Русская линия
Вечерняя Москва Борис Денисов27.05.2005 

Наш сериал «Знаменитые грешники». Черный папа
Шутки ради он создал Церковь сатаны, но этим не шутят

Нынешние, российского «розлива», скинхеды не терпят инакомыслия, иноязычия, инородства. И готовы отстаивать свою правоту кулаками и прутьями арматуры. Самые «продвинутые» из них — те, что не до конца залили мозги пивом и чьи вены не изуродованы героиновыми «дорожками», — считают себя защитниками нации и оплотом православной веры, всего христианства. Они полны энергии, им бы еще образования… Ведь что означает ритуал «оголения головы»? Троекратное прочтение заклинаний во время падения прядей волос — это отречение от Святой Троицы, рая и духовной жизни ради ада и материальных ценностей. Так говорил «черный папа» Церкви сатаны Антон Шандор Лавей.

Рикошет

В 1979 году в журнале Церкви сатаны «Раздвоенное копыто» появилась статья «черного папы», в которой он призывал паству бросить все силы на создание «искусственных компаньонов человека». Если люди начнут заказывать похожих на кинозвезд секс-роботов — тут-то им и привалит счастье! Не успели сатанисты отдышаться от такого предложения, как Лавей выступил с новым призывом — начать поиски духовных вампиров, чтобы самим стать «духососами» и черпать энергию у окружающих.

Затем пришел черед «законов трапезоида». На бытовом уровне суть их была такова: есть дома с неправильной ориентацией стен, с неверным соотношением высоты и ширины и аурой, которая противопоказана живым существам. Все это напоминало бред, больше того — издевательство.

Антон Шандор Лавей будто задался целью поселить сомнения в душах адептов. Если сказанное сегодня — чушь и галиматья, то вдруг и все сказанное прежде, вдруг сама Церковь сатаны — такая же чушь? Но были и другие сомнения.

Допустим, «черный папа» решил покаяться, но почему не сказать об этом прямо? Ответ напрашивался: Церковь сатаны была очень доходным предприятием. Это связывало.

Возможно, Лавей зондировал почву, готовил отступление, а поняв, что повернуть назад не удастся, отступился. А тут еще шумный бракоразводный процесс с обязательным перетряхиванием грязного белья. Следом за женой дом Лавея покинул сын, обратившийся в христианство.

Привычный мир рушился — и Антон Шандор Лавей ушел в тень. Он передал бразды правления Церковью сатаны дочерям Карле и Зине, стал отказывать в интервью журналистам и в консультациях — режиссерам фильмов ужасов. Часами он бродил по улицам Сан-Франциско, а вечерами музицировал.

По настоянию друзей он даже записал два компакт-диска, но уступил требованиям продюсеров и назвал их «Черная месса» и «Каникулы Сатаны». Его прошлое и репутация снова и снова били по нему рикошетом — безжалостно и наотмашь.

Редкие собеседники отзывались о нем как о чопорном господине консервативных взглядов, охотно говорящем о музыке и неохотно — о сатанизме.

Настойчивость собеседников раздражала, но кто доводил Лавеядо исступления, так это парни в кожаных куртках на ревущих мотоциклах, без конца складывающие пальцы в «козу». Они мнили себя сатанистами, хотя он криком кричал, что не имеет с этим сбродом ничего общего, что их «тяжелый металл» — надругательство над музыкой, а цепи и амуниция из кожи — дешевое фиглярство.

Антон Шандор Лавей утверждал иные принципы сатанизма: индивидуализм вместо стадности, власть вместо подчинения, тело вместо духа — и наслаждение, наслаждение всеми радостями бытия.

Родом из детства

На взгляд стороннего наблюдателя, детство Антона Лавея, родившегося в 1930 году, может показаться безрадостным.

Родители его жили скудно, а единственным развлечением для мальчика были книги и рассказы его бабушки Любы Колтон, в девичестве ЛюпескоПримаковой. Родом бабушка была из Трансильвании, гордилась толикой цыганской крови (наряду с румынской, немецкой и грузинской) и знала множество сказок. Все как одна — страшные: о вампирах, крылатых женщинах-стригоях, на лету откусывающих от человека голову, прочей нечисти.

Сначала эти ужасы пугали внука, но постепенно он стал получать от них удовольствие. Его любимыми книгами стали «Дракула» Брэма Стокера, «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Искусство фотографии» Уильяма Мортенсена, автор которой призывал видеть в мире правду — беспощадную борьбу за место под солнцем, когда все средства хороши.

Почерпнутые знания позволили Лавею окончить школу признанным лидером. Он действительно был на голову сильнее — не физически, но по уму — своих однокашников, которые только и думали, что о новом велосипеде. То ли дело его интересы! Магия, культ вуду, шаманизм, наконец — музыка! Антон выучился играть на пианино, скрипке и гобое и в 15 лет уже был вторым гобоистом в симфоническом оркестре.

Однако его увлечения требовали денег. На помощь родителей рассчитывать не приходилось, и Антон стал помогать своему дяде, промышлявшему контрабандой спиртным. Лавей подружился с шулерами, грабителями и мошенниками, но потом в одной из драк нарвался на нож, и его щеку «украсил» шрам. Это охладило оформившееся было желание сделать криминальную карьеру, и тут подвернулся удобный случай…

Как-то в бар, где он коротал вечер, заглянули артисты цирка шапито. Эти люди в буквальном смысле ходили по краю смерти и жили сегодняшними заботами, ничуть не беспокоясь о завтрашнем дне. Антон без раздумий примкнул к ним.

Он убирал клетки львов и тигров, не испытывая ни малейшего страха перед зверьми, и вскоре стал ассистентом дрессировщика. Потом Антон заменил ударившегося в запой органиста и неделю спустя был уже штатным музыкантом цирка.

Поговаривали, что пьяница-органист грозился прибить выскочку, но Лавей пробормотал какие-то слова, и его противник упал, забился в конвульсиях и через два дня испустил дух.

Когда Лавею исполнилось 18 лет, он оставил цирк и присоединился к ярмарочному балагану. Там он стал ассистентом фокусника и законченным циником. Он вспоминал: «В воскресенье утром, когда я играл на органе у евангелистов, я видел мужчин с женами и детьми, и эти мужчины просили Бога очистить их от плотских желаний. Но субботним вечером я видел тех же самых мужчин, пожирающих взглядами полуголых танцовщиц на карнавале».

Его мадонна

В 1948 году Лавей подрабатывал тапером в стриптиз-шоу. И влюбился в одну из танцовщиц. Ее звали Норин Мортенсен, она же Мона Монро, она же Мэрилин Марлоу, но мир узнает ее как Мэрилин Монро. У нее был сольный номер — с очень медленным раздеванием, который нервировал и возбуждал публику. «Сначала возникает похоть и лишь потом любовь, — признавался „черный папа“. — Я почувствовал, что влюблен, когда увидел ее белоснежные бедра».

В первый же вечер знакомства они стали любовниками. Мэрилин всегда хотела, чтобы в сексе был элемент риска, предпочитая заниматься любовью в вагоне поезда, заброшенном доме, на кладбище. Еще она с жадностью внимала рассказам Антона о магии, потому что ей самой часто снился дьявол.

Однажды Монро, скверно водившая машину, сбила священника. Он сам выскочил на дорогу, и все же Антон был склонен считать это происшествие исполненным скрытого смысла.

Все закончилось внезапно: Антон увлекся дочкой богатого бизнесмена, а Мэрилин отправилась покорять вершины Голливуда. Много лет спустя Лавей получил по почте календарь с обнаженной Монро и надписью: «Милый Тони, помнишь ли ты все это? С любовью, Мэрилин». Растроганный «черный папа» тут же провозгласил бывшую любовницу «сатанинской мадонной XXI века». Века, до которого Монро не дожила.

Магия на продажу

В 1951 году Лавей женился и, чтобы не быть призванным в армию, поступил в колледж на факультет криминологии. Тогда же он стал работать фотографом в департаменте полиции Сан-Франциско.

Позже он писал: «Эта работа дала мне очень многое в развитии идей сатанизма. Потому что я увидел самую кровавую сторону человеческой природы — людей, зарезанных друзьями, детей, размазанных по сточным канавам скрывшимися водителями. И я спрашивал себя: «Где же Бог?» Но в полицейской работе были и положительные стороны.

Зная о его увлечении оккультизмом, начальство стало посылать Лавея к неврастеникам, которые требовали от полиции очистить их дома от привидений. На самом деле стенания за окном были результатом забитого водостока, но людям не нужно было простое объяснение! Они жаждали тайны! И Лавей читал заклинания, рисовал пентаграммы, получал деньги и уходил, предварительно вытащив листву из водостока.

Через несколько лет Лавей уволился из полиции, потому что у него появился новый источник получения средств к существованию. Он купил старый особняк, в прошлом — бордель, выкрасил стены в черный цвет и стал устраивать полночные семинары по магии и оккультизму с платой за вход $ 2.50.

Он рассказывал о призраках, одержимости, оборотнях, телепатии, иллюстрируя лекции с помощью подсветки, культовых побрякушек и потайных ходов, которые обнаружились в бывшем публичном доме.

Сложность возникла с каннибализмом. Однако решение нашлось. Был устроен пир. Главное блюдо было обеспечено патологоанатомом, посещавшим ночные семинары. Оно состояло из части бедра умершей белой американки. Жена лектора Диана запекла плоть с приправами, добавила печеные бананы, ямс и сервировала гусеницами. Отведавшие угощения пришли к выводу, что на вкус это нечто среднее между ягненком и свиньей…

Постепенно семинары стали посещать одни и те же люди, и в результате Лавей обзавелся своей магической группой, которую назвал «Магический Круг». А потом один добрый друг сказал: «Тони, почему ты не найдешь полезное применение всем этим магическим заморочкам и философии, вокруг да около которой ты ходишь? Да у тебя хватит материала, чтобы основать целую новую религию! А не выйдет, скажешь, что это была шутка».

Новая эра

О рождении Церкви сатаны (что уже богохульство, поскольку термин «церковь» применим лишь к ветвям христианства) Лавей объявляет в ночь с 31 апреля на 1 мая 1966 года — в Вальпургиеву ночь, традиционное время языческих празднеств. С этого года сатанисты ведут новое летоисчисление, так что нынешний, 2005-й — это 39-й по их календарю.

Чтобы все признавали в нем священника, Лавей начал носить клерикальный воротничок. Но побритая голова, мефистофелевская бородка и узкие глаза придавали ему демонический вид. В прессе тут же окрестили его «черным папой», и Лавею это понравилось: «Если они считают, что Папа представляет Господа, я персонификация сатаны, ибо создал Церковь дьявола и целый агрегат черных искусств».

В этом Антон Шандор Лавей был прав. Сатанинская традиция существовала сотни лет, однако сатанизм никогда не практиковался открыто. Лавей вывел его на подмостки, превратив самого дьявола в ярмарочного зазывалу. «Черный папа» объяснял: «Людям нужен ритуал с символами, подобными тем, что украшают бейсбольные команды, церковные службы и войны».

Мистерии, организованные Лавеем, по сути своей будучи глумлением над христианскими обрядами, внешне выглядели как эпатажные яркие шоу. И тем привлекали внимание обывателей и журналистов.

1 февраля 1967 года состоялась первая сатанинская свадьба, и в том же году страницы газет заполнились снимками «крещения» дочери «черного папы» Зины. Босоногая девочка в балахоне с любовью смотрела на отца, а тот, посвящая отроковицу дьяволу, возлагал дары на алтарь сатаны — на живот обнаженной жрицы.

Понимая, что зрителю всегда хочется чего-то свеженького, «черный папа» вносил изменения в ритуалы, но обнаженная жрица присутствовала в них всегда. Иногда ею была актриса Джейн Менсфилд.

Жрица без головы

Джейн Менсфилд после смерти Мэрилин Монро заняла вакантное место сексуального символа Голливуда. Она познакомилась с Лавеем и была покорена его речами. Через месяц Америку облетела новость — Джейн Менсфилд посвящена в верховные жрицы Церкви сатаны, и специально для нее «черный папа» разработал ритуалы сострадания и похоти.

Более всего это шокировало адвоката Мейнсфилд и ее любовника Сэма Броди. Он стал контролировать каждый шаг актрисы, особенно после того, как, ворвавшись в дом Лавея, обнаружил Джейн абсолютно голой, да еще и привязанной кожаными хлыстами к роялю.

Ревность Броди не была беспочвенной: Джейн стала любовницей «черного папы». А после того как Лавей обратился к сатане с просьбой спасти ее больного сына и мальчик, состояние которого считалось безнадежным, выздоровел, Джейн стала буквально одержима своим пастырем.

Тем не менее Броди она тоже не оставляла, только попросила Лавея произнести какие-нибудь заклятия, которые остепенили бы адвоката. «Черный папа» сделал то, о чем его просили.

29 июня 1967 года, в два часа ночи, Джейн ехала в Нью-Йорк. За рулем машины — ее приятель Ронни Харрисон, рядом — Сэм Броди. Сама Мейнсфилд дремала на заднем сиденье, обняв своих детей — Марию, Золтана и Микки. Вдруг машина попала в полосу тумана и тут же врезалась в грузовик. Джейн, Ронни и Сэм погибли на месте, но дети остались невредимы. Мистика! Мистика в квадрате! Потому что в этот момент Лавей вырезал из журнала фотографию, на которой он возлагает цветы на могилу Монро. На обратной стороне страницы был портрет Менсфилд. Ножницы Лавея прошлись по шее актрисы.

В аварии у Джейн Менсфилд оторвало голову… Но если обстоятельства смерти актрисы задокументированы полицией, то ножницы и журнал с могилой Монро — одна из легенд, наряду со случаем с цирковым органистом подтверждающая, что Антон Лавей заключил договор с дьяволом.

На голливудских холмах

В ревю «Ведьмы без лифчика», организованном Лавеем, одно время выступала Сюзанн Эткинс, та самая, что через несколько лет с маньяком Чарльзом Мэнсоном зарежет актрису Шерон Тэйт, жену режиссера Романа Поланского, автора фильма «Ребенок Розмари».

Есть жуткая ирония в том, что консультантом в этом фильме выступил «черный папа». Благодаря ему детали отправления сатанинского культа переданы в фильме в точности. А демон, сделавший Розмари ребенка, выглядел как настоящий дьявол. Это был Лавей в костюме из латекса и чешуи.

«Ребенок Розмари» — не единственная кинороль Лавея. В образе дьявола он появляется в фильме «Пробуждение моего демонического брата», как главарь сатанистов — в «Дожде дьявола». Был снят и документальный фильм о самом Лавее под названием «Сатанис».

Вообще идеи Лавея быстро стали частью масскультуры. Сатанинская символика и персонажи завоевали кинематограф. Что уж говорить о рок-сцене! Едва ли не все «металлические» группы в той или иной степени отдают дань сатанизму. Большинство, правда, делает «козу» исключительно для антуража, но есть исполнители, которые и впрямь занимают высокое положение в иерархии Церкви сатаны, — это Мэрилин Мэнсон и Диаманда Галас.

Однако кем бы ни были по профессии последователи Лавея, их объединяет одно качество — эгоизм.

Тотальный эгоизм

Главный труд Лавея — «Сатанинская библия» — появился в 1969 году. За ним последовали «Сатанинские ритуалы» и «Сатанинская ведьма». В этих книгах «черный папа» обосновал свои взгляды.

Сатанизм по Лавею — это не кровавый культ с жертвоприношениями, растлением детей и разнузданными оргиями во славу Князя Тьмы. Никакого дьявола с рогами и хвостом не существует! Дьявол же — это темная сила природы, ответственная за прогресс человечества. А единственным божеством для человека должен быть он сам! И если христианство базировалось на вере, поклонении духу и отрицании плоти, то сатанизм на первое место ставит разум, материальные ценности и плотские желания. Сатанизм — это неприкрыто эгоистичная философия. Вместо ограничений и постов жить нужно в сытости и поиске развлечений, ни одно из которых не может считаться запретным. Землю унаследуют не слабые и убогие, но сильные и безжалостные, и потому вместо заповеди «возлюби ближнего своего» нужно руководствоваться принципом «человек человеку волк». И вообще, «зло» — это «жизнь» наоборот (evil — зло и live — жизнь), и хотя бы поэтому достойно восхваления.

Книги Антона Шандора Лавея, его пропаганда абсолютного эгоизма совратили многих. Через пару лет после создания Церкви сатаны ее членами были более десяти тысяч человек. Пожизненную членскую карточку и сейчас можно купить за сто долларов. При этом продавать душу и подписывать контракт кровью не требуется.

«Черный папа», впрочем, и не призывал своих единомышленников непременно становиться действительным членом церкви. «Каждый школьник, — писал он, — купивший „Сатанинскую Библию“ за 4 доллара, — уже потенциальный сатанист».

Вместе с тем еще при жизни Лавея некоторые его сторонники отказались следовать «Сатанинской Библии». По их мнению, «черный папа» остановился, тогда как надо было идти вперед. Стали возникать секты, члены которых поклонялись Гитлеру и устраивали не шоу, а настоящие «черные мессы» и шабаши — с ритуальными убийствами и чашами, наполненными не клюквенным соком, а человеческой кровью.

Антон Шандор Лавей призывал их опомниться, вернуться в лоно его подпольной и одновременно открытой, забавной и совсем не страшной организации, шутки ради названной им церковью. Но было поздно.

Эпитафия

Антон Шандор Лавей не мог справиться с силами зла, выпущенными им в мир. Его уже не слушали и даже умереть не дали спокойно.

Основатель Церкви сатаны скончался 29 октября 1997 года, но в свидетельстве о смерти стараниями паствы стоит другая дата — 31 октября. А как же? Их кумир мог умереть только в праздник чертовщины Хэллоуин! Хорошо еще, что на написанную Лавеем эпитафию, которой предстояло украсить могильную плиту, никто не покусился. Она звучит так: «Я сожалею только о тех временах, когда был слишком добрым».

Антон Шандор Лавей дал людям то, чего они сами хотели, за что готовы были платить. Он сыграл в игру, для которой придумал правила, но, как оказалось, главным проигравшим в ней был он сам, а победитель всегда известен заранее — дьявол. Такие шутки в его вкусе.

http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=11 373


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика