Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Валерий Швецов | 17.06.2005 |
* * *
— Является ли служба в армии проявлением воли Божией?— В жизни все происходит по воле Божией. Напомню слова святителя Феофана Затворника: «Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого… Совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете…» А это значит, если человек не сам искал службы, а служба нашла его, то необходимо рассматривать такое свое служение как Божие избранничество и предопределение.
— Часть современной российской молодежи не желает становиться в ряды защитников Родины, участились приходы новобранцев в Комитеты солдатских матерей с жалобами на трудности и лишения воинской службы. Не является ли подобное отношение к выполнению сыновнего долга по защите нарушением Божией воли?
— Служа в армии, воин защищает землю, данную народу Богом, покой и благосостояние своих родных, близких, земляков. То есть не на словах, а на деле исполняет Божию заповедь: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих».
Не забывайте, что защита Отечества издавна отождествляется на Руси с защитой Православия. Князь Александр Невский поднял свой меч на рыцарей Тевтонского ордена потому, что крестоносцы ставили перед собой цель вытравить из сознания русского народа Православную веру, навязать России чуждую западную культуру. Поэтому служба в Вооруженных силах благословляется Самим Богом. Тот, кто отказывается идти в армию или становится дезертиром, сам того не ведая, совершает преступление перед Богом.
— Почему, на Ваш взгляд, молодые воины становятся дезертирами?
— От трудностей бегут физически слабые и духовно опустошенные, точнее, бездуховные люди. Православный воин никогда добровольно, образно говоря, не снимет с плеч свой крест, каким тяжким он бы ни был. В доказательство приведу пример. Наш приход духовно окормляет дневной детский приют, где будущие защитники Родины воспитываются на освященных Православной Церковью жизненных принципах, занимаются в секции русского рукопашного боя. И хочу подчеркнуть, что ни один из воспитанников приюта, уйдя служить в армию, не стал казарменным хулиганом или дезертиром. Питомцы приюта служат надежной опорой своих командиров.
— Является ли грешником человек, который нарушает волю Божию по своему незнанию? Надо ли ему исповедоваться в таких грехах?
— Грех — это не просто какой-то неблаговидный или аморальный проступок. Это именно нарушение воли Божией, заповедей Божиих, законов духовной жизни, установленных Самим Творцом. Напомню слова Иоанна Крестителя, обращенные к воинам, когда он проповедовал в стране Иорданской крещение и покаяние для прощения грехов. На вопрос воинов: «А нам что делать?» — Пророк сказал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». Эти слова актуальны и по прошествии двух тысяч лет.
В грехах каяться необходимо. Если военнослужащий не исповедуется священнослужителю в своих воинских преступлениях, то этот грех всю жизнь будет лежать на его душе несмываемым пятном.
— Молодого воина на путь преступления толкают греховные мысли, темные помыслы. Какие молитвы надо читать в такие минуты?
— В храмах продают специальные православные молитвословы для воинов. От скорбей и искушений также помогает избавиться пост. Его, как и крест Христов и другие святыни, не выносит нечистая сила. Демоны убегают от постящегося человека.
— Отец Валерий, как поститься на службе православному воину, если он питается со своими сослуживцами из одного котла?
— Да, пост прежде всего относится к пище. Ограничивая себя в ней, мы открываем большой простор для духа. Но нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи — говорит св. Иоанн Златоуст, — тот более всего безчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Господь не накажет православного воина за то, что он ел вместе с неверующими сослуживцами из одного котла. Гораздо хуже будет, если православный воин во время поста будет осуждать, раздражаться, гневаться на своих ближних. Потому что сквернословие, злоба, ненависть и прочие духовные нечистоты исходят из человеческого сердца, а в скверном сердце никогда не пребывает благодать Божия.
— Должно ли православному воину бояться смерти?
— Нет. Пострадав, отдав свою жизнь на поле боя, человек сразу же обретает жизнь с Богом.
— Видимо, для молодых воинов примером мужества и святости должен послужить русский воин Евгений Родионов, чьи иконы, как свидетельствуют публикации в печати, уже начали мироточить?
— Евгений Родионов — святой солдат. Я даже думаю, что он принадлежит к сонму не мучеников, а — великомучеников. Находясь в чеченском плену, он три месяца мужественно терпел пытки, поношения, нравственное унижение. Его мозг постоянно сверлили мысли: отречься от Православия или нет? Жить без Христа или умереть со Христом? Три месяца таких мук — немало. Его подвиг состоит в том, что Евгений смирился и положился на волю Господа нашего Иисуса Христа, с Его помощью преодолел все терзания. Во время казни палач отрезал ему голову. Когда тело солдата было извлечено из земли, все увидели, что воин своими руками прижимал к сердцу Святое Распятие. Это была сознательная смерть за Христа. Вот какова она, русская Православная вера!
— Некоторые военнослужащие считают, что от жизненных потрясений надежно защищают не молитвы, а амулеты…
— То есть предметы, которые доверчивые люди получают от бабы Нюры и других представителей оккультизма? Это обычное шарлатанство, которое зиждется на суеверии и маловерии людей. Если рассуждать здраво, то как может какой-то неодушевленный предмет оказывать помощь? У православного христианина есть нательный крест, вера и молитва Всемогущему Богу, Который только один и в состоянии спасти верующего от любых неприятностей.
— Как молиться за родных, близких, знакомых, без вести пропавших в «горячих точках», как за живых или как за мертвых?
— У Бога нет мертвых. У Бога все живые.