Русская линия | М. Пешня | 04.12.2023 |
ОТ РЕДАКЦИИ: Сегодня, в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отошёл ко Господу Георгиевский кавалер, один из самых храбрых офицеров Добровольческой армии Юга России генерал Михаил Александрович Пешня, который всю свою сознательную жизнь отдал служению Императорской России.
Два года назад в издательстве «Посев» вышла двенадцатая книга серии «Белые воины» «Добровольцы», в которой известные историки д.и.н. Руслан Гагкуев и к.и.н. Светлана Шилова опубликовали прекрасный очерк об этом офицере.
Заболел генерал Михаил Пешня 24 сентября 1937 года, потрясённый чудовищным предательством Скоблина. У него была диагностирована острая болезнь печени. В течение двух суток, находясь без сознания, в бреду, он говорил только о подлом преступлении и предательстве своего бывшего сослуживца. Эта болезнь и свела его в могилу.
Генерал Пешня пользовался огромным уважением у «корниловцев» и «марковцев», которые по смерти генерала традиционно ежегодно совершали по нему панихиду.
К дню памяти генерала Пешни представляем читателям небольшой фрагмент его воспоминаний, подготовленный доктором исторических наук Василием Цветковым «Армия есть цвет нации». Этот текст очень актуален в нынешнее время, когда Российская армия ведёт операцию по защите Донбасса.
«..На первом месте стоит вопрос взаимного уважения между отдельными частями. Если в полках достигнуто взаимное уважение друг друга, то, кроме того, чинам полка или навязано бутафорское самовосхваление, или эта бутафория имеет под собой непродуманное, весьма близорукое покровительство со стороны старших начальников до командиров полков включительно. Здесь необходимы радикальные меры воспитания, а может быть и серьезные меры воздействия, так как эта бутафория рассчитана на унизительное отношение к другой воинской части.
Оскорбление офицером или солдатом чужой воинской части, входящей в состав Русской Армии, словом, а хуже всего — действием, является тягчайшим преступлением, которое, как грязное, несмываемое пятно гнусного хамства, ложится на часть, в которой состоит этот жалкий оскорбитель; только тупоумие и убожество духовных качеств начальника позволит ему покровительствовать лицам, оскорбляющим воинское достоинство другой воинской части ради самовосхваления.
Коллективное оскорбление офицерами одной части, нанесенное офицеру другой части, есть результат наличия несоответствующих, бездеятельных начальников, не воспитавших своих офицеров в духе воинской этики и дисциплины. Пока нет глубокого взаимного уважения и духовного родства, как между всеми воинскими чинами, так и отдельными частями, до тех пор не будет Армии, а, может быть, будут только отдельные полки, не спаянные между собой единой великой идеей для счастья и трудов в строительстве Единой Великой Матушки России.
Только когда приемы красивых рыцарских традиций будут необходимым условием во взаимных отношениях воинских чинов и воинских частей, воспитание Корпуса можно будет считать нормальным.
Армия есть цвет нации и в ней должен быть только цвет, признанный законом, все убожество, криком ставящее себя выше всех других, на основании только этих правил допускающее выпады против достоинства и чести других воинских частей и их чинов — должно быть из Корпуса изъято.
В русском обществе существует, к нашему общему удивлению, ложное убеждение, что Армия должна быть только храбра, и для ее военной подготовки достаточны самые минимальные сроки обучения: месяц — два и готов. Храбрость, как самое главное и необходимое свойство Армии, достигается железной дисциплиной, под которой подразумевается, очевидно, сила физического воздействия, до смертной казни включительно.
Конечно, такое недалекое общество пошлет в Армию на службу любого преступника и никогда не отличит настоящей воинской части от толпы, или банды разбойников. Отсюда и будет понятно то безразличное отношение бывшего русского общества к Армии, к ее потерям в боях, не видя в этих потерях — потери представителей лучших элементов государства, представителей чести и достоинства высокого и гордого Русского имени.
Можно пожалеть, что общественные заблуждения, особенно, что касается Армии, не были своевременно разъяснены и освещены со всех сторон убедительными реальными данными.
Немецкий генерал Людендорф в своих «Военных воспоминаниях» придает важное значение превосходству в обучении Германской Армии перед таковым же обучением союзников, выразившееся в потерях — на 2 миллиона убитых немцев за войну, более трех миллионов союзников.
Разве не говорят эти цифры о необходимости военных знаний? Разве допустимо, с Государственной точки зрения, остановиться в обучении, не будучи уверенным, что результаты его не только достаточны, но и превосходят таковые же в иностранных армиях?
Вот тот луч света, который может осветить грандиозность военной науки во всех отношениях. Она на столько обширна, на столько разносторонняя и содержательна, что ограниченным умом человека сразу ее не постичь, тем не менее, чтобы научиться искусству побеждать, без усвоения этой науки ничего не выйдет.
Кроме того, в военном деле, где люди, по приказу человека, вдруг начинают нести свои жизни в жертву идей — требуется наличие таких высоких духовных качеств человека, которые побороли бы у него страх грядущей, может быть, смерти, или ранения и не позволили бы ему уклониться по своему желанию от грядущей судьбы.
Только военная наука дает начальнику-воспитателю магические силы, пользуясь которыми он производит занятия на нервах, душе и сердце сырого человека и делает из него рыцаря — офицера и солдата — бойца, всегда послушных его воле..".
https://rusk.ru/st.php?idar=117545
|