Русская линия
Русская линия Дмитрий Кокоулин,
Игорь Беляев
05.11.2009 

Вера и спорт

Разговоры о том, несет ли спорт опасность для духовного развития личности и можно ли православному христианину серьезно заниматься в спортивной секции, не утихают между православными до сих пор. Хотя в последнее время большинство склоняется к известному правилу: все хорошо в меру. Правда, мера для всех людей разная. Нужно помнить о том, что абсолютно во всех областях человеческой деятельности, в том числе и спорте, звезды с неба могут хватать лишь особо одаренные единицы, а потому никогда нельзя терять рассудка — следует трезво относиться к своему делу и реально оценивать собственные возможности.

Среди спортсменов всегда были, есть и будут православные христиане. Для них, как и для всех остальных нерелигиозных спортсменов, спорт является работой, которую они стараются по-христиански честно выполнять, добиваясь хороших результатов. Могут спросить: «Зачем же делать спорт своей работой, неужели больше нечем заняться?» Здесь следует сказать, что спорт делают своей профессией немногие, а только те, у кого получается, и получается хорошо. Это люди, наделенные особым талантом, который они совместно с тренером открыли в себе и преумножили. Абсолютное же большинство со временем (после окончания школы или вуза) покидают спортивные арены и находят себя в других областях. Но при этом они всегда тепло вспоминают свои спортивные годы, поскольку спорт все-таки многому их научил: быть внутренне дисциплинированными, не бояться трудностей, держать удар, терпеть, достойно проигрывать, а также уметь побеждать в ситуациях, когда, казалось бы, победить просто невозможно.

Часто приходится слышать о том, что любительский спорт — это одно, а спорт высоких достижений — совсем другое. Дескать, здесь люди уже не щадят живота своего, всю жизнь свою кладут на спортивный алтарь, забывая, порой, и себя, и своих ближних, возводя спорт в ранг божества, что по сути является язычеством, ибо сказано: не сотвори себе кумира (Исх. 20, 4). Легко допустить, что кто-то из «неразумных ревнителей» действительно сотворил себе из спорта кумира и поклоняется ему, и приносит ему себя в жертву, может быть, сам того и не осознавая, не ведая, что творит. Но если эти кто-то и возвели большой спорт в ранг идола, то для православных христиан «идол в мире ничто» (1Кор. 8,4). Для них спорт — это лишь инструмент для достижения высокой цели. Христианин не стремиться победить, чтобы раствориться в собственной славе, ублажаться звуками литавр и бубнов. В своем стремлении к победе спортсмен ищет славу, почет и уважением ни себе, а отечественному спорту, своей стране, своему народу, своему спортивному клубу, наконец.

Рассказывают, что когда заслуженный тренер России, президент Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области, мастер спорта по пауэрлифтингу, прихожанин Александро-Невского собора в Новосибирске Игорь Беляев 11-летним мальчиком впервые переступил порог тренажерного зала, тренер спросил его: «Ты зачем сюда пришел?» «Хочу стать олимпийским чемпионом!», — не задумываясь ответил Игорь. Много лет спустя Игорь Юрьевич так прокомментировал свой ответ: «Конечно, мне хотелось стать чемпионом, но, насколько я помню, двигало мной отнюдь не честолюбие или тщеславие, а здоровые амбиции, которые ни в коем случае не являются каким-то духовным пороком, но движущей силой, которая помогает решать поставленные перед собой задачи».

Человек не может быть бесцельным, это претит его внутреннему содержанию, он должен к чему-то идти, должен что-то делать, чтобы это приносило пользу в конечном счете не только ему одному.

«Недавно в зал пришли два подростка, — говорит Игорь Беляев. — На вопрос, что их привело к нам, они ответили: „Хотим накачаться“. Такой ответ показал, что у ребят не просто ветер в голове, они преследуют вполне определенную цель, но цель эта низменная. Занятия в зале не принесут им никакой пользы, и лишь только приятно пощекочут их и без того излишнее самолюбие. А это весьма опасно для души».

«Ну, а если бы они ответили: «Хотим быть сильными!», — спросили Игоря Беляева. «Это достойный ответ, — сказал Игорь Юрьевич. — Сила дает уверенность в себе, для мужчины это крайне важно, потому что он глава семьи, он ее кормилец и защитник. Мужчина должен быть уверен в себе в любой ситуации и ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа, ибо, в конце концов, он еще и потенциальный воин, готовый в любой момент встать на защиту своего Отечества».

Дух закаляется в терпении, а терпение и выносливость — плод постоянных тренировок, говорит Игорь Беляев. И соревнований тоже, добавляет он. Нигде так ярко не проявляются все скрытые черты человеческого характера, как на соревнованиях. Соревнования — это не просто экзамен по конкретному виду спорта, это проверка на мужество, на способность выстоять в экстраординарных условиях и победить, не смотря на возможное преимущество соперника.

«И дело здесь уже не в спорте, а в духовном стержне, который должен быть внутри каждого человека. Но чтобы он сформировался, требуются качества иного свойства. Здесь уже необходимо воспитание не столько физическое, сколько духовное», — убежден Игорь Юрьевич.

«Возможно, кто-то сильно удивится, узнав, что в нашем зале серьезно тренируется православный священник — настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, — говорит Игорь Беляев. — Отец Александр рассказал нам, что известная поговорка советских физкультурников «в здоровом теле здоровый дух», оказывается, впервые была произнесена Цицероном и звучала так: «Молите богов, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Батюшка сказал нам, что эти слова древнеримского политика и философа имеют глубокий смысл, они показывают, что для по-настоящему сильного (а правильнее сказать, цельного) человека недостаточно одной физической силы, нужно еще духовная целеустремленность, способствующая духовному возрастанию души. Речь идет о вере, о соединении своей воли с волей Творца — в этом заключается суть человеческого бытия. Это тот духовный фундамент, без которого никому не выстоять в этой жизни».



Игорь Беляев:
«Физическое развитие должно идти в ногу с духовным возрастанием»


Предлагаем вашему вниманию интервью с президентом Федерации пауэрлифтинга Новосибирской области, заслуженным тренером России мастером спорта Игорем Беляевым.

— Игорь Юрьевич, позвольте наш с вами разговор начать с…физкультуры. Согласитесь, что той физической культуры, какая была во времена Советского Союза, сегодня нет и в помине. А ведь именно физическая культура в какой-то мере является поставщиком кадров для спорта. В каждом дворе стояли хоккейные коробки, футбольные поля, создавались свои дворовые спортивные команды, проходили какие-то стихийные соревнования вплоть до того, кто больше всех подтянется на турнике. И когда дети и юноши приходили в спортивные секции, то они если и не были в достаточной мере физически подготовленными для спорта, то, по крайней мере, из них можно было что-то лепить. А сегодня ни для кого не секрет, что большинство подростков подтянуться на перекладине могут от силы один-два раза!

— Да, мы были более подвижными. И уроки физкультуры в школах были представлены лучше. Достаточно сказать о том, что каждому учащемуся нужно было обязательно сдать нормативы комплекса «Будь готов к труду и обороне». Регулярно проводились школьные спортивные олимпиады. Впрочем, они проводятся и сейчас. У меня дочка недавно участвовала в одной из таких олимпиад. Я спросил, что они делали, и оказалось, что сначала долго отвечали на теоретические вопросы, затем делали «ласточку», «кувырок», прыжок с места… Вспоминаю, что было у нас: кросс три километра, бег сто метров (хорошо помню, что отличным результатом считалось 12.05 сек.), подтягивание на перекладине (15 раз — на «отлично», а у нас подтягивались по 20−30 и более раз), прыжок в длину, метание гранаты. К тому же в нашем классе (отнюдь не спортивном) все занимались в спортивных секциях: кто-то бегал, кто-то плавал, кто-то боролся, кто-то боксировал. Физическая подготовка нынешнего поколения, безусловно, оставляет желать много лучшего. Мы сами себя губим.

— Сегодня можно услышать много лестных слов в отношении физкультуры, и немало несправедливых упреков, относящихся к спорту. Дескать, физическая культура развивает и укрепляет, а спорт лишь забирает силы, которые можно было направить в доброе русло.

— Общество должно развиваться гармонично, а без физической культуры такое развитие невозможно. Потому что физкультура — это ведь не просто какие-то упражнения, бег на месте, подтягивание на перекладине. Физическая культура — это активный образ жизни, который позволяет быть здоровым, спокойно переносить физические и психоэмоциональные нагрузки, нормально трудиться. Физкультура — это, безусловно, воспитательный процесс. Но и спорт — тоже воспитание, только воспитание более жесткое, требующее высокой дисциплины, потому что ответственность перед родным спортивным обществом, перед товарищами по секции, перед тренером у спортсмена очень большая, и спрос здесь не маленький. И если бы физкультуру можно было сравнить с политической формой деятельности, то спорт — это, конечно, большая политика — здесь все по большому счету. И спорт, ко всему прочему, своим авторитетом тоже в немалой степени способствует развитию физической культуры в обществе, расширяет ее масштабы.

А еще спорт содействует единению душ. Спортивные сообщества очень дружны между собой, спортсмены помогают друг другу не только в спорте, но и вообще по жизни, поскольку спорт вырабатывает в человеке чувство локтя, чувство товарищества и взаимной поддержки. Спорт — это одно сплошное терпение: терпение на тренировках, терпение на соревнованиях, и без взаимовыручки, своевременно подставленного плеча будет очень трудно. Общая физическая культура этому не учит. В ней, конечно, есть «общие старты», но они не связывают людей накрепко, как это происходит в спорте.

— В клубе «Спортивный медведь» вы тренируете и детей, и взрослых?

— Да. Но не смотря на то, что наш клуб организован на базе детско-юношеской спортивной школы № 21 Октябрьского отдела образования, в зал ходят преимущественно взрослые. Молодежи у нас немного. Тем не менее есть очень перспективные ребята. Кстати, самому молодому нашему воспитаннику Сергею Вирусонову — всего 8 лет. Он занимается вместе со своим отцом, кандидатом в мастера спорта по пауэрлифтингу Алексеем Вирусуновым. Вообще наши многие взрослые спортсмены приводят в зал своих детей, а те — своих товарищей. Сегодня в клубе занимаются порядка ста человек.

— Я заметил, что среди «сибирских медведей» много ветеранов.

— Этим и хорош наш вид спорта: наравне с молодежь могут заниматься, участвовать в соревнованиях и побеждать спортсмены, давно вышедшие из спортивного возраста. К примеру, Александру Новоселову 51 год, Алексею Горобцу 54 года, а они не просто тренируются, они ПОДНИМАЮТ! Анатолий Грязев в 69 лет выиграл чемпионат России. А самому старшему нашему спортсмену Дейнеко Игорю Максимилиановичу — 72 года.

— Игорь Юрьевич, один из ваших воспитанников — Заслуженный мастер спорта, уже четырехкратный чемпион мира Сергей Федосиенко. К тому же на прошедшем в начале ноября в Индии очередном чемпионате мира по пауэрлифтингу, Сергей установил новый рекорд! Такой успех и для страны, и для города, и для клуба! Поздравляю!

— Спасибо. Российская сборная на этом чемпионате состояла из десяти спортсменов, при этом двое спортсменов — наши, из «Сибирского медведя». Это Сергей Федосиенко и Алексей Сорокин.

— Помимо этих прославленных спортсменов под вашим руководством — об этом мало кто знает в городе! — в «Сибирском медведе» тренируется настоятель Александро-Невского собора протоиерей Александр Новопашин. Каковы его успехи?

— Нашего батюшку я ставлю всем спортсменам в пример. В прошлом он перенес подряд несколько тяжелейших операций, врачи говорили, что он вряд ли оправиться, а он не только оправился, но и вернулся в спорт, активно тренируется, и вчера на тренировке выжал лежа 150 килограммов. Это вес! Но самая важная победа — победа над собой! Батюшка у нас сильный человек, прежде всего, сильный духом.

— А как спортсмены относятся к тому, что священник занимается спортом наравне с ними? Кроме того, не секрет, что во время тренировок нет-нет, да у кого-нибудь непристойное слово сорвется с уст…

— Как православный христиан, как прихожанин собора, в котором настоятельствует отец Александр, я воспринимаю его приход в наш зал, как благодать Божию. Само по себе присутствие священника меняет людей, независимо от того, ходят ли они в храм, или не ходят, верят в Бога, или вера их слаба и неосознанна. Меняет в лучшую сторону. В зале перестали сквернословить из-за уважения к священническому сану, да и самого батюшку у нас сильно уважают.

Батюшка приходит в зал тренироваться, однако часто ему приходится отвечать на многочисленные вопросы, которые ему задают спортсмены. Вопросы преимущественно бытовые, но с духовной направленностью. Все сводится к одному: как устроить свою жизнь, чтобы она согласовалась с волей Божией. Однажды знакомый одного из наших спортсменов попросил его узнать, что представляет собой какая-то религиозная организация, приглашающая людей на встречу с ее активистами. Оказалось, что это тоталитарная секта! Если бы не батюшка, то кто знает, возможно, этот человек мог бы запутаться и духовно погибнуть.

А еще я столкнулся с тем, что, оказывается, некоторые наши воспитанники, хотели бы ходить в церковь, но бояться сделать первый шаг из-за того, что не знают как вести себя в храме. Сейчас у них есть прекрасная возможность обо всем расспросить священника, и все их надуманные страхи растают в воздухе.

Все-таки самое главное в человеке — это не физическая сила. Ну, накачал он мышцы, а стержня духовного в нем нет, и непонятно, что это за субстанция перед нами такая? А вот когда физическое развитие идет нога в ногу с духовным возрастанием, вот тогда мы и получаем гармонично развитую личность. И меня радует, что с приходом отца Александра, спортсмены потянулись к духовному, задумались о своей душе, начали пересматривать свои взгляды на некоторые вещи, стали размышлять о Боге…

Записал Дмитрий Кокоулин

https://rusk.ru/st.php?idar=114746

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  о. Евгений    08.11.2009 16:44
Здоровье – дар Божий. И, как любой Божий дар, требует заботы, попечения и внимания. Но то, чем сегодня занимаются профессиональные спортсмены, никак с заботой о здоровье не связано. Это современные гладиаторы, ублажающие почтеннейшую публику и удовлетворяющие через победы свое тщеславие, гордыню и материальные проблемы. Время, силы, волевая энергия, направленные на развитие культа ТЕЛА, преследуют сомнительные, с духовной точки зрения, цели. Если подсчитать средства, потраченные в индустрии спорта (ЗРЕЛИЩЕ), то цифры будут впечатляющие. Когда спортсмен средней, провинциальной команды получает зарплату порядка 100 тыс рублей, а директор детского дома на порядок меньше, то возникает вопрос: что же мы за общество, какие в нем приоритеты? То, что, порой, священство благословляет те или иные спортивные ЗРЕЛИЩА на профессиональном уровне, кажется, мне чудовищным. В конце концов, в 4-м веке император отменяет Олимпийские игры по просьбе патриархов. Церковь, видя, как торжествует культ тела на этих ЗРЕЛИЩАХ, как это мешает духовности общества, протестует против языческого культа ТЕЛА. Сегодня язычество взяло реванш. И, к великому сожалению, сегодня Церковь так и не определила свое отношение к этому языческому культу. Поэтому у разных батюшек, порой, разное мнение по отношению к ПРОФЕССИональному спорту (не путать с уроками физкультуры и спортивными секциями), а хочется узнать все-таки: неужели в 4-м веке наши благочестивые предки ошибались?!!!
  ВЛАДИБОР    06.11.2009 21:03
спорт состоит из массовой физкультуры,любительского массового спорта,любительского спорта высших достижений и проффессионального спорта. Два последних раздела действительно грешат и допингами и наносят огромный вред здоровью спортсменов. Два первых укрепляют тело и дух людей,делают из мальчиков мужей и воинов. Отталкивать таких ребят от православия большая глупость,ибо хилые,немытые неорганизованные фанаты православия не противники ни католикам,ни мусульманам. Вот например у нас в Украине именно спортсмены-казаки православные из Харькова в 2003 году отстояли и Почаевскую Лавру и Бахчисарайский монастырь. Не будь их -разогнали бы националисты и татары верующих бабушек и дедушек за 5 минут.
  Олег З.    06.11.2009 09:14
Михаил, а вы знаете о. Александра? Легко оговаривать людей не зная его жизни.
  Коценко Александр    05.11.2009 23:00
Почему сродни? Так и есть, только 2000 лет христианства пока еще мешают окончательно сбросить маски, но всему свое время. В советское время спортивные баталии пришли на смену реальным войнам, надо было безболезненно выяснить со штатниками кто круче. Действительно "у спорта должна быть конкретная практическая цель. Это м.б. воспитание себя и своего тела для труда. Это м.б. и должно быть воспитанием и тренировкой воина. Остальное – эстрада."
  Провинциал    05.11.2009 17:43
Верно сказано, что у спорта должна быть конкретная практическая цель. Это м.б. воспитание себя и своего тела для труда. Это м.б. и должно быть воспитанием и тренировкой воина. Остальное – эстрада.
Многотысячные стадионы с беснующейся публикой, драками и давкой сродни гладиаторским зрелищам и конным ристалищам. Добавьте тотализатор…
Да, некоторую воспитательную роль большой спорт имеет, но более коммерческую и политическую.
И действительно, в большом спорте здоровье не поправляют. Там работают на износ.
И виды спорта не однозначны. Некоторые вызывают животные инстинкты при массовой их демонстрации. А ныне это все выродилось в уродство: национальные команды, а в них каких только басурман не играет! Людей и клубы продают и покупают, как скот.
А хорошо ли стремление иметь развитое тело? – Только когда это не становится самоцелью.
Это размышления не стороннего человека: сам всю жизнь спортом занимался.
  М.Яблоков    05.11.2009 16:53
Дай-то Бог…
  Артур    05.11.2009 16:32
Михаил, так может быть, он, прогуливаясь, и творит молитву :-)
  М.Яблоков    05.11.2009 16:21
Лучше было бы если бы священник молился, да и поклончики земные бил… Это было бы и спорт, и вера, и добродетель…
А то, понимаешь ли, спрашивают у монаха: какое ваше хобби? А он и отвечает: по лесу люблю гулять… Вот те на!… по лесу гулять! У монаха может быть только одно "хобби" – Иисусова молитва.
  Lucia    05.11.2009 15:48
"Возможно, кто-то сильно удивится, узнав, что в нашем зале серьезно тренируется православный священник – настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского" – нисколько.. Вот если бы сказали, что отец настоятель собирается стать олимпийским чемпионом. то это было бы странно. Большой спорт основан на применении допингов, причем срервнуются фармацевты. Пока один допинг выявили и запретили. они спешно сочиняют другой. Олимпийские же игры – языческое установление. Пусть бы так и назвали – "Олимпий ские игры отравителей".
Христианин не на всякую работу должен соглашаться.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика