Православие.Ru | Николай Головкин | 25.05.2005 |
Такие студенческие отряды, созданные при содействии Министерства культуры РСФСР ЦС ВООПИиК в далекие 1960-е, когда рождалась эта ставшая столь авторитетной общественная организация, успешно работали многие годы в разных уголках России. Они занимались консервацией, восстановлением, благоустройством таких уникальных центров историко-культурного наследия, как Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, Крутицкое митрополичье подворье, Кижи, крепости «Орешек» и «Копорье», памятники Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного заповедника имени А.С. Пушкина в Пушкинских горах… В конце прошлого столетия эта добрая традиция, к сожалению, прервалась.
И вот в нынешнем году после долгого перерыва из студентов-старшекурсников Московской государственной геологоразведочной академии сформирован первый в нашей стране отряд помощников реставраторов — «Наследники России». Работы для таких отрядов по всей стране — непочатый край. С чего же начнут «Наследники России»?
По словам одного из инициаторов возрождения молодежного студенческого движения помощников реставраторов — заместителя председателя ЦС ВООПИиК, доктора геолого-минералогических наук Евгения Пашкина, ребята будут заниматься натурными и лабораторными исследованиями фундаментов и оснований монастыря на острове Спас-Каменный в Кубенском озере.
Вся история и этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович.
Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня — в честь Преображения Господня.
С того времени начинается история борьбы со стихиями, окружавшими обитель. Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря — женщинам путь на остров был закрыт.
В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.
В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Остальные постройки закрытого монастыря, приспособленные для хозяйственных нужд, со временем ветшали и разрушались.
В войну на острове организовали пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.
В наши дни монастырь хоть и медленно, но возрождается. Первым посвятил свою жизнь восстановлению жемчужины Русского Севера генеральный директор Вологодского завода вентиляционных приборов Александр Плигин. Он ушёл со всех своих почётных и прибыльных должностей, чтобы поселиться на крохотном острове. Год назад этого удивительного, искреннего человека, патриота России не стало.
Александр Николаевич давно знал, что надо менять износившийся сердечный клапан. Но в Вологде таких специалистов нет, а в Москву ехать всё было недосуг: много дел на Спасе. Да и дороговата весьма эта операция. На себя Александр Николаевич деньги тратить жалел, а все средства, вырученные от магазинчика — единственной собственности, оставшейся от некогда крупной фирмы, направлял на восстановление монастыря. И вот, не выдержало сердце… Остров осиротел. Осиротели и все те, кто сопереживал за начатое им дело, молился за него.
Конечно, помощь студентов в сохранении историко-культурного наследия, воспринявших нравственные уроки Евгения Пашкина его коллег и соратников, будет более чем кстати. И здесь, на Спас-Каменном, да и по всей России.
Но, на мой взгляд, важно и другое. Сегодня новые лысенки пытаются вырастить на ниве перемордованного ими образования человека-потребителя, равнодушного к отечественной истории и культуре, к беде ближнего. Поэтому важно не потерять не только реликвии прошлого нашего народа, но и вот этих молодых людей, за души которых идет ожесточенная борьба. Господи, спаси и сохрани их, направь на путь истинный! Потеряем молодежь — потеряем Россию.
Я много раз слышал страстные и вместе с тем взвешенные, аргументированные выступления Евгения Пашкина, известного ученого и педагога, по поводу зашиты нашего историко-культурного наследия. Однажды Евгений Меркурьевич очень уместно вспомнил слова Бориса Пильняка о том, что самодержавие сменилось хамодержавием. Известный советский писатель имел в виду свое время, но пророчески заглянул и в наше, оказавшееся гораздо более благоприятной питательной средой для хамства. По мысли Пильняка, при самодержавии лучшие сыны Отечества думали о его процветании, при хамодержавии — исключительно о себе.
Думаю, что соборное милосердие студентов — помощников реставраторов к израненным памятникам отечественной истории поможет им стать настоящими людьми, истинными патриотами России.