Русская линия
Православие и современностьПротоиерей Михаил Воробьев30.05.2005 

Кого звать в кумовья
Или как выбрать крестных родителей для своего ребенка

Моему другу, студенту-филологу, как-то пришлось сдавать экзамен по русской литературе XVIII столетия. Вытянув билет, он с огорчением обнаружил, что рассказывать ему придется о мотивах Просвещения в творчестве совершенно неизвестного ему Антиоха Кантемира. Приготовленную шпаргалку удалось развернуть только на секунду; под пристальным взглядом преподавателя она снова вернулась в укромное местечко, где спасалась уже до конца экзамена. Натренированный студент успел, однако, в то короткое мгновение, когда шпора была в руках, прочесть название единственного произведения молдавского просветителя. Однако явление текста было настолько стремительным, что буковки как-то слились, и «Ода к уму своему» в сознании взволнованного студента превратилась в «Оду куму своему». Припомнив, что ода является жанром хвалебным, он с воодушевлением начал рассказывать изумленному профессору, каким замечательным человеком был кум Кантемира, какие прогрессивные идеи ему принадлежали, и какие великие надежды питал Антиох по отношению к этому своему родственнику. Выслушав ответ, преподаватель задал только один дополнительный вопрос: кем в отношении родства доводился Кантемиру адресат оды? Но объяснить, какую степень родства означает слово «кум», студент уже не мог.

Между тем, в прошлом кум — человек, которого приглашали быть крестным отцом новорожденного ребенка — становился духовным родственником и своего крестника, и его родителей, практически становясь членом их семьи. Кум и кума почитались самыми близкими людьми, их присутствие было обязательным во время всех значительных семейных событий.

Сейчас, собравшись крестить ребенка, молодые родители особенно не задумываются о том, кого выбрать крестными. Обычно это почетное право предоставляется близким друзьям или родственникам, которые, выполнив нехитрые действия во время совершения Таинства и откушав всевозможных яств за праздничным столом, редко вспоминают о своих обязанностях, напрочь забывая иногда и о самих крестниках.

Между тем, быть крестным — это не только возможность стать другом семьи своего крестника, не только право быть любимым и почетным гостем, но и серьезные обязанности, выполнить которые может далеко не каждый.

Таинство Крещения делает человека христианином, вводит его в Церковь, открывает ему возможность пользоваться благодатью Святого Духа, которая в Церкви всегда присутствует. Первоначально Церковью была община апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа, на которых Святой Дух видимым образом сошел в пятидесятый день после Воскресения Христова. Затем в Церковь вошли люди, которые обрели веру в божественное достоинство Иисуса Христа в результате апостольской проповеди. Крещение, которое превращало верующего человека в члена Церкви, совершалось апостолами не только над взрослыми людьми, но и над детьми. Например, апостол Петр крестил римского сотника Корнилия вместе со всеми его домочадцами, среди которых были, конечно, и дети (Деян.10, 48).

Для взрослого человека основанием для принятия Крещения является вера. Ребенок, тем более, новорожденный младенец, ничего о своей вере сказать не может. Однако оставлять его вне Церкви до того, как он станет взрослым, никак нельзя, поскольку только в Церкви есть благодать, необходимая для его правильного возрастания, для сохранения его телесного и духовного здоровья. Поэтому Церковь совершает Таинство Крещения над младенцем и сама принимает на себя обязательство воспитывать его в православной вере, заботливо оберегая от всех вредоносных воздействий. Церковь состоит из людей. Свое обязательство правильно воспитывать крещеного ребенка она осуществляет через тех, кого называет восприемниками или крестными родителями.

Крещение по учению Церкви — это второе рождение, то есть «рождение от воды и Духа» (Ин. 3, 5), о котором, как о необходимом условии спасения, говорил Иисус Христос. Если физическое рождение является вхождением человека в мир, то Крещение становится вхождением в Церковь. И принимают младенца в его духовном рождении восприемники — новые, крестные родители, поручители перед Богом за веру принятого ими нового члена Церкви. Таким образом, восприемниками могут быть только православные, искренне верующие взрослые люди, способные научить крестника основам веры. Воцерковленность крестных доказывается тем, что во время совершения Таинства Крещения один из них читает Символ Веры.

Обязательства, которые принимают на себя перед Богом восприемники, очень серьезны. Это, прежде всего, забота о правильном духовном развитии своего крестника. Поэтому крестные родители должны быть не только крещеными людьми, но должны хорошо знать, в чем состоит православная вера, каковы основные вероучительные принципы Православия, каково содержание церковной жизни. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать своих духовных чад посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие требования церковного Устава. В обязанности крестных входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Крестные, зная способности, дарования и особенности характера детей, воспринятых ими от купели, могут помочь им определить их жизненную стезю, посоветовать в выборе образования и подходящей профессии. Немаловажен и совет в выборе супруга: по обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя, в первую очередь, не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители. Традиция, издавна укоренившаяся в Русской Православной Церкви, предполагает, что нательный крестик для Крещения приобретает крестный отец; крестная мать обязана приготовить «приданое» для младенца, в которое входят пеленки, рубашки и другие необходимые вещи.

Обязанности восприемников настолько многочисленны, а ответственность перед Богом за судьбу крестника настолько велика, что, хотя церковный Устав предусматривает наличие единственного восприемника (крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки), в Русской Православной Церкви в глубокой древности сложилась традиция приглашать при крещении ребенка двух крестных.

Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника. Поэтому не стоит бездумно соглашаться на приглашение стать восприемником, особенно если один крестник уже есть. Отказ идти в кумовья также не следует воспринимать как обиду или пренебрежение.

Восприемники входили в семью своего крестника на правах самых близких родственников. Забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве кума и кумы ближайших физических родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку, а крестные — в силу родства духовного. По этой же причине старались не допускать того, чтобы у братьев и сестер не было одного и того же крестного или одной и той же крестной. Поэтому родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тетки становились восприемниками только в крайнем случае; возможностью расширения семьи за счет духовного родства никогда не пренебрегали.

Церковь считает духовное родство столь же реальным, как и родство природное. Поэтому во взаимоотношениях духовных родственников существуют такие же особенности, как и в отношении родственников природных. Духовное родство серьезно учитывается в гендерных отношениях, главным образом при заключении браков. Церковное законодательство о препятствиях к браку, вызванных духовным родством, содержится в 63 правиле VI Вселенского собора, в Кормчей книге (ч. II, гл. 50), в Номоканоне (правило 211), а также в документах высшего органа церковного управления — Синода.

VI Вселенский собор признавал существование духовного родства только между восприемниками, их крестниками и их физическими родителями. Браки между указанными лицами были строго запрещены, включая браки между крестным отцом и крестной матерью одного и того же ребенка. По Кормчей и Номоканону браки между восприемниками и их потомками, с одной стороны, и крестниками с их потомками, с другой, воспрещались до 7 степени. Между восприемниками и их плотскими детьми, с одной стороны, и родителями крестника и его братьями и сестрами браки запрещаются до 4-й степени. Родством духовным соединяются между собою лица, воспринятые одним и тем же восприемником, а также потомки одного из крестников с потомками другого. Брак в этом родстве запрещался до 7-й степени. В XIX столетии столь жесткие ограничения были смягчены несколькими постановлениями Святейшего Правительствующего Синода. В настоящее время Русская Православная Церковь в вопросе о браках духовных родственников придерживается только 63-го правила VI Вселенского собора: невозможны браки между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника и восприемников между собой. При этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. Брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же ребенка. Беременность крестной матери является вполне допустимым состоянием для участия в Таинстве Крещения.

С учетом этих простых правил и следует приглашать крестных для родившегося ребенка, не забывая о главной обязанности восприемников: воспитывать своих крестников верными чадами Православной Церкви.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/44.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика