Русская линия
Русская линияСвященник Георгий Скубак14.10.2009 

«Любовь и Апокалипсис»
«Симфонические танцы» С. Рахманинова открыли новый сезон музыкального проекта «Место встречи — «Остров классики»

9 октября в концертном зале Днепропетровского академического театра русской драмы им. М. Горького Центр Православной Культуры «Лествица» представил IX концерт музыкально-культурологического проекта «Место встречи — „Остров классики“. Соорганизаторами концерта, который проводился по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, выступили Днепропетровский областной совет и Днепропетровская облгосадминистрация. Этой премьерой открылся новый концертный сезон „Острова классики“. Темой премьерного концерта стала — „Любовь и Апокалипсис“. Произведение исполнил Академический симфонический оркестр областной филармонии под управлением главного дирижера — заслуженного деятеля искусств Украины Натальи Пономарчук (г. Киев).

Афиша проекта *Место встречи – *Остров классики*Организаторы проекта уверены, что и название концерта, и его музыкальная и духовная составляющие должны раскрыть для слушателей новые грани бытия. В Апокалипсисе верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира. Промысел Божий в событиях мировой истории показан в нем с помощью образов и иносказаний. В „Симфонических танцах“ Сергея Рахманинова так же говорится о судьбе мира и всего человечества. Но уже с помощью музыкальных образов.

Режиссер концерта, Заслуженный работник культуры Украины протоиерей Игорь Собко подчеркнул:
„На этом концерте слушатели смогли соприкоснуться с жизнью и творчеством двух необыкновенных людей. Один из них — святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Второй — один из величайших гениев человечества, Сергей Васильевич Рахманинов. Эта встреча двух выдающихся личностей отнюдь не случайна, как не случайна также тема девятого концерта — „Любовь и Апокалипсис“. Ведь именно Апокалипсис стал завершающей книгой Священного Писания Нового Завета, и главным итоговым трудом Иоанна Богослова. И последнее произведение Сергея Рахманинова, было написано в завершении жизненного пути — это „Симфонические танцы“. Он их очень любил и считал одним из лучших своих произведений“.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Орел — символ высокого парения Богословской мысли и иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы. Символически концерт проходил в день празднования Святой Церковью памяти Святого Апостола.

Концерт *Любовь и Апокалипсис*. Илл.1 „Симфонические танцы“ Рахманинов написал в 1940 году — в это время начиналась Вторая мировая война, несущая угрозу всему человечеству. Именно в этот переполненный противоречивыми чувствами для Рахманинова период, рождается произведение глубоко философское и автобиографичное. Ведь судьба композитора была очень непростой. В 1917 году он выехал из России, и более 25 лет прожил в США. Сергей Рахманинов так и не смог приспособиться к тому миру, в котором ему пришлось жить в эмиграции. В отличие от многих русских деятелей культуры, которые благополучно нашли себя в мировом пространстве, он всю жизнь тосковал по Родине. „Симфонические танцы“ — итог жизни композитора. Сам Рахманинов считал его самым удачным своим творением.

Одна из важных составляющих концерта — глубокий рассказ о музыке и основах христианской любви. В этот раз устроители концерта пригласили из Киева известного музыковеда Николая Лысенко. Он профессиональный дирижер, художественный руководитель Государственного эстрадно-симфонического оркестра Украины, регент Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, режиссер и ведущий программ на радио „Эра-FM“. А также — правнук знаменитого украинского композитора Николая Витальевича Лысенко.

„По-настоящему ценность для человечества представляют те произведения симфонической классики, где задаются краеугольные вопросы бытия. И поэтому, когда я получил приглашение принять участие в этом проекте, это был для меня день большой радости. Я считаю, что точка соприкосновения выбрана очень удачно. Сегодня наше общество нуждается в духовной пище, оно нуждается в духовных ориентирах. Проповедовать эти ориентиры и эти ценности можно по-разному, в том числе, и с помощью высокопробной симфонической классики, к которой я и отношу Сергея Рахманинова“,— сказал Николай Лысенко.

Верующий человек знает, что тема и истинный смысл „Апокалипсиса“ раскрывается лишь в текстах святых и творениях великих мастеров, одним из которых был Рахманинов. Именно Сергей Васильевич в своем творчестве неоднократно касался этой темы, и особо ярко они зазвучали в его последней, лебединой песне — опусе с порядковым номером 45, „Симфонических танцах“. „День гнева“ — Dies irae — именно эта тема, к которой композитор неоднократно обращается на протяжении своей жизни — с особой силой звучит в финале „Танцев“, не оставляя сомнений в том, какую тематику они затрагивают и раскрывают. И хотя сам Рахманинов не давал подробных вербальных расшифровок своего творения, достаточно услышать эту музыку, чтобы ощутить ее глобальность и осознать, что речь в ней идет о судьбах всего мира.

Слово „Апокалипсис“ в переводе на русский означает Откровение. Именно это слово как нельзя лучше отражает содержание „Танцев“. Но одновременно с этим Рахманинов вошел в историю как один из наиболее вдохновенных певцов Любви — достаточно вспомнить его бессмертные темы фортепьянных концертов и симфоний. Через любовь к ближнему призывает Христос человека проявлять любовь к Богу. Через любовь к Родине и к человечеству Сергей Васильевич раскрывает в своей музыке философию Высшей Любви. И даже в своем последнем произведении, насквозь пропитанном тревожными предощущениями грядущих судеб земли, находит место Всепобеждающая Любовь.

Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки. „Симфонические танцы“ — последнее произведение Сергея Рахманинова, созданное за 3 года до смерти, которое подытоживает весь творческий путь композитора. Произведение представляет собой цикл, состоящий из трех симфонических картин: „День“, „Сумерки“ и „Полночь“. Каждая из трех частей раскрывает этапы жизни человека. Его премьера состоялась 3 января 1941 года в Чикаго. Первыми исполнителями произведения стал высоко почитаемый Рахманиновым Филадельфийский оркестр. Музыка поначалу предназначалась для балета „Скифы“, но балет этот так и остался незаконченным. Балет должен был поставить друг композитора великий хореограф XX века Михаил Фокин. Но он рано ушел из жизни, и мечта так и осталась невоплощенной.

„Симфонические танцы“ — это условное название, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание „Танцев“?

Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения, ради того, чтобы донести его до адресата. В симфонической форме он воплотил образы „Апокалипсиса“, судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена. Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова было совершенно естественным. Он оказался очевидцем Первой мировой войны, крушения Российской империи, гибели миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, Сергей Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это Сергей Рахманинов? Конечно, воплотив все пережитое в музыке!

Свое отношение к происходящему в мире он, обычно скупой на оценки, раскрывает в письме к С.А. Сатиной от 27 января 1941 г. „Мы живем, поистине, в страшное время — пишет Рахманинов. — Даже то, что мы переживали во время мировой войны, кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же, кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне?“.

Благодаря затенению смысла в названии, композитор получил возможность исполнения „Танцев“ на далекой родине уже спустя три года после их написания. Он видимо, надеялся, что „Танцы“, войдя в музыкальный обиход России с музыкальной стороны, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания.

Главный дирижер оркестра, Заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук отметила:
„Симфонические танцы“ — это итог его жизненного пути: летопись его жизни, летопись эпохи, которую он пережил, летопись его души. Это прощание с миром. Можно воспринимать и как завещание, которое обычно оставляется потомкам в другом виде, а он оставил вот в таком. Это его завещание миру. Это произведение, которое требует работы по расшифровке. На первый взгляд, его эмоциональная сущность лежит на поверхности. Но это лишь первый слой. Но на самом деле это произведение не имеет дна. И, сколько ты живешь, столько ты его постигаешь».

Найти что-то новое в достаточно известном сочинении, чтобы заинтересовало искушенных профессионалов, сложно. Это относится и к «Симфоническим танцам» Сергея Рахманинова, созданным почти 70 лет тому назад и, казалось бы, достаточно осмысленным за это время. Однако стремительный рост интереса к творчеству великого русского композитора в начале XXI века на фоне религиозного подъема в нашей стране позволяет по-новому оценить некоторые и, как кажется, давно изученные стороны его творчества. Тема концерта взволновала слушателей до глубины души. Благодарные зрители долго не отпускали любимых музыкантов и ведущего концерта продолжительными аплодисментами.

В свою очередь организаторы уже объявили тему новой встречи на «Острове классики», которая состоится в декабре этого года. Музыкальной основой станет 9 симфония Бетховена. Тема будущего концерта — «О сотворении мира».

https://rusk.ru/st.php?idar=114662

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика