Русская линия
Седмицa.Ru28.04.2005 

К 400-летию начала смуты в Российском государстве

400 лет назад в России началась гражданская война, метко названная русским народом «смутой», или «смутным временем». Между «смутой» начала XVII века и нашим недавним смутным временем наблюдается много схожего. Начало той, давней «смуте» положила боярская интрига по смещению царя Бориса Годунова. В тот момент бояре хотели вместо царя «самодержавного» посадить своего, «боярского» царя, создать боярскую олигархическую республику. Их манил пример соседней Речи Посполитой, где права шляхты были обширны и священны.

Для того чтобы лишить Бориса Годунова царского престола, была составлена хитроумная интрига с якобы чудесно спасенным царевичем Димитрием. Этот самозванец — Лжедмитрий I — объявился в 1604 году в Речи Посполитой, был принят и признан королем Сигизмундом III, признан Римским Папой Климентом VIII, поддержан многими поляками и русскими перебежчиками. Агенты Лжедмитрия в России подготовили своего рода «оранжевую революцию», и стоило его небольшому войску вступить на российскую землю, как на его сторону стали переходить многие русские воеводы, полки и города.

Борис Годунов скоропостижно скончался 13 апреля (по старому стилю) 1605 года, в самый подходящий для замыслов его врагов момент. Его наследник — юный сын Федор — был предан боярами, которые поспешили принести присягу Лжедмитрию. Федор и его мать были зверски убиты, сестра Ксения Годунова взята самозванцем в наложницы. Святой Патриарх Иов, который призывал народ не верить самозванцу, был с бесчестием сведен с Патриаршего престола, а на Патриаршество был возведен пронырливый грек Игнатий, выученик папской коллегии в Риме и тайный униат.

Русский престол был отдан Лжедмитрию I, воспитаннику иезуитов, тайно перешедшему в католичество. Москва наполнилась поляками, унижавшими русских людей и презиравшими русские обычаи. Они вели себя, как завоеватели в покоренной столице, хотя вошли в нее без единого выстрела.

Самозванец не процарствовал и года. Следующим летом он был свергнут с престола и убит. Царем стал Василий Шуйский, возможный инспиратор Самозванца.

Но смута на этом не утихла, а вскоре разгорелась еще более. Последовали восстание Болотникова, с трудом подавленное, появление второго Самозванца, его поход к Москве и лагерь в Тушине. Перед русскими людьми опять встал вопрос: примкнуть к новому Самозванцу или сохранять верность нелюбимому царю Василию. Многие соблазнились посулами Тушинского вора, но были горько разочарованы. Русские люди сами впустили врагов в свой дом. Государственный порядок расстроился. Москва оказалась в почти полной осаде. По Русской земле бродили многочисленные отряды тушинцев — поляков, казаков, разного разбойного люда. Разграблению от них подвергались целые города и села, пострадали многие монастыри.

Шведская военная помощь, за которой обратился царь Василий Шуйский, несколько стабилизировала порядок и укрепила власть царя. Но стабилизация в России не входила в планы польского короля и бояр-предателей, которые действовали с поразительным единодушием: король Сигизмунд III начинает прямую интервенцию против России и осаждает Смоленск, а бояре-изменники в Москве, несмотря на протесты и запрещения Святого Патриарха Ермогена, низлагают царя Василия Шуйского. Они отправляют к Сигизмунду III посольство — звать на русский престол его сына Владислава, а в Москву, якобы ради ее защиты от тушинцев, впускают польское войско. Боярская измена национальным интересам достигла своего апогея. Король Сигизмунд сам готовится занять русский престол. Боярское правительство в Москве полностью ему предано. Наступает полное торжество врагов-иноземцев.

Такое стало возможным из-за духовного и нравственного падения в русском народе. Смута оказалась соблазном не только для узкого круга бояр, но и для многих, кто хотел получить от нее какие-то выгоды, причем, как правило, за счет своего ближнего.

Бедствия, постигшие Россию в ходе смуты, достигли такой степени, что наконец лучшим представителям русского народа пришло вразумление: нельзя жертвовать национальными интересами в угоду личным. И тогда, наконец, был услышан голос архипастыря — Святого Патриарха Гермогена, призывавшего русский народ к сопротивлению. Великий святитель за свой патриотический подвиг поплатился жизнью — поляки уморили его голодом в тюрьме. Но его голос всколыхнул Россию, и она на призыв Церкви ответила Народным ополчением.

Вскоре поляки были изгнаны из России, государственный порядок восстановлен. На царство был избран Михаил Романов. Смуту удалось преодолеть, когда люди, для которых национальные интересы оказались выше своекорыстных, смогли объединиться. Смута закончилась, но нравственные ее уроки навсегда остались в истории. Хорошо бы, чтобы они не стирались из памяти нашего народа.

http://www.sedmitza.ru/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика