Русская линия
Новые Известия Наталья Царькова13.05.2005 

«Написать портрет нового Папы безумно интересно»

Глава католической церкви выбрал себе православную художницу
Глава католической церкви выбрал себе православную художницу
На днях исполнится ровно месяц с тех пор, как был избран новый глава Римско-католической церкви. Напомним, им стал немецкий кардинал Йозеф Ратцингер — ныне Бенедикт XVI. О нем и о его легендарном предшественнике Иоанне Павле II мы решили поговорить с Натальей ЦАРЬКОВОЙ, первой женщиной, удостоившейся звания официального портретиста Папы Римского. А если учесть, что она православная, то степень уважения, оказанная Ватиканом русской художнице, поистине не имеет границ.

— Наталья, вопрос напрашивается сам собой: избранного месяц назад Бенедикта XVI вы собираетесь писать?

— Идея уже витает в воздухе. В Ватикане о ней говорят. И я сама очень этого хочу. Написать портрет нового Папы безумно интересно. У Бенедикта XVI необыкновенно выразительное лицо, а чего стоят его глаза… Только сейчас еще рано это делать. Чтобы портрет удался, мне нужно как следует изучить человека, проникнуть в его мир.

— Постойте. Разве вы не были знакомы с понтификом в бытность его кардиналом Ратцингером?

— Я очень хорошо знала кардинала Ратцингера. Однако Папа — особая ипостась, она приводит к колоссальным внутренним переменам. Это не мое открытие. Таинственная, во многом мистическая перестройка личности, происходящая после избрания, известна с давних времен.

— Мне кажется, вообще сложно быть Папой после Иоанна Павла II, которого вот-вот причислят к лику святых.

— Иоанн Павел II был очень человечным, в этом его сила. Наверное, я никогда до конца не смогу осознать, что его больше нет. В последний раз я виделась с Папой перед католическим Рождеством. Он принял меня в личной библиотеке, где встречался со многими своими гостями, в том числе и с Владимиром Путиным. Я принесла показать картину «Богородица Света», долго рассказывала о ней. Папа уже практически не мог говорить, но слушал очень внимательно и отвечал глазами. Я хорошо понимала его. Мою картину Папа оставил в библиотеке. Этим он оказал мне огромную честь. На следующий день у меня брали интервью на площади Святого Петра, и итальянские журналисты попросили пожелать Папе счастливого Рождества на своем родном языке. Мне потом сказали, Папа смотрел передачу и очень обрадовался, что я обратилась к нему на русском.

— А он знал русский?

— Понимал хорошо. Однажды перед встречей с Папой его секретарь попросил, чтобы я обращалась к нему исключительно по-русски: Иоанну Павлу II нравилось звучание нашего языка, и вообще он интересовался Россией. Иногда произносил целые фразы на русском. Например, во время нашего первого разговора сказал на прощание: «Да здравствует русское искусство!»

— Говорят, покойный глава католической церкви производил на людей исключительное впечатление.

— Известно немало случаев, когда, впервые увидев Иоанна Павла II, кто-то начинал плакать или даже терял сознание. Да что говорить… Когда тело Папы выставили для прощания, люди были согласны провести на ногах шестнадцать часов ради каких-то минут, точнее, секунд рядом с ним.

— Вы были в этой очереди?

— Нет. Меня допустили вне очереди, и не только для прощания. Я рисовала его.

— Прямо там? Работа над рисунком окончена?

— Она была закончена у смертного ложа Папы. Не стану ничего добавлять, любая деталь, созданная позже, будет смотреться противоестественно.

— Вы передадите этот уникальный рисунок в музей Ватикана? Продадите? Оставите себе на память?

— Рисунков получилось несколько. Я подарю их бывшему секретарю Папы, архиепископу Станиславу Дзивишу, посвятившему себя служению Иоанну Павлу II.

— Я видела снимок, на котором вы стоите рядом с Иоанном Павлом II, показывая ему портрет. При этом Папа что-то говорил вам. А что, если не секрет?

— Я, конечно, очень волновалась перед его приходом. Что он скажет о моей работе? Ведь портретов Папы было очень много. Никому не запрещено писать понтифика. В среднем ему приносили по две картины в неделю. Конечно, здесь было иное. Я писала Папу не по собственной инициативе, это был официальный заказ Ватикана. Было любопытно, что же он скажет обо мне.

— Ну и?

— «Экспрессивно, — заметил Папа. — Мне нравится». А дальше… При нашем разговоре присутствовали ряд кардиналов и два секретаря Иоанна Павла II. Они стали показывать мне знаками, чтобы я открыла Папе загадку картины. Они уже знали о ней, но Папу решили раньше времени не посвящать, сохранив эффект неожиданности. На сверкающей рукояти посоха Папы проступает отражение Мадонны с Иисусом на руках. Дева Мария была покровительницей Папы, именно от нее исходили пророчества, сопровождавшие его в жизни.

— Папа удивился?

— Он был потрясен. В итальянских газетах потом писали, что я предвидела третий секрет Богоматери.

— Секрет Богоматери?

— В Италии эта история известна каждому. В России о ней, возможно, и не слышали. В 1917 году трем португальским подросткам явилась Дева Мария, и от нее они услышали три предсказания: о революции в России, о Второй мировой войне. А вот третье пророчество оставалось в секрете. Девочка, одна из этих детей, приняла обет молчания и хранила свой секрет до самой смерти. Это предсказание стало известно сравнительно недавно. Оно было о том, что «человек в белых одеждах упадет, словно мертвый».

— Покушение на понтифика?

— Да.

— Ваша «Тайная вечеря» была вывешена рядом с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Мне кажется, нужно быть очень смелым человеком, чтобы решиться написать ее после гения.

— Долго набиралась смелости. Купила холст, и он год простоял в мастерской чистым. А потом пришло озарение. Я поняла, как должна ее написать. И в наше время можно обращаться к известным темам. Но вопрос в трактовке. Мою картину назвали «Тайная вечеря третьего тысячелетия». Знаете почему? В сегодняшнем мире Христос уже не может смотреть на хлеб и вино, он не может смотреть в небо. У меня Сын Божий сидит за столом, спиной к нам, и оборачивается через плечо. Он как бы спрашивает: «Люди, что же вы творите? Опомнитесь!»

— Насколько я знаю, у вас есть мечта показать картину в России, но спонсор пока не найден.

— У меня в студии был министр культуры РФ Александр Соколов. Ему «Тайная вечеря» понравилась, и не исключено, что вопрос о ее поездке в Россию будет решен на правительственном уровне. Я считаю, моей «Вечере» обязательно нужно побывать в России, ведь написана она русской.

Инесса Рассказова

http://www.newizv.ru/news/?id_news=24 224&date=2005−05−13


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика