Сайт Запорожской и Мелитопольской епархии | Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко) | 26.08.2024 |
Дорогие отцы, матушки-игуменьи, братья и сестры!
20 августа Верховная Рада Украины приняла закон 8371, в последней его редакции переименованный как закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций». Но, фактически авторы этого закона, совершенно не стесняясь, называют его по другому — закон о запрете УПЦ.
Для противников УПЦ голосование стало успешным. Ведь не просто так недавно из самых высоких кабинетов прозвучали слова о необходимости обеспечения «духовной независимости» украинского государства и состоявшийся визит представительской делегации на Фанар, в состав которой вошли высокопоставленные государственные чиновники и руководители «ПЦУ».
Это обозначает, что власти планируют использовать механизмы закона для ликвидации УПЦ, обвиняя Церковь в незаконной деятельности, в преступлениях против государственного строя по уже заготовленным клише и ярлыкам, которые настойчиво культивируются в информационном пространстве.
В угоду нынешней политической конъектуре и принципиально принятого политического решения на высшем уровне, огульно и бездоказательно, вопреки здравому смыслу и реальным фактам, УПЦ обвиняется во всех возможных преступлениях военного времени.
Стоит отметить, что там, где принято политическое решение, — там чаще всего, механизмы защиты гражданских прав и свобод демократического общества перестают действовать.
Ожидаемо, что созданные «экспертные» организации и уполномоченные органы власти, по уже заготовленным лекалам, в происках иллюзорных следов «русского мира», будут предъявлять общинам УПЦ, «предписания» по устранению «связей с руководящим центром на территории страны-агрессора». И единственным удовлетворительным для них решением, вероятно будет принуждение к смене юрисдикции.
Какие же варианты возникают перед священнослужителями и мирянами нашей Церкви после Ее запрета?
Первый — это присоединение к «ПЦУ».
Ожидаемо, что на базе закона 8371 в отношении УПЦ, будет антиконституционно применено грубое давление, с целью принудительного перевода ее общин в «ПЦУ».
Почему УПЦ не может войти в состав «ПЦУ» без тяжелых последствий канонических нарушений и повреждения своей церковной природы — очевидно.
Что будет, если смешать чистую воду с грязной? К сожалению, ничего хорошего. Получится просто еще больше воды, которую нельзя пить.
Переложите данное сравнение на духовную сферу. И подумайте — останется или не останется с вами благодать Божья?
Более того, Господь Иисус Христос дал четкое определение, с помощью которого мы можем всегда отличить истинное от ложного.
Вот оно — не может хорошее дерево приносить плохих плодов.
Разве есть благодать Божья в структурах, которые захватывают чужие храмы, избивают и калечат верующих, выливают тонны грязи и лжи на тех, кого лицемерно называют «братьями»?
Конечно же, нет. И поэтому терять самое сокровенное, что мы с вами имеем, считаю недопустимым.
Нужно помнить еще один важный факт. Предателей никто не любит. И никто не ценит. Перейдя в «ПЦУ», многие наши священнослужители станут людьми даже не второго, а третьего сорта. Просто посмотрите как относятся в «ПЦУ» те же так называемые «епископы"-выходцы из «Киевского патриархата» к так называемым «архиереям», которые пришли из «УАПЦ». Сразу видно — кто высшая каста, а кто нет. Просто представьте какое отношение там сформируется к нашим перебежчикам в случае, если «ПЦУ» почувствует, что ей не нужно больше притворяться и все у нас окончательно можно будет забрать силой. Они будут восприниматься организацией Думенко как самое настоящее быдло, как маргиналы. Которым до конца своих дней придется доказывать, что они — «не москали» и «не агенты Кремля».
Второй вариант — это переход под управление Константинопольского патриархата. Речь идет о вливании в ряды экзархата Фанара, который уже существует и функционирует на украинской земле.
Однако, что даст такой шаг? По моему глубокому убеждению — ничего. Более того, он даже кардинально усугубит ситуацию.
Гипотетическая альтернатива Константинопольского экзархата — для УПЦ обозначает фактически то же самое, что и переход в «ПЦУ». Это все равно, что через другую дверь войти в то же самое помещение. Вхождение в состав Константинопольского патриархата, обозначает автоматическое объединение со всем его составом, где уже присутствует «ПЦУ».
Давайте вспомним простой факт — патриарх Варфоломей вероломно и без каких-либо оснований легализовал украинский раскол. Просто наплевав на православное вероучение, каноны и здравый смысл.
Фактически — он перешел Рубикон. Для него уже нет никаких «красных линий» в духовной сфере. А значит дальнейшее отклонение Фанара от чистоты православной веры — это всего лишь вопрос времени.
Причем весьма близкого времени. Ведь уже в следующем году патриарх Варфоломей собирается совершить «прорыв» в вопросе «восстановления единства» с РКЦ. В частности, фанариоты публично говорят о возможности общего празднования Пасхи с католическим миром в самом ближайшем будущем. После чего должно последовать восстановление евхаристического и молитвенного общения.
В свете этого наш переход под омофор Константинополя означает только одно — мы будем все дальше и дальше отдаляться от православной веры, следуя курсу Фанара на единство с Ватиканом.
К слову, с Ватиканом, который с каждым годом все более открыто поддерживает ЛГБТ-тематику и другие чуждые христианству «ценности».
Хотим ли мы в будущем вместе с Константинопольским патриархатом погрузиться в новую унию, в зловонное духовное болото? Думаю, что этот вопрос можно смело считать риторическим.
Третий вариант — поиск других альтернатив в виде частных, индивидуальных переходов общин в юрисдикции других Поместных Церквей, с которыми УПЦ имеет евхаристическое общение (Румынская, Польская, Сербская и др.) представляет собой опасность обрушения порядка в церковной жизни (спорное каноническое обоснование, юрисдикционный хаос и угроза самоуничтожения УПЦ). А на примере попытки регистрации РумПЦ в Украине мы видим, что этого не допустит власть.
Четвертый вариант — провозглашение самочинной автокефалии.
У нас начало этому пути было положено 27 мая 2022 года. И время показало, что этот шаг ни к чему не привел. Он не только не снял противоречия во взаимоотношениях нашей Церкви с властью, но и продемонстрировал последней нашу слабость и готовность к уступкам. Что и привело, по итогам, к голосованию за закон о запрете УПЦ.
Наша полноценная автокефалия не нужна ни Банковой, ни Фанару, ни «ПЦУ». Даже если бы мы ее провозгласили, они бы ее не признали. Сказав, что это просто попытка «агентов Кремля» «с подачи Москвы» сохранить себя до лучших времен. В лучшем случае, они бы временно использовали ее как инструмент для того, чтобы оборвать наши связи с другими Поместными Церквами и выиграть время для обеспечения обьединения УПЦ с «ПЦУ».
С прискорбием необходимо отметить, что сегментация Вселенского Православия на множество юрисдикций — печальный процесс, который инициируются и поддерживается как патриархом Варфоломеем, так и врагами Православия, которые руководствуются диавольским принципом «разделяй и властвуй».
А ведь действительно — самочинное провозглашение автокефалии автоматически сделает нас раскольниками. В том числе, в глазах многих Поместных Церквей.
Пятый вариант — сохранить свою верность Богу и Церкви.
Да, это будет сопряжено с большими проблемами и неурядицами. Да, это заставит нас многое потерять. Да, это будет крайне трудно и обременительно. Мы должны понимать, что сохраняя своё каноническое устройство, верность Иисусу Христу и Церкви, этим навлекаем на себя гнев местных властей, радикалов, пышущих ненавистью и живущих по соседству. Мы стоим перед выбором: прогнуться перед «могущественной» властью или быть гонимым, но причастником Божественной Благодати.
Однако мы все знаем — «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13).
Господь нас не оставит. Если, конечно, мы не оставим Его. Поэтому сегодня каждый из нас вынужден будет ответить на вопрос: кто для меня важнее — Христос или государство, я нахожусь в Церкви ради Иисуса или хлеба вкуса?
Если говорить о более приземленных вещах, то давайте обратимся к историческому опыту. Посмотрите, в частности, на пример униатской организации. Она была запрещена советской властью, десятилетиями находилась в подполье, а затем, при изменении внешней ситуации, резко восстановила свои позиции. И если это получилось у далекой от Православия структуры, то почему не должно получиться у нас?
Сейчас очень важно не озлобиться, не впасть в осуждение, не утратить любви. «..и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф 24:12,13). Беззаконие в нашей стране умножилось, но нам нужно претерпеть до конца. Глядя на то, как разрушаются храмы не дать место гневу, переживая изгнание из своих храмов не осудить гонителей, слыша клевету в свой адрес не изрыгать проклятия в ответ.
Поэтому давайте не будем унывать, а думать над тем, как жить в новых условиях.
Во-первых, не бояться говорить о Господе нашем Иисусе Христе, правду о Церкви и то, что слышим и видим в Ней.
Во-вторых, я призываю всех священников хранить в сокровенных местах антиминсы, сосуды и миро. Даже если у нас отберут храмы, мы сможем продолжить служить Литургию, совершать таинства. Продумать и подыскать места для проведения богослужений.
В-третьих, я прошу каждого члена общины активно участвовать в ее жизни. Настоятеля, который решил сохранить верность Церкви в нынешние времена, прошу помнить, что он может опереться только на общину, только в ней найти поддержку. Общины сплотиться вокруг своих пастырей и стать для последних надежной опорой в последующем. Ведь с запретом Церкви и постепенным захватом храмов священники лишаться возможности должным образом обеспечивать свои семьи.
В-четвертых, я предлагаю рассмотреть вопрос о создании фонда взаимопомощи, который бы мог в случае острой необходимости оказывать оперативную поддержку священнослужителям и общинам нашей епархии.
+ ЛУКА, МИТРОПОЛИТ ЗАПОРОЖСКИЙ И МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ