|
Тихвинская икона Божией Матери |
Издавна Святую Русь оберегали чудотворные иконы Божией Матери — заступницы и молитвенницы за всех православных. Особенно сильно чувствовалась помощь Богородицы в тяжкие для нашей Родины времена. Предания рассказывают о том, как в деле борьбы с завоевателями-татарами московскому князю Дмитрию Донскому помогала икона, принесенная на поле брани донскими казаками. Образ Девы Марии, взятый из Благовещенской церкви городка Сипотина, водрузили на древке как хоругвь, и во все продолжение битвы он пребывал среди русского войска, разрешив исход Куликовской битвы в пользу русичей. В честь этих событий чудесная икона получила название Донской. В 1591 г. она вновь спасла столицу от нашествия войска крымского хана. Владимирская икона Божией Матери оказала большую помощь в спасении Москвы от Тамерлана. Самый страшный и беспощадный властитель Азии развернул свои войска и исчез в степи. В Смутное время Русь оберегала Казанская Божия Матерь, победе в Полтавской битве способствовала Каплуновская икона. Своя легенда связана и с Великой Отечественной войной.
|
Храм Тихвинской Божией Матери в селе Алексеевском |
До сих пор историки и обыватели спорят, был он или нет — воздушный крестный ход, который чудесным образом остановил наступление немцев, стоявших на ближних подступах к Москве. Будто бы по тайному приказу Сталина над городом, окруженным фашистами, поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы. В дальнейшем различные варианты легенды присваивают честь спасения Москвы разным образам. Некоторые указывают на чудотворный список с иконы Тихвинской Божией Матери, хранившейся в храме в селе Алексеевском. Другие отводят почетную роль аналогичной иконе, только родом из самого Тихвина либо из Ленинграда. Настойчиво упоминаются также Казанская и Владимирская иконы. Существует также вариант, согласно которому с Тихвинской иконой совершался воздушный крестный ход, а Казанский образ был пронесен по оборонительным позициям.
Ни свидетельств летчика, который мог выполнить этот полет, ни воспоминаний священников, совершавших молебен, не сохранилось. Остается лишь предполагать, что документы, которые могли относиться к событиям декабрьских дней 1941 г., были либо засекречены, либо вовсе отсутствовали как факт. Опубликованы, однако, воспоминания Валентина Георгиевича Владимирова, в те времена охранявшего столичное правительство и жителей города от банд дезертиров и уголовников, наводнивших город. Спустя годы после войны он рассказывал следующее: «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет „Дуглас“ поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву. Затем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в погоде, то ли действительно по велению высших сил, но тут же началось резкое похолодание и повалил густой снег».
|
Казанская икона Божией Матери |
В продолжение чудесных событий Казанская икона посетила Сталинград, где перед ней шла непрестанная служба — молебны и поминовения погибших воинов. Говорят, что лик Богородицы был обращен к нашим войскам на правом берегу Волги и немцы не смогли перейти реку, сколько ни пытались. Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Аналогичные события предшествовали победной Курской танковой битве: перед привезенным на позиции образом Казанской Божией Матери молились все присутствовавшие там советские генералы. Последнее, впрочем, вызывает определенные сомнения — слишком уж сильна была у высших чинов советской армии вера в идеалы марксизма-ленинизма. Однако простые солдаты, сохранившие впитанную еще с молоком матери веру в Бога, часто крестились перед сражением, сопровождая знамение нехитрой молитвой. В этом своеобразном народном православии так тесно уживались несоединимые, кажется, вещи, что часто на передовой можно было слышать и знакомое всем по военным фильмам и хроникам «За Родину! За Сталина!», и «Спаси и сохрани!».
|
Владимирская икона Божией Матери |
Не оставляла воинов и Русская Православная Церковь, получившая в 1943 г. значительное послабление от правительства. Кроме молитв в церквях и монастырях, священники выезжали на передовую, чтобы отслужить молебен о ниспослании защиты наших солдат от смерти и даровании им победы. Один из офицеров, принимавших участие в штурме Кенигсберга в 1944 г., вспоминал: «Наши войска уже совсем выдохлись, потери были огромны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, и с ним священники с иконой. Многие стали шутить: „Вот попов привезли, сейчас они нам помогут!..“ Но командующий быстро прекратил эти шуточки, приказал построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы в недоумении смотрели: куда это они идут во весь рост-то? Их же всех перебьют. Со стороны немцев была такая стрельба — огненная стена! Но они спокойно шли на огонь. И вдруг стрельба оборвалась, как по приказу. Тогда был дан сигнал — и наши войска с суши и с моря начали общий штурм Кенигсберга. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен».
Как видим, настоящие чудеса во время войны, безусловно, были, однако многих продолжает волновать главное из них — московское чудо с иконой. Историки на этот счет упорно отмалчиваются, да и священники Русской Православной Церкви предпочитают не комментировать это событие однозначно. «Теоретически такое могло быть, но нет никаких доказательств. Насколько я знаю, это мифология. Но дыма без огня в любом случае не бывает», — сказал «Yтру» пресс-секретарь Нижегородской епархии священник Игорь Пчелинцев. Словом, даже если случится так, что точно откроется — не было чудесного крестного хода, забывать о том, что силу и доблесть наших воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы, конечно, не стоит.
25.04.2005
http://www.utro.ru/articles/2005/04/25/432 384.shtml