Русская линия
Русская линия Сергей Иващенко,
Семен Авербух,
Сергей Моисеев
06.11.2009 

Незамеченный праздник

30 октября мы вспоминаем о чудесном спасении царской семьи Александра III при крушении поезда, которое произошло близ станции Борки 17(30) октября 1888 г.

Крестный ход в Спасов Скит из Мерефы По уже сложившейся за последние несколько лет традиции в Спасов Скит крестным ходом из Мерефы прошли верующие из Харькова и области, а так же представители Харьковского отделения Всеукраинской общественной организации «Православный выбор», Харьковского отдела «Союза Русского Народа», Лозовской отдельной казачьей сотни.

В Спасовом Скиту в храме Спаса Нерукотворного прошла утренняя Литургия, после чего собравшиеся крестным ходом под колокольный звон прошли к часовне, воздвигнутой на месте, где лежали обломки разбитого императорского вагона.

Но на этот раз в ежегодное празднование было внесено существенное отличие, впервые для участия в молебне прибыли и официальные лица двух государств, представитель генерального консульства Российской Федерации в Харькове Владимир Александрович Саламатин и доверенное лицо кандидата в Президенты Украины Виктора Януковича, депутат Харьковского областного совета Игорь Евгеньевич Массалов. Также прибыли казаки из Слобожанского казачьего войска и представители Харьковского дворянского собрания.

Представитель генерального консульства Российской Федерации в Харькове Владимир Саламатин Присутствие официальных лиц в Спасово Скиту это знаковый поворотный момент в осмыслении исторического наследия, ведь не секрет, что наше время свидетельствует, насколько избирательна историческая память. Из истории можно черпать любые примеры, кому-то важно выискивать черные страницы смут, голода и общественных нестроений, брать пример с кровавых политических авантюристов, опиравшихся на ложные теории. Мы обычно детально изучаем короткие периоды общественных катастроф, но что мы, к примеру, знаем о длительном и благополучном царствовании Александра III, в эпоху которого на территории России не было войн и нестроений, страна благоденствовала, а Европа смиренно ждала, когда император наловит рыбы в пруду.

Сам факт внимания официальных гостей к такому историческому наследию воодушевил собравшийся народ и к всеобщей радости к концу молебна сквозь, казалось бы, непроницаемые тучи пробились солнечные лучи, — над молящимися просияло солнце.

У часовни Спаса Нерукотворного После молебна представитель генерального консульства РФ Владимир Саламатин в своем слове отметил, что: «Это место нашей общей памяти, хоть мы и разделены государственными границами, есть места, которые выявляют общность исторической судьбы».

Представитель Партии регионов Игорь Массалов в своем выступлении обратил внимание на то, что: «в судьбоносные моменты наш народ выручала крепость веры. Спасение царской семьи при столь трагических обстоятельствах не было случайным, и подтверждение этого мы видим в том, что в разбитом императорском вагоне икона „Спаса Нерукотворного“ оказалась цела и невредима».

«Прежде всего, верой царей созидалась русская государственность, мы знаем, как молился в Харькове царь Петр перед чудотворной Каплуновкой иконой Божией Матери накануне Полтавской битвы».

И отметил так же, что: «в свою очередь Партия регионов приложит все усилия чтобы вернуть верующим храмы, незаконно отобранные раскольниками-филаретовцами при попустительстве „оранжевых“ властей».

Сейчас, после долгих лет мерзости запустения в Спасовом Скиту восстановлена часовня Спаса Нерукотворного, но это лишь малая часть былого величия.

Когда-то здесь был мощный духовный и попечительский центр — Скит Святогорского монастыря.

Храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту Когда-то здесь возвышался потрясающей красоты Храм Христа Спасителя, Храм-памятник величию Господа и величию Александровской России.
Памятник эпохе, когда без ведома России, Европа чихнуть не смела.

Сейчас же, на святом месте где Бог явил Свою милость над Помазанником, некогда поруганном и оскверненном большевиками, кроме часовни построен небольшой храм Спаса Нерукотворного и вновь возносятся молитвы.
Сквозь тучи пока пробились первые лучи.
Сергей Моисеев , председатель Харьковской областной общественной организации «Русь Триединая»



ЧУДО СПАСЕНИЯ

121 год прошел с того дня, когда под Харьковом, возле станции Борки потерпел крушение царский поезд. Во время аварии чудом уцелела семья императора Александра ІІІ, которая возвращалась из Крыма в Петербург. Это была одна из серьёзных железнодорожных катастроф того времени.

Чудное царствование

Советская историография изобиловала в адрес императора уничижительными эпитетами. Теперь же смена вех на рубеже 20 и 21 веков сменила и эпитеты. Советский идеологический дым рассеялся, и высветилась фигура великого императора, народного монарха, земного пастыря миллионов. Россия при нем — счастливая, благословенная пора, зенит ее славы и могущества.

«Тихий и благодушный Повелитель 6-ой части земною шара!… сама мудрость… Чудное царствование!», «Европа… сняла шапку и нам, нашему Самодержавию — поклонилась!…», — писала пресса в годы его правления.

Действительно, в годы правления Александра III в стране резко уменьшилось число преступлений и исчезло взяточничество.

Церковь на месте крушения царского поезда Нет области, в которой за неполных 14 лет царствования Александра III не произошло существенного подъема. Но особенно радел Александр III о Церкви и о крестьянстве. Первым стремлением его было дать народному образованию, о котором он так много заботился, религиозную основу, с каковой целью было принято учреждение в 1884 г. церковно-приходских школ.

Государь был глубоко нравственным и честным, на редкость простым, веселым и очень остроумным человеком. Многие из его резолюций сделались классическими. Известен случай, когда в каком-то волостном правлении один мужик плюнул на его портрет. Дела об оскорблении Величества разбирались в Окружных Судах и приговор обязательно доводился до сведения Государя. Так было и в данном случае. Мужика-оскорбителя приговорили на шесть месяцев тюрьмы и довели об этом до сведения Императора. Александр III расхохотался:

— Как! Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду еще кормить его шесть месяцев? Вы с ума сошли, господа. Отошлите его и скажите, что и я, в свою очередь, плевать на него хотел. И делу конец. Вот еще невидаль!

Характерен известный эпизод с рыбалкой, которую Александр III очень любил. Однажды, когда он рыбачил на Карпином пруду, к нему примчался министр иностранных дел и стал настойчиво просить немедленно принять посла какой-то западной державы по важному европейскому делу. На что Александр III ответил: «Когда русский Царь удит рыбу, Европа может подождать».
Народ же искренне любил своего Царя.

Меры предосторожности

Но тьма смуты уже нависла над огромной страной.
Среди российской интеллигенции начиналось брожение умов, и террористы видели в монархе главного врага, поэтому принимались прямо-таки невообразимые меры предосторожности. Когда Александр должен был совершить более или менее дальнюю поездку. Переезжал ли он из Гатчины в Петербург или обратно, солдаты стояли неразрывной цепью на всем пути вдоль рельсов и на улицах вплоть до въезда во дворец. Если же Александр совершал более отдаленную поездку на юг или за границу. Сотни тысяч солдат занимали заблаговременно всю многоверстную линию железных дорог. Вдоль пути тщательно засыпалась каждая малейшая рытвинка. Те деревни, которые лежали неподалеку от рельсового пути, становились наглухо отрезанными от последнего. Обыскивалась каждая мужицкая хата, не ведет ли из нее подкоп под рельсы. За неделю или две до прохождения царского поезда солдаты становились уже в цепь и наблюдали, чтобы каждый получивший надлежащее разрешение пройти или переехать через рельсы, действительно миновал цепь и по другую сторону переезда. В последние же три дня цепь стягивалась вплоть к рельсам. Ружья заряжались боевыми патронами. Солдаты стояли спиной к рельсам и имели приказ стрелять во всякого, кто бы даже попытался приблизиться к рельсам. Часто внезапно менялось направление пути, так что заранее расставлялись войска на всякий случай по различным железным дорогам. В другой раз пускались с небольшими промежутками один за другим три вполне одинаковых царских поезда, вследствие чего никто не знал, в каком поезде находился царь. Или же, наконец поступали и так: несколько дней подряд пускали в различное время царский поезд, не давая, однако, никому приметить в каком именно поезде находится Александр с семьей и свитой. Он уже давно проехал и укатил за сотни верст, а солдаты все еще стоят десятками тысяч в холод и зной и оказывают воинские почести проходящим мимо поездам.

Примем во внимание и окружение. Александр III разбирался в людях и сетовал на недостаток достойных людей: они теперь «огромная радость». Практически эти слова он относил к придворным, занятым интригами министрам и вообще к свите.

Крушение или покушение

В конечном счете, только благодаря этим обстоятельствам можно понять крушение царского поезда на станции Борки и отклики на это крушение.

Версия покушения представлялась правдоподобной. На нее в частности, указывает уже названная брошюра 1902 г., упоминается взрыв.

И все же версия взрыва не получила обоснования и была снята с обсуждения. Осталась версия официальная подтвержденная царским манифестом:

«…Неисповедимыми путями Божественного промысла свершилось над нами чудо милости Божией. Там. Где не было никакой надежды на спасение человеческое, Господу Богу угодно было дивным образом сохранить жизнь мне, императрице. Цесаревичу, всем детям моим…», — писал позже Император.

Есть, тем не менее, одна странная деталь. Управляющий Юго-Западными железными дорогами установил: быстрое движение тяжеленного поезда при двух паровозах и многих вагонов на участке ст. Борки невозможно. Министр путей сообщения принял расчеты и распорядился на этом участке снизить скорость. Царь возразил: «Я по другим дорогам езжу, не уменьшая скорость». Мог ли царь так сказать, если принимать во внимание все чрезвычайные предосторожности по пути следования его поезда?

Подробности крушения

22 октября 1888 года А. Богданович (жена министра внутренних дел) записала в своем дневнике: «За последние дни — ужасная катастрофа на Харьковско-Орловской дороге 17 октября. Без содрогания нельзя слушать подробности крушения царского поезда. Непостижимо. Как Господь сохранил царскую семью. Царский поезд состоял из следующих вагонов: два локомотива, за ними — вагон электрического освещения, вагон, где помещалась мастерская, вагон Посьета, вагон 11 класса для прислуги, буфетная, столова, вагон великих княжен — литера Д. литера, а — вагон государя и царицы. Литера С — цесаревича, дамский свитский — литера К, министерский, свитский — литера О. конвойный № 30 и багажный — Б. Поезд шел со скоростью 65 верст в час между станциями Тарановка и Борки. Опоздали на полтора часа по расписанию и нагоняли. Так как в Харькове предполагалась встреча… Был полдень. Ранее обыкновенного сели завтракать, чтобы кончить его до Харькова, который уже отстоял только на 43 версты…
В столовой собралась вся царская семья и свита, всего 23 человека. Маленькая великая княжна Ольга оставалась в своем вагоне. Столовая была разделена на три части: посредине вагона — большой стол, с двух боков столовая была отгорожена — с одной стороны помещался обыкновенный стол для закуски, а за другой перегородкой, ближе к буфетной, стояли официанты. Посредине стола, с одной стороны помещался государь. А с другой стороны — императрица, справа у нее сидел Посьет, а слева — Ванновский. Где стояла закуска. Там сели царские дети: цесаревич, его братья, сестра и с ними Оболенский. В ту минуту, когда уже подавали последнее блюдо, гурьевскую кашу, и лакей поднес государю сливки, началась страшная качка, затем сильный треск. Все это было делом нескольких секунд, — царский вагон слетел с тележек, на которых держались колеса. Все в нем превратилось в хаос, все упали. Кажется, пол вагона уцелел, стены же приплюснулись, крышу сорвало с одного бока вагона и покрыло ею бывших в вагоне. Императрица захватила Посьета при падении за бакенбарды. Первый на ноги поднялся Посьет. Увидя его стоящим, Государь, под грудой обломков. Не имел сил подняться, закричал ему» Константин Николаевич, помогите мне выкарабкаться!" Когда государь поднялся и императрица увидела. Что он невредим, она вскричала: Слава богу. Дети все целы!
Ксения стояла на полотне дороги в одном платье под дождем; на нее телеграфный чиновник накинул свое пальто.
Михаила отыскали, зарытого в обломки. Цесаревич и Георгий тоже были невредимы.
Маленькая же Ольга, сидевшая в вагоне рядом, — когда нянька ее увидела, что стенка вагона была разбита, выбросила Ольгу на насыпь и сама вслед за ней выбросилась. Все это произошло очень благополучно. Вагон же был переброшен через столовую и стал между буферным вагоном и столовой поперек. Говорят, это послужило спасением для находящихся в столовой. Зиновьев рассказывал Посьету, что он видел, как бревно врезалось в столовую, два вершка от его головы, он перекрестился и ждал смерти, но вдруг оно остановилось. Человек. Подававший сливки, был убит у ног государя, также и собака, бывшая в вагоне, — подарок Норденшильда. Когда вся царская семья собралась и они увидели. Что Господь их сохранил, царь перекрестился и занялся ранеными и убитыми, которых оказалось много. Четыре официанта, которые находились в столовой за перегородкой. Были убиты… Охрана, стоявшая вдоль пути, говорит, что видела, как что-то моталось около колеса одного из вагонов, но, вследствие быстрого хода поезда не может указать, в каком это было вагоне. Думают, что лопнул бандаж на колесе. В первом. Электрическом, вагоне, людям, там находящимся, было жарко — они открыли дверь. Трое из них поэтому были спасены — их выбросило на дорогу невредимыми, но другие были убиты. В мастерской, где находились колеса и разные принадлежности на случай поломки, все были перебиты. Шерваль был выброшен на откос, его нашли сидящим. Когда его спросили. Сильно ли он ранен, он ничего не отвечал, только махал руками; он был нравственно потрясен, не зная, что произошло. Императрица и государь подошли к нему. Она сняла с себя башлык и надела его на Шерваля, чтобы ему было теплее. Так как у него фуражки не было. У него оказались сломаны три ребра… В вагоне 11 класса, где была прислуга. Мало кто остался жив, — все получили сильные раны: кто не был убит на месте, многие были придавлены передними скамейками. В кухне повара были ранены. Вагоны лежали на обе стороны. Из свиты государя все более или менее получили ушибы, но все легкие… императрице помяло левую руку, которую до сих пор она держит на привязи, а также оцарапало ухо. В других же вагонах находящиеся там люди не потерпели никаких повреждений. Под царский вагон, где находились спальни царя и царицы, подкатили колеса других вагонов. А вагон цесаревича так затормозили, что превратили его колеса в сани… Государь очень бодр. Императрица тоже бодра, но постарела. Это понятно, что она пережила в это ужасное время… Теперь все выяснит следствие. Кони и Верховский от министерства путей сообщения поехали туда на место. Жертв много: 23 убитых и 19 раненых. Все царская прислуга".

Свой источник А. Богданович не называет. Возможно, им был ее муж, генерал Богданович, служивший по МВД. Возможно, он сопровождал царя в поездке.
Это крушение повлекло за собой волну благотворительных действий, благодарно принятых обществом.
В Зеркале Харьковской прессы это событие обсуждалось довольно долго.

В 80-е годы 19 века в Харькове были две газеты: относительно, как бы сказали сегодня, левая — «Южный край» и монархическая — «Харьковские губернские ведомости». Несмотря на идеологические различия, обе газеты пестрели подробностями произошедшего и в целом единодушны в оценках произошедшего крушения поезда: «Бог один нас спас и явил над нами чудо!» — Перекрестившись, сказал государь стоя среди груды искореженных вагонов.

Неделю спустя императрица писала своему брату, греческому королю Георгу I: «Мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие Господа. Невозможно передать, то чувство, которое я испытала увидев моего любимого Сашу и всех детей появившихся из руин друг за другом целыми и невредимыми.»

В тот же день будущий Государь Николай II запишет в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось».

Знаменательно, что среди разрушений и обломков, икона Спаса Нерукотворного, находящаяся в поезде, была найдена нетронутой на прежнем месте.

Вся Россия была потрясена возможными страшными последствиями крушения.
В этот день по всем храмам Российской Империи служились благодарственные молебны о чудесном спасении царской семьи.

Это событие, одновременно трагическое и чудесное произошло в эпоху, когда в общественном сознании полным ходом шла десакрализация царской власти, чудо же укрепило многих в истинной вере.

Через месяц после катастрофы Александр III вспоминал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».

Дань уважения

По всей стране в память о явленном чуде строили часовни, создавали иконы.
На место крушения устремились тысячи паломников со всей Руси. На месте крушения по царскому указу построили часовню, позже был сооружен церковный комплекс, возник монастырь, центром которого являлся величественный собор Всемилостивого Спаса, уступающий по размерам и благолепию только московскому.
К сожалению, недолгим было правление Императора Александра III.
Полученные во время катастрофы ушибы спровоцировали у императора болезнь почек, из-за которой через шесть лет он умер.

После непродолжительной болезни, 20 октября 1894 г. Царь, трижды причастившись перед смертью, отошел в вечность, напутствуемый находившимся при Нем великим молитвенником и чудотворцем земли Русской о. Иоанном Кронштадтским.

На смерть Русского Царя отреагировал весь мир — и это уважение к нему было просто удивительно на фоне обычной европейской русофобии. Французский министр иностранных дел Флуранс говорил: «Александр III был истинным русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России… Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека». Даже враждебный России маркиз Сольсбери признавал: «Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами». Об этом уважении современников к русскому Императору до сих пор свидетельствует названный его именем мост через Сену в самом центре Парижа.

Символ духовного единства

Через 30 лет страна оказалась в водовороте революционной смуты. 28 декабря 1918 года отряд под командованием матроса с говорящей фамилией Дыбенко расстрелял в Спасовом Скиту 101 монаха, шестерых настоятелей храмов, и офицеров, укрывшихся в монастыре. Храм до наших дней не дожил — был разрушен во время войны, в 43-м. Все, что после люди нашли под обломками, сейчас хранится в местном школьном музее.
Теперь, атеистический шабаш ушел в прошлое но, на месте захоронения невинно убиенных монахов остаются сараи, погреба, и продолжают сваливать мусор.
Но ростки исторической памяти набирают силу.
30 октября на месте удивительного спасения прошел крестный ход и торжественный молебен.
Около двухсот человек, прошли крестным ходом с иконой царя — мученика три километра, чтобы в этот день помянуть чудесное спасение царской семьи и царя мученика Николая.

Смысл события

Вообще Спасов Скит место намоленное — средоточие духовной силы. Именно это место отмечено в духовной географии Руси. Ведь Русь реально существует, у нее даже глава есть — Патриарх всея Руси Алексий II.

Мы знаем, что без Промысла и волос с головы не падает, так почему же так было угодно Господу, что именно в Борках, на территории нынешней Украины произошло чудесное спасение царской семьи, а не к примеру, в Белгородской области?. Не потому ли, чтобы потомки, невзначай не забыли, что фундамент Руси гораздо шире географических границ нынешней России, и не потому ли что Россия, Белоруссия или Украина не вся Русь, а лишь части ее. И части не дано иметь того, что можно обрести в целости, а целость — это соборность, это высота на которую нужно взойти через единомыслие, это коллективный труд, молитва общая, которая ценна в глазах Божьих. Православный люд может сохранить неискаженный символ веры, который возжигает Благодатный огонь в Иерусалиме, если не утратит черты Богоподобия — Триединства.

Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли она оправдать свое призвание?
Нам людям маловерным требуются зримые символы, которые пробуждают историческую память трех народов и напоминают о нашем призвании.
Но дело наполняет слова содержанием, если мы сможем сделать то, что многим сейчас кажется невозможным, а именно воздвижение Храма Христа Спасителя в Борках. Бог, увидев наши молитвы и старания, поможет возрождению Русского мира и через этот общий труд преобразит и нас.
Если Богу будет угодно, то, как зримое отображение нашей веры и нашего духовного единства храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту вновь воздвигнется. Ведь Богу все возможно, а вера с горчичное зерно и горы переставляет!
Семен Авербух, Сергей Моисеев



СИМВОЛ ДУХОВНОГО ЕДИНСТВА


В настоящее время остро встал вопрос о нашем отношении к истории, к судьбам народов земли русской, к судьбам живших и живущих людей нашей Слобожанщины.

17 октября (30 октября по новому стилю) 1888 года царская семья: старший сын Николай, сыновья Георгий и Михаил, дочери Ксения и Ольга, сам Александр III и Мария Федоровна подверглись смертельной опасности. Их спасение было поистине чудесным: императорская семья осталась невредимой среди обломков разбитого вагона.

Это событие, одновременно трагическое и чудесное, произошло в эпоху, когда в общественном сознании полным ходом шла десакрализация царской власти, чудо же укрепило многих в истинной вере.

В тот же день будущий Государь Николай II запишет в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось. Во время завтрака наш поезд сошел с рельсов. Столовая и вагон разбиты, и мы вышли из всего невредимыми. Однако убитых было 20 человек и раненых 16… на станции Лозовая был молебен и панихида». Во время крушения на Императора Александра III упала крыша вагона. Он смог удержать ее на своей спине, поэтому в вагоне-столовой все уцелели. Великокняжеский вагон развернуло поперек пути и накренило над откосом. Сила удара была настолько мощной, что великий князь Михаил Александрович был отброшен на откос. Шестилетнюю Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть ее до того, как начали рушиться стены и потолок вагона. В следующем вагоне была убита прислуга.

Сразу после крушения Император Александр III, получивший сильный ушиб ноги (лежавшая у ног Государя в момент катастрофы собака была убита) и Императрица Мария Федоровна, не обращая внимания на пораненную руку, оказывали помощь потерпевшим. Знаменательно, что среди разрушений и обломков икона Спаса Нерукотворного, находящаяся в поезде, была найдена нетронутой на прежнем месте.

Вся Россия была потрясена возможными страшными последствиями крушения. На месте катастрофы был сооружен церковный комплекс, возник монастырь, центром которого являлся величественный собор Всемилостивого Спаса, уступающий по размерам и благолепию только московскому. По всей стране служили благодарственные молебны, строили часовни, создавали иконы.

Через месяц после катастрофы Александр III вспоминал: «Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и доныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».

Икона Царя-мученика Николая Мало кто знает, как, в частности, отметило духовенство Харьковской епархии свидетельство того, что взор Господа не покидает Царя и благодать Божия почиет на Нем.

5 июня 1890 года на заводе Павла Павловича Рыжова, почетного гражданина, владельца колокольного завода в селе Песочин Харьковского уезда состоялась отливка серебряного Царского колокола, предназначавшегося для Успенского кафедрального собора. Благовест в этот колокол должно было совершать ежедневно, в 12 часов 15 минут, в час крушения Имперского поезда. Этот колокол весил 17 пудов 35 фунтов (более 300 килограммов) чистого серебра с примесью меди и олова. А вот отлит он был на пожертвования, поступившие, в основном, от священства Харьковщины.

Колокол был в аршин с четвертью высоты, то есть почти девяносто сантиметров, на лицевой стороне его находились вензелевые изображения имен Императорских Величеств, а под ними располагались пять медальонов с надписями славянской вязью: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил. На обратной стороне надпись, кто выполнил отливку, а вокруг вала (каймы по краю) отмечено главное событие, в ознаменование которого изготовили сей колокол.

Вот так наши предки отметили чудесное Спасение государя Императора Александра ІІІ с Августейшей Семьей.

Но интеллигенция, уже глубоко пораженная недугом неверия, все же обрушила Россию в водоворот революционной смуты. И сама была уничтожена своим чадом — пролетарием-интернационалом.

28 декабря 1918 года отряд «героя» гражданской войны Дыбенко П.Е. расстрелял в Спасовом Скиту 101 монаха, шестерых настоятелей храмов, офицеров, укрывшихся в монастыре. И пошло-поехало. Поэт, глашатый революции, писал:

Товарищ Ленин, я вам докладываю
Не по службе, а по душе.
Товарищ Ленин, работа адовая,
Будет сделана и делается уже.

На сатанинский смысл этой строфы, на первый взгляд, лежащий на поверхности и потому, наверное, оказавшийся скрытым для массового сознания, впервые указали Псково-Печерские старцы. И дальнейшие события, происходившие и происходящие на территории бывшего монастыря, лишь подтверждают это.

Еще совсем недавно, по историческим меркам, все мы 1-го Мая, с портретами богоотступников и других членов политбюро участвовали в массовых шествиях, пели и плясали, то есть устраивали вальпургиевый шабаш.

Теперь маятник качнулся в другую сторону. Мы набиваемся в храмы, нестройными голосами поем «Символ веры», и тесня истинно верующих, без поста и покаяния, проталкиваемся к причастию. А выйдя из храмов, сами того не осознавая, ведем себя как «истинные ленинцы».

Нерукотворный Спас В Першотравневом поселке, возникшем на месте Спасового Скита рядом с разоренной обителью Нерукотворного Спаса, разобрали остатки величественного храма, добрались до фундамента и проложили через него газопровод и кабельные трассы. А в провал под алтарем, где, по свидетельству летописцев, был пещерный монастырь времен еще Киевской Руси (!), высыпали сто машин щебенки. На месте захоронения невинно убиенных монахов теперь сараи, погреба, сваливали и продолжают сваливать мусор.

Люди добрые! Павел Ефимович за свои зверства получил сполна еще в 1938 году, а вы за что добровольно до сих пор страдаете? Ведь все добывавшие, пусть по указанию начальства, кирпич на развалинах уже умерли; умерли и приватизировавшие участок огорода, который своим углом наехал на территорию собора. А погибшие в одночасье выводки поросят и курчат в сараях, стоящих на могилах праведников? Это ни о чем нам не говорит? И потом задаем себе вопрос, почему в том же Першотравневом развалилось хозяйство «Червоний велетень», гремевшее на всю теперь уже бывшую страну? Во всех наших бедах мы должны винить только лишь самих себя! Американцы, что ли, приезжают мусор на могилы высыпать, а заодно и в близ лежащие леса и на полосы отчуждения железных дорог, дойдет до того, что скоро пригородные электрички будут ездить вдоль одной непрерывной свалки?

А ведь по ночам над монастырским кладбищем люди видят сияния, светящиеся кресты. Страждут души, страждут души невинно убиенных! Ждут от нас молитв, покаяния, посылают, по милости Божией, знамения. А мы, мы, по-видимому, те, о которых Спаситель сказал, что имеют очи и не видят? Мы до сих пор не слышим голоса совести, голоса, олицетворением которого, например, в Першотравневом является Александр Михайлович Комов.

Инвалид армии, еще в советское время избитый там дедами до полусмерти, «осчастливленный» государством третьей группой инвалидности и «огромной» пенсией в 284 гривны, Александр был и остается живым укором всем нам, «Иванам, родства непомнящим». Это он в одиночку собрал обширный фактическим материал, по существу — музейную коллекцию в двенадцать тысяч экспонатов по истории Спасова Скита и окружающую коллекцию, которую у него на излете советской власти выманили «коллеги» из Змиева.

Это Комов поднимал и поднимает вопрос о том, что по всей округе «черные археологи» копали и копают места захоронения солдат, погибших во время Великой Отечественной, а заодно и древние городища в Гайдарах и Большой Гомольше, грабя национальное достояние.
А что, есть где развернуться! По последним данным все того же Комова, которые он почерпнул, а архивах России, с октября 1941 по сентябрь 1943 годов в окрестностях Спасова Скита погибло только строевого состава Советской Армии более двенадцати тысяч человек!

Алекандр Комов работает в центральных архивах России. Например, в главном архиве Российской Федерации, который внесен в список объектов особенного, национального достояния. Туда, в этот архив, нас, простых обывателей, и на порог не пустят. А его, Александра, знают как известного краеведа, он там разыскивает, изучает уникальные материалы, привозит их копии, тратя на это свои личные деньги, добываемые сдачей в металлолом консервных банок и пустых бутылок — в пункты приема. Работники архивов, видя, что Саша в прямом смысле перебивается с хлеба на воду, некоторые копии делают ему бесплатно.

Ведя по существу полумонашеский аскетический образ жизни и посвятив свой холостяцкий быт краеведению, сбору материалов о создании комплекса храмов монастыря на месте крушения Царского поезда, Александр числится во мнении большинства жителей Першотравневого и округи то ли полусумасшедшим, то ли юродивым. В «советском» смысле этого слова, а потому такого и обидеть не зазорно, оболгать, унизить клеветой: «ишь бессеребренник выискался», безнаказанно ограбить. Украли у него из сарая большое количество экспонатов.

Можно только удивляться терпению и силе духа, самообладанию Александра, который до сих пор в одиночку пытается прошибить каменную стену равнодушия. На его обращения в поселковый совет о благоустройстве поселкового кладбища, о перезахоронении останков расстрелянных монахов и солдат Красной Армии слышит пренебрежительное: «Тебе что, больше всех надо? А ты докажи, что там могилы монахов!»

Докажем, теперь обязательно, совместными усилиями, имея перед собой такой пример самоотверженности, докажем! Непременно! И тот, кто, по нашей укоренившейся привычке, рассчитывает отсидеться с краю в своей хате, пусть не тешит себя этой иллюзией! Бог поругаем не бывает! А за нарушение своих заповедей карает в четырех поколениях. Был ведь в Петропавловском эпизод, когда при копке ямы, наткнувшись на останки, один бедняга (как его еще назвать?) отрубил ноги похороненному нашему солдату. Один Александр выговаривал и объяснял копачу, какое кощунство тот совершил. И только жена этого горе-работника, поняв своим женским чутьем, что наказание ожидает ребенка, которого она в то время носила под сердцем, прибежала к Саше, прося совета и спрашивая, что же будет. И наказание последовало — родившаяся девочка стала инвалидом, ручки не развились. Нам еще нужно подтверждение того, что от Божьего гнева никто не укроется?

А наши мизерные зарплаты и нищенские пенсии с непомерными счетами за газ, от которых старики наши, как показало недавно Харьковское телевидение, просто в голос рыдают? Это ли не наказание Господне?

Каких правительств и депутатов, думающих о народном благе, мы ждем, когда сами топчемся по останкам воинов, которые, как сказано в молебне, «За Веру и Отечество на поле брани, жизни свои положили»?
И все же труды Александра не пропадают.

Начальник Южной железной дороги Виктор Николаевич Остапчук приложил много энергии, чтобы часовня Нерукотворного Спаса была восстановлена силами ЮЖД в 2004 году. В этой работе Сашины исследования очень пригодились.
Хотя его все время пытаются оболгать, ошельмовать, унизить жаждущие наживы.

А у Саши и без этих оскорблений, периодически по целым суткам идет носом кровь. Он после кровопотерь периодически теряет сознание, особенно если переволнуется.

Святой воды хватило на всех Так что есть краеведы бессеребренники, искатели исторической правды, которые не ставят задачей обслуживание интересов господствующей националистической идеологии или служение мамоне, через них Господь свидетельствует, ибо «незнатное мира избрал», которые своей целеустремленностью, верой в необходимость своего дела, может, и не побеждают явно, но, охраняя святыню, наверняка всякий раз попирают козни лукавого.
Спасов Скит место намоленное — средоточие духовной силы.

Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли она оправдать свое призвание?

Нам, людям маловерным, требуются зримые символы, которые пробуждают историческую память трех народов и напоминают о нашем призвании.

Мы знаем, что без Промысла и волос с головы не падает, так почему же так было угодно Господу, что именно в Борках на территории нынешней Украины произошло чудесное спасение царской семьи, а не, к примеру, в Белгородской области? Именно это место отмечено в духовной географии православия. Не потому ли, чтобы потомки невзначай не забыли, что фундамент Руси гораздо шире географических границ нынешней России (и даже континентального шельфа, которому уделяется много внимания), и не потому ли, что Россия или Украина не вся Русь, а лишь части ее. И части не дано иметь того, что можно обрести в целости, а целость — это соборность, это высота, на которую нужно взойти через единомыслие, это коллективный труд, молитва общая, которая ценна в глазах Божиих. Православный люд может сохранить неискаженный Символ веры, возжигающий Благодатный огонь в Иерусалиме, в том случае, если не утратит черты Богоподобия — Триединства.
Сергей Иващенко, Сергей Моисеев

https://rusk.ru/st.php?idar=114749

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика