Русская линия
Русский дом Надежда Ильичёва05.05.2005 

Мальчик в Белостоке

Младенец Гавриил Белостокский
Младенец Гавриил Белостокский
3 мая 1690 г. — 315 лет со дня мученической кончины младенца Гавриила Белостокского

1720 г. — 285 лет обретения мощей

9 мая 1775 г. — 230 лет со дня перенесения святых мощей в Свято-Троицкий Слуцкий монастырь

1915 г. — 90 лет назад мощи были привезены в Москву, где пребывали два года.

— Мне кажется, я мальчик в Белостоке! — пела с гордым вызовом со сцены студенческого театра девушка.

Мы, беспечные студенты начала 70-х, вдруг притихли, вслушиваясь в слова этой звучавшей на трагической ноте песни. Что произошло с этим мальчиком? Девушка пела, и мы узнали, что мальчик был свидетелем еврейского погрома столетней давности. А мы-то в свои двадцать лет ничего о погромах и не знали. Что это такое? И почему вдруг русские мужики пошли крушить еврейские дома? Ужас.

Впрочем, в те времена мы и о гражданской войне имели весьма смутное представление, а ведь тогда были разгромлены и разграблены тысячи имений, миллионы зажиточных крестьянских дворов, а обитатели их отправлены на верную смерть в тайгу или расстреляны. Мы вместе всЈ это сотворили, и русские, и евреи, и латыши.

И даже если при погроме в Белостоке или КишинЈве власти были виноваты, то ведь после этого инцидента было судебное разбирательство, виновные наказаны, а наши отцы и деды столько еврейских мальчиков и девочек от смерти спасли во время Великой Отечественной войны — не перечесть. И всЈ-таки видно было, что эта стоящая на сцене девушка нам не простила и не простит.

— А сердце рвЈтся пополам! — навзрыд пела она.

И в нас тоже рвались сердца. Жалко было мальчика… И его маму жалко. И, несомненно, вызывала уважение такая живая память истории своего народа. Вот у нас — что греха таить! — такой памяти нет. Наши юноши и девушки совершенно не знают и знать не хотят о погроме и разгроме всех русских деревень, о дважды состоявшемся погроме и разгроме всей Российской империи. Они какие-то оглушЈнные. У них сердце не рвЈтся пополам, когда рассказываешь о беззаконных и зверских расстрелах Царской Семьи и других новомучеников. И уж тем более ничего они не знают о том русском мальчике из Белостока, который принял мученическую кончину в конце XVII века. Мы о нЈм со сцены петь не будем. Тихо и скромно помянем в день кончины 3 мая.

Святой мученик младенец Гавриил, моли Бога о нас, слепых и глухих, ничего не помнящих и ничего не понимающих!

Церковь вот уже более трЈх веков чтит память принявшего крестные муки невинного младенца Гавриила. По свидетельству летописи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, Гавриил родился в селе Зверки близ Белостока. Земли этого села помещик отдал в аренду одному еврею, который, в сущности, и распоряжался судьбой всех крестьян. Они терпели и отдавали ему большую часть своего урожая. Во всяком народе есть люди умные и глупые, злые и добрые, — это совершенно бесспорно. Вот и этот еврей-арендатор оказался злодеем. Он похитил шестилетнего Гаврюшу и распял на кресте в Пятницу Страстной седмицы.

Мальчик явно пострадал за Христа, потому что принял мученическую смерть только за то, что был христианином, а значит, по мнению того человека, образом Распятого, врагом евреев, виновником всех страданий и скитаний его народа. Тот человек, вероятно, считал, что его богу это будет угодно. Но своим деянием он отверг заповедь «не убий», одну из десяти, принесЈнных Моисеем еврейскому народу с горы Синай. Можно предположить, что человек, замучивший Гаврюшу, и подобные ему, были уже не правоверными иудеями, а членами какой-то сатанинской секты. Так что нелепо утверждать, что все евреи в этом виноваты. Да никто никогда этого и не утверждал. Удивительно, что сами евреи любое упоминание о них воспринимают как оскорбление всего народа. «Этим вы сами против себя свидетельствуете», — сказал фарисеям Господь в подобной ситуации.

Тело младенца-мученика было выброшено в поле на съедение птицам. Всем селом искали его и нашли. Потом нашлись и свидетели злодеяния, да и слишком очевидным доказательством ритуального убийства были раны на руках и на ногах. Монахи близлежащего Заблудовского монастыря засвидетельствовали мученическую кончину Гавриила и решили, что он, как мученик, достоин погребения не на сельском кладбище, а в стенах обители. Гаврюшу похоронили. А потом был погром. Помещик вынужден был сменить арендатора. Но его не убили, даже не судили, кажется. Во всяком случае, нигде никаких упоминаний об этом нет. Сказано, что он просто бежал из этих мест.

На могилке святого мученика совершались чудеса. Там получали исцеление от скорбей и болезней и взрослые, и дети. Через 30 лет после смерти были обретены его нетленные мощи, а в 1775 году раку с мощами мученика Гавриила поставили в храме Свято-Троицкого монастыря в Слуцке по благословению настоятеля обители архимандрита Михаила Казачинского.

В 1915 году, во время Первой мировой войны, беженцы из Белостока привезли мощи в Москву, где они были поставлены в храме Василия Блаженного на Красной площади. В день памяти младенца Гавриила 3 мая 1918 г. настоятель храма протоиерей Иоанн Восторгов отслужил Литургию и просто рассказал о мученике Гаврииле. И его сразу обвинили в разжигании национальной розни.

В истории всех народов разное бывало. Например, наши князья непримиримо воевали друг с другом во времена средневековья, ПЈтр I приказал казнить своего сына, у Ивана Грозного были опричники. Многое было. Мы от своей истории не отказываемся. В ней было и величие, и слава, и падение великое по грехам нашим. Был и замученный младенец Гавриил. Только о нЈм упоминать опасно. Протоиерей Иоанн Восторгов упомянул — и был арестован за антисемитскую пропаганду, затем расстрелян. А вскоре арестовали всЈ духовенство собора и даже церковного сторожа. Раку с мощами отправили в музей московской милиции. Собор закрыли.

Только в 1992 году мощи мученика-младенца вернулись на родину и ныне открыты для поклонения в Никольском соборе г. Белостока.

Недавно в каком-то ток-шоу, где обсуждался снова непонятно почему ставший острым еврейский вопрос, ведущий с какой-то даже угрозой и вызовом сказал: «Сейчас мы узнаем результаты голосования и посмотрим, в какой стране мы живЈм!»

Да всЈ в той же стране мы живЈм, спасшей мир от фашизма. Стержень еЈ - Русь Святая со своими праведниками, преподобными и мучениками, воинами, положившими душу свою за други своя. Их молитвами и стоит Россия, где во Христе нет ни эллина, ни иудея.

http://www.russdom.ru/2005/20 0505i/20 050 514.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика