будет отложен и мы поживем и потрудимся еще немного.

В этом видится нам одно из возможных толкований пророчества батюшки Серафима: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». По своему смыслу оно далеко выходит за пределы уже свершившихся бед России и говорит о новых, еще предстоящих испытаниях, преодолевая которые Россия послужит миру.

В ХХ веке Россия послужила людям всего мира своим мученичеством и исповедничеством, стоянием за Христа и Церковь Его. Быть может, сумеет она послужить им и своими творческими силами, способностью дать ответ на важнейшие вопросы XXI столетия.

Решить сложнейшую, но предельно актуальную задачу церковного оcвоения светской культуры можно лишь на основе овладения современными людьми России православного святоотеческого наследия, перевода этого наследия на языки современной культуры.

Василий Великий, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама… И многие иные авторы, мысли которых предельно актуальны и поныне. Светская культура и наука сегодня отвернулись от них. Результаты этого мы видим в виде нескончаемых кризисов — грозных последствий научно-технического прогресса.

Батюшка Серафим — один из великих подвижников Церкви. Он не менее значим для нас, чем святые отцы первых веков христианства. И в то же время он гораздо ближе к нам, чем они, он практически наш современник, во всяком случае, современник Пушкина, Глинки, Лобачевского, других основателей современной русской культуры. Поэтому он важен для нас как посредник, надежный проводник современных людей по древней святоотеческой традиции. Из-за нашего невежества и самоуверенности не всегда нам понятной и даже не всегда известной, но такой необходимой.


Право на наследство

…Мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние ясно разумели…

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

Все большее число людей согласны в том, что наше духовное и культурное наследие приобретает для России стратегический характер, становится решающим условием нашей дальнейшей жизнеспособности как народа и государства.

Национальное наследие России, созданное на основе православного христианства, можно рассматривать как основной исторический результат деятельности нашего народа и государства, наиважнейшее достояние страны в настоящем и ее главную опору в будущем. Это наследие — не набор неодушевленных предметов, будь то камни памятников или книжные страницы. Оно имеет духовную и деятельную природу. Для сохранения своей жизнестроительной силы оно должно заново и в полной мере осваиваться каждым новым поколением народа России. Иначе наше преемственное развитие становится невозможным. А это значит, что страна теряет возможность как сохранять свое лицо и душу, так и адекватно отвечать на вызовы времени.

Наследование может осуществляться только по праву. В противном случае это не наследование, а самочинное хищение или, проще говоря, разбой, с которым в духовной и культурной сфере приходится встречаться все чаще. И наши права на то, чтобы в наши дни стать полноправными наследниками наших великих предков, надо каждодневно доказывать и подтверждать, причем не словами, а практическими делами.

Характер нашего сегодняшнего отношения к наследию полностью определяется тем, какое будущее мы строим — или мягче — в каком будущем мы собираемся жить и готовы (согласны) жить.

Характер советского отношения к будущему нам известен. Знаем мы и то, как относится к будущему современная цивилизация, основанием которой стали деньги. Но подход к движению в будущее должен принципиально измениться. Будущее невозможно строить без опоры на то, что делает нас — самими собой. На наши святыни, данные нам историей, определяющие общность нашей судьбы, наше лицо пред Богом и людьми.

Без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений по нашему поводу, а все рассуждения о «национальной идее» с очевидностью не зацепляют реальности. С этой же опорой — получаем возможность отстраивать себя сколь угодно современным и даже авангардным образом, но — себя, то есть Россию, а не что-то иное, доселе неведомое, «не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку». Осмысление состоявшегося праздника дает нам шанс сделать несколько шагов в этом направлении.

Покровитель Русского мира

…И шестикрылый Серафим / На перепутье мне явился.

Александр Пушкин

За минувшие 85 лет преподобный Серафим стал подлинным образом России для всего мира, одним из первых молитвенников о зарубежных православных. Не случайно храмов Серафима Саровского так много за рубежом. Это воистину святой русского рассеяния, явившийся нам на перепутье русской жизни. Отсюда прямо следует всемирность праздника, с неизбежностью выходящего за пределы России.

Это значение праздника неизбежно ставит вопрос о становлении Русского мира, далеко простирающегося за официальные границы молодого государства под названием «Российская Федерация». Россия должна стать объединяющим ядром этого Русского мира, расположенного во всех частях света. На вопрос, где же расположен Русский мир, ответ простой. Везде, где живут русские люди всех национальностей.

Политическое и культурное движение по консолидации Русского мира уже началось, его надо продолжить, используя все возможности для расширения влияния России, ее служения нашим соотечественникам во всем мире. Но это движение невозможно духовно без прямого обращения к русской святости, к преподобному Серафиму.

Перспектива выстраивания вокруг России Русского мира является естественной и, по большому счету, единственно разумной. Если этого не будет сделано, неизбежными через какое-то время станут действия по перекройке нынешних границ, с очевидностью искусственных и нестабильных.

Выиграть на геополитическом поле, отстояв в полной мере себя и одновременно став нужным и полезным для добрых соседей, можно лишь одним образом. Основа создания Русского мира — это привлекательность образа России, ее реальная сила — духовная, культурная, экономическая, политическая.

И это наличие внятного и убедительного глобального проекта, с полной определенностью альтернативного глобализму потребительской цивилизации. По моему глубокому убеждению, такой проект может быть создан только на основе предъявления современному миру наших святынь.

Конечно же, одна из сокровенных святынь России, благодаря которым наша страна интересна и важна миру, это преподобный Серафим Саровский, его духовный образ. И открыть этот образ русской святости, донести до других народов, культур, цивилизаций, сделать его в мире узнаваемым, понятным, привлекательным и любимым — наша прямая обязанность.

Об исторических параллелях

…Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было несчастием.

Преподобный Серафим Саровский

Освящение Храма на Крови в Екатеринбурге состоялось в середине июля 2003 года, примерно за две недели до столетия прославления преподобного Серафима Саровского. Такое соседство этих событий имеет глубокий смысл.

Вспомним еще раз о том, что святой был прославлен при действенной поддержке последнего русского Государя, вспомним о почитании батюшки в царской семье, об исцелениях ее членов по молитвам преподобного Серафима. Вспомним о письме батюшки, которое передала Николаю II Паша Саровская. Вспомним, наконец, о рождении наследника Алексея, случившемся после посещения Сарова. Простой и непритязательный батюшка Серафим оказывается теснейшим образом связан с судьбами российской государственности.

Прославление преподобного Серафима совершалось в тяжелейшее для России время. В 1903 году, практически одновременно с торжествами, проходит II съезд РСДРП. В 1914 году начинается мировая война. В 1918 году гражданская война рвет Россию на части, Церковь подвергается невиданному со времен Римской империи избиению, а Государя и его семью убивают.

Перенесемся в наше время. В 1991 году, всего через несколько дней после переноса мощей преподобного Серафима, происходит фарсовый «путч» и территориальный раздел России, а после этого, в 1993 году, политический переворот с пролитием крови. Разъединенность людей, взаимное недоверие власти и народа, бесстыдное соседство богатства и нищеты, забвение самых простых правил нравственности — вот что угрожает самому существованию нашей страны сегодня, и угрожает больше, чем любая война.

Нынешний праздник — урок веры и основанных на вере смирения, мужества, покаяния. Этому учит нас судьба святых Царственных Мучеников, столь тесно переплетенная с памятью о преподобном Серафиме.

В дни праздника Саров посетил Президент России. Исторические параллели здесь напрашиваются сами собой. На них обратил внимание в своем выступлении, обращенном к Президенту и собравшемуся народу, Святейший Патриарх Алексий II. Царь и Президент — перекличка через столетие. Что общего и различного в этих двух событиях.


На крови мучеников

…Такова уж судьба, братья, нашего рода, что самые великие из людей жертвуют своими жизнями, чтобы малые и худшие могли жить. Принося в жертву своих лучших сынов, люди спасают себя. Все наилучшее, что род людской мог взрастить, он должен был принести в жертву ради искупления большинства.

Святитель Николай Сербский

В ситуации 1903 года решительная поддержка Государем прославления преподобного Серафима могла явиться последней попыткой удержать грядущую кровавую революцию и гибель России. Удержать путем помощи тяжко больному «синодальному православию» от живой святоотеческой традиции.

Что греха таить, начиная с петровских времен Русская Церковь позволила подчинить себя государству, использовать себя как часть бюрократической машины. Умывшись кровью тысяч мучеников, отдавших жизнь за Христа, наша Церковь возродилась. И так не хочется, чтобы повторились прежние ошибки, отделившие ее от значительной части собственного народа. Сто лет назад Государь не успел, не смог повернуть от пропасти государство и общество. Сегодня ситуация совсем иная, но не менее серьезная, чем тогда. И мы должны успеть. Мы должны найти то, что вновь сделает наш народ единым. В богатом и цветущем многообразии, но — единым.

Оставаясь полностью светским государством и ни в малейшей мере не возвращаясь к собственному опыту государственного клерикализма, мы — как народ (если мы народ) — нуждаемся в общих героях. Мы уже говорили о том, что герои народа России — это ее святые, так уж сложилось. Подвижничество святых отцов нам дорого не меньше, чем самоотверженность воинов, защитников Отечества. И то, что Президент оказался на этом празднике, дает нам надежду, пусть небольшую, что со временем это главное выборное должностное лицо найдет в себе силы стать главой не только государства, но и народа России.

Следует вспомнить, за что был причислен к лику святых сам Николай II. Отнюдь не за свои подвиги во главе государства, как, например, Дмитрий Донской или Александр Невский. А за то, что, зная наперед о собственной гибели (вспомним о полученном им в дни торжеств 1903 года письме батюшки Серафима), добровольно и сознательно разделил судьбу своего народа-мученика. Конечно же, не списав этим все свои земные слабости и ошибки, но переведя свою жизнь и память о себе совсем в иное, духовное измерение.

В настоящее время, когда отчуждение власти от народа представляет собой одну из главнейших проблем на пути России в будущее, когда, с точки зрения простого человека, вся элита готова, чуть что случись, улететь за моря, последнего русского Царя уместно вспоминать с вопрошанием: готова ли нынешняя власть до конца разделить судьбу своего народа?

Об имитации и подлинности

…Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному.

Преподобный Серафим Саровский

Случилось так, что Церковь, власть и общество увидели в столетней годовщине прославления преподобного Серафима Саровского новую возможность установить диалог и сотрудничество. Наша Церковь знает, как почтить своих святых. Но для российской власти, равно как и для общества, задача проведения такого праздника была совсем новой. И одной из главных опасностей на этом пути было — превратить праздник в некую «политическую акцию», «мероприятие».

Власть, активно взявшаяся помогать подготовке к празднику, могла выиграть лишь в одном случае. Верной — радостной и свободной — должна была стать интонация самого этого события и всего, что в связи с ним публично, с внешней стороны церковной ограды, говорилось и происходило.

Это было немыслимо трудно, поскольку все мы, и власть имущие, и простые граждане, по жизни погружены совсем в иные интонации. Чтобы вспомнить об этом, достаточно включить телевизор или выйти на улицу.

То, что праздник привлечет к себе широкое общественное внимание, стало ясно еще года два назад. И тогда уже было боязно, что от неумеренных усилий не по разуму пострадает сам батюшка Серафим. Что его облик будет присвоен массовой культурой, подвергнут политической и коммерческой утилизации.

Невключенность значительной части общества в процесс подготовки события породила у многих ощущение, что праздник всего лишь используют для проведения очередной PR-кампании. Это приводило к горьким размышлениям о том, не служит ли имя батюшки Серафима просто-напросто для идеологического прикрытия действий по обеспечению политических интересов власть имущих.

Понятно, что батюшка Серафим от всего этого не пострадал и не пострадает. Святые, как и Господь, поругаемы не бывают. Но можем пострадать мы сами, имеющие благое намерение праздновать. Пострадать тем, что так и не сумеем подойти к батюшке, согреться около него, порадоваться ему и друг другу. Мы сами можем не перемениться. Наши слова по поводу праздника могут остаться пустыми, и люди это обязательно увидят.

Надо помнить, что в 1903 году до первой русской революции оставалось меньше двух лет. Сегодня нередко приходится слышать такую оценку нынешних отношений церковной иерархии, власти и предпринимательства: мол, официальное Православие вновь, как и сто лет назад, используется для воспитания масс в послушании властям и смирении, чтобы олигархи продолжали без сопротивления грабить страну.

Это серьезный вызов, требующий внятного ответа, причем не на словах, а на деле. И воспроизводить спустя сто лет те перекосы в отношениях Церкви с мирской властью, которые, во многом, и ослабили влияние Церкви, оставили значительную часть народа духовно беззащитной перед искушениями революции, мы просто не имеем права.

Власть и общество

…Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим.

Преподобный Серафим Саровский

Праздник заново поставил вопрос: кто мы такие. Мы не толпа и не население. Мы — общество. Мы — русские люди разных национальностей. А кто такие русские? Дело совсем не в их происхождении, не в разрезе глаз, не в акценте речи. Русские верят в Бога. Они отличают добро от зла. Они ставят правду выше силы. Они не только заботятся о своих детях и стариках, но и защищают своих учителей и священников. И не отвечать этим простым правилам для них — стыдно. А кому не стыдно — те не русские. Какие — не знаю, но не русские. Вот батюшка Серафим, который всех любил и не боялся обличать неправду, был русский человек, и мы будем с ним, а не с теми, другими.

Праздник в полный рост поставил и вопрос об отношениях власти и общества. Смею сказать, что в этом празднике для нашей власти есть надежда. Конечно же, ее действия могли быть неуклюжими, а активность в подготовке к празднику вызывала многочисленные подозрения в стремлении получить политические выгоды за счет религиозной веры людей. Но мне кажется, что изначально отказать людям власти в доверии было бы ошибкой. Если власть и народ окончательно и навсегда откажут друг другу в доверии — вот тут-то для России и наступит конец истории.

Весь двадцатый век власть много раз была несправедлива с народом, много раз обманывала его и отрекалась от него, начиная с отречения от власти последнего Царя. Но и народ предал власть, по крайней мере, однажды, когда сам поспешно отрекся от своего Царя, не уберег его и его семью от мученической кончины. Поэтому движение к обретению доверия надо начинать с обеих сторон.

Помочь в этом может батюшка Серафим, простой и понятный для каждого и вместе с тем крепко связанный с живым образом российской государственности, памятью о Государе и его семье. Быть может, на состоявшемся празднике за картонными фигурками, наделенными властными функциями и так называемым «имиджем», удалось хоть ненадолго увидеть во власти живых людей, для которых слова преподобного «Радость моя!..» имеют глубоко личный смысл.

В этом для власти редкий шанс обретения доверия, казалось бы, навсегда утраченного. Но в этом и риск опуститься еще на ступень ниже. Дело в том, что событие обретения властью души или будет подлинным, или не будет никаким.

В столь тонком вопросе как вера людей обмануть нельзя. Мы все хорошо это знаем по общему для нас советскому опыту, когда нагнетание пафоса по большим праздникам сопровождалось ростом безверия и цинизма. Если люди власти сами для себя не почувствовали установления живых, личных отношений с батюшкой Серафимом, этого уж точно не почувствовали все те, кому были адресованы их усилия.

Общество и народ

…Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:…Любовь Божия к роду человеческому… Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия… Спасение душ человеческих…

Преподобный Серафим Саровский

Весьма существенно, что инициировала праздник, напомнила о нем власти церковная общественность. Необходимо, чтобы и власти, и наше светское общество начинали понимать: Церковь — не только иерархия и священство, это прежде всего свободно собравшийся в любви ко Христу церковный народ, Тело Христово.

В последнее время все чаще понимаешь, что по отношению к понятию «общество» определение «гражданское», конечно же, не является единственным. Быть может, оно не является и самым важным.

Гражданское общество — это общество, состоящее из граждан. Но мы не только граждане. Не переставая быть гражданами, мы одновременно — отцы и дети, мужья и жены, учащие и учащиеся, верующие и неверующие, любящие одно и не любящие другого.

Нас очень много разных. И нас объединяют не только интересы, как уже научили нас думать. В не меньшей мере нас объединяют ценности, идеалы. И, опять-таки, не только они.

Нас объединяет ОБЩАЯ СУДЬБА — свидетельствовать в этом земном, временном и грешном мире о мире небесном и вечном. Свидетельствовать о Боге, Которого мы знаем, и о бессмертии нашей человеческой души. В этом свидетельстве — предназначение России. Именно поэтому ее называли Святой Русью. Быть может, со временем будут называть снова. Это уже зависит от каждого из нас.

Возможно, столь чаемое многими «гражданское общество», это лишь необходимая промежуточная ступень или техническое средство, на пути к становлению в наступившем двадцать первом веке народа России.

Состоявшийся праздник способен стать шагом на пути восстановления русской общественности в ее служении Церкви и государству. Поэтому лишь церковно-общественный характер события и объединение людей в личной свободе и любви ко Христу делали этот праздник соразмерным духовному облику батюшки Серафима, придавали ему подлинность. Быть может, этот праздник наряду с иными событиями сможет разбудить народ в населении (пресловутом электорате), стать частью движения по возвращению образа Божия нашему народу.

Стратегия будущего

…Все делай потихоньку-полегоньку и не вдруг: добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

Преподобный Серафим Саровский

События немногих дней самого празднования важны. Но не менее важно и то, что из этого празднования вырастет впоследствии, через многие годы.

У православных людей не должно быть иллюзий: наше государство, безусловно, не является православным и в ближайшее время таковым вряд ли станет. Поэтому все упования на новую симфонию Церкви и светской власти, по крайней мере, в тактической перспективе, являются неадекватными, а значит — неполезными, прежде всего для церковных людей.

Но все это не относится к обществу. Если наше гражданское общество не будет иметь крепкого, устойчивого и дееспособного религиозного ядра (в России, прежде всего, православного), оно в российских условиях так и не состоится, с очевидными негативными последствиями для всех. Вот почему так важно, чтобы православные люди брали сегодня в свои руки такие инструменты как «гражданское общество», «права человека», «демократические институты», и учились эффективно использовать их в интересах Церкви и России.

У нас еще долго не будет православного государства. Но у нас уже сейчас возможно крепкое воцерковленное общество. А если такое общество будет, оно со временем постепенно построит себе мирным путем и нужное для себя государство.

У нас еще долго не будет русского государства. Но лишь крепкое православное русское общество сумеет не отпугнуть наших граждан иных вероисповеданий и национальностей, не сделать их врагами, а привлечь и расположить к себе, обеспечить их безопасность, открыть возможности для развития. И вместе с ними строить общее будущее.

У нас еще долго не будет монархии. Еще не заслужили, не отмолили содеянное против собственных святынь. Но у нас уже сейчас возможно восстановление самодержавной власти. Самодержавной, то есть суверенной, не манипулируемой ни зарубежными правительствами, ни доморощенными миллиардерами.

Православная русская монархия остается нашим идеалом. Но думается, что в стратегической перспективе мы должны не копировать былое, которое не выдержало испытаний, но творчески созидать устремленные в будущее новые формы устроения общественной, культурной и политической жизни. И работать, понимая, что это задача не на одно поколение. Иным путем, помимо наших трудов, пророчество преподобного Серафима о «великой славе» России не сбудется.

Эту работу по стратегическому планированию будущего православные русские люди должны освоить.

Возвращение

…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется.

Из разговора Серафима Саровского с дивевскими сестрами

Мощи святого Серафима Саровского были вновь обретены в январе 1991 года в Санкт-Петербурге. В июле состоялось их перенесение в Дивеево. Путь следования мощей проходил через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Арзамас, где при большом стечении народа проходили торжественные богослужения. От Москвы мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий II, члены Священного Синода.

30 июля 1991 года рака с мощами была помещена в Троицком Соборе Дивеевского монастыря. Так исполнилось прижизненное предсказание Серафима, что «возляжет он в Дивееве».

В эти же дни состоялось первое посещение закрытого города Сарова Святейшим Патриархом, сопровождавшееся огромным стечением горожан. С тех пор Алексий II бывал в Сарове и Дивееве неоднократно.

Дивеевский монастырь был восстановлен в 1990 году. В закрытом Сарове церковный приход начал работать весной 1992 года. Церковная жизнь восстанавливается в этих местах непросто. Земля преподобного Серафима долго сиротствовала. Раны, нанесенные в безбожное время, еще не зажили. Думается, поэтому Саров и Дивеево живут сегодня сложной жизнью. Далеко не все здесь однозначно приветствуют перемены — восстановление святынь, возвращение исторического долга перед долгое время гонимой Церковью. Нет и ощущения вины за своих предков, тех самых тыловых комиссаров, что с наганами в руках «закрывали» здесь (как им казалось — навсегда) церковную жизнь народа.

Но есть и другой взгляд на эти вопросы. Нынешний директор Ядерного центра академик Радий Иванович Илькаев еще в 2000 году говорил на проходившей в Сарове конференции «Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России»:

«…Город и институт создавались в святом месте. Мы помним об этом. К сожалению, в прежние десятилетия были взорваны храмы. Мы несем за это ответственность. Как сегодняшний руководитель института, я официально приношу извинения за это. И мы должны помочь восстановлению церковной православной жизни, искупая эту вину».

По дороге к празднику

— Что же чувствуете вы теперь? — спросил меня о. Серафим. — Необыкновенно хорошо, — сказал я.

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

В самом конце 2000 года местные власти Сарова услышали голос православной общественности, давно напоминавшей о том, что 1 августа 2003 года грядет столетие со дня прославления батюшки Серафима. Движение к празднику было активно поддержано региональными властями. Был создан попечительский совет по подготовке к празднованию, куда наряду с церковными людьми вошло местное и областное руководство. Эта работа была поддержана полномочным представителем Президента России в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко.

В феврале 2003 года подготовка к празднику вышла на общероссийский уровень. Распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова был образован Оргкомитет по оказанию содействия проведению общественно-значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием Русской Православной Церковью столетия прославления преподобного Серафима Саровского. Возглавили Оргкомитет митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Белоруссии, а также полномочный представитель Президента Сергей Кириенко.

Подготовка к событию поистине всемирной значимости шла как в Сарове, так и в Дивееве.

За год до празднования с территории саровского монастыря был перенесен на другое место памятник Максиму Горькому (известный писатель, но не место ему было там). На месте разрушенных храмов Живоносного Источника и Успения Божией Матери были воздвигнуты кресты с лампадами. Радением добрых людей строится новый храм преподобного Пантелеимона в больничном городке. Восстанавливаются Саровские пещеры с подземной церковью Антония и Феодосия. На колокольне Саровской обители, чей облик ныне изуродован телевизионными антеннами, появилась главка с крестом.

В Дивеево произошли свои перемены. Обновился внешний вид соборов и колокольни. Восстановлен прежний облик Казанской церкви, первой на дивеевской земле. Главное же событие — возрождение Канавки Пресвятой Богородицы. По преданию, Божия Матерь обошла кругом Дивеевскую обитель. Преподобный Серафим заповедал обнести обитель по Ее следу канавкой и валом. По преданию же, когда настанут последние времена, антихрист и его слуги не сумеют перейти эту Канавку, и она защитит верных Христовой Церкви. В безбожное время Канавка была засыпана. Но теперь монахини и паломники вновь могут обойти монастырь по валу вдоль Канавки с чтением молитвы «Богородице, Дево, радуйся…»

Первый в мире

…Нет выше послушания, как послушание в церкви! И если только тряпочкою протереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога.

Преподобный Серафим Саровский

Трудной оказалась судьба храма, который первым в России и в мире был в 1903 году освящен во имя преподобного Серафима. Вывести театральный коллектив, занимавший здание храма с конца 1940-х годов, старались не единожды. Актеры и сами хорошо понимали, что они не на месте, но сделать ничего не могли. Но в 2001 году городские власти все-таки начали строительство нового театрального здания.

Восстановительные работы начались в ноябре 2002 года. Разобрали амфитеатр, сценическое оборудование, сцену. Заново отштукатурили купол и своды, демонтировали подвесной потолок, сделали каменные полы. На Пасху, после одного из молебнов, которые практически каждую неделю совершал в ходе восстановительных работ епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, состоялось начало работы над росписью храма, и менее чем за три месяца храм был целиком расписан. Резной иконостас был изготовлен в Палехе, там же были написаны иконы.

Еще в январе над храмом засверкала золотом первая глава с крестом. За две недели до Пасхи все десять глав были возвращены на свои места. На родном месте, которое было обретено после демонтажа театрального амфитеатра, была восстановлена в соответствии с историческим обликом келья преподобного Серафима.

Освящение возрожденной церкви Серафима Саровского было совершено 30 июля Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении сорока архиереев. К этому времени крестным ходом из Дивеевской обители в Саров на два дня пришли святые мощи преподобного Серафима. В процессии, растянувшейся на километры, приняли участие десятки тысяч людей. Многие тысячи людей пришли поклониться святым мощам за недолгое время их пребывания в Сарове

Все впереди

…Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа.

Все же, не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.

Из разговора Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым

Сегодня Россия нуждается в том, чтобы восстановить разорванное единство своей истории. В Дивееве и Сарове — православной святыне и ядерном центре — единство подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, явлено воочию. Праздник позволил сделать это единство наглядным и зримым.

Произошедшее здесь настолько значимо, что не покидает уверенность: духовные взоры многих тысяч, а может быть и миллионов людей обращены в это место. Эти надежды не могут быть напрасны.

Здесь сошлись воедино живая память народа и Церкви о батюшке нашем преподобном Серафиме и иных святых подвижниках, выдающийся уровень науки, способность защитить свою Родину силой грозного оружия. Не может быть, чтобы все это соединилось случайно.

В новом тысячелетии от Рождества Христова Россия мыслится как держава, где Православие — не музейная достопримечательность, а надежная опора людей, создающих передовую науку и технику, современную культуру, крепкое государство. Мы снова можем стать собой, лишь органично объединив церковную и светскую мысль, глубокую молитву и высокопрофессиональную работу. Если опыт подобного единства появится под покровительством батюшки Серафима, значение этого для России на все XXI столетие может быть принципиальным.

Прямых аналогов такому празднованию в истории России нет. Прошедший праздник — не исторический рефрен, а мощная социо-культурная инновация. Это было предпринято впервые в буквальном смысле слова. Почитающие батюшку Серафима люди, где бы они ни жили, ждут слова осмысления этого события.

Так что же такое праздник?

Думается, это икона батюшки Серафима, но написанная не красками, а событиями, встречами, словами, отношением людей друг к другу.

А что такое икона? Святые отцы говорили: смотрим на образ — умом восходим к первообразу.

Вот к этому — иконному — первообразу праздничного события нам и надо стремиться умом и сердцем.

http://www.pravaya.ru/faith/16/4243

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика