Русская линия | Дмитрий Скворцов | 10.10.2009 |
Не секрет, что до избрания Кирилла на патриаршество, украинские религиозные организации, именующие себя православными, но не признанные таковыми в православном мире, — «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ-КП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ) — вели переговоры с канонической Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (УПЦ МП) об условиях объединения в единую поместную церковь, отдельную от Русской Православной Церкви (РПЦ). Однако после первых заявлений новоизбранного Предстоятеля РПЦ о духовном единстве трех славянских народов, сторонники автокефалии УПЦ из окружения митрополита Владимира на время прекратили публичную деятельность в данном направлении.
Собственно, это затишье, вызванное активной позицией Предстоятеля РПЦ, и похоронило надежды УАПЦ на объединение с канонической УПЦ (в варианте без приставки МП). Поэтому вскоре после отъезда Патриарха т.н. «Украинская автокефальная православная церковь» приняла сенсационное решение об отказе от украинской автокефалии ради обретения каноничности в составе Вселенского патриархата.
Фанар в ответ на данное обращение сформировал комиссию для переговоров с УАПЦ в Киеве. Этим в очередной раз были грубо нарушены основы межцерковных отношений — никаких визитов и контактов на чужой канонической территории без приглашения к тому от Предстоятеля местной Церкви. Более того, в Стамбуле не должны были даже рассматривать обращение без предварительных консультаций с УПЦ!
Но Предстоятель УПЦ МП, вместо того чтобы указать коллеге на недопустимость подобных нарушений, счел возможным принять условия игры.
9 сентября синод УПЦ на выездном заседании в Почаевской лавре решил возобновить деятельность комиссии по диалогу с УАПЦ и создать рабочую группу по подготовке диалога с УПЦ-КП. В протоколе заседания это объяснялось необходимостью «восстановления единства Украинского Православия» и «преодоления церковных разделений». Таким образом, структуры, созданные и ведомые самозванными «архиереями», признавались православными и церковными. Но как же тогда учение отцов Церкви о том, что раскол — на самом деле — отпадение определенной группы от церкви, а не деление церкви по тем или иным признакам?
Чтобы заглушить одинокие голоса, задающиеся подобными вопросами, церковные информресурсы обеспечили мощнейшую поддержку участникам рабочей группы — сторонникам «канонической автокефалии». Информационный веб-портал УПЦ МП разместил программную статью протоиерея Петра Зуева «УПЦ, УАПЦ та УПЦ КП не роздiляють питання вiри». Глава богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Антоний Паканич в интервью УНИАН пояснял, что «роздiлення — неприродний стан для Церкви», тем самым по сути признавая, что Церковь — то самое Тело Христово — может находиться в некоем «неприродном состоянии».
Глава отдела внешних церковных связей похвалился тем, что лишь «УПЦ довела свою здатнiсть вести дiалог з усiма гiлками роздiленого украiнського Православ’я», таким образом опровергнув аксиому о том, что безблагодатный раскол — «усохшая ветвь Церкви». А глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоирей Георгий Коваленко принялся рассуждать про «шляхетну мету» в «досягненнi консенсуса», как будто не сам первоверховный апостол совсем не толерантно вопрошал: «Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14−15).
Впрочем, под мерный перелив «шляхетних» речей о консенсусе филаретовцы таки доказали протоиерею правоту апостола, когда захватили очередной храм на Черниговщине, до полусмерти избив его защитников. Не был особо толерантным «Киевский патриархат» и в вопросах, непосредственно касающихся предстоящей встречи. В интервью «Ъ» глава информационно-издательского отдела УПЦ КП Евстратий Заря заявил: «Если сейчас после перерыва УПЦ МП призывает к диалогу, надо думать, что они хотят… не говорить больше языком ультиматумов (имеется в виду ранее приводимое УПЦ МП каноническое правило, гласящее, что возвращение раскольников в лоно церкви возможно исключительно через покаяние и лишь в сане на момент ухода в раскол. — Авт.). Если снова поднимется вопрос о том, что патриарх Филарет должен уйти в отставку, то конструктивного общения не получится».
Как известно, конструктивное общение рабочих групп «света» и «тьмы» для восстановления их «Богом заповеданного церковного единства» получилось — по результатам встречи было выработано «совместное предложение употреблять титулы так, как они приняты у каждой из сторон» (это ж как теперь у православного должен извернуться язык, чтобы назвать анафему святейшим?). А еще было решено «считать полезным и необходимым налаживание сотрудничества в вопросах унификации украинской богословской и богослужебной терминологии». Следует понимать, отныне представители Христа и Велиара займутся богословской терминологией совместно.
В эту благостную атмосферу и окунулся самолет из Стамбула с делегацией Константинопольского патриархата.
О встрече с главой УАПЦ Мефодием Кудряковым, заявившим, что «ми з великою надiэю очiкуэмо того дня, коли Вселенський Патрiарх розкриэ своi батькiвськi обiйми для нашоi Церкви», гости обязались доложить специально созванному в начале декабря синоду Вселенского Патриархата. Затем был визит к Михаилу Денисенко (Филарету). И лишь на следующий день чести лицезреть посланников Варфоломея удостоился канонический митрополит Украины.
Гости поведали, что прибыли в Киев для «содействия в преодолении расколов… в сотрудничестве прежде всего с Украинской Православной Церковью». Пресс-служба УПЦ МП не сообщила, интересовался ли блаженнейший тем, что значит «прежде всего»: имелось ли в виду и сотрудничество с раскольниками на его — митрополита Владимира — канонической территории без его согласия. Зато прошла информация, что предстоятель УПЦ МП вручил посланникам, а также сопровождавшему их нардепу Петру Ющенко ордена «450-летие принесения в Волынь Почаевской иконы Божией Матери». Да-да — тому самому главе «освященного Филаретом» объединения «За помiсну Украiну!», призванному «на уровне общественных организаций» подталкивать каноническое православие «до эдиноi соборноi першоапостольськоi украiнськоi церкви», Петру Ющенко, у односельчан которого — прихожан УПЦ МП — отобрали храм (http://www.2000.net.ua/a/44 487).
Не злая ли ирония в том, что Петр Андреевич награждается орденом Почаевской иконы в то самое время, когда его единомышленники из Тернопольского облсовета требуют отобрать киот этой иконы — Почаевскую лавру — у канонической Церкви? Хотя ведь и синод УПЦ МП принял решение об общении с раскольниками в стенах Почаевской лавры…
Будем откровенны: Константинополю на руку ослабление Московского Патриархата любой ценой — будет ли это «единая поместная» либо поочередное вхождение каждого из «переговорщиков» во Вселенский патриархат. Показательное гостеприимство УПЦ МП на фоне постоянного вмешательства в его дела — свидетельство реальности последнего сценария. Совпадение ли в том, что накануне визита стамбульской комиссии митрополит Владимир благословил проведение в Киево-Печерской лавре экуменических «Успенских чтений»?
Доклады самого митрополита и его секретаря Александра Драбинко были посвящены столь милой слуху Константинополя «киевской идее» — некоему противовесу идеи единой цивилизации в пределах канонической территории РПЦ. А наиболее глубокий идеолог отрыва от Московского Патриархата священник Андрей Дудченко выступил с панегириком архиепископу Константинопольского патриархата Всеволоду (Майданскому). Тому самому, который заявил пару лет назад о непризнании Вселенским патриархатом канонической территории Московского Патриархата в границах после 1686 г. (когда в него вошла часть нынешней Украины, Белоруссии, Польши да и самой России).
Одновременно сайт, редактируемый о. Андреем, подготовил для портала «Религиозно-информационная служба Украины» русскоязычный вариант интервью видного клирика Вселенского патриархата Иова (Гечи): «Аргумент, что автокефалия на Украине невозможна потому, что Украина, Россия и Беларусь являются одним нераздельным духовным пространством, не имеет никакой силы…»
Разумеется, подавляющее большинство украинских православных с такими утверждениями соглашаться не собираются. Следовательно, в случае реализации предполагаемых сценариев Украину ждет новый раскол, по сравнению с которым существующий покажется «цветочками». Потому что на этот раз он будет не только церковным, но и цивилизационным.
Ведь каноническое православие — единственный институт, объединяющий политически разделенные центр и юго-восток Украины. Вне всякого сомнения, подавляющее большинство приходов и монастырей на юго-востоке уйдут в прямое подчинение Московскому Патриархату (имеют такое право), в центре же начнутся гонения на православных сродни тем, что были в начале 90-х на Тернопольщине и в Прикарпатье. Таким образом, Фанар, желая «как лучше» (объединения), получит «как всегда» (углубление раскола). И это в лучшем для него случае.
В худшем же Московский Патриархат объявит, что, приняв под свой омофор раскольников, Вселенский патриархат и сам утрачивает каноничность (что также соответствует церковному праву). И тут уж придется определяться всему православному миру — с кем он: с мощнейшим и крупнейшим в мире патриархатом либо с карликовым и дискриминируемым в своей же стране.
Дмитрий СКВОРЦОВ, «2000», Киев
https://rusk.ru/st.php?idar=114652
Страницы: | 1 | |