Русская линия
ФомаПротоиерей Александр Ильяшенко24.05.2005 

Обойтись без компьютера нельзя, но стремиться к этому нужно
Интервью со священником Александром ИЛЬЯШЕНКО, настоятелем храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре

Справка «ФОМЫ»

Священник Александр Ильяшенко родился в 1949 г. Почти тридцать лет жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве. Отец Александр — настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре и также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Кроме того, о. Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Отец 12 детей.

— Часто сталкиваешься с мнением, что информационные технологии вообще и Интернет в частности сильно мешают жизни верующего человека. Проработав тридцать лет с компьютерами, Вы, наверное, имеете свою точку зрения на эту проблему?

— Когда я пришел работать в Курчатовский институт, мой старший и умудренный опытом товарищ сказал фразу, которая мне кажется очень справедливой: «Обойтись без компьютера нельзя, но стремиться к этому нужно». Компьютер создает видимость деятельности. Если ты не продумал, что будешь делать за компьютером, можно потерять много времени в полном ощущении напряженной деятельности и работы мысли. Поэтому лучше заранее спокойно сесть с ручкой и бумагой, четко сформулировать задачу, спланировать ее решение, обратить внимание на те места, которые могут быть особенно трудными. И чем больше времени ты проведешь с ручкой и бумагой, тем меньше ты потратишь его за компьютером.

В чем-то по своим свойствам компьютер напоминает наркотические вещества, и к нему нельзя относиться бездумно: сел и что-нибудь сделал. Когда я раньше писал программы математических расчетов, или когда теперь я пытаюсь написать какую-нибудь статью, из желания сесть поскорее к компьютеру обычно ничего хорошего не получается. Нужно всерьез продумать и спланировать то, что хочешь сделать, тогда производительность труда возрастает многократно.

Например, я стараюсь, по возможности, распечатывать и анализировать тексты на бумаге, делать там правку, а потом быстро переносить ее в компьютер. Важно это делать не спеша, пусть даже в дороге. Компьютер же создает иллюзию, что ты можешь начать действовать сию секунду — не приняв взвешенное решение, не взвесив возможные варианты, а прямо сейчас.

— То, о чем Вы сейчас говорите, я могу подтвердить на собственном опыте. Но, с другой стороны, приписывание компьютеру каких-то наркотических свойств означает признание, что это больше, чем просто железка…

— Так ведь и конопля — всего лишь травка. И кофе с чаем — всего лишь растения. И роза… Но растения содержат вещества, которые сильно действуют на человека. Так же и компьютер сильно действует на какие-то центры головного мозга, на психику. При этом человек может находиться в каком-то воображаемом мире, чувствовать, что он активен, что он творит с полной отдачей. Но ведь и наркотик — это тоже самообман, уводящий в придуманный, не настоящий мир.

Любой предмет, любое устройство не может быть плохим само по себе. Например, топор, без которого ни дров не нарубить, ни дом не построить. Но топором можно и убить. Все зависит от того, в чьих руках он находится и с какой целью его используют. Если работать неумело, то даже с хорошими намерениями можно случайно пальцы себе оттяпать.

— Однако Ваш сайт, http://pravmir.ru, на мой взгляд, «срублен» очень даже неплохо.

— Только благодаря моим прихожанам, которые оказались хорошими специалистами. Моей заслуги в этом никакой нет, я не владею этой технологией. Моя задача — совсем другая: наполнить сайт материалом, который был бы интересен, который, не побоюсь громких слов, помогал бы сеять разумное, доброе, вечное. Сейчас это крайне необходимо, ведь мы живем в среде, отравленной агрессией. Она везде — и, прежде всего в нас самих, откуда выплескивается по всякому поводу. И в телевизоре, и в современной литературе, и в том же Интернете. Все это возбуждает в человеке далеко не самые лучшие его стороны.

Мы же хотим обратиться к известным и неизвестным литературным произведениям, привлечь к ним внимание наших посетителей. Идея — выделить избранное из избранного — отобрать те творения, которые несли бы нравственную нагрузку, были бы и назидательными, и увлекательными. Писатели — люди достаточно неровные, и разные произведения одного и того же автора часто находятся на совершенно разных уровнях. Например, Оскар Уайльд — очень сложный человек, и некоторые его сказки ни читать, ни вспоминать не хочется. Но есть и замечательные вещи. Мы и стараемся эти вещи сгруппировать, чтобы они не гасили, а усиливали благоприятное впечатление друг от друга. Наша цель — сформировать в Интернете детскую библиотеку. Чтобы ребенок мог с пользой для себя открыть и прочитать любое произведение на нашем сайте. Нам кажется, что эти произведения подобраны примерно в одном ключе и смотрят на мир с одних позиций.

— Компьютер часто покупают для ребенка, и дети оказываются более компьютерно грамотными, чем их родители. То, как устроен доступ к компьютеру у детей главы компании Техносерв" Алексея Ананьева, представляется весьма разумным. На что лучше обратить внимание родителям, чтобы компьютер приносил для детской души больше пользы и меньше вреда?

— Я уже говорил, и могу еще раз повторить эти слова — чем меньше, тем лучше. Мне кажется, что чем позже дети садятся за компьютер, тем полезнее для них. Мне кажется, неправильно допускать, чтобы ребенок играл в компьютерные игры, начиная с шести лет. Это все-таки виртуальный мир, а не настоящий. Кроме того, ребенку и двигаться нужно, и дышать свежим воздухом, и преодолевать физические трудности. Я, конечно, жил в совершенно другое время, но рубить дрова я научился только в институте — и жалею, что так поздно.

Если мы будем воспитывать своих детей так, чтобы они загружались в псевдореальность и отучались самостоятельно и творчески работать, то вырастим людей, которыми легко управлять. Они будут смотреть в экран и воспринимать ту информацию, которую им подсовывают под нос.

— Я бы скорее отнес манипуляцию в адрес телевизора. Интернет же дает свободу публикации и выбора информации. Конечно, этой свободой тоже нужно уметь пользоваться, чтобы она не обратилась во вред.

— В детстве я от телевизора получил очень много — показывали классические, лучшие фильмы. Через телевизор я познакомился с настоящей киноклассикой. Теперь дети лишены этой возможности — вкус у них испорчен с детства. Но можно отрезать антенну, купить видеомагнитофон — и смотреть по телевизору то, что вам хочется. И при этом быть совершенно избавленным от назойливой рекламы. То же самое и с Интернетом. Все дело в культуре, в воспитании. Чем люди более образованы, чем в большей мере они являются носителями высокой культуры, тем лучше они защищены. Например, людям с музыкальным слухом физически неприятно слышать фальшивый звук. И наши дети должны быть ориентированы так, чтобы всякая безнравственность, всякая нечистота, всякая гадость вызывала у них естественную реакцию отторжения. А для этого они должны быть образованными, культурными, духовными, верующими людьми. Мне кажется, что перед нами очень остро стоит задача воцерковления культуры.

— Есть ли, на Ваш взгляд, какие-то специфические опасности у людей, которые занимаются научными исследованиями, новыми технологиями, сложным программированием — в каком-то смысле находятся на переднем крае?

— Опасность заключается в том, что человек все силы отдает своим профессиональным занятиям. Тут важно иметь здравый смысл, потому что, с одной стороны, нужно работать напряженно и творчески, с увлечением, чтобы работа приносила результаты и давала радость. С другой стороны, если у человека ничего не остается, кроме погруженности с головой в работу (или тем более в карьерный рост), — это ошибка. Господь говорит о том, что горе человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Здесь нужна грань, но эта грань в общем случае неопределима, и каждый человек должен осознать ее для себя сам. Важно только понимать и помнить, что она существует, и стремиться ее в себе найти.

— Есть ли какие-нибудь способы определить эту внутреннюю грань? Где взять индикаторы?

— У церковного человека на первом месте должна быть его церковная жизнь, домашняя молитва, исповедь, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн. И принимать важные решения необходимо, получив благословение своего духовника. Тому, кто находится немного в стороне, лучше видно, ошибается человек или поступает правильно. Ну, а духовнику Господь дает еще благодатную помощь, чтобы направить духовное чадо к спасительному пути. Конечно, не всегда можно принять единственно правильное решение, но так можно избежать хотя бы грубых ошибок. А появляющийся со временем опыт дает уверенность в том, что свою жизнь можно прожить достойно — не по своему желанию, а по стремлению исполнять Волю Божью.

Для православного человека ощущение близости Божьей, правды Божьей дает возможность почувствовать истинное человеческое достоинство, которое «не превозносится, не гордится», а бескорыстно и доблестно исполняет свой долг. И возродить в себе это по-настоящему высокое человеческое достоинство — задача, которая стоит перед всеми нами. И, конечно, особая ответственность лежит на тех, у кого возможностей больше, кто может сориентировать людей.

А индикатор — совесть. Совесть же — очень тонкий инструмент, часто находящийся на пороге восприятия. И если это восприятие подавлено, искажено или заглушено яркими впечатлениями, оказывается, что голос совести человек не слышит. И принимает неправильные решения. Кстати, Интернет в этом отношении — прямая возможность уйти от реальности. Потому что можно принимать ошибочные решения и не нести за них никакой ответственности. Если ты управляешь автомобилем на большой скорости, то за свои действия отвечаешь жизнью. А виртуальный мир дает возможность как бы умереть и как бы воскреснуть, что сплошь и рядом встречается в компьютерных играх. Интересно, что это мы видим и в кинематографе, особенно американском: главного героя уже практически добили, но вдруг у него берутся новые силы и он раскидывает своих врагов.

— Я хотел задать Вам вопрос про компьютерные игры, но, честно говоря, опасаюсь получить на него предсказуемый отрицательный ответ.

— У меня довольно ограниченный опыт в этом плане. Много лет назад, на заре компьютеризации, в конце восьмидесятых годов, я сел играть в электронную игрушку. Просидел, наверное, часа два или больше. И больше не играл — понял, что я человек настолько азартный, что могу серьезно увлечься и потерять много времени.

Конечно, можно делать развивающие и обучающие игры, — и такие игры делаются, но они не пользуются коммерческим успехом. К сожалению, этот успех завоевывается на обращении, скажем так, к достаточно невысоким свойствам души. Если игру или обучающую программу создают не просто талантливые, но и нравственные авторы, наверное, ее можно использовать. Делать такие программы — очень важная задача, которую должны решать серьезные люди, желающие своим зрителям действительного, а не мнимого блага. Таким образом, мы возвращаемся к тому, о чем говорили — в чьих руках находится инструмент.

Беседовал Михаил Попов

Интервью опубликовано в 1(24) номере «Фомы» 2005 г.

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=65&article=970


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика