Русская линия
Литературная газета Александр Ципко26.04.2005 

Отечестволюбие
Смена вех: православная любовь к Родине побеждает патриотизм ленинцев

Историю патриотического движения России начала XXI века наши потомки, если, конечно, русские не перестанут быть русскими, будут изучать по стенограммам заседаний Всемирного русского народного собора.

Сегодня самое весомое, достойное патриотическое слово, с которым не стыдно выйти не только к стране, но и к миру, произносится как раз на заседаниях собора. И совсем не случайно на этот раз наша либеральная рать вела себя примерно, не топтала, как прежде, в своих «независимых СМИ» собор как подлинно русское собрание.

Я не склонен умалять прошлые заслуги КПРФ в консолидации патриотического движения, умалять всё, что было сделано лично и Геннадием Зюгановым, и его партией для защиты интересов и достоинства народов России в 90-е годы. Особенно после расстрела Ельциным и его «реформаторами» Съезда народных депутатов Российской Федерации в октябре 1993 года.

Но только тогда, когда патриотическое движение под эгидой РПЦ и Союза писателей России из партийной силы преобразовалось в общенациональную, когда патриотическое слово зазвучало в конференц-зале храма Христа Спасителя, было освящено высочайшим авторитетом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, оно, патриотическое движение, вышло на историческую арену.

IX Всемирный русский народный собор, в работе которого участвовали и иерархи Старообрядческой церкви, и все ведущие иерархи Русской зарубежной православной церкви, был в этом отношении переломным.

Тема собора «Единство и сплочённость людей — залог победы над фашизмом и терроризмом» позволила выработать достойный язык, сформулировать болевые проблемы, дала возможность русскому патриотическому движению стать равноправным, активным участником общенационального диалога о судьбах России и её месте в современном мире.

Актуально замечание митрополита Кирилла, что до сих пор после превращения бывшей РСФСР в новую Россию у нас нет чётких представлений, что нас делает единой страной. У нас нет идей, ценностей, формул, позволяющих представителям всех национальностей ощущать себя частью единого многонационального народа. Владыка прав: пока единственный сплачивающий нас праздник — День Победы.

Очевидно, что «Россия как великое государство может быть либо единой семьёй многих народов, либо она не будет великим государством… Ксенофобия и национализм несовместимы с самой природой России». Но никто не делает ничего, чтобы воскресить в народах России утерянное ощущение единства. Церковь может и должна укреплять опыт межрелигиозного сотрудничества, который накопили в своём взаимодействии традиционные религии России.

Но что делает для единства страны власть? В этом главный урок собора — нет ничего более важного для сохранения России как личная преданность нашей общей стране. Важно замечание заместителя главы Всемирного русского народного собора В.Н. Ганичева, что «русский патриотизм (отечестволюбие) сложился как державный патриотизм (отечестволюбие) Святой Руси, России, Советского Союза. Это патриотизм, объединяющий все народы и слои общества». Этот патриотизм, сознание того, что мы дети одной России и что никто, кроме нас, её не защитит, и спасли нас во время последней страшной войны.

Но здесь встаёт драматический вопрос, который не смог обойти собор и который окончательно развёл по разные стороны идейных баррикад «красных» и «белых» патриотов. Речь — о ценностях, об идеологии, которая должна быть положена в основу российского державного патриотизма, о тех моральных, духовных ценностях, на которых мы хотим строить новую Россию. Собор показал, что делать это одновременно на революционных идеалах Павла Корчагина и идеалах героев «ледового похода» генерала Корнилова невозможно. На вопрос, что питало духовно, морально победу Руси в войне с гитлеровской Германией, руководство РПЦ и руководство КПРФ ответили прямо противоположно.

Произошло то, что должно произойти, о чём в октябре 1997 года во время дискуссии о природе Октября в журнале «Наш современник» я лично говорил Зюганову. Невозможно российский патриотизм, любовь к России, к ее святыням, восхищение русской православной культурой соединить с преданностью богоборческой, русофобской идеологии Октября. Нельзя быть русским патриотом, говорить о непреходящих ценностях русского мира, русской православной цивилизации и одновременно поклоняться мощам фанатика Ленина, ненавидевшего всё, что связано с православной Россией, который физически истреблял православное духовенство, всё, на чём столетиями держалась Русь. Нельзя восхищаться сыновней преданностью русского крестьянина матушке-земле и восхищаться душегубом Сталиным, который извёл русское, украинское, казахское крестьянство не просто как класс, а как породу людей.

В том, что сегодня окончательно вымирает русская деревня, что у крестьянина утрачен вкус к работе, велика и заслуга «отца народов» Сталина.

Оценка природы, истоков победы, духовной стойкости русского народа в войне с Гитлером на этот раз расставила всё на свои места. И Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в выступлениях жёстко и однозначно заявили: русский народ во время войны победил не благодаря социализму и марксистско-ленинской идеологии, а вопреки ей, благодаря тому, что «гонителям» православия «не удалось выжечь из народной души верность православному духовному и нравственному наследию».

Мы победили, говорил Алексий II, потому, что «чуждая идеология, разделившая людей ради поклонения идеалу революции, отступила перед традиционным чувством единого народа, его причастности общему долгу. Перед лицом опасности многие обратились к гонимой вере православной». Патриарх, как бы опережая последующую полемику с Зюгановым, сказал, что урок «Великой Отечественной войны показал, что подлинный, жертвенный патриотизм нельзя построить на богоборческой идеологии, на чувстве расовой или классовой ненависти».

Митрополит Кирилл позволил себе даже жёсткие высказывания в адрес тех, кто вёл массы на разгром «старого мира», и тех, прежде всего молодых людей, которые с воодушевлением громили церкви, сжигали иконы, топтали святыни предков. По сути, говорил владыка Кирилл, те молодые люди, которые, забыв о великой жертве своих дедов и прадедов, примеривают сегодня на себя символы фашизма, на самом деле «уподобляются тем молодым» (речь — о красной революционной молодёжи), которые «в свое время, также потеряв историческую память, стремились изничтожить духовный и культурный лик исторической России, во многом предопределив трагедию их народов в ХХ веке».

В ответ руководитель КПРФ Геннадий Зюганов изложил свою, противоположную, советскую правду о причинах Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Он утверждал: не вопреки, а, напротив, благодаря советской системе, благодаря объединившей все народы СССР социалистической идее мы выиграли войну. Более того, Зюганов в запальчивости, уже совсем в ленинском, большевистском духе заявил, что старая, самодержавная, православная Россия была мертва, что она всегда всё проигрывала: и Крымскую войну, и Русско-японскую войну, и Первую мировую, и только советская, ленинская Россия дала русскому народу Великую Победу. Кстати, в проекте резолюции съезда Союза коммунистических партий сказано, что «именно благодаря социалистическому общественному и государственному строю, дружбе народов, руководящей роли компартии во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным была одержана Великая Победа над гитлеровской Германией».

Тут белый патриотизм, которому жалко старую Россию, и красный, марксистско-ленинский патриотизм, который, напротив, славит разрушение этой старой России, разошлись, и окончательно.

Нельзя соединить то, что противоположно по своей природе. Нельзя соединить любовь и преданность православию с любовью к его гонителям. Понимаю соображения, которые заставили руководство РПЦ жёстко и однозначно осудить и Октябрь Ленина, и созданный им богоборческий режим, сказать, что советская система — антипод и России, и русской духовности, и русской цивилизации.

Невозможно религиозное, нравственное воспитание, тем более формирование национального сознания при нынешнем постмодернистском плюрализме правд, когда общество, элита чтят одновременно и заповеди Христа, учившего «не убий», и расстрельщика России Ленина, чьи мощи превращены в национальную святыню.

Значительная часть рабочего времени секции «Сегодняшние угрозы миру и безопасности» была посвящена обсуждению угроз, идущих от идейной сумятицы в мозгах. Выступающие указывали на непреодолимую пропасть между ценностными основами коммунистической преданности первой в мире стране социализма и православной идеей служения Отчизне. Хотя, конечно, мы обязаны уважать и чтить любой героизм во имя Родины, какими ценностями он бы ни руководствовался. Личный героизм всегда является героизмом. Но всё же…

Любой здравомыслящий человек понимает: на марксистско-ленинской идеологии, изначально разделяющей общество, нацию на полноценных и неполноценных людей, на тех, кто обречён, и тех, кто является прогрессивным классом, невозможно создать ни одной объединяющей идеи. Классовая идеология противоречит морали, в корне ей враждебна, ибо нравственные требования потому и являются нравственными, что исходят из исходного, равного, божественного происхождения людей. Марксизм-ленинизм не совместим с национальным сознанием, ибо идея классов и идея наций полярны, противоположны друг другу. Кстати, большевики потому и победили в России, что у нас был класс господ и класс крестьян, а нации в точном смысле этого слова так и не получилось.

И трудно понять Геннадия Зюганова, который во всех работах как русский консерватор, как последователь Леонтьева и Чичерина говорит, что нация является непреходящей моральной и духовной ценностью, но в то же время сохраняет верность Октябрю и Красному знамени, символизирующих отмирание всяческих наций. Нельзя же забывать, что Октябрь был совершён не во имя России, её народов, а во имя всемирной коммунистической революции. Как можно соединить характерное для КПРФ славословие в защиту православия и православной церкви с поклонами в адрес богоборцев, вождей Октября, мечтавших покончить с Россией церквей и икон?

Нельзя забыть при нынешней, почти сумасшедшей моде на Сталина, что окончательный погром русских православных храмов произошёл в эпоху утверждения его всевластия. Нельзя забыть, что Сталин расстрелял Н. Вавилова, Чаянова, Кондратьева, Устрялова и многих других одарённых от Бога русских людей.

Складывается впечатление, дай бог, чтобы я был не прав, что вождями КПРФ движет только желание сохранить свой ядерный электорат, влияние на тех, для кого Октябрь и Ленин остаются непреходящими святынями. Во имя тех же целей КПРФ стремится вслед за настроениями населения, окончательно разочарованного новой, демократической властью, возродить миф о «великом Сталине».

Необходимо уважать окончательный идейный выбор руководства КПРФ. Для одних Сталин прежде всего «душегуб». Для других — прежде всего «великий вождь». И тут примирения быть не может. Но тогда и Геннадию Андреевичу, и руководству КПРФ, и членам этой партии необходимо осознавать, что они на самом деле оказались в одном лагере с теми, кто считает, что старая Россия не имеет побед, кому, как они говорят, «не жаль старой России». Нельзя сидеть на двух стульях одновременно. Лично Зюганов, заявляющий, что русское оружие побеждало только тогда, когда оно стало советским, очень рискует своей заслуженной репутацией патриота и державника. Не к лицу сегодня русскому человеку играть в чужие игры и заявлять, что Россия не могла решать модернизационные задачи, пока не появился Ленин с его гвардией.

Даже в советских учебниках истории России признавалось, что мы не только проигрывали войны, как утверждает Геннадий Андреевич, но и выигрывали. Самодержавная Россия выиграла почти все войны с турками. Россия Петра выиграла войну со шведами. Была великая победа в первой Отечественной войне 1812 года. Даже в Крымской войне мы не только проигрывали, но и часто выигрывали. Как можно забыть великую моральную победу защитников Севастополя?

Верность коммунистической идее — похвальная вещь. Но нельзя же во имя этой, тоже заимствованной на Западе идеи совсем терять голову. Тем более когда так велика угроза исчезновения нашего государства, которому мы обязаны всем и без которого нам всем будет очень трудно жить.

IX собор знаменателен моральным, духовным проигрышем красной, ленинской правды в столкновении с правдой отечестволюбия. И подавляющее большинство соборян приняло правду отеческой церкви.

Очень важна истина, которую выразил в выступлении выдающийся писатель России Валентин Распутин. Он пришёл к, наверное, единственно возможной правде, которую выразили руководители РПЦ. Распутин напомнил о страшной цене, которую заплатила Россия, и прежде всего русский народ, за нашу действительно Великую Победу. Надо видеть, что реально, спустя 60 лет, «полноценной замены погибшим так и не произошло». Победа оставила «после себя вконец израненное и измученное тело страны». Война довела до конца «страшное дело разрушения тела нации, которое начали революция, Гражданская война и коллективизация». Для Распутина очевидно: мы выиграли войну не благодаря социалистическому строю, а только потому, что коммунистическая власть не смогла за 20 лет сломать «народную душу, столетиями воспитанную в незыблемых нравственных и духовных правилах, в почитании органической судьбы данной страны». Советское воспитание для Распутина было «калеченьем душ».
Его позиция, до глубины души русского писателя, подтверждает мои предположения о серьёзных изменениях в настроениях тех, кто заслуживает звания патриота. Конечно, войну мы выиграли и в космос первыми полетели. Но за все эти победы советского строя заплачено так много, что на будущее мало что осталось.

Не в надрывности ли всех наших великих побед ХХ века причина нынешнего распада?

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg172005/Polosy/31.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика