Русская линия
Русский вестник Владимир Степанов,
Александр Фефилов,
Галина Шумилкина,
Татьяна Тарасова,
Владимир Руппель,
Анна Настасий
14.06.2005 

Николаевская Русь

23 мая 2005 г. в Москве состоялись ежегодные Николаевские чтения, посвященные светлой памяти старца земли Русской Николая (Гурьянова). По уже сложившейся традиции вечер состоялся накануне дня рождения батюшки. 19 мая мы отмечали день памяти русского Царя мученика Николая 2-го, 22 мая чтили святителя Николая Чудотворца, а 24 мая праздновали день памяти батюшки Николая (Гурьянова). Своеобразным духовным связующим мостом между Святой Русью и нынешней и грядущей Россией является Николаевская Русь, или Русь Побеждающая. «Николай» в переводе с греческого означает «Победитель», и поэтому глубоко символично название чтений, связанных с духовным подвигом и личностью святого старца батюшки Николая (Гурьянова), великого молитвенника и заступника земли Русской.

Вечер был организован Обществом светлой памяти праведного Николая Псковоезерского, которое специально к этой дате выпустило «Памятку верных» с изображением батюшки Николая, Царя мученика Николая и ордена Андрея Первозванного 1-й степени со словами: «За веру и верность» в свете слов Спасителя: «Идеже бо еста два или трие собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их». Памятка была освящена на мощах святителя Николая в г. Бари, откуда благословение самого архиепископа Мир Ликийских привез поэт и прозаик Владимир Яковлевич Степанов. «Памяткой верных» была награждена матушка Николая, келейница батюшки, за ее труды по увековечению памяти и духовного подвига праведного Николая Псковоезерского. Также схимонахине Николае в дар преподнесли икону святителя Нектария Русского. Батюшка Николай написан на ней в пасхальном епископском облачении, в левой руке он держит свиток с начертанным на нем словами — заветом, который угодник Божий оставил нам, уходя в вечность: «Не теряйте пасхальную радость». Известно, что батюшка Николай был тайный епископ и принял сан еще в лагерях, его монашеское имя Нектарий.

Память старца приехали почтить его духовные чада, клирики Русской Православной Церкви и миряне, представители со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Вечер украшали иконы и портреты святого старца, вместе с его личными келейными вещами они были выставлены для поклонения. Любовь и благодарность к отцу Николаю наполняли всех присутствующих. К этому дню родился акафист батюшке Николаю, который был написан по откровению: на остров к батюшке позвонил священник Алексий и попросил у него по телефону благословение на написание акафиста духовному отцу батюшки Николая священномученику Вениамину Петроградскому. Батюшка с радостью благословил отца Алексия и добавил: «И мне напиши акафист». Так во исполнение батюшкиного послушания был написан «Первый акафист Святому Праведному Николаю Псковоезерскому, Николе Островному, составленный глубокими почитателями молитвенных подвигов Святого старца во благо Святой Царской Николаевской Руси и во спасение душ человеческих, для келейного моления всем любящим Святого Духоносного Отца и уповающим на его Благодатную помощь. Когда Господу будет угодно прославить Своего Дивного Праведника пред человеки, Акафист возможно ввести в общецерковное употребление» — написано в посвящении к нему.

Прошло уже почти три года со дня успения дорогого нашего батюшки, и теперь в совместных молитвах и осмыслении мы увидели плоды его несомненной святости. По существу, состоялось малое прославление батюшки церковным народом. Народное почитание батюшки существует в русле церковной традиции: «Канонизации святых почти всегда предшествует почитание подвижника как святого, без всякой на то официальной санкции. Почитатели усопших составляют им службы, акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстающим пред Престолом Божиим. Писали иконы неканонизированных подвижников, перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали, иногда такие иконы помещали в церквах». (Учебник по Церковному праву протоиерея Владислава Цыпина, стр. 332, в свою очередь это цитата историка Русской Церкви проф. Голубинского). Почитание праведного Николая Псковоезерского естественно происходит в любящих и верующих сердцах тех, кто встретился в этой жизни с Батюшкой или уже после его блаженной кончины обрел в нем Небесного заступника.

Батюшка Николай действительно, без преувеличения, — всемирный старец, его знают и почитают во многих странах, особенно чтут и любят его в Сербии. Сербская Церковь называет батюшку русским святым Николаем. На вечере прозвучало приветственное слово от Сербского общества светлой памяти старца Николая Псковоезерского.

В числе участников чтений прозвучали слова раба Божия Николая с Богохранимой Рязанщины: «Недавно в православной передаче Архиепископ Павел Рязанский и Касимовский (Пономарев) поведал такую историю. К нему обратился младенец с вопросом: «Владыка, а чем отличается священник от священника-старца?» И Владыка ответил: «Я как архиерей могу час убеждать, говорить и сомневаться, убедил я или нет, нашел я нужные слова для собеседника или нет. А вот старец Николай, ему только достаточно посмотреть на меня, и мне уже все понятно, и даже не посмотреть, а пройти мимо. Вот кто такой старец. И я такого старца знаю. Ему подобных нет».

Диакон Евгений раскрыл перед собравшимися призвание отца Николая как Удерживающего в наши последние времена: «Столпом старчества нашей Церкви назвал отца Николая Святейший Патриарх, без всякого сомнения, повлиявшим на события в ней в столь непростое время, на которое выпало батюшкино служение, но то, что и забота о судьбе самой страны лежала нелегким крестным грузом на батюшкиных плечах, для меня очевидно. Я не встречал большей любви к нашему Отечеству, Святой Руси, и к ее Царственным мученикам, чем молитвенная и жертвенная любовь отца Николая. Эта любовь и, главное, глубокое сопереживание жертвенным крестным страданиям и мученическому подвигу Государя за Святую Русскую Землю наполняло батюшкино сердце решительным стремлением разделить и хоть на йоту облегчить крестоношение святого Царя мученика. Эта любовь требовала «подклонить выю под ярем Божьего тягла» и рождала соработность державного служения, возводя его в достоинство Удерживающего. Ритуальное изуверское заклание святого Царя мученика со всею его Августейшей семьей положило начало разрушению Российской Империи, последнему препятствию на пути мирового зла. Все это великой болью отзывалось в сердце отца Николая, еще отроком соделав его пламенным молитвенником за Царя и Русскую землю, готовым встать в полный рост на пути зла, защитником и хранителем веры Православной. Русский же Царь и есть охранитель и содержатель Православной Веры, управляющий народ Божий в Царствие Небесное. Добровольное и смиренное возложение батюшкой на себя вериг служения и ходатайства пред Господом за весь русский народ соделало его преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая, действуя через него, удерживала распространяющееся зло, сохраняя ту прикровенно существующую Святую Русь, подобно Китеж-граду, погрузившуюся в пучину вод.

Один очень почетный архимандрит все допытывался, записывая на видеокамеру у батюшки: «Батюшка, а Россия возродится?»

— «А она и не умирала, — твердо ответил батюшка, — нет, не погибла, поняли?» Батюшкин остров и был образом того остатка Святой Руси, а отец Николай на нем — наш Царь Батюшка, сдерживающий своим молитвенным подвигом обрушившиеся на «Остров Православия» волны разлившейся мировой апостасийной жидъкости.

Со своими воспоминаниями о батюшке выступил игумен Митрофан, благочинный Ивановской епархии: «Сегодня я хотел рассказать о батюшке, кем он был в нашей Церкви, кем он был для каждого из нас и остается сейчас тем более. Как сказано в книге «Небесный Ангел» — это избранный сосуд благодати Божией. И отец Николай, обладая, как Серафим Саровский, благодатью Духа Святого, говорил не от себя, а то, что Сам Господь открывал ему. Очень важно, чтобы все понимали ту преемственность и ту старческую миссию, которую он нес в нашей Церкви, и как важна для сохранения нашей Церкви эта преемственность, эта составляющая живой Церкви. Батюшка, как говорила матушка, задавал иногда такой вопрос: «А вы в какую Церковь ходите?» Матушка отвечала: «Мы в той Церкви, в которой Вы находитесь, батюшка». «Да, хорошо, правильно, мы с вами в старой Церкви» — говорил батюшка. Он имел в виду Церковь Святой Руси, которая сохраняла чистоту исповедания веры и только в эту Церковь он верил и говорил о ней, что эта Церковь безгрешная, святая. Он был и остается хранителем этой Церкви. И как жалко и обидно слышать, когда некоторые люди, считающие себя церковными, ходящие в рясах, говорят о том, что все уже, нет старчества, остались одни старики, что полноту Церкви определяют чиновники церковные. Нет, Церковь-то сохранят как раз те сосуды и носители благодати, Божии избранники. Именно они и представляют, и определяют чистоту исповедания и истинное мнение Церкви. Собравшись здесь уже в третий раз на батюшкины чтения, все больше и больше чувствуешь, как важно быть в той Церкви, в которой был, есть и будет отец Николай. Дай Бог никому не отпадать никогда от нашей Церкви, от Святой Николаевской Руси. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец».

Может быть не все еще знают, что на острове Талабск (исконное название острова, на котором подвизался батюшка Николай) Псковской области в октябре 2004 г. была самочинно установлена ложная могила, монументальный памятник-надгробье, с указанием имени и фамилии старца, дат рождения и кончины. Она установлена вопреки воле старца и здравому смыслу, вне кладбища, где захоронен праведник, на перекрестке дорог, в центре острова. Зная, кого обычно выносят за ограду кладбища, — самоубийц и пьяниц — нельзя не содрогнуться над таким оскорблением памяти всенародного светильника. По зову христианской совести и долга благодарности к почившему духовному отцу мы не можем равнодушно смотреть на то, как сознательно попираются наши русские православные традиции. Только то общество достойно будущего, которое благоговейно чтит, как основу своей жизни, светлые устои прошлого. Смиренный русский народ, который на пространстве веков создал наше великое Отечество, всегда свято почитал последнее слово почивших отцов. Воля почившего старца батюшки Николая касательно его захоронения после кончины была известна всем его духовным чадам и приходу острова, на котором он подвизался 44 года, с 1958 по 2002 гг. Даже маленькие дети знали место, которое батюшка показывал, как свою будущую могилу. Он желал быть погребенным на кладбище напротив своей келлии, рядом с могилой мамы, почившей в 1970 г. «Я желаю лежать в ногах у мамушки» — такова была воля святого старца. Во дни великого поста народом Божиим, почитающим старца, была закрыта надпись на этой лжемогиле и установлен указатель, который указывает, где находится настоящая могилка старца. Происходит очевидное глумление над святой памятью всеми нами горячо любимого батюшки Николая, и все мы, кому не безразлична судьба нашего Отечества, не должны допустить продолжающегося надругательства над памятью святого старца Николая Псковоезерского.

С кратким рассказом о поездке на остров выступил Владимир Руппель: «Я хотел бы рассказать удивительное явление, чудо. Когда мы приехали на остров, был еще Великий пост, день Входа Господня в Иерусалим. В начале поста на остров на могилу Батюшки принесли цветы, стоял мороз и по земной логике эти цветы должны были завянуть, но они простояли весь пост и выглядели только что сорванными. Такая сила Божией благодати, такая сила исходит от мощей Праведника».

В заключение чтений к собравшимся обратилась схимонахиня Николая: «Сегодня фактически состоялось прославление Батюшки Николая нашей Церковью — народом Божиим. Нашей истинной Церковью, не прикоснувшейся к духу зла, антихриста, к жидкости, разъедающей сердце и мозг, к этому богоборческому игу, пленившему нашу землю. То, что вы сейчас здесь видите, это не только плоды нашей любви, которая любовью просто называться не может. Это наши слезы, это наши молитвы, это наша боль.

Для поднятия духа, когда я готовилась к вечеру, я помолилась и взяла первую попавшуюся мне в руки книгу. Это была книга И. К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский». На первой странице — посвящение к акафисту, в 1934 г. написанному на Афоне монахами Святой Горы еще не прославленному праведному Иоанну Кронштадтскому. И я восприняла это, как ответ от Господа. То, что мы делаем по прославлению батюшки Николая, имеет свою преемственность, мы в недрах и традициях Церкви, мы верные чада Русской Православной Церкви. Из жития Иоанна Кронштадтского известно, что чада отца Иоанна были вынуждены создать при его жизни Общество защиты праведного батюшки Иоанна Кронштадтского от клеветы. В это общество входили несколько митрополитов, архиепископы, множество духовенства и мирян, в том числе настоятель храма Христа Спасителя, и много имен очень достойных батюшек. Уже тогда они защищали при жизни батюшку Иоанна от клеветы. То же самое мы делали при жизни Батюшки Николая. Защищали его от организованной клеветы, потому что все святые люди несут в себе, в первую очередь, дух Христов и против этого духа Христова борются служители зла, которые и сооружают фальшивые «могилы-мавзолеи» святым угодникам. Общество защиты Иоанна Кронштадтского от клеветы, официально зарегистрированное государством, было не благословлено Антонием Вадковским. К слову добавим, что Антоний Вадковский заигрывал с масонством. Это трагедия Церкви, но этот случай не более страшен, чем предательство апостолом Иудой Господа. Избави нас всех, Господи, от духа Иуды».

* * *

К большому сожалению, духовная брань продолжается и нам еще рано благодушествовать. Беззаконники, требующие эксгумации мощей старца, но усмиренные Господом и при помощи прокуратуры РФ, вновь распространяют клевету о насильственной кончине батюшки. На острове поселился некто Игорь Везовский с «помощниками», автор фильма «Свете Тихий» и составитель ряда клеветнических статей про батюшку. Он клевещет местному населению и паломникам, пачкая своими недостойными высказываниями светлое имя старца, выступает против духа старчества, старается формировать на острове общественное мнение. Мы просим всех православных христиан помолиться, чтобы Господь вразумил и остановил его от этого греха.

Несмотря на столь тревожные события на самом острове и на клеветническую кампанию, развернувшуюся против светлой памяти старца Николая, правда и истина торжествует. Подводя итог чтений «Николаевская Русь», можно смело сказать о том, что, по существу, эти третьи Николаевские чтения явились прославлением народом Божиим праведного старца батюшки Николая (Гурьянова), молитвенника и печальника Земли Русской, святителя Николая Псковоезерского — Нектария Русского. Отче праведный Николае-Нектарие, моли Бога о нас!

Общество светлой памяти праведного Николая Псковоезерского,

Александр ФЕФИЛОВ,

Галина ШУМИЛКИНА, заслуженная артистка России,

Владимир СТЕПАНОВ, член Союза писателей России,

Татьяна ТАРАСОВА,

Владимир РУППЕЛЬ,

Анна НАСТАСИЙ

http://www.rv.ru/content.php3?id=5744


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика