Русская линия
Труд Валентина Веткалова21.07.2005 

От Святой Земли до Соловков

Остров Соловки. Сохранившиеся до наших дней деревянные постройки второй половины XIX векаТуристические поездки в страны, представляющие интерес для религиозного человека, пользовались спросом всегда, но это скорее религиозный туризм. Паломничество же в строгом смысле слова — посещение святых мест с целью поклонения. Оно связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Если путешествие переносит нас из одной точки пространства в другую, то паломничество переносит в пространство духовное.

Паломничество существовало в Древней Греции, Риме и других странах. Одним из главных святых мест для христиан, евреев и мусульман и сегодня является город Иерусалим. Совершаются паломничества и в другие святые места, в православии, например, к могилам святых, чудотворным иконам, святым источникам, в монастыри.

Путешествующие по святым местам стали называться паломниками (от слов palmarii, palmigeri), потому что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями. Уже в те далекие времена появляются «калики перехожие», странники, которые ходили в Иерусалим, на Афон, по русским святыням, превращая это в профессию. На Руси они сыграли огромную роль в появлении разных «хождений», сказаний и легенд.

Паломничество по святым местам являлось важной и глубоко почитаемой традицией русского народа. Оно никогда не было обязательным, его не требовала ни церковь, ни общественное мнение, это не было и чем-то выдающимся. Каждый православный просто считал своим долгом хотя бы раз в жизни прикоснуться к великим источникам духовности, чтобы очистить и напитать свой внутренний храм, получить силы для жизни. И не было в России деревни или села, из которых не ходил бы кто-нибудь на богомолье.

Паломничество к местным святыням являлось частью праздничной стороны русской культуры, часто сочеталось с посещением ярмарок, общением, расширяло круг знакомств, кругозор. Хозяйственная деятельность благочестивого крестьянина часто органично сочеталась с его хождениями на богомолье. Он обрабатывал землю, сеял и, пока всходил урожай, отправлялся, например, в Киев на богомолье. Осенью убирал урожай, а зимой шел еще куда-нибудь. Так после сева от московской Крестовской заставы отправлялись в Троицу до 5 тыс. богомольцев в день.

Паломников на Руси любили и оказывали им всяческое почтение. В любой избе считалось долгом приветить, накормить, дать ночлег страннику. Бывали и опасности на пути паломника, но любовь к Богу и великая потребность достигнуть святыни превозмогали страх. Существовала особая система норм поведения во время путешествия. Так, в дороге старались не вести пустых разговоров, не думать о домашних делах, не злословить, держать себя в религиозном настроении. Даже хлеба на пропитание не просили — более состоятельные всегда делились с неимущими. Уже в IV веке была традиция совершать паломничество в строгом посте — ничего не есть до достижения главной святыни: так ходили ко Гробу Господню в Средние века, так вели себя русские и в 1903 году при прославлении преподобного Серафима Саровского.

О сборах на богомолье всегда знали соседи. Они заказывали поминания, иногда собирали и средства на дорогу. Богомольцы шли как представители своих мест. Так, игумен Даниил в начале XII века, поклонясь Гробу Господню, повесил и лампаду от всей Русской земли.

История русского паломничества имеет много ярких страниц — это история стремления к святости, история подвижничества. Первыми паломниками на Руси считаются св. равноапостольная княгиня Ольга, в Х веке посетившая Константинополь для поклонения святыням, преп. Антоний Печерский. К середине XIX века поток русских богомольцев в Палестину вырос настолько, что император Николая I учредил в Палестине Русскую Духовную Миссию, а в Иерусалиме построил Русское подворье с храмом, больницей, гостиницами. В конце XIX века корреспондент французской газеты, наблюдающий русских в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее».

К сожалению, традиции эти в России были практически утрачены и возрождение их напрямую связано с возрождением духовности. В настоящее время паломничество к святым местам совершают ежегодно более миллиона жителей России. Для многих оно является путем к обретению великого духовного наследия наших предков, получением опоры в жизни, дорогой в Церковь. Традиционны основные маршруты паломничества: Святая Земля, Синай, св. гора Афон, г. Бари — к мощам святителя Николая. И даже в тяжелые времена не оскудевал поток богомольцев в Киев, Оптину пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, на Соловки, на о. Валаам и в другие русские монастыри, древние города.

Католический придел Храма Господня в ИерусалимеСвятая Земля всегда была духовной родиной для каждого христианина как земная родина Христа. На Святой Земле протекала жизнь Божией Матери, апостолов, отсюда они вышли на проповедь Евангелия всему миру. Здесь пролилась кровь первых мучеников за Христа, именно сюда шли первые паломники. И мы получаем каждый год знаки особого присутствия Божьего на этой Земле — схождение Благодатного огня на Гроб Господень в Великую субботу, появление облачка над Фавором на Преображение Господне и множество других удивительных чудес.

Синай — это близость Бога для любого христианина, это труд восхождения к Нему. Почти ощутимо присутствие Моисея на горе Хорив, можно прикоснуться к прекрасной руке невесты Христовой Екатерины, дотянуться до Неопалимой Купины. 33 века истории человеческого стремления к Богу и отступления от Него лежат у подножия. «Сними обувь — здесь Земля Святая!» — слышишь Бога, как Моисей.

Монастырь св. Екатерины с первого мгновения попадает прямо в сердце и остается в нем навсегда. Здесь каждый сантиметр пространства — чудо. И все будто родное. С трудом вмещаешь историю от св. Елены в 1700 лет — фараоны, персы, греки, арабы, турки, даже Наполеон… и никто не смог поднять на него руку, никем не был разрушен, даже поврежден. Иконы, мозаики, склеп, свитки, книги, охранные грамоты… Чудны дела Твои, Господи!

Прекрасна Италия своей природой, великолепной архитектурой, живописью. Но для православного паломника Италия — это апостольский подвиг Петра, Павла, римские катакомбы и христианские мученики первых веков. Италия — это непременно г. Бари, мощи святого Николая.

Русские люди всегда выделяли его из христианских святых, особо чествовали и чаще, чем к другим, обращались к нему с молитвами. «Бог высоко, а Никола близко». Первой мыслью и первым возгласом попавшего в беду было: «Святый Никола — помоги!» Отмечая особую любовь к нему русских, иностранцы даже называли его «Никола — Русский Бог». Путешествие это особенно важно для русских христиан, и уже почти 17 веков святой Николай встречает своих гостей с миром.

На Соловках убеждаешься еще раз в том, что человек, преобразив сначала себя, святостью жизни своей преображает и окружающий мир. Пятьдесят два озера соединены сложной системой каналов, дамбы и причалы, дороги по всему острову, поразительное монастырское хозяйство. А в уединенных уголках скиты да пустыньки… Здесь особый уклад монашеской жизни, особые традиции во всем — иконописи, написании книг, особый распев в богослужении. Здесь, на краю империи люди всегда были в гуще исторических событий. Не миновали острова ужасы XX века — тысячи мучеников и исповедников наших легли здесь за веру Христову. На этой земле даже березы растут крестом.

«О, дивный остров Валаам! Рука божественной судьбы воздвигла здесь обитель рая, обитель вышней чистоты…» Таинственный остров, сказочная земля «северного Афона» освящена по преданию самим апостолом Андреем Первозванным. По островам, на пустынных дорогах, в дебрях рассыпаны скиты, до двадцати часовен. Почти первозданный лес: белки, птицы, даже зверь покрупнее не боится тут человека, воистину — глушь святая. Этот духовный архипелаг был всегда оплотом православия на Северо-Западе России. Многое видели его скалы. Монастырь неоднократно разорялся соседями. Но было и другое — на старом кладбище сохранился надгробный камень: «Схимонах Григорий (шведский король Магнус) Љ1371».

Всей душой ощущаешь особую глубину Валаамского Богослужения. Кажется, что белый свет источает не только небо, но и рака преп. Сергия и Германа, мощи преп. Антипы Валаамского и чудотворная икона Валаамской Божией Матери, и лица монахов — вся преображенная тварь.

Возрождается паломничество, и так важно не отрываться сейчас от духовных основ православия, помнить о цели и глубоком духовном смысле русского паломничества.

http://www.trud.ru/004_Cht/200 507 211 322 101.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика