Русская линия
Псковское агентство информацииСвященник Виталий Скнар,
Михаил Гоняный
01.08.2005 

Святые отцы Шести Вселенских Соборов

31 июля Русская Православная Церковь отмечает память святых отцов Шести Вселенских соборов. И информационная служба Псковской епархии предлагает читателям в Интернете довольно большой и сложный текст, который знакомит с богословскими проблемами христианского вероучения в комментариях псковских священников Виталия Скнара и Андрея Большанина.

Что касается вопросов веры, то нам сейчас понятно, как верить. По прошествии двух тысяч лет и благодаря святым отцам Вселенских Соборов мы знаем, как нужно верить, и, открывая любую книжку по догматическому богословию, мы видим, что все вероучительные положения раскрываются нам по порядку. Но далеко не так было в самом начале жизни Церкви. Это вовсе не означает, что Церковь не знала, как верить и не имела догматической базы. Знала, как верить, и все догматы Церкви были заложены со дня образования Церкви ее Основателем Иисусом Христом в день Пятидесятницы, в день Святаго Духа, сошедшего на Апостолов. Вся догматика, все вероучительные положения в зачаточном виде хранились в Церкви. И Церковь не придумывала догматы, а доставала то, что находилось в ее недрах, раскрывала эти вероучительные положения. И не рационалистически Церковь жила этими догматами, а формулировать рационально свою догматику Церковь была вынуждена, когда начиналась полемика с какой — то очередной ересью. То есть догматы формулировались от противного, как аргументы. Формулируя догматы, она настаивала на том, что догматы принципиально необходимы, как всей Церкви, так и каждому христианину для достижения спасения, для достижения вечной жизни. Еще Апостолы запрещали малейшее отклонение от чистоты православного вероучения. Как в Послании к галатам Апостол Павел говорит, что «даже если бы мы, или ангел с неба стали благовествовать вам не то, чему вы были научены, да будет анафема». Из чего мы можем сделать вывод, что догматы очень важны в деле спасения. Сейчас существует, к сожалению, точка зрения адогматическая о том, что самым главным в жизни христианина, религиозного человека является нравственность. А догматы остаются чем — то второстепенным по отношению к нравственности. Эта тенденция по слиянию разных религий и теорий, в которой главное — нравственность, мораль, а не догмат. Это далеко не так: без правильного вероучения, без истинного познания Бога, которое Бог нам Сам открыл о Себе на страницах Священного Писания, невозможно достижение и того нравственного идеала, о котором нам говорят защитники нравственной идеи в религиях.

У каждой религии есть нравственные законы, но есть принципиальное догматическое различие. Что такое догматы? Вероучительные истины, некие духовные аксиомы, которые нам открыты Самим Господом. Они неизменяемы и неизменны также, как неизменяемо и неизменно Само Божество. Всегда были есть и остаются такими, каков Сам Бог. Догматы являются рамками, которые формируют правильное духовно — нравственное устроение, состояние человека. Повреждаются «рамки», повреждается догмат, деформируется и нравственность, деформируется вся остальная духовная жизнь. Догматы говорят о том, как нужно верить, и как не нужно верить.

Если мы посмотрим на догматические формулировки Вселенских Соборов то увидим, что начало их формулируется так «аще если кто верует так — то и так, то будет анафема. Аще кто не верует так — то и так, да будет анафема». Догматы очерчивают область Тайны, область Божественного и показывают, что вне этих рамок, вне этих границ начинается ересь, начинаются заблуждения. Догмат — это, если упрощенно, что — то вроде указателя на дороге, без которого можно заблудиться, а здесь догмат — указатель на дороге веры. Без догмата невозможно и достижение истинной нравственности.

Поэтому святые отцы уделяли много внимания вопросам вероучения, и не просто уделяли, но и шли на мучения и страдания, на исповедничество и мученичество за чистоту Православной веры. Это является ответом тем людям, которые говорят, что догматы неважны. Если бы они были неважны, то святые отцы не шли бы за веру на смерть.

Вселенские соборы — это соборы на которые собирались святые отцы из разных уголков Империи для выяснения каких — то очень важных вероучительных положений в жизни Церкви. Вселенские Соборы стали возможны только тогда, когда Римская Империя признала христианство законной религией. До этого Империя не признавала христианство, а, значит, по Римскому законодательству оно считалась ересью, подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме Римского императора, также и создавать свою религию, что считалось преступлением против государства. Но при Императоре Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а самому Императору было явлено знамение на небе — Крест, с которым он и победил своего противника, и стал Императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот, он признал христианство наравне с другими официальными религиями, и собрал Первый Вселенский Собор. Церковь Христова была уже распространена по всей Империи и за ее пределами, но время от времени возникали ереси. Это уже случалось и во времена Апостольские. И первый Собор был в Иерусалиме, во времена Апостолов с формулировкой «изволися Духа Святаго и нам», которая потом осталась и на других Соборах, что означало, что соборный голос Церкви есть голос Духа Святаго.

Все Соборы проходили в первое тысячелетие. Первые два Вселенских Собора были посвящены вопросам триадологическим, уточнялось и формулировалось учение о Святой Троице: Отце и Сыне, и Святом Духе.

А со Второго по Шестой Вселенские Соборы были Соборы христологические, на которых формулировалось учение о Лице и двух природах Богочеловека Иисуса Христа. И последний Седьмой Вселенский Собор был Собором иконоборческим, посвящен борьбе с иконоборческой ересью. Как правило, на Соборах рассматривались вероучительные положения, но также и обрядовые, нравственные, канонические, но главным образом, вероучительные проблемы.

Бог открыл нам себя в Трех Лицах, три лица Святой Троицы — Бог — Отец, Бог — Сын, Бог — Святой Дух. Это значит, что в нашем Едином Боге Три Личности: Личность Отца, Личность Сына и Личность Духа Святаго. Все Три Личности суть Единое Божество. Три вместе — не три бога, а Один Бог. Как это понять? Это Тайна, которую возможно принять через троичную антиномию, через троичное противоречие, когда три равны единице, и единица всегда равна трем. В Боге одновременно единство и множество. Единство существа природы всех трех лиц, и множество этих лиц, их троичность. Почему Бог — Троица? Мы этого не знаем, но Он нам Себя Таким открыл на страницах Священного Писания.

Сразу, начиная с апостольских времен, стали появляться ереси, заблуждения, лжеучения, которые тем или иным способом пытались ниспровергнуть этот важнейших догмат, который нам был открыт самим Богом. Лжеучения монархианистов и савелианствующих, ниспровергающие догмат троичности Бога явились в первые два века истории Церкви. Эти лжеучения сливали ипостаси Бога между собой, Бог, как одевающий на себя попеременно три маски, в зависимости от нужд: на небе — Отец, на земле — Сын…. Эти ереси существовали до эпохи Вселенских Соборов и были преодолены. Очень важно понять, что движет еретиками? Еретиками движет гордость, самомнение, самолюбие — «я знаю больше всех, я больше всех». Ересь действует по принципу: войти легко, а выйти очень сложно. Ересь не дает свободы, а Господь ее дает, Он никого у себя не держал, никого не привязывал к Себе, никакими уловками, дает большую свободу. А у зилотов ее нет. Если человек, по их мнению, неправ, то его могут распять, причем с криками Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. Слава Богу! Ересь — пустынная колючка, где соблюдаются догматы, но нет Духа. А Господь нам сказал: «По любви между вами узнают, что вы Мои ученики».

Первый Вселенский Собор. Эпоха Вселенских Соборов начинается с ереси Ария, Александрийского пресвитера, рукоположенного при Петре Александрийском, им же отлученным за связь с одной из раскольнических сект. Но затем приход был возвращен Арию, который высказал свои еретические взгляды о природе Сына Божьего. Эта первая ересь, ересь Ария, самая страшная, она потрясла всю Церковь. Не он был ее основоположником, были другие, но он был одним из выдающихся еретиков, и ересь получила его имя — арианство. Она была тем страшна, что учила — Христос не Бог. А христиане все признают Христа Богом, ариане же говорили, что Христос — высшее творение после Бога, что Христос — тварен. И Первый Вселенский Собор был очень важен, обличая эту ересь: Бог-Сын, не есть сын Бога, а есть творение Отца, который творит сына по своей воле, что полностью противоречило самому учению Христову и апостольским преданиям. И разгорелся спор между Архиереем Александром Александрийским и его собственным священником Арием. Эта ересь поглотила половину Империи, и Константин Великий пришел к выводу о необходимости созыва Вселенского Собора всех Церквей Империи, на котором должны были присутствовать епископы всех областей Империи, где были христианские Церкви. Собор состоялся в 325 году, в Никее на него съехались 318 святых отцов, пресвитеры с диаконами. И была предоставлена возможность высказаться партии ариан, выслушали и православных. И святые отцы Церкви почти единогласно осудили ересь Ария, хотя полемики были совсем не простые на этом Соборе. Ариане пользовались Священным Писанием, как и многие современные сектанты, желая обольстить, обмануть, но неправильно истолковывали библейские тексты в своем понимании, в своем ракурсе. И утверждали что Иисус Христос — обычный человек, в лучшем случае — пророк, но не Бог.

Тогда на Соборе стали пытаться выработать точную формулировку и сформулировать учение о Богочеловеке — что Бог и Сын — одной природы и равны по Божеству. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов. И ариане в качестве аргумента говорили, что как Иисус Христос — сын Божий, так и мы называемся — сынами Божиими, но мы же не боги. Согласно преданию, Император Константин Великий и Равноапостольный, предложил новый термин из богословия «единосущный» — омоусиос — Сын единой сущности с Отцом, той же самой что и Отец. А единым по сущности может быть только «некто иной», т. е. Отец и Сын не есть одно и то же, как утверждали савелиане, но термин определял и единство Отца и Сына, онтологическое, природное единство, Отец и Сын суть единое существо. Ересь Ария была обличена.

На Соборе присутствовали известные Церкви отцы, Иаков Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Александрийский, в первую очередь, святитель Николай Мирликийский — великие отцы того времени, они мертвых воскрешали.

Николай Мирликийский родился в городе Патары — Малой Азии, в семье зажиточных родителей. Был целомудренным, и не допускал в свое сердце нечистые помыслы, занимался размышлениями о смысле жизни, любил храм. Его дядя был епископом Патар — Николай, по его просьбе родители благословили сына на служение в храме, и святитель Николай служил в Патарах, в Ликийской области. Святитель Николай прославился в Церкви своими чудесами: укрощение бури, чудо воскрешения, исцеление. За его добродетельную жизнь Господь и сподобил его дара чудотворения, святителя и называют Николай Чудотворец. Николая Чудотворца почитает Церковь с первых веков христианства за его верность вере. И когда на Соборе Ария богохульствовал и называл Иисуса Христа не Сыном Бога, а тварью, святитель Николай, не стерпев богохульства, пылая ревностью о Боге, ударил Ария по щеке. Отцы Собора возмутились поступку святителя Николая, они сняли с него епископские регалии, подвергли запрещению в служении, отправили в темницу. В ту же ночь участникам Собора было видение, всем одно и то же: святителю Николаю кладут омофор, который символизирует заблудшую овцу, а сам архиерей — Господа, который выносит заблудившуюся в горах овцу, на своих плечах. Отцы Собора извинились перед епископом Николаем и вернули ему сан, поняв, что видение было от Господа. Но что интересно, Церковь называет его в тропаре «правилом веры и образцом кротости». Так что, если уж Николай не выдержал, то какой тогда был Арий. И ныне святые мощи Николая — Чудотворца почивают в городе Бари в Италии, а миро, которое истекает на гробнице, раздается страждущим. Святитель Николай — один из самых почитаемых святых и в нашей Православной Церкви. На Первом Вселенском Соборе были великие святые отцы Церкви. На нем был принят Никейский Символ веры, но арианская ересь осталась, и была особенно сильной в Константинополе. На Первом Соборе была утверждена последовательность, главенство Церквей христианских — Римская Кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи. Что мешает современный католикам доказать, что Папа — глава всей христианской Церкви.

После Первого вселенского Собора Империю потрясла новая ересь Константинопольского епископа Македония, который явился автором лжеучения о Святом Духе и относился к партии полуариан. Что выражалось не в отрицании Божества Отца и Сына, а в отрицании Божественной сути Святаго Духа, который является творением Сына, служебным Сыну. Святой Дух — это не Бог, утверждали еретики.

Второй Вселенский Собор готовил Василий Великий, умерший за два года до созыва Второго Вселенского Собора. Но подготовил все материалы, доказывающие несостоятельность ереси Ария. Почему были такие сильные споры в Церквах христианских, потому что не была выработана четко терминология. И христиане друг друга не понимали, хотя говорили об одном и том же. Пользовались во многом терминологией языческой — греческой философии, и терминами Священного Писания. А Арий на Первом Соборе соглашался с терминологией, которую ему предлагали — Подобосущий — да, Христос подобен по существу. И только новый термин Единосущный — омоусиос — предложенный Афанасием Великим, его не было в Священном Писании, но Афанасий Великий доказывал его необходимость, и термин «Единосущный» был введен в Символ Веры (Никейский). И его принятие могло четко отделить ариан от православных.

Потому и называются «великие капподокийцы» — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский — они сформулировали в новых терминах православное учение, которое помогло понимать христианам друг друга и выражать правильно мысли. Василий же Великий развил учение о Святом Духе. Прежде спорили о равенстве по существу Бога Сына, Бога Отца и Бога Святаго Духа. И многие считали, что Дух Святый находится «в служебном положении» по отношении к Отцу и Сыну. Вот на Втором Соборе и дали формулировку о Духе Святом, и опять осуждено арианство, которое после второго Собора начало угасать. Председательством на Соборе Григорий Назианзин, епископом маленького города Назианзина, но его позвали председательствовать на Соборе, позвали в Константинополь, который был занят арианами, и контантинопольский епископ Македоний и был ярым сторонником ереси Ария. А у Григория была маленькая церквушечка в столице Империи. Через некоторое время весь Константинополь стал православным. И постепенно, благодаря его трудам, его замечательным проповедям православие победило в Константинополе. Он не дожил до Собора, уйдя на покой опять в свой город Назианзин.

На Втором Соборе 381 года, где присутствовали 150 епископов, к Символу Веры, Никейскому, сформулированному на Первом Никейском Соборе было добавлено учение о Духе Святом. Раньше говорилось в Символе Веры: И в Духа Святаго. Точка. На Втором Вселенском Соборе, эта фраза была продолжена: И в Духа Святаго Господа Животворящего. Чтобы показать, что Господь есть Бог, а не тварь. То есть не имеет тварной природы. Далее: Иже от Отца исходящего. Что причина бытия Святаго Духа, Его источник — Отец. Отец является источником божественной природы Сына и Святаго Духа. Но это не означает, что Сын и Дух ниже Отца. Лица Троицы — равносущны. Отец — причина, а Сын и Дух следствие. Но совершенная причина может порождать только совершенные следствия. И если Сын и Дух совершенны, то и они божественны. И если бы были они несовершенны, то и Отец был бы несовершенен. И Отец является источником божественной природы, то Сын, который рождается от Отца, а Дух Святой, который изводится от Отца — Они являются равносущными, равноценными и равнозначными по отношению к Отцу. И в Символе Веры появилась формулировка о том, что Дух Святый исходит только от Отца, и не является творением Сына, как учил Македоний. Иже от Отца исходящего. Иже со Отцем и Сыном споклоняемый и славимый глаголавшего пророки. То есть Дух Святый имеет вместе со Отцом и Сыном равную славу, равную честь и равное достоинство, и единое с ними поклонение. Таким образом, Церковь отвергла учение епископа Македония.

Третий Вселенский Собор собрался в Ефесе в 431 году, в нем принимали участие 200 епископов. Епископ Иоанн Златоуст был сильного гоним от Александрийского Архиепископа Феофила, который его сослал, и Иоанн Златоуст умер в ссылке, близ нынешнего города Сухуми. Затем после Иоанна Златоуста стал править Антиохийской Церковью Несторий, ученик Феодора Мопсуетского, человек выдающийся, который утверждал свое учение о том, что во Христе не только две природы, что было всем известно, человеческая и Божественная, но и две личности — Бог и человек. Еретики разделили Иисуса Христа не только на две природы, но и на две независимых личности. Такое шизофреническое раздвоение. Они говорили, что существует простой еврей Иисус Христос из Назарета, человек, в которого Бог Логос подселился, и обитал в нем и жил в нем, как в храме. Эта ересь оформилась Несторием, он дополнил учение и сформулировал. А Богородицу предложил называть не Богородицей, а Христородицей, родившую Мессию, в котором обитал Логос в большей степени, чем в других пророках. Несторий это высказал в одной из своих проповедей и был обличен в ереси, поднялись народные возмущения, народ не мог называть Богородицу другим именем и для православных — Господь — одна личность, одновременно и человек, и Бог. Созвали Третий Вселенский Собор, на котором Кирилл Александрийский обличал еретиков без аргументации. Несторий ничего нового не придумал, высказал учение Антиохийской школы, а опроверг его непререкаемый авторитет Церкви того времени Кирилл Александрийский. Он никого не гнал и доказал истинность Православие, написав свои великие анафематизмы, а на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе было утверждено, что во Христе две природы, но одна Личность. Собор, где были услышаны обе стороны, формулировал учение в терминологии Кирилла Александрийского, который учил не о не соприкосновении природ во Христе, как утверждал Несторий, а о соединении природ во Христе. Этот Собор показал, что Иисус мыслит себя как Богочеловек, как Бог, как вторая ипостась Святой Троицы.

Четвертый Вселенский Собор проходил в городе Халкидоне в 451 году, и получил название Халкидонский, собрал 650 епископов. Ересь несторинства породила другую ересь, свой антипод — монофизитство. Если несториане говорили, что у Христа две природы и две личности, то еретики — монофизиты утверждали, что человеческая природа Христа была полностью поглощена Божеством. И ничего от человека не осталось. А по поучениям святых отцов Василия Великого, Григория Богослова «что не воспринято, то не уврачевано», то есть, если нет во Христе полноты человеческой природы, тогда как уврачуемся мы? Если вся человеческая природа подверглась падению, то она вся должна быть и исцеленной. Господь должен был соединить в Себе всю полноту человеческой природы со Своей природой, со Своим Божеством. И спасти ее от греха, от проклятия. Получается, что если вместо духа человеческого в Иисусе было Божество, он не был таким, как мы, значит, Он воспринял какую угодно природу, но только не нашу, не падшую, не исковерканную грехом, человеческую природу. Учение монофизитов подрывало основы нашего спасения, основу христианского учения. Это было ниспровержение христианской Церкви. Более радикальные ученики Аполлинария, основоположника ереси монофизитов, пошли дальше и утверждали, что у Иисуса не только вместо Духа Божество, но и вместо души — тоже. А тело было человеческое. То есть только внешне Иисус — человек. Другие аполлинариане говорили, что и тело Он получил с неба, и прошел сквозь Богородицу, как сквозь трубу. Человеческая природа Христа не была полноценной, ее поглотила Божественная природа. Учителями этой ереси стал архимандрит константинопольских монастырей Евтихий и Архиепископ Александрийский Диаспор. Замечательный противник ереси был Лев Великий, Папа Римский, хотя он на Соборе и не присутствовал. Он прислал свое Послание против монофизитской ереси к Собору, а чтобы не ошибиться, по преданию, он это Послание положил на раку Апостола Петра в храме Апостола. Молился Богу, и потом увидел в Послании подпись Петра, который «проверил и исправил» Послание. До раскола Церквей Римские Папы почитаются Православной Церковью, как святые, канонизированные Церковью. Была отвергнута формула Аполлинария о природе Христа, которая «одна природа Богослововоплотившая». И ввели новую, ее и придерживается Церковь до сегодняшнего дня. Это было сформулировано в Халкидонском оросе, который гласит: две природы во Христе, Божественная и человеческая соединяются неслитно, нераздельно, неизменно. И каждая природа во Христе имеет всю полноту. И эти понятия неслиянно, нераздельно, неизменно носят апофатический характер, отрицательный, и показывают, как природы во Христе не соединяются не так, не так и не так. А как они соединяются? Святость этого не объясняет. Догматы не раскрывают нам самой Тайны, они только очерчивают границы вокруг этой Тайны и показывают, что за этой границей начинает ересь, начинается ложь. А каким образом соединяются — это непостижимо не только для человеческого, но даже и для ангельского ума. Из этого мы должны знать, как важно правильное четкое понимание православной веры православного учения. Как раз именно в силу этих причин.

Пятый Вселенский Собор в Константинополе в 553 году, созвал 165 епископов. После Халкидонского Собора монофизитство не исчезло окончательно, оно утвердилось, в конечном итоге, в коптской (египетской) и Армянской церквях. Были люди, которые исповедовали монофизитство, и это раздирало Церковь. Монофизиты стали укорять православных в том, что они, как несториане, признают во Христе две природы, уподобляясь ереси Нестория. Феодор Мопсуетский, вдохновивший Нестория называть Матерь Божию Христородицей, не понес никакого наказания, а несторианам на Четвертом Вселенском Соборе Феодору Мопсуетскому, Феодориту Кирскому, Иве Едесскому были возвращены даже приходы, и они служили. За покровительство несторианам монофизиты стали укорять православных и называть несторианствующими. И несториане этим пользовались и печатали труды епископов — несториан, неся несторианские взгляды в общество. Поэтому Церкви необходимо было определиться, и осудить не только Нестория, но и его вдохновителей.

Поэтому собрали Собор, чтобы оградить православных от ереси монофизитов, и осудить давно умерших архиереев — несториан Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иву Едесского. Но осудили только Федора Мапсуэтского, а у двух других некоторые труды, потому что, по сути, архиереи были православными людьми. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. С несторианством было покончено навсегда.

Шестой Вселенский Собор был в Константинополе в 680 году, собрал 170 епископов. Здесь рассматривалась другая ересь, которая тоже явилась последствием монофизитской ереси — ересь монофилитов. Монофилиты говорили о том, что во Христе две природы, но одна воля — только Божественная. Но если бы не было у Христа воли человеческой, тогда невозможна была бы молитва к Отцу, с которой Христос обратился в Гефсиманском саду, «если возможно да мимоидет чаша сия, но не как Я хочу, но как Ты». Воля у Святой Троицы одна, как и природа Святой Троицы — Божественная. Одна. Но во Христе есть две воли Божественная и человеческая, ибо Христос двусоставен, двуприроден. И каждая воля имеет свою природу. Уже отложились от Византии большие территории — монофизитские Египет, Армения. Монофилитские территории тоже должны были отпасть. И поэтому Император был сильно заинтересован в объединении. Монофилитскую ересь поддерживали знатные люди Империи — Император, Константинопольский Патриарх Сергий, Папа Римский Гонорий. Она была им выгодна, чтобы население лишь бы молчало, лишь бы все было тихо. Неправильно все, но зато все хорошо. Это было против православия, чему сначала воспротивился архиерей Софроний Иерусалимский, последующий Папа Римский Мартин I, а самым ярким противником ереси был Максим Исповедник. Возможно, самый образованный человек всего времени. Грек знатной крови, при Императоре, а когда ересь захватила и императорский двор, он ушел и стал странствовать по монастырям и писать свои трактаты в защиту Православия. Он много пострадал, а так как был всеми уважаем, его сильно мучили и заставляли отречься. Он отказался, тогда ему отрубили руку и отрезали язык, но он стал говорить после этого даже яснее, и от полученных ранений, сосланный в Колхиду, он скончался.

Вроде уже и Православия не осталось, но истина не умирает, она остается жить. А ересь монофилитства потеряла свой авторитет. Монах — монофилит Полихроний так был утвержден в ереси монофилитства, что решил умершего воскресить, но ничего у него не получилось.

Возможно, потому и празднуется память святых отцов Шести Вселенских Соборов, что это была эпоха христологических споров о Троице, и более — менее все было выяснено.

Послесловие: Эти Соборы несли Империи большой ущерб, т.к. после каждого Собора еретические епархии отлагались, кто на сто лет, кто менее, кто более. Ересь монофизитов осталась в египетской (коптской) и армянской Церкви, несториан — в Антиохийской. Каждый раз Империя несла тяжелые потери для себя, но по иному быть не могло, так как Византия была самая христианская Империя во всем мире. И вопросы веры в Империи были всегда на первом месте. Поэтому отмечается память святых отцов, которые мужественным образом исповедовали Православие и кои не упоминаются даже, а упоминаются главные участники, главные борцы за чистоту Православной веры. Можно не понимать Символа веры, а принимать. Важнее жить истиной Символа веры, а формулировка и тонкости вероучительные необходимы для защиты веры от ересей, от лжеучений образованных язычников, нападающих на христианство с помощью богословской научной аргументации. Поэтому и появилась необходимость апологии. Но Господь с нас спросит не за то, как мы веровали в формулу веры, а как мы верили сердцем и в сердце.

Ортодоксия, а Православная Церковь называется на Западе ортодоксальной, правильное устроение человеческой души, человеческого сердца. Она помогает выстроить такие отношения человека с Богом, при которых Бог всегда виден, и человек предстоит всегда перед ним Всевидящим, Вселюбящим, Всеблагим.

Святые Отцы Церкви не заблуждались в вопросах вероучения, были разногласия, но касались они второстепенных вопросов, а что касалось самого и главного и принципиального вопроса о Боге — здесь все святые отцы были едины, движимые Духом Божиим. Они не могли говорить ложь о Боге и заблуждаться, поэтому учение отцов Церкви — чистое учение. Заблуждались те, у кого не было чистоты духовной жизни и не было святости. Были и Патриархи еретиками. И епископы. Люди полагались на свой ум, на рацио, а ум это такая вещь, которая может далеко увести от истины, если нет внутренней духовной константы, которая вырабатывается в результате личной духовной жизни человека. В основе ереси всегда лежит недостаток духовности и конкретные греховные страсти: Гордыня. Заносчивость. Высокоумие. Кстати, в Православной Церкви еретиком определяется не тот человек, который заблуждается, каждый грешен и каждый заблуждается, подверженный страстям. Но такой человек еще не еретик. Еретик тот, кто упорствует в своем заблуждении. Церковь его обличает. Есть соборный голос — голос Духа Святаго. Для греков были принципиально важным жить в истинной вере, им было не все равно, кто живет с ними рядом. Вопросы веры, духовные вопросы имели для греков первостепенную важность. Например, Константин Великий считал, что каждый человек имеет право верить, как хочет: «ерео — выбираю». А еретик человек, который выбирает, отказываясь от истинной Церкви. И на Соборах это определялось, этому давалась оценка Церкви. К догматическому учению, которое защищается на Вселенских Соборах от ереси, необходим Дух Христов, чтобы он там присутствовал. Если все догматы соблюсти, а Духа не будет, то можно и голову отрезать за несогласие, за заблуждение. Поэтому мы, православные, остаемся самими собой, и говорим другим: хотите верьте — не верьте, но дайте нам остаться теми, кто мы есть. Мы вас не трогаем. И миссию свою мы не мечом несем, а проповедью и Евангелием, и наши православные миссионеры — самые знаменитые, потому что приводили в Православие народы. Не было примеров, чтобы сектант обратил в свою веру целый народ. По нашему мнению, можно заблуждаться, но нельзя упорствовать в заблуждении. У нас и название веры — Православие — правильно славим Бога.

Настоятель храма Успения с Пароменья — священник Виталий Скнар

Настоятель храма св. Василия на Горке — священник Андрей Большанин

http://informpskov.ru/church/22 227.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика