Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация» Кирилл Мартынов29.04.2005 

Сохраняйте дистанцию?

Недавно российские вузы получили рекомендацию поощрять и развивать так называемое дистанционное образование. Считается, что это одна из перспективных форм обучения, которая не только должна прийти на помощь традиционному образованию, но и во многом изменить представление о последнем. Общество, в котором мы живем, и в котором информация становится главным товаром, требует все более стремительного освоения новых навыков ее обработки. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня в силу в буквальном смысле вступает поговорка «век живи — век учись». С этим же связан и обозначившийся в мире кризис традиционного политехнического образования. Учебные программы вузов, всегда отличавшиеся изрядной долей консервативности, часто просто не успевают идти в ногу со временем.

Дистанционное образование — понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше были довольно популярны различные формы заочного обучения, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием интернета, сохранять дистанцию стало еще проще, и уже сегодня в сети можно получить практически любые навыки. Здесь представлено всё: от различных курсов для IT-специалистов, до масштабных программ изучения иностранных языков и даже — получения дипломов о высшем образовании.

Достоинства дистанционного обучения лежат на поверхности. Прежде всего, это практически неограниченная масштабируемость. Если «живой» профессор, например, может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то лекцию, записанную на видео и переданную через интернет может прослушать любое количество желающих. Другое преимущество связано с возможностью для студентов выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и профессиональных. Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, т.к. затраты на него значительно ниже, чем на ведение «живого» образовательного процесса. Учащимся это тоже зачастую выгодно, т.к. позволяет, не слишком утруждая себя, совмещая обучение с работой, получать различные навыки. Более того, интернет дает возможность получать образование людям, которые проживают вдали от крупных образовательных центров. Следует отметить, что существует уже довольно большое количество успешных интернет-проектов дистанционного обучения. И здесь нам есть чему поучится у американцев, в частности у Массачусетского Технологического Университета, усилиями которого создан прекрасный открытый проект самообразования для всех желающих (ocw.mit.edu). При этом, надо заметить, этот проект ни в коей мере не расценивается создателями как замена обычному обучению в университете: на нем можно получить знания, но не дипломы.

Вообще, среди апологетов дистанционного обучения, про недостатки этой идеи говорить не принято. А между тем главная проблема здесь очевидна. Если на одного «дистанционного учителя» будет приходится сотня «дистанционных учеников», с которыми он не будет иметь личного контакта, а оценивать их только по формальным критериям, да к тому же еще будучи кровно заинтересован в том, чтобы они продолжали учится, то о каком качестве образования придется говорить? В наших сегодняшних условиях подобный процесс может привести только к одному — страну с новой силой захлестнет поток лже-специалистов. Дистанционное образование будет попросту плодить дилетантов. Кто-то мог бы возразить, что в рыночной экономике некачественное образование будет означать немедленный проигрыш в конкурентной борьбе на рынке. Теоретически это, безусловно, верно, однако рыночная экономика в России работает вовсе не так, как это описано в учебниках. В нашем обществе преподаватели вузов, имеющие крайне низкую зарплату и социальный статус, комплектуются в основном за счет тех людей, которые не нашли себя на рынке других профессий. Поэтому многие вытесненные в конкурентной борьбе из сферы престижных профессий дилетанты будут искать и находить работу именно в сфере образования. А это будет приводить к тому, что бывшие «дистанционные студенты» будут становиться «дистанционными учителями». К чему это приведет? Разумеется, к резкому понижению уровня обучения вообще и полной дискредитации идеи дистанционного обучения в частности.

А между тем эта идея, безусловно, не заслуживает такой судьбы. Уже сейчас есть смысл активно вводить элементы дистанционного обучения в образовательный процесс. В простейших случаях речь идет о домашних заданиях, которые получаются студентами при помощи сети, а затем возвращаются преподавателю по электронной почте. Это экономит бесценное время живого общения с учителем в аудиториях, а кроме того может рассматриваться как отдельный самостоятельный навык, учащий студента обращаться с новыми технологиями и определенной самостоятельности. Кроме того, многие серьезные вузы сейчас работают над созданием виртуальных библиотек научной и учебной литературы. Парадоксальным образом новые технологии в данном случае позволяют не только экономить средства беднеющих вузов, но и консервировать лучшие традиции советской школы, воспроизводя в сети классические учебные пособия.

К каким выводам мы можем прийти? Дистанционное обучение — вещь, безусловно, полезная, и в некоторых случаях даже необходимая, но оно ни в коем случае не должно заменять собой традиционное «близкодействующее» образование.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=8940


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика