Русская линия
Русская линия Сергей Скатов18.11.2009 

К итогам Дня народного единства — 2009. Часть II
или Для чего нужна канонизация Минина и Пожарского.

Часть I

Отметили… И — слава Богу?

Кто бы что не говорил, какую ахинею не нес, а День народного единства в пятый раз состоялся! Важно и то, что новый праздник не стоит на месте, год от года развиваясь, наполняясь все более глубоким содержанием.

По всей стране традиционно прошли молебны — в честь Казанской иконы Божией матери, в память защитников Отечества, четыре столетия назад освободивших Москву и Россию от алчных оккупантов. Заметным явлением были Крестные ходы, в ряде мест крупные.

Так, в Костроме по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра в Крестном ходе принял участие Союз Православных Хоругвеносцев (СПХ), множество горожан, военнослужащие дислоцирующейся в Костроме дивизии ВДВ, местное казачество. С молитвенными песнопениями по центральным улицам города Крестный ход прошествовал от Богоявленского монастыря до Свято-Троицкого Ипатьевского. Впереди на машине двигалась колокольня, освящая звоном городские кварталы. Священнослужители окропляли святой водой встречных местных жителей, их дома.

Впервые на 4 ноября была отслужена панихида по жертвам революции 1917 года, гражданской войны и по всем русским людям, скончавшимся на чужбине (Патриаршее подворье храма Знамения иконы Божией Матери в Романовом переулке, Москва).

В Казанском храме на Красной площади в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. По окончании литургии Святейший возглавил торжественное шествие, в котором приняли участие представители различных конфессий, общественности, молодежь. Шествие проследовало от Казанского храма к Центральному выставочному залу «Манеж», где состоялось открытие VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». В ее рамках за дни работы (с 4 по 8 ноября) было проведено множество мероприятий, в том числе представительный круглый стол «Народное единство и исторические пути России. К грядущему 400-летию преодоления смуты».

В Суздале 4 ноября на месте упокоения доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского была открыта часовня, средства на восстановление собирались всем миром. Прежнюю часовню порушила богоборческая большевистская власть, а место захоронения национального героя до лета сего года считалось утраченным. В церемонии открытия и освящения памятника принял участие президент России Д.Медведев.

Не перечесть было в этот день и «в чистом виде» светских мероприятий — шествий, митингов, концертов…

Отличилась, как и положено, Москва.

На Чистых прудах у памятника Грибоедову митинговали-праздновали сотни молодых людей, представлявших Евразийский союз молодежи (ЕСМ), на Пушкинской площади — ЛДПР, на Поклонной горе — «Единая Россия». «Наши», по сообщению СМИ, вывели на уличное шествие до 20 тысяч человек молодежи: их акция носила двойное название — «Русский марш» или «Все свои». Еще один «Русский марш» во главе с ДПНИ, одним из зачинателей подобных шествий, проследовал от улицы Перерва до площади Солдата Отечества, где состоялся митинг и концерт… Немногочисленные «Русские марши» (по версии ДПНИ) состоялись в ряде других российских городов. И нигде, к великому сожалению ангажированных журналистов и СМИ, «правые руки в нацистском приветствии»не вскидывались. Хотя попытки провокаций были, но тут же пресекались самими организаторами…

Отмечали День народного единства и в ближнем зарубежье. В Симферополе, например, 4 ноября активисты Русской общины Крыма, Партии «Русский блок» и Совета атаманов Крыма провели праздничный «Русский марш» и автопробег под российскими и крымскими флагами под лозунгом «За русский язык! За русское единство!».

Словом, отметили. И — слава Богу? Точку ставим? И ждем следующего года?

Если бы… Ставить точку, увы, рано. Не подойдет и многоточие. Слишком много, по мере «роста», День народного единства ставит новых вопросов, чтобы откладывать их на целый год.

Индексы «счастья»


Прежде всего признаем, что, действительно, День народного единства в полном смысле у нас мало кто празднует. Что значит — в полном?

Праздник — это когда, как минимум, стол накрыт, собираются родные и близкие… Ну, вы понимаете. Как в Новый год, на 8 марта, на «худой» конец — 23 февраля.

В октябре этого года ВЦИОМ — Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос «Новый праздник: День народного единства» (опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России 24−25 октября, статистическая погрешность, по заверениям ВЦИОМа, не более 3,4%). Так вот: 66 процентов респондентов заявили, что этот праздник не собираются отмечать. Эти же 66 процентов считают, что он «ничего не означает, для меня это и не праздник вовсе». Правильно назвали праздник лишь 16 процентов опрошенных, многие же путаются — «День Единения (Единства)» «День Согласия и Примирения», «День Независимости России» и т. д. А 51 процент, то есть более половины, затруднились определить, что же им предлагается праздновать 4 ноября!

Что тут скажешь… Не верю я ВЦИОМу. По сути, это коммерческая организация, частная лавочка, ОАО, хотя и со 100-процентным государственным капиталом. Не раз эту организацию потрясали внутренние скандалы, заканчивались которые массовыми исходами сотрудников. Не раз в ее адрес звучала зубодробительная критика, касающаяся того, что проводит ВЦИОМ свои опросы по заказу тех или иных структур, а значит, преследует вовсе не научные, а корыстные интересы.
Так, начиная с 2007 года несколько журналистских расследований под хлесткими заголовками типа «ВЦИОМ: коррупция в обмен на лояльность» и «Кремлевский рэкет» были опубликованы Натальей Морарь в журнале «The New Times». Говорилось в расследованиях о том, что нередко руководство ВЦИОМа шло на те или иные уловки, лишь бы выставить событие, явление, личность в нужном заказчику свете. В частности, использовали социологи так называемые формирующие, наводящие вопросы (точно так же, что и радиоведущие на «Эхе Москвы»). Например, такие:

«В преддверии выборов в Государственную думу политические партии составляют списки своих кандидатов. Среди прочих рассматривался вопрос о включении в список кандидатов от партии „Справедливая России“ известного банкира и миллиардера Александра Лебедева. Есть такие примеры и у других партий. Что вы об этом думаете?».

«Справедливая Россия» рассматривала вопрос включения в свой список кандидатов Евгения Ройзмана и некоторых других ранее судимых граждан. Что вы об этом думаете?".

Баснословные же гонорары, лишь малую часть которых бизнесмены от социологии использовали собственно на опросы, исчезала на счетах «левых» фирм, а также в оффшорах (одна кампания зарегистрирована на Британских Виргинских островах (БВО), другая — на Кипре).
Таблица 1ВЦИОМ подал на журнал в суд — иск на 10 миллионов рублей. Одну претензию истца суд удовлетворил, посчитав, что не соответствует действительности фраза «Многие заказы… поступают с подачи кремлевских покровителей, и сумма заказов несопоставима с реальным объемом выполненных работ… На реальное выполнение заказа тратится от 5 до 10% выплаченной суммы, а остальное просто „пилится“ конкретными людьми». За что взыскал с ответчика 10 тыс. рублей. И поделом! Доказать журналисту сей факт без участия компетентных органов практически невозможно. А вот вторую часть иска, касающуюся «формирующих опросов», отклонил. Потому что, как посмотрел судья пресс-выпуски ВЦИОМа… Проблему «левых» фирм и оффшорных зон социологи в суде не поднимали.
В данном контексте возникает подозрение, что опрос по Дню народного единства кем-то из каких-то соображений ВЦИОМу заказан. Посудите сами.
Измотанного осенним авитаминозом, безденежьем и судьбой среднестатистического «рассиянина» спрашивают о значении праздника Дня народного единства (см. схему 1; данные с официального сайта ВЦИОМа).

Разумеется, в большинстве случаев человек хмуро буркнет себе под нос: «Ничего не означает, для меня это и не праздник вовсе» (мол, пошли вы все подальше со своими праздниками!)

Схема 2Или вопрос: «Собираетесь ли Вы отмечать этот праздник?» (См. схему 2).

«Не собираюсь отмечать этот праздник». Еще и восклицательный знак нужно поставить! Динамика же такова, что все меньше желающих «отмечать этот праздник». Ну, правильно — кризис на дворе, на какие, простите, шиши? Жизнь за год лучше не стала…

Обратите внимание, что только вопросы, на которые получено больше всего ответов, в эмоциональном плане окрашены («ЭТОТ праздник», «И НЕ праздник ВОВСЕ»), остальные — вполне нейтральны! Каков вопрос, таков и ответ…

А как бы Вы, читатель, ответили на следующий «интерактивный» вопрос: «В жизни бывает всякое — и хорошее, и плохое. Но если говорить в целом, вы счастливы?».

Варианты ответов (по очередности):

Определенно да
Скорее да
Скорее нет
Определенно нет
Затрудняюсь ответить

Большинство из нас почешет в затылке… А что? Дети подрастают, если не в нашей, так в их жизни чего-нибудь да и выгорит… Аванс и зарплату в этом месяце вовремя давали… Болело на днях в груди — прошло…

И ответит: «Скорее да». Так ответило 53 процента (!) респондентов. «Определенно да», то есть «ва-аще» счастливы, 19 процентов. «Скорее нет» — 17-ть, «Определенно нет» — 4-е, затруднились с ответом — всего 7 процентов. Данный опрос, более похожий на кухонные пересуды, ВЦИОМ провел 26−27 сентября этого года, аккурат в послеотпускную, еще теплую и самую урожайную на огородах и рынках пору. И дал ВЦИОМу повод растрезвонить на всю страну — «индекс счастья» (это такой у социологов термин) у нас не то чтобы зашкаливает, но более половины России «скорее счастливы»!

«Индекс счастья» a la ВЦИОМ идет в разрез с результатами исследований социологов «Всемирной базы данных о счастье» (World Database of Happiness), опубликованными с полгода назад. Данные о параметрах счастья населения почти в двух сотнях стран ученые собирали на протяжении десяти лет. Ежегодно жителям задавался вопрос о том, как они оценивают свое положение в обществе по 10-балльной шкале. Зачастую данные менялись, и ученые выводили коррелированный коэффициент.
Россия в рейтинге счастливых жителей мира заняла 172-е место из 178. Из республик бывшего Советского Союза несчастнее граждан РФ себя ощущают эстонцы (173-е место) и украинцы (174).

Подытожим наши социологические изыскания.

С одной стороны, кто-то по линии ВЦИОМа очень не хочет, чтобы мы по достоинству оценили нововведение — патриотический праздник 4 ноября: наводящие вопросы, спорные выводы. Не исключены и «приписки» социологов — в ту или иную сторону… Данные соцопроса в канун Дня народного единства также широко публиковались и не могли не сказаться на умонастроении людей.

С другой стороны, нам внушают, что мы «скорее счастливы» и без патриотических праздников. Внушают одновременно, поскольку «индекс счастья», полученный еще в сентябре, на сайте ВЦИОМа был обнародован лишь 10 ноября, следовательно, ждал своего часа…

Не думаю, что был это «заказ Кремля». Скорее, «индексом счастья» руководство ВЦИОМа по привычке «лизнуло» некоторые места сами знаем кому (любит начальство добрые вести). «Опуская» День народного единства, видимо, тоже действовало по своей инициативе. Вернее, по инициативе тех, кто задает тон «Эху Москвы» и прочим голосам и подголоскам.

В то же время любой аналитик из Генштаба или СВР скажет: все вышеперечисленные манипуляции общественным сознанием, как «на ниве» социологии, так и в тиражных СМИ, вполне системны и подпадают под понятие современной, на первый взгляд, бескровной, но разрушительнейшей по своим последствиям информационно-психологической войны.

«…и не праздник вовсе»?


И все же факт остается фактом (так что концептуально, хотя и передергивают, наши противники правы): День народного единства для большинства наших соотечественников пока —«и не праздник вовсе».

Во-первых, для того, чтобы памятная дата стала всенародным торжеством, требуются годы и годы.

Во-вторых, необходимы определенные усилия со стороны государства и общества, прежде всего государства, если праздник государственный! Что за усилия? Порой элементарные.

Елы-палы! Сделайте вы так, чтобы не «провисал» выходной 4 ноября, как в этом году, посреди недели в единственном числе, а шел после него тоже выходной (пусть и за счет ближайшей субботы или воскресения). Чтобы на следующий день время было прибрать за гостями, а если в голове «шумит», то и отоспаться…

Да устройте на центральных государственных телеканалах праздничные концерты! Соответствующей — патриотической тематики! Да пригласите туда не поп-див, перепевы и физиономии которых уже слышать и видеть нет сил, а именно патриотических авторов, исполнителей (их в России пруд пруди, только не востребованы, «не формат» для нынешнего телевидения)! Национальные коллективы пригласите, военных артистов, русские, в том числе казачьи хоры! Пусть поют, танцуют, радуют, прославляя родную землю, на протяжении всего праздничного дня, в режиме, как сейчас говорят, on-lain! А главный гала-концерт устройте, как это принято, в Московском кремле!

Тогда, будьте уверены, накроют во многих домах праздничные столы, гостей созовут… Ведь мы как привыкли, пусть и банально это звучит? Чтобы не только стол, но и концерт по телевизору! А если еще и Президент к народу обратится!

Кстати говоря, а почему бы и не обратиться? На разлюбезном Западе это общепринятая практика, к нам же наш Президент обращается не то чтобы редко, но крайне редко (послания по интернету не в счет).

4 ноября по ОРТ много пел Иосиф Кобзон (но он и в будние дни много поет), прошел в записи многочасовой творческий вечер Александры Пахмутовой по «России». Неплохие концерты, однако специально приуроченных ко Дню народного единства не было… На следующий день было на работу… Раз так, рассудил народ, привычный к неким сигналам «сверху», значит, и власти новый праздник «до фонаря», это «и не праздник вовсе».

Но вернемся к телевидению. Роль его в формировании нового праздника, того или иного явления нашей жизни к одной эстраде не сводится.

Поутру 4 ноября ОРТ показало «А зори здесь тихие…» и «Офицеров», «Россия» тем же утром «крутила» сериал «Место встречи изменить нельзя». Фильмы эти мы видели не по разу, да и с Днем народного единства их взаимосвязь определяется с трудом. Остальные же фильмы были — так, «развлекаловка», не особая, как в обычные выходные дни.

Ситуацию как-то спасли фильмы «Минин и Пожарский» (В.Пудовкина и М. Доллера, 1939 г.) по «Культуре», «1612: Хроники Смутного времени» (В.Хотиненко, 2007 г.) по ОРТ, да по «России» «Тарас Бульба» (В.Бортко, 2009 г.). «Тарас Бульба», конечно, хорош! А вот «Минин и Пожарский» — архаичен. Фэнтези же «1612» на тему Смутного времени не критиковал только ленивый. Однако скажите, а что еще современного по языку в отечественном кинематографе из патриотики имеется?

Есть, впрочем, кинодокументалистика… На центральных ТВ-каналах она была представлена одним единственным фильмом С. Крауса «Конец смутного времени», показанным по «России» вечером 3 ноября. Фильм снят в 2005 г., там Святейший Патриарх Кирилл все еще в сане митрополита. Нижегородцев называют новгородцами. Суждения некоторых экспертов небесспорны… Но, видимо, нет других документальных фильмов, тоже — не написано сценариев, не снято.

Почему? Неужто за пять лет (вообще-то, за шесть — День народного единства учрежден в 2004 г.) не нашлось ни талантов, ни времени, ни сил? Только представьте: если бы существовал в природе телесериал, который бы ярко, толково, как это умеют наши кинорежиссеры, современными средствами, а главное, правдиво показал, что же случилось в России в Смутное время, сколько бы вопросов сразу отпало — и по личностям К. Минина и Д. Пожарского, и по «националистам», и по сути такого сложного для «переваривания» нашими доморощенными либералами понятия, как «народное единство»!

Ответ проще простого: не было со стороны государственных теле- и прочих структур заинтересованности. Госзаказа не поступало.

Несчастный случай


Но что мы всё — Москва да Москва! «В провинциях» День народного единства тоже праздновали. С переменным успехом.

В Новокузнецке, например, запланированный концерт на центральной площади не состоялся по причине дождя. «Единство, пожалуй, проявилось в общем нежелании высовывать нос из дома… - написал „Кузнецкий рабочий“. - Только патриотическая музыка, раздававшаяся на всю округу, обозначала торжественность момента. Да еще добросовестные работники управления культуры городской администрации развешали „триколоры“ по всем районам».

В то же время участники «восьмого городского фестиваля национальных культур, собравшиеся… во Дворце культуры „Строитель“, утверждают в один голос: „День народного единства — важный и нужный день!“ Новокузнецкие шорцы угощали новокузнецких поляков национальными варениками — „пиреками“, татары показывали евреям книги на их древнем языке, таджики играли на думбуре и рубабе — национальных струнных инструментах, русские, украинцы и белорусы из общественной организации „Славянское вече“ исполняли народные пляски. Все в расшитых костюмах, какие носили наши предки».

Возникает вопрос: неужели «добросовестные работники управления культуры городской администрации» не подозревали, что погода в ноябре в их городе, случается, капризна? Почему не запланировали концерт в помещении? Не придумали еще что-то — поактуальней и оригинальней? Выставки, творческие конкурсы, ритуалы какие-то, или спортивные состязания, что прошли 4 ноября в ряде регионов? Ах, да! Фестиваль национальных культур. Но он был в городе восьмым по счету, то есть прошел бы и без привязки к новому празднику.

Словом, ни ума не приложено, ни сердца. И получается: флаги развесили, концерт сорвался — народ в недоумении: «И чего празднуем?». «…непонятный день — так, фикция какая-то! Главное, есть повод отдохнуть!», — объяснил нам свое отношение к новоиспеченному Дню прохожий по имени Константин" - в той же заметке пишет «Кузнецкий рабочий».

В Нижнем Новгороде, подарившем нам спасителя Отечества Кузьму Минина и сформированное по его почину ополчение, 4 ноября было промозгло и ветрено. Мероприятий было такое множество, что затрудняюсь перечесть.

Условно говоря, их можно подразделить: церковные на Казанскую (литургия в Михайло-Архангельском соборе в Кремле, Крестный ход), хозяйственные (открытие пешеходной и проезжей части по будущему метромосту через Оку, открытие жилого микрорайона и физкультурного комплекса на Бору), молодежные (масса каких-то шествий, организованных молодых людей, их акций, фестивалей, презентаций в рамках Года молодежи), митинговые (ЛДПР, ДПНИ)… Непосредственно ко Дню народного единства я бы отнес: митинг на одноименной площади с участием губернатора, Всероссийский турнир по боксу, приуроченный именно к 4 ноября, концерт на центральной площади Минина и Пожарского, который с перерывами шел с полудня до позднего вечера и, в завершение, праздничный салют. Почти по Лермонтову:

«Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились…»

В суматохе святые имена Минина и Пожарского звучали ежесекундно и скороговоркой, наподобие мантры, и адекватно вряд ли могли слушателем и зрителем восприниматься. Перестарались чиновники, тем более что большая часть мероприятий к празднику была притянута «за уши». Метромоста не касается — это дело для перегруженного автотранспортом Нижнего тоже святое.

Ждали, как ходили слухи, премьера В.Путина. Владимир Владимирович не приехал, вместо себя прислал зама А.Жукова. Гость был в спортивной майке и легком пальто. На холоде жался. Поучаствовал в открытии части метромоста, дал какие-то финансовые гарантии и… отбыл.

На площади Минина и Пожарского, где шел концерт, несмотря на призывы местных теле- и радиоканалов, горожане никак не хотели собираться. Однако к вечеру, привлечённые именами заезжих артистов, потянулись…

Нижегородская пресса заранее оповещала: «В Н. Новгороде на концерте, посвященном Дню народного единства, выступит группа «Несчастный случай», а еще Александр Маршал (по паспорту Миньков). Последний в какой-то момент вдруг заголосил рок и по-английски, а Алексей Кортнев с группой «Несчастный случай», хотя и по-русски, но из репертуара французского Джо Дассена… В местном цирке тем временем на чистом английском «лабала» британская поп-рок-группа «Smokie» (созвучно с англ. smoky, дымный, копчёный, прокуренный).

Короче, чудеса единения и братской любви к народам всего мира продемонстрировали нижегородцам в тот вечер. Только при чем здесь их земляк Кузьма Минин?

Сергей СКАТОВ, православный журналист, координатор Движения «Народный Собор» — специально для «Русской линии»

(Продолжение следует)

https://rusk.ru/st.php?idar=114799

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика