Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Сергей Пахмутов19.05.2005 

Базовый конфликт

Похоже, что российское политическое руководство потерпело очередное поражение на кавказском внешнеполитическом фронте. Об этом свидетельствуют приподнятые, эйфорические настроения, царящие в стане геополитического противника нашей страны — Грузии. И грузинам есть отчего чувствовать себя триумфаторами — на утомительном, тяжелом и, казалось бы, бесконечном процессе межгосударственных переговоров по вопросу о судьбе российских военных баз им удалось сломить и заставить отступать Россию!

Переговоры по этому вопросу между двумя странами идут уже давно. Охарактеризовать их можно как вялотекущие, часто заходящие в патовые ситуации и не имеющие тенденции к плодотворному завершению. Однако несколько месяцев назад грузинская сторона, будто почувствовав незримую, но мощную поддерживающую силу за своей спиной, вдруг резко активизировалась и перешла в резкое наступление на Россию. 10 марта парламент этой страны принял ультимативное и открыто враждебное нашей стране постановление, в котором обвинил Россию в преднамеренном затягивании переговоров и нежелании решать проблему. Предусматривало это постановление и применение жестких мер в отношении нашей страны, если Россия не пойдет на уступки грузинам до 15 мая. В частности, в постановлении звучали предложения:

Министерству иностранных дел Грузии — приостановить выдачу въездных виз для российских военных

— Министерству финансов — установить задолженность российских баз и объектов на территории Грузии в отношении госбюджета (эта задолженность впоследствии должна была быть расценена как государственный долг России)

— Министерствам обороны и внутренних дел — разработать и обеспечить специальный режим передвижения по территории Грузии личного состава российских вооруженных сил, техники, вооружения и принадлежащих им грузов, а также осуществить контроль за ними

— Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов — подсчитать и оценить экологический ущерб, нанесенный деятельностью российских военных баз, и вписать полученную сумму в госдолг России (всего вместе с задолженностью баз — около миллиарда долларов).

В постановлении также указывалось, что российские базы с 16 мая будут функционировать в «режиме вывода», который включает в себя «специальный режим передвижения» и запрет на проведение учений на территории Грузии.

И вот день 16 мая наступил, однако руководство этой закавказской республики, «милостиво отсрочило» введение постановления в действие. Причиной тому стали некие «предложения, полученные из Москвы, которые грузинская сторона готова обсуждать с Россией».

До сих пор главным камнем преткновения являлись сроки вывода русских войск -наша страна, исходя из печального опыта вывода Советских еще войск из Европы в конце 1980-х — начале 1990-х, справедливо предполагает, что необходимо 11−15 лет для того, чтоб вывести части не в чистое поле, а в уже построенные и функционирующие военные городки. Грузины же настаивают на том, что российских войск не должно быть на их территории уже к началу 2008 года. Под их беспрецедентным нажимом наши политики уступили и снизили срок с 11−15 до 4-х лет. Однако грузинскую сторону не устраивает и эта дата.

И вот теперь появились «принципиально новые предложения Москвы», которые устраивают и Тбилиси. О деталях и ключевых моментах этих предложений не говорит абсолютно никто — ни российские, ни грузинские политики. Однако кое-где в прессе проскакивала информация, что стороны готовы обсуждать трехсполовинойлетний срок вывода баз, и что якобы Грузия надеется додавить Россию и сократить этот срок хотя бы до трех лет. Однако ни три, ни четыре года не являются достаточным сроком для того, чтобы создать инфраструктуру, необходимую для нормальной жизнедеятельности российских частей и соединений. К тому же, средства на строительство военных городков выделит именно Россия, а не Грузия, как должно было быть по нормальному.

Некоторые эксперты считают, что для Грузии принципиально, чтобы в 2008 году ни одного русского солдата не было на ее территории. Именно в начале этого года в России грядут президентские выборы, и, если ничего не случится, то к власти придет новый человек, который, по мысли Тбилиси, может и пересмотреть в пользу России достигнутые договоренности.

Однако многие наблюдатели предполагают, что, помимо существенного сокращения сроков вывода войск, российская сторона пошла на более существенные уступки Грузии. Вероятно, Россия дала ей понять, что она не будет слишком сильно возражать против насильственного присоединения к Грузии отложившихся от нее и дрейфующих в сторону России Абхазии и Южной Осетии. Руководители последних, кстати, уже выступили с предложениями о размещении выводимых подразделений на своих территориях; да и некоторые российские военные эксперты разделяют эту точку зрения. Однако нынешнее сверхосторожное и нерешительное в отстаивании национальных интересов руководство России не пойдет на такое развитие событий.

Как же в этой ситуации поступать нашей стране? Да, ситуация непростая, и кавалерийским наскоком ее не решить. Российское военное присутствие в Закавказье — это сильный фактор, поддерживающий относительную стабильность в регионе. Вместе с 102-й базой в Армении, 12-я и 62 военные базы в Грузии представляют из себя довольно мощную группировку, противостоящую армии НАТОвской Турции, в последнее время все более активно вмешивающейся в ситуацию на бывшем советском Кавказе. Понятно, что нельзя в одночасье выводить базы и фактически оголять кавказо-черноморское стратегическое направление и оголять дальние подступы к российскому Югу. Поэтому предложение о «переселении» баз в Абхазию и Южную Осетию не лишены здравого смысла. Но прежде этого необходимо максимально ослабить Грузию в политическом и экономическом отношении, возможно даже — развалить на несколько составляющих частей с последующим их вхождением в состав России. Предпосылки для этого есть — например, в Джавахетии, где как раз и находится 62-я военная база, составляющие здесь большинство армяне очень дружественно относятся к России и не хотят вывода войск. Они понимают, что с уходом наших войск жизнь их в фактически ставшей расистской и фашистской Грузии превратится в сущий ад. Вероятно, что события здесь могут начать развиваться по приднестровскому сценарию. Также настороженно по отношению к центральными тбилисским властям настроены и некоторые другие грузинские провинции. При небольшом приложении усилий и политической воли со стороны российского руководства развал Грузии становится весьма вероятным и желательным и отвечает национальным интересам нашей страны.

Но есть и еще более простой рычаг давления на обнаглевший режим Саакашвили-Бурджанадзе — экономический. Стоит только ввести энергетическую блокаду этой страны, как тон ее руководителей заметно изменится в лучшую сторону. Жаль, что таким эффективным рычагом российское руководство еще ни разу не воспользовалось. А ведь пора бы — от дальнейших действий российского руководства на кавказском геополитическом фронте зависит безопасность южных рубежей нашей страны.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9285


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика