Православие и Мир | Протоиерей Владимир Воробьев | 27.04.2005 |
В понедельник вспоминался образ праведного Иосифа, который был продан братьями в Египет и много пострадал за истину, а потом спас своих братьев, весь род свой от голода и смерти. Праведный Иосиф является прообразом Христа Спасителя. В службе мы находим такое сравнение — праведный Иосиф избежал искушения греха от жены фараона египетского и нагим бежал от нее, а Адам, будучи создан безгрешным, согрешил и устыдился своей наготы и ушел от Господа.
Во вторник вспоминается чудо о бесплодной смоковнице, и опять возникает параллель: в раю — древо жизни, познания добра и зла, древо, которое источает, содержит в себе благодать жизни, а здесь, на земле, отрекшейся от Бога, предпочитающей грех — бесплодная смоковница, которая не имеет плодов, подвергается проклятию и засыхает. Подобно этой смоковнице и род человеческий, не принося плодов духовных, не может жить, если не будет спасен Богом.
И вот, наконец, сегодняшний день, утро, вспоминается жена-блудница, которая припала к ногам Иисуса и возлила на них миро, обливала слезами своими и отирала их власами главы своея. И снова параллель: Ева, созданная Богом праведной, безгрешной, в раю предпочла грех и, согрешив, бежала от Бога, услышав, что идет Господь, а здесь — блудная жена, грешница, услышав, что идет Господь, здесь, близко, бежит ко Христу, и все, что только может принести ему, приносит, драгоценным миром обтирает Его ноги и слезами своими обливает Его и кается в своих грехах, уповая на милость Божию, прося прощения.
Эти образы являют нам смысл нашего спасения, совершенного Господом нашим Иисусом Христом. Мы с вами погибаем в наших грехах, и сегодня тоже мы все можем сказать, оборачиваясь назад, что вновь этот пост прошел для нас бесплодно, мало кто из нас сумел принести плоды духовные. Наши труды очень часто оказываются бессмысленными, бесплодными, мы не умеем ни на йоту стать лучше сами, мы, как бы находимся в плену греха, под неким проклятием греховным, и, как бесплодная смоковница, должны погибнуть. Но вот есть путь спасения — это придти ко Спасителю, к ногам Иисусовым и каяться Ему в грехах, принести Ему любовь свою и веру свою, веру в Его любовь, веру в Его милосердие, просить Его о прощении наших грехов и не бежать от исповеди своих грехов, а, напротив, придти и исповедать свой грех, не стыдясь. Не стыдясь его, в том смысле, что не скрывать его, а открыть перед Богом.
Вот сегодня, после таких дивных служб, совершаем мы исповедь для того, чтобы завтра быть причастниками Тайной Вечери Господней, чтобы Тайная Вечеря, которая совершилась почти две тысячи лет назад и которая пребывает вечно, нас тоже приняла, чтобы и мы тоже смогли быть вместе с учениками Христовыми. Но и здесь снова Церковь предупреждает нас, она рисует нам образ Иудина предательства и предупреждает нас о том, что можно быть учеником Христовым, называться учеником, а быть предателем. Можно изображать из себя нищелюбца, а на самом деле заботиться о деньгах. Можно проводить время с учениками Христовыми, а потом втайне веселиться с иудеями, которые хотят распять Господа. Можно обезуметь до такой степени, что сначала считать цену мира, принесенного женой-блудницей, а потом продать Господа за тридцать сребреников.
Безумие, беснование Иудино не сразу появилось, он не сразу стал таким, он ходил за Христом, слышал проповеди Христа, получал дары, как и все другие ученики, дары благодатные от Христа, он имел власть духовную, данную ему Христом, и даже в этот последний день он не лишен был участи других учеников — ему Господь умыл ноги, и он тоже был на трапезе, на Тайной Вечери, был близ от Христа и вместе с Ним он макал руку в солило. Господь предупреждал его, говоря ему вслух, что лучше бы не родиться человеку тому, кто предаст Его, но сердце Иудино было мертво, но совесть его уже молчала, он уже не был способен любить и не был способен слышать, никакие предупреждения не могли его остановить, он был помрачен, помрачен сребролюбием, помрачен предательством, помрачен ложью, лукавством, он вор и льстец. Льстец — это значит лжец. Он привык к фарисейству, лицемерию, к лукавству, лжи — и такая его душа, такое его сердце стало невходным для благодати Божией, он уже не мог услышать слово Истины. Вот такой путь предательства возможен для каждого из нас.
Много в истории было предателей Христовых, и, может быть, особенно много их было в нашем веке, иуд, которые предавали Христа и вновь распинали Его; распинали Его учеников, рушили храмы и глумились над святынями, расстреливали мучеников. Эти иуды озверевали настолько, что делались садистами… Много было таких примеров, потому что подобное всегда остается, возможно, для каждого человека и не гарантирует нам то, что мы приходим в храм. Можно было быть со Христом, как был Иуда, и, тем не менее, сделаться предателем. Можно и всю жизнь ходить в храм, здесь причащаться, здесь исповедоваться, здесь молиться, а оказаться Иудой.
Что же сделать для того, чтобы не случилось такого с нами? Каков путь спасения для нас? Это путь любви сердечной. Только любовь может сделать нас учениками Христовыми. Об этом говорит Сам Господь на Тайной Вечери: «Потому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Он учит нас, что мы должны любить Его. Любовь ко Христу — это она делает нас учениками Его.
Любовь делает осмысленной нашу церковную жизнь, наши службы, наши таинства, все то, что мы имеем в Церкви, все будет нам во спасение, во благо, если будет совершаться любящим сердцем, если будем с умилением молиться, если будем со слезами каяться, если будем приносить Богу свое сердце в жертву, отдавать Богу свою жизнь, отдавать Богу свою любовь, если мы будем верить и надеяться на милость Божию и приходить ко Христу в Отчий Дом, к Отцу Небесному.
Если же мы будем говорить: «Отче наш…», а сами будем вести себя, как чужие Богу, если эти слова не будут трогать нас, если они будут для нас столь привычными, что мы не будем даже замечать их смысла, хотя повторяем их так часто, если мы будем автоматически проговаривать самые святые молитвы, если мы будем с холодным сердцем подходить к Чаше Христовой, к Чаше страдания, если мы будем на исповеди скрывать свои грехи или просто забывать их, потому что сердце холодно и его не тревожат содеянные преступления, тогда не избежать нам иудиной участи, тогда наступит момент, когда мы предадим Христа. Этот мир Крестом разделяется, и каждый человек должен в какой-то момент своей жизни обязательно взойти на крест, или уйти от него, или бежать от него, или принять крест и быть со Христом, или бежать от креста, и отказаться, и предать Христа.
В этом мире трагедия греха пребывает до самого конца, эта трагедия кончается гибелью человеческой, если только не воспримет человек спасения, содеянного Господом на Кресте через страдания. Господь говорит: «Если хочешь по Мне идти, и со Мною быть, тогда возьми крест свой и по Мне гряди!» Отвергнись себя и возьми крест свой! Не для какого человека, желающего последовать Христу, невозможно сделать это иначе, как вступив на крестный путь. Здесь требуется верность. Крест — это значит страдание. Не один из нас не избежит страдания. Может быть, сейчас мы живем с вами с какими-то скорбями, может быть, у нас сейчас все благополучно и даже радостно, слава Богу, но обязательно наступит момент, когда придется нам претерпеть тяжелые страдания, это неизбежно, и тогда мы увидим, есть ли у нас вера, есть ли любовь, есть ли верность Христу, готовы ли мы страдать за Христа, со Христом. Вот эта вот готовность возрастает в душе человека не сразу, и Апостолы ведь тоже не сразу были приготовлены последовать Господу, и они ведь тоже малодушествовали, они тоже бежали от Креста Господня, но не отреклись до конца, кроме Петра, а Петр, отрекшись — покаялся.
Вот и каждый из нас до времени готовится, и каждый из нас до времени должен возрастать в своей вере в своей любви. И каждому из нас не избежать когда-то своего креста. И вот сегодня мы с вами делаем новый шаг на пути своей жизни, этот шаг приближает нас к нашему кресту, и сегодня снова мы должны поставить перед собой этот вопрос: «Хотим ли мы быть верными Христу? Хотим ли мы с Ним вместе страдать, для того, чтобы с Ним вместе воскреснуть, для того, чтобы приобщиться к той победе над злом и грехом, которую Он совершил в нашем естестве? Хотим ли мы? Верим ли мы? Любим ли мы?»
Вот сегодня этот вопрос снова встает перед нами, и вся наша вера, и вся наша христианская жизнь должна быть проверена этим вопросом. Не внешняя обряднось, не традиции, которые некоторые из нас восприняли с детства, а иные — в течение нескольких лет усвоили себе, не сами по себе традиции эти, не даже красота Церковной жизни, не это спасает нас. Соединить с Богом нас может только верность и любовь, желание быть со Христом, желание отвергнуться себя и отдать себя в волю Христову.
Получается ли у нас такая жизнь? Увы, обычно нет. Обычно только в какой-то маленькой степени. Обычно каждый из нас перед искушением оказывается бессильным, и очень часто искушение кончается падением для многих из нас, большим или меньшим падением, а значит отпадением от Бога. Мы, оказывается, не в силах быть верными Христу даже в малом, даже некоторое время пробыть с Богом, сохранить благодать Святаго Духа в своем сердце мы оказываемся не в состоянии.
Можно спросить: почему же мы называем себя большими грешниками, что же мы воры, убийцы или прелюбодеи? Слава Богу, большинство из нас такими грехами не грешат. И, тем не менее, есть другой вопрос: а у многих ли из нас благодать Божия пребывает в сердце постоянно, есть ли среди нас такие люди, которые носят в своем сердце благодать Святаго Духа? И вот тут мы должны будем сказать — нет или почти нет! Почему? Потому что, кроме самых страшных преступлений, есть еще и другие грехи: грех гордыни, тщеславия, честолюбия, зависти, ревности, жадности, всякого невоздержания. Мы рабствуем обжорству, мы рабствуем винопитию, мы любостяжательны, мы унываем, отчаиваемся, раздражаемся постоянно, мы мстительны и злопамятны. И все эти грехи, пороки и страсти, гнездятся в наших сердцах.
Мы обещаем не раздражаться и снова раздражаемся, обещаем не гневаться и снова гневаемся, обещаем не осуждать и снова осуждаем, говорим, что не будем унывать и снова унываем, потому что верности Христу, пути Христову, верности кресту своему в нас нет. Однажды, отрекшись от каких-то страшных преступлений, мы не смогли до сих пор отвергнуться, отречься от страстей и пороков, распять себя со страстьми и похотьми, и вот разные нечистые и скверные помыслы, мечтания, чувства, блудные желания, разные темные мысли, темные состояния души постоянно владеют нами. И вот смотрим мы в глаза друг другу и не находим там света благодати Божией, а видим там мрак. Иногда говорим друг другу:" Что же ты опять унываешь? Ведь еще вчера ты был радостным, вчера был праздник, почему же ты опять унываешь, почему же ты так быстро забываешь благодать Божию, почему же так мало можешь потерпеть, почему ты не готов быть верным Богу в каких-то маленьких скорбях, которые нужны для твоего смирения?"
Но нет смирения, нет решимости быть верным, нет желания носить в своем сердце радость, благодать, любовь, веру, это делает нас отделенными от Христа, это делает нас безблагодатными и в каком-то смысле, безбожными, в том смысле, что мы живем без Бога, мы называем себя христианами, но живем-то мы без Бога, без присутствия Божия в нашем сердце. А ведь христианин — это тот человек, который живет со Христом и во Христе, как говорит Апостол Павел: «Уже не я живу, а живет во мне Христос!» Кто из нас может так сказать? Никто! И получается страшная картина. Вот сегодня полный храм, и все почти известные люди, все хорошие, все молятся, все стараются, все постились, все ходили на многие службы, все часто причащаются. Почему же нет среди нас людей, которые захотели до конца жить по-христиански? Почему же нет людей, которые поставили себе целью очистить свое сердце от страстей, тех, кто захотел каждый день смиряться, кто захотел каждый день каяться, каждый день очищать свое сердце, побеждать свои грехи и пороки?.. Почему же в нас нет такой решимости? Потому что мы еще не стали по-настоящему верными Христу, потому что мы еще не полюбили Христа по-настоящему, мы Его еще не узнали, и в этом есть некое «иудство» наше.
Иуда тоже ходил за Христом, ходил вместе с Ним, и был на трапезах Его, и не узнал Его, и не полюбил Его, не захотел быть Ему верным, не захотел быть таким, каким учил его быть Господь. Вот в этом есть некий залог предательства, и если мы этого предательства в себе не увидим, если мы в нем не покаемся, тогда оно, может, когда-то осуществится в каком-то страшном масштабе. Придется нам выбирать — можем ли мы пожертвовать собой ради Христа и веры или мы трусливо и жалко убежим от этой крестной жертвы, от Креста Господня, для того чтобы спасти свою земную жизнь, свое земное благополучие, свои земные сребреники получить.
И сегодня очень часто мы с вами готовы огромные усилия употребить для того, чтобы получить свои сребреники, не в прямом смысле слова, нет, но у каждого из нас есть свои любимые сребреники, за которые мы готовы многое отдать, готовы пожертвовать и самым главным, и это есть тоже залог предательства, а предательство не совместимо с христианством, христианин — это тот, кто решил отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Христом.
Сегодня мы должны заглянуть в свое сердце и каяться, каяться так, как блудница умоляла Господа о прощении и приносила к ногам Его любовь, и омывала слезами Его ноги. Вот так и мы тоже можем вспомнить свою греховную и жалкую, напрасную жизнь, напрасно проведенное время, вспомнить множество своих житейских ошибок, мы их совершили очень много, и очень много тяжкого греха есть за нашей спиной, очень много мы сделали зла друг другу и тем людям, которые встречались на нашем пути, и много раз мы обманывали, и много раз мы злились, выбирали свои интересы в ущерб интересам других людей, очень часто мы ненавидели, осуждали, жалели только себя. Сегодня все это должно предстать пред нашим мысленным взором, и мы должны со слезами просить у Господа прощения, умолять Господа о том, чтобы Он изменил наше сердце, чтобы нам услышать Его глас: «Иди в мире» — то слово, которое Он сказал жене-блуднице.
Вот и нам бы услышать эти слова Христовы: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире». Где же эта вера? Почему так мало у нас этой спасительной веры? Почему так легко мы слышим слово Божие, читаем его, почему так легко мы любуемся и радуемся о прекрасным службам, тем словам, которые мы здесь поем, а жить по этим словам мы не можем, не хотим. Мы поем о святых подвижниках, вспоминаем тяжких грешников, сердцем как бы все это принимаем, радуемся, но оказывается, что сердце наше подобно камню, и все, что принимаем, — то семя, которое сеется в наше сердце, — не дает плодов, не дает всходов потому, что падает на камень. Как только дело касается нашей собственной жизни, оказывается, что тут мы совсем по-другому все решаем. Мы опять унываем, опять злимся, осуждаем и завидуем, опять жалеем себя, живем только одним сегодняшним земным интересом, опять не верим в Царство Божие, не помним о бессмертии нашей души. И не о вечной жизни, к которой зовет нас Господь, думаем, а только о земной.
Будем каяться. Будем умолять Господа, чтобы Господь пощадил нас и изменил бы наше сердце. Скажем с пророком: «Господи, отыми от меня сердце каменное и дай мне сердце плотяное, боящееся и последующее Тебе. Дай мне, наконец, сердце, которое будет чувствовать, будеть верить, будет любить, которое сможет принести плоды, сердце, которое сможет покаяться со слезами и отвергуться греха, отвергнуться себя». Только такое покаяние может нас приготовить к Тайной Вечери.
Обязательно нужно помнить о том, что совершил Господь перед тем, как совершить Тайную Вечерю. Он, как вы помните, препоясался лентием и стал умывать ноги ученикам Своим. И потом объяснил им значение этого: «Я ваш Учитель, но Я пришел послужить вам для того, чтобы и вы тоже не хотели властвовать друг над другом, называться учителями и старшими. Тот из вас, кто хочет быть старшим, да будет всем слуга. Если хотите последовать Мне, то вы должны тоже служить друг другу со смирением».
Эта готовность послужить друг другу, умалиться, отказаться от первого места, соединяет нас со Христом. Если же в нашем сердце живет тщеславие, честолюбие, гордыня, властолюбие, то нам никогда со Христом не быть, потому что наше сердце не способно иметь в себе благодать Божию. Только смирение с любовью, верой, только оно может сделать нас учениками Христовыми.
Все это, приведя на память, на сердце, будем сегодня просить у Господа, чтобы Господь сподобил нас причаститься не в суд и не в осуждение, но дал бы нам измениться, дал бы нам, наконец, начать подлинную христианскую жизнь, а не поддельную. Помните, что всякая подделка — это обман, подмена, дух антихриста, потому что антихрист — это подделка Христа, антихрист — это тот, кто придет вместо Христа, выдавая себя за Христа и не будучи Христом, а будучи врагом Его. Всякая подделка, всякая подмена и ложь, лукавство, лицемерие — это дух антихриста. И как сейчас силен этот дух в нашем мире! И, увы, и в нас он живет! И мы с вами тоже поддельные христиане, именно такие, о которых говорил Апостол Павел: «В последние времена люди будут только носителями Имени Христова, а силы Имени этого отвергнутся». Мы называемся христианами, но быть ими по-настоящему не хотим. Если мы не хотим жить истинной жизнью христианской, то тогда нас ждет только гибель, ибо тогда не сможет благодать Божия жить в наших сердцах. В этом тоже мы должны каяться.
Гораздо хуже обстоит дело с теми, кто давно не причащался, кто давно не исповедывался. Это уже есть некое отступление от веры, от церковной жизни. Кто не хочет причащаться Святых Христовых Тайн часто, тот не может называться христианином. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Есть древняя норма церковная: необходимо часто причащаться Святых Христовых Тайн, в этом таинстве Господь прощает нам грехи, в которых мы каемся. И это не значит, что не нужно исповедываться. Нужно исповедываться, нужно каяться, нельзя лукаво рассуждать: я причащусь, и мне все простится, а на исповеди я скрою свои грехи. Лукавство всегда отделяет от Бога. В Таинстве Святого Причащения прощаются нам те наши грехи, в которых мы каемся без лукавства. В этом Таинстве мы соединяемся со Христом, с Церковью и друг со другом, в этом Таинстве даются нам силы благодатные, в этом Таинстве мы приобретаем благодать Святого Духа. Если человеку это Таинство не нужно, если он может целый год не причащаться, то он, конечно, не христианин. Он только по недоразумению может называть себя верующим. Подобно тому, как человек, который раз в год с трудом добирается до своей матери, живущей рядом, не может считаться сыном, это какой-то оборотень, он не имеет права называться сыном, так и мы с вами, если не будем причащаться Святых Христовых Тайн, не будем исповедываться и каяться, не будем жить церковной жизнью, мы, конечно, не христиане.
Не может называть себя христианином человек, который совершает смертные грехи и, тем самым, отделяет себя от Церкви. Есть такие грехи: убийство, воровство, блуд, отчаяние, ложь, клевета и другие многие. Если человек совершает такие злые, страшные поступки, он не имеет право носить имя христианское. Таким людям нужно исповедываться подробно.
Если вы не читали Евангелие, то как вы можете называться христианином или христианкой? Если вы не захотели Слово Божие узнать, какие же тогда вы христиане? Слово Божие — это жизнь наша. Если эта жизнь нам не нужна, если это животворящее Слово нам не нужно, мы не имеем право называться христианами, и причащаться нам противоестественно. Это первое дело, с которого нужно начать покаяние — читать Евангелие. Читать Евангелие необходимо постоянно, каждый день. А Великим Постом (есть такая норма) необходимо прочитать Евангелие целиком.