Русская линия
Российские вести Петр Крымский02.06.2005 

Россия — часть исламского мира?

В прошедшей в Москве конференции «Ислам — религия мира» приняли участие видные политические и общественные деятели России и Саудовской Аравии. Формально ученые и политики говорили об общечеловеческих ценностях, реально стороны сделали серьезную заявку на возможность альтернативных вариантов в рамках евразийского цивилизационного проекта.

Национальные интересы России напрямую связаны с сохранением мира в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Исторический опыт нашей страны в этом плане поистине уникален: в России христианство и ислам веками мирно уживались друг с другом, представители значительного по численности мусульманского меньшинства не чувствовали себя «людьми второго сорта», наряду с представителями православия и других конфессий они считали Россию своей общей родиной. И сегодня, когда столь необходимо развивать диалог между цивилизациями, Россия представляет для этого благодатную почву. Все мы хорошо знаем, что на протяжении ряда лет недруги нашей страны делали все возможное для того, чтобы разжечь межконфессиональную рознь, столкнуть между собой народы России по религиозному признаку. В этих целях распространялись лживые измышления об «исламской угрозе» для России в целом, кроме того, некоторые политики и журналисты упорно пытались разделить российских мусульман на «своих» и «чужих». Люди, отнюдь не являющиеся специалистами по исламу, напуская на себя важный вид, говорили о том, что, дескать, существуют две разновидности ислама — «традиционный умеренный» и «экстремистский, террористический». С точки зрения любого знатока исламского вероучения ошибочность и опасность подобных измышлений очевидна, однако донести до широкой аудитории правду было непросто.

Наряду с распространением ложных стереотипов в отношении ислама в глазах россиян, существует и другое негативное явление: попытки представить Россию как государство, враждебное исламу и мусульманам в глазах международной мусульманской общественности. Например, в СМИ некоторых мусульманских стран до сих пор публикуются сообщения, из которых читатель «узнает», что на Северном Кавказе якобы идут крупномасштабные военные действия, а российское государство борется с исламом. Эти опасные тенденции вызвали настоятельную необходимость широкого общественного диалога с участием российской власти, мусульманских организаций, представителей правительств и СМИ зарубежных мусульманских государств. Здесь важен каждый шаг, каждое мероприятие, позволяющее прояснить истинную ситуацию, донести до широкой аудитории правду об исламе как религии мира и созидания, а отнюдь не войны. Отрадно, что российская власть в последнее время начала уделять решению данной задачи больше внимания. Ради общего дела — активизации диалога цивилизаций и борьбы с международным терроризмом, Россия и Саудовская Аравия (наиболее влиятельная арабская страна на Ближнем Востоке) на прошлой неделе сделали новый шаг навстречу друг другу. Особенно важно, что ключевой темой для налаживания прямого диалога выбрана не нефть, а ислам. В ходе конференции под названием «Ислам — религия мира» было оглашено важное программное заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова. В нем, в частности, говорилось: «В России — 20 млн. мусульман, и поэтому наша страна, в некоторой степени, также является частью исламского мира». «В Москве считают, что Россия и исламский мир являются союзниками в борьбе с терроризмом», — заявил глава российского МИД. Он отверг попытки отождествлять ислам с терроризмом, являющимся общим врагом для всего международного сообщества.

Глава Торгово-промышленной палаты России, экс-премьер РФ Евгений Примаков считает безосновательными обвинения в экстремизме, которые порой раздаются в адрес Саудовской Аравии. По его мнению, попытки показать, что в Саудовской Аравии действуют экстремистские группы, — это «не что иное, как извращение фактов». Он выразил принципиальное несогласие с мнением ряда западных политологов, которые склонны рассуждать об исламе как об агрессивной религии, проповедующей войну с представителями других вероисповеданий. «Некоторые западные политологи постоянно путают понятия религии и цивилизации. Религия — важная часть цивилизации, но эти понятия не идентичны. Невозможно создать общую религию, но это не означает того, что мы должны враждебно относиться друг к другу», — отметил председатель Торгово-промышленной палаты России.

По словам заместителя министра исламских дел Саудовской Аравии доктора Абдаллы Бен Фахда аль-Лахидана, вовсе не обязательно, чтобы диалог приводил к полному согласию. Цель диалога между цивилизациями сегодня состоит в разъяснении фактов, в преодолении фанатизма. Не нужно вступать в сражение, если в результате диалога каждый из его участников остался при своем мнении.

Резкой критике за отсутствие активных действий в борьбе с терроризмом подверг «официальное мусульманское духовенство» советник Президента РФ Асланбек Аслаханов. По его мнению, экстремисты на Северном Кавказе в большинстве своем — «заблудшие люди», потерявшие за годы войны семью и полностью дезориентированные в жизни. Из-за недостаточного внимания к ним со стороны религиозных деятелей они, по мнению Аслаханова, подвержены влиянию проповедников экстремистских идей и фанатизма, которые предлагают им обменять нынешнее положение на «райские кущи». В то же время депутат Госдумы РФ Мама Мамаев, также выступивший на конференции, призвал мусульман «прекратить оправдываться» и «заниматься самобичеванием». Он отметил, что терроризм сегодня направлен в первую очередь против мусульман, а от действий экстремистов, прежде всего, страдают люди, исповедующие ислам.

Президент Чечни Алу Алханов полагает, что пришло время создать международный научный центр, «который бы разъяснял истинные ценности ислама». Он отметил, что «такой центр реагировал бы на все искажения ценностей религии, давал заключения богословов по важнейшим проблемам мировой политики, экономики и общества». «Почему известные ученые-алимы не выступают, не кричат в рупоры, когда лозунги ислама используются при подготовке терактов? Тем самым они позволяют втягивать в экстремистскую деятельность молодые умы», — отметил глава Чеченской Республики. Одна из главных задач центра, указал Алханов, может заключаться в разоблачении тех, кто, «прикрываясь чеченскими знаменами и исламом, идут на преступления, совершают тягчайшие теракты». В настоящее время некоторые политические деятели пытаются отождествить ислам с явлением терроризма. Необходимо четко обозначить, что ислам как религия не имеет ничего общего с терроризмом. Я уверен, что многие люди по-другому посмотрят и на ислам, и на мусульман", — подчеркнул Алханов. По убеждению президента Чеченской Республики, «сегодня нужно не только карательными мерами бороться с этим злом (терроризмом — „РВ“) — здесь должна быть идея убеждения».

Итак, защищая свои национальные интересы, Россия отныне позиционирует себя не просто в качестве друга и партнера мусульманских стран, но и в качестве своего рода «моста» между цивилизациями, поля для межцивилизационного диалога. Как отметили участники упомянутой конференции, проект «исламской угрозы» в мировом и региональном масштабах уже фактически потерпел идейный крах, вызвать глобальную конфронтацию между мусульманами и немусульманами не удалось. То обстоятельство, что в мире все еще действуют группы экстремистов, прикрывающиеся исламскими лозунгами, не противоречит общему выводу: их деятельность сейчас уже носит остаточный характер и обречена на поражение. И не только благодаря координации действий спецслужб (такая работа между Россией и Саудовской Аравией также ведется), но и, в значительной степени, благодаря тому, что Россия в ответ на многочисленные провокации, образно выражаясь, не отвернулась от ислама, а, наоборот — повернулась к нему лицом, налаживая активный диалог с мусульманскими странами.

http://www.rosvesty.ru/numbers/1774/int/a02.phtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика