Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Мартынов07.06.2005 

А есть ли культура?

Публицисту, пишущему о культуре, сегодня приходится непросто. Трудность заключается в том, что не совсем понятно, что сейчас может считаться культурой в собственном смысле слова. Наши книжные магазины полны детективами, книгами о бесконечных унылых поединках драконов и псевдоисторическими исследованиями, полными сенсаций. На теле- и кино- экране в основном разместились американские блокбастеры, предназначенные для просмотра инфантилами всех мастей. В художественных галереях обосновалось так называемое современное искусство, которое обычно представляет собой третьесортные заимствования у модных зарубежных авторитетов (это если не вдаваться в их художественные достоинства). Где-то в параллельной реальности существует академическое искусство, которое постоянно воспроизводит застывшие классические формы для очень узкой группы ценителей. Где же искать то, что мы можем назвать современной отечественной культурой?

Термином «культура» вообще может обозначаться достаточно широкий круг явлений. Прежде всего, в наиболее общем смысле речь может идти о культуре как совокупности человеческих практик. В этом смысле к культуре относятся как, например, навыки возделывания земли и изготовления различных вещей (это так называемая материальная культура), так и разнообразные духовные и художественные практики, такие как написание романов или чтение лекций по теории вероятности. В более узком смысле под культурой понимают художественную культуру. Тогда обычно культура противопоставляется повседневности, обыденным и научным практикам, и определяется как область эстетического.

Первое значение обычно используется лишь в определенных контекстах, связанных или с противопоставлением культуры природе, или с выделением предельно широкого поля национальной культуры в ее своеобразии по сравнению с иными культурами. Именно в этом смысле о культуре говорил, например, Константин Леонтьев, утверждая, что самые сильные государства или цивилизации обладают наиболее самобытными и богатыми культурами «цветущей сложности». Поскольку это значение слишком широко, оно малофункционально. Гораздо чаще говорят о культуре в узком смысле слова. Однако для того, чтобы разобраться в проблеме культуры, нам придется обратиться к обоим значениям термина.

Начнем с художественной культуры. В ней традиционно различается низкое и высокое как две необходимые и взаимодополняющие составляющие. Скажем, в Киевской Руси сосуществовала высокая православная художественная культура, представленная в иконописи и архитектуре, и народная культура, естественным образом сохранявшая в себе черты языческого прошлого, частично ассимилированного христианством. По большому счету, в каждой традиционной культуре мы можем выделить подобную иерархию. При этом следует отметить, что между высоким и низким не существовало непреодолимого разрыва, творцы высокой культуры черпали свои образы и идеи из народного творчества, а народ определенным образом всегда был причастен высокой культуре. Эта причастность осуществлялась через посредничество Церкви, в которой все люди становились равными перед Богом, способными понимать Его замысел творения, выраженный в высоком церковном искусстве.

Ситуация, в которой религия опосредует связь между двумя формами культуры в обществе, не является случайной. Именно религия как учение о смысле бытия и конечных целях человека и мира является центром любой культуры, вокруг которого структурированы все его символические системы, относящиеся как к высокой, так и к низкой культуре. По сути, отличить искусство от не искусства, культуру от антикультуры можно только в том случае, если у нас есть вполне определенный критерий: насколько замысел данного художника соотносится с замыслом Бога, насколько художник есть соработник Бога.

Но то же самое можно отнести не только к художественным практикам, но и ко всей нашей культуре в широком смысле слова. Наша культура является культурой только в том случае, если ее содержание согласуется с тем смыслом, который мы приписываем собственному существованию. Этот тезис в общем виде был прекрасно выражен немецким богословом XX века Паулем Тиллихом. Тиллих утверждал, что религия — это основание или субстанция культуры, а затем с горечью констатировал гибель современной культуры вместе с потерей ее основания. Забвение религии в обществе неизбежно приводит к потере высокой национальной культуры.

В этом контексте наш вопрос, вынесенный в заголовок, имеет вовсе не теоретическое значение. Действительно, где сегодня искать отечественную культуру? И что это вообще такое? О странной государственной политике в отношении распространения и тиражирования чужеземных образов мы уже писали, обсуждая содержания основных каналов центрального телевидения. Что же мы увидим, если обратимся, например, к телеканалу «Культура»? Тут можно найти и репортажи из художественных галерей Москвы и Санкт-Петербурга, и ретроспективы отечественной киноклассики и многие другие вещи. Но кто смотрит этот канал, какова его аудитория, какое отношение показанное в нем имеет к реальной жизни страны? Представляется, что тут очевидна огромная пропасть между взращиваемыми рекламой и низкопробным передачами массовыми вкусами и элитарными вкусами телезрителей «Культуры». Что их объединяет, что вообще позволяет говорить о единстве культуры сегодня? Ответа нет!

При этом мы вовсе не хотим сказать, что элитарная культура в ее нынешнем проявлении имеет какие-то особые преимущества перед массовой. Ее элитаризм во многом является обычной симуляцией, ведь он по сути никак не связан с каким-то реальным содержанием. Сегодня такая культура работает по принципу представления или концерта: вот есть сцена и артисты — а на противоположной стороне публика. Артист лицедействует, публика пассивно воспринимает этот процесс, никак не погружаясь в него. В традиционной высокой культуре все иначе, в ней на первое место выходит принцип живого сотворчества всех участников, среди которых нет посторонних зрителей. Реализацией этого принципа является, в частности, Православное Богослужение. В нем нет разрыва между действием и смыслом, как нет и различия между исполнителем и наблюдателями.

Поэтому на вопрос о том, где искать современное русское искусство, следует отвечать: в храме. А тех наших соотечественников, которые считают возможным менять религии по личному произволу, следует предупредить: отказавшись от Православия, они оставляют за порогом и русскую культуру.

06.06.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9743


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика