Русская линия
Русская линия Леонтий Миронов23.05.2009 

«Домострой» как литературный носитель эталона хозяйственного рационализма
Доклад на конференции сообщества «ДелоРус» «Пути собирания Русского Мира», проходившей в рамках международного форума «Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности»

Выступая 16 февраля 2009 г. на открытии XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития», вновь избранный Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл призвал бороться с «расслабляющей вакханалией масскульта» и возрождать традиции «Домостроя».
Он также подчеркнул, что Церковь призвана помочь людям осознать свое предназначение в жизни и найти достойное, осмысленное применение для творческой энергии в той или иной сфере народного бытия, включая науку и технику, образование и просвещение, культуру и искусство.
«Единственный прямой путь к возрождению нашего народа — это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время возрождать истинные традиции „Добротолюбия“ и „Домостроя“, повышать в общественном сознании ценность семьи как „малой Церкви“ и Церкви как большой семьи», — заключил он.

Памятник литературы допетровской Руси «Домострой» являлся специальным сводом правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. Этот свод правил формировался в течение нескольких веков.

У «Домостроя» нет ни точной даты создания, ни автора, поскольку как любое истинно народное произведение он создавался на протяжении долгих лет, редактировался и переписывался трудами нескольких древнерусских писателей. Многие списки «Домостроя» отличаются друг от друга, составляя три редакции и несколько типов. Его первая редакция составлена в Новгороде в конце XV в., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным сотрудником молодого царя Ивана IV Васильевича, благовещенским протопопом Сильвестром. Последний добавил к своей редакции личное обращение к сыну Анфиму, своего рода краткий конспект «Домостроя», который также бытовал в самостоятельных списках, частично переработанных. Третья редакция выполнена на основе двух основных с различными частными добавлениями. Три основные части составляют «Домострой» всех редакций; они последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1−15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16−29) и «домового строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30 — 63 по II редакции).

«Домострой» — памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения; каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты Священного Писания и Отцов Церкви. «Домострой» — не просто «экономия» (таково точное значение кальки «Домострой»), он проникнут нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома, а словом «Государь» одновременно обозначается и «хозяин» государства, и вождь общества, и владыка дома. Не знание, обычно связываемое с информацией, интересует автора и читателя «Домостроя», а порядок ведения дел, степенность, т. е. последовательность в отношении к основному и главному в рамках домашнего жития. Не знать, а ведать надлежит Дом.

Православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма. Более того, литературный носитель этого эталона хорошо известен — это «Домострой». Представители московского купечества в большинстве своем происходили из крестьянской среды. О них говорили, что пришли из деревень с котомками и в лаптях и сделались миллионерами. В нравственном же развитии, в привычках, в быту они оставались неизменными, и лишь столичная жизнь отшлифовала их внешне. Купечество хранило древние обычаи и веру отцов и дедов. Художественные и публицистические произведения, посвященные событиям того времени, пестрят указаниями на поразительную религиозность купечества.

Во всех взаимоотношениях «Домострой» призывает своих читателей быть честными, справедливыми и милосердными. Его поучения пронизаны и чувством долга, ответственности. Произведение очень демократичное не только по своей адресности, но и по жанру, по тематике, по языку, образному, сочному, народному, свободному от устоявшихся книжных оборотов и словоблудий, особенно когда речь идет об устроении домашнего хозяйства. Это по-настоящему увлекательная книга для домашнего чтения, и не с каким-то фантастическим сюжетом, а «имеющая в себе вещи зело полезные».

Что же это за вещи, «зело полезные»? Это — рачительность, бережливость, трудолюбие, несущие в семьи достаток. Это — гостеприимство, помощь нищим, малоимущим, страдающим, милосердие к бедным, убогим. Это — почтительность к старшим. Это справедливость и заботливость по отношению к зависимым людям. Это честность в повседневных человеческих отношениях и отношениях с государством. Таким образом, в те времена «Домострой» объединял отдельные хозяйства крепкими нравственными узами, положительными установками, едиными поведенческими нормами в одно общее народное хозяйство, устойчивое ко всяким невзгодам, противостоял «грубости нравов» и «низкому уровню морали». Объединял, скреплял утверждением в жизни христианских добродетелей и призывами к жизни праведной.

Надо также сказать, что «Домострой» находится в самом исходном пункте основного русла русской социально-экономической мысли, является одним из её краеугольных камней. В «Домострое» необыкновенно удачно выделена как раз та ячейка экономической жизни, с которой начиналась тогда экономика государства — домовое хозяйство. Со временем из него вычленятся ремесленные производства, промысловые артели. Был выбран простой и ясный путь: Трудиться! Богатеть! Развиваться! Вот призывы: будьте трудолюбивы, рачительны, воздвигайте дома, мельницы, амбары, распахивайте земли, разводите скот, сады, огороды, развивайте ремесла, торгуйте. Вот она центральная экономическая идея «Домостроя» — богатейте, становитесь сильнее, укрепляйте свое хозяйство, укрепляя тем самым и российское государство.

Свод правил хозяйствования, выстроенный в «Домострое» и помогающий человеку вести достойную жизнь на Земле и трудиться с Богом в сердце, «с чистой совестью и в правде», не потерял актуальности и сегодня.

Миронов Леонтий Михайлович, директор Центра исследований духовного наследия России Института экономических стратегий РАН

https://rusk.ru/st.php?idar=114175

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика