Русская линия | Максим Степаненко | 05.05.2009 |
«если свет, который в тебе,
тьма, то какова же тьма?»
Мф.6:23
«Вера в Бога для меня — это тюрьма…
Мой начальник — это моя совесть»
Оле Нидал
«….Российская ассоциация буддистов Школы Карма Кагью относится к традиционному буддизму, находится в дружеском общении с другими школами буддизма, действующими в России, и не может быть охарактеризована в качестве секты…
…Школа Карма Кагью не приемлет миссионерства. В буддизме считается, что Учение (Дхарма) принесет пользу, если человек сам ищет его и подготовлен к знакомству с ним.
В то же время, знакомство с традицией буддизма, с его высокими духовными ценностями, безусловно, представляет интерес для многих образованных людей. Это позволяет углубить межкультурный диалог, воспитывает в обществе толерантность и веротерпимость, которых так не хватает в наше время.
Выставка буддийского искусства и фестиваль буддийской культуры имеют исключительно просветительские цели. Вряд ли классическая буддийская живопись и скульптура, фильмы Бертолуччи и Скорцесе могут кого-либо „завербовать“.
Наконец, Лама Оле Нидал всегда с большим уважением относится к христианству. Он неоднократно публично подчеркивал большие заслуги христианства в развитии общества.
Лама Оле Нидал никогда не высказывал заявлений, которые в какой-либо мере близки к расизму. Расизм в корне противоречит духу буддизма. Согласно Учению, каждый человек обладает природой Будды, вне зависимости от его расы, национальности, социальной принадлежности.
….Возможно, что прежде чем приписывать другим людям несуществующие мотивы и убеждения, стоит прежде разобраться в их взглядах. Это может быть более полезно для общества, чем уверенность в том, что истина принадлежит единственной конфессии».
Оставить без внимания эти, по нашему мнению, фактически лживые утверждения томских необуддистов нельзя, но мы преднамеренно не торопились с ответом на это, т.к. ожидали приезд в январе 2009 года в Томск самого Оле Нидала. И выяснить, на сколько его былые высказывания и утверждения соответствуют его нынешнему мировоззрению.
Рыба гниет с головы: разве лама Оле Нидал вне критики?
В свое время святой апостол Павел писал: «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим.11:16) — так он говорил о Господе Иисусе Христе — о главе и начатке нашей Церкви (Кол.1:18).
Как свидетельствуют религиоведы, в целом в школе Карма-кагью почитание лам развито особенно сильно, — это является характерной чертой тантрического буддизма.
Да и сам Оле Нидал учит: «…центральным путём в Кагью является путь „Гуру-йоги“, медитации на Ламу. Благодаря преданности и способности видеть Ламу как Будду раскрываются драгоценные качества нашего ума, и мы отождествляемся с совершенным состоянием Ламы».
Карма-кагью в России — это только и, прежде всего, лама Оле Нидал. Именно ему, как непререкаемому авторитету, смотрят преданно в рот российские последователи Карма-кагью. Именно только из выступлений Оле Нидала, его переведенных на русский язык книг, интервью и т. п. россияне могут узнать, что такое Карма-кагью. Иных учителей Карма-кагью, кроме учеников Оле Нидала практически нет в России. Знакомые нам российские руководители секты — люди совершенно нехаризматичные проповедники, а томич Евгений Локотко вообще лишен дара красноречия.
Поэтому можно справедливо считать ламу датчанина Оле Нидала «корнем» Карма-кагью в России. В связи с этим, правомочно рассмотреть духовно-моральный облик именно этого человека, особенно в контексте известной поговорки «Рыба гнет с головы».
Святой апостол Иаков преподал в свом послании пример «религиозной безопасности», целостного понимания личности и благочестия. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11−12). Поэтому можно предполагать, если учение той или иной религиозной организации содержит в себе безнравственные или духовно деструктивные моменты, то в целом учение (именно учение, мы и будем далее рассматривать) такой организации «горько» и «солено». Целокупно благочестивый человек, благочестив всегда в вере, словах и в делах.
Ответы на лживые заявления Буддийского центра Алмазного пути «Карма-кагью» г. Томска
«….Российская ассоциация буддистов Школы Карма Кагью относится к традиционному буддизму, находится в дружеском общении с другими школами буддизма, действующими в России, и не может быть охарактеризована в качестве секты…»
О том, какие «дружественные» отношения у ламы Оле Нидала и его секты с другими школами буддизма можно узнать из его же интервью «Горячий трон» [www.buddhism.ru/teach/ole-hot_throne.php]. Это интервью формировалось в апреле-мае 1997 года во время совместной поездки в Лиму (Перу) и в США. Вопросы задавали Улла Унгер-Гёбел и Дэтлев Гёбел:
«Ты награждаешь другие буддийские школы всевозможными эпитетами типа «закостенелые и скучные» (Гелуг-па), «эгоист» (Тхеравада), «для гневливых и гордых людей» (Ньингмапа). Твои же ученики, напротив, «радостные йоги». Это не очень созвучно знаменитой «буддийской терпимости». Как ты относишься к тому, что вследствие этого тебя величают «сектантом?»
Обратите внимание, организацию Оле Нидала впервые назвали сектой именно представители других школ буддизма. Примечательно и то, что именно традиционные ламы Карма-кагью, действовавшие в Европе, еще со второй половины 1970-х годов, первыми выступили против Нидала.
«…Гелугпа — излюбленная мишень для твоих шуток и критики. Например, ты всё время говоришь, что там человек должен сначала 20 лет изучать, прежде чем ему «разрешат» медитировать. Но люди, у которых есть контакт с центрами Гелугпы на Западе, рассказывают, что там медитируют точно так же много, как и у нас. Со стороны Гелугпы тебя упрекают, что ты представляешь такие практики, как Махамудра или «Шесть поучений Наропы», как принадлежащие исключительно Кагью. Гелугпинцы говорят, что этому можно научиться и у них…
Один из главных столпов твоей деятельности — это Пхова, практика «умирания в сознании». В Тибете эта практика была почти секретной. Ты обучаешь ей на больших открытых курсах с участием более тысячи человек, многие из которых только начинают медитировать. Из-за этого люди, в первую очередь, из других школ — например, гелугпинцы — упрекают тебя в несерьёзности…»
Итак, лама не жалует традицию Гелуг-па, которой следуют представители российского буддизма — калмыки, буряты и тувинцы, равно и как представители Гелуг-па постоянно критикуют Оле Нидала.
«Говорят, ты был против того, чтобы эти монахи и монахини учили в руководимых тобой центрах…»
На это Оле Нидал дал ответ, ярко характеризующий, на сколько вероучительно и обрядово «традиционна» его секта, так как в традиционном буддизме монахи — это элита общества, а вот женатые ламы, имеют небольшой авторитет: «Незрелые люди, упустившие свой юношеский бунт или не вполне оставившие его позади и ещё подверженные влиянию монашеских одежд и ритуалов, сразу после их визитов хотели придать нашим группам более «святой» и скучный вид, и приходилось попросту восстанавливать подлинную свободу и свежесть. Большинство людей просто доверяют авторитетам и склонны лениться. Если появляется кто-то в униформе или монашеской робе, то его сразу рассматривают как компетентного, и тогда групповой процесс обучения, который является нашей целью, даёт сбой».
<
>
«…Как-то ты сказал, что не хочешь монахов в центрах, потому что из-за их присутствия возникает иерархическая структура…»
Оле Нидал: «Люди теряют свою непринуждённость в первую очередь тогда, когда появляются западные монахи. Что касается учителей высокого уровня и тибетцев, то здесь дело обстоит лучше. В этом случае монашеские одежды — часть культуры. Между прочим, о чём очень часто забывают, Будда создал 254 обета для монахов и около 350 для монахинь, так же как и особую одежду, для того, чтобы провести границу между ними и обычным обществом. Он хотел, чтобы придерживающиеся безбрачия вращались в своём кругу, внутри своей общины. Дело монаха — монастырь, а не улица….
….Ты явно не очень доверяешь пользе трёхлетних уединений во Франции. Но там ими руководит Гендюн Ринпоче, у которого 16-й Кармапа признал высокую степень осуществления. Не следует ли здесь исходить из того, что под руководством такого ламы люди в любом случае развиваются хорошо?»
Таким образом, по словам Оле Нидала, западные буддийские монахи не проповедуют идентичный буддизм, он отказывает в миссии на Западе монашествующим, ограничивая их жизнь монастырем, и делая себя лучшим кандидатом для миссии на улицах Европы и Америки. Не правда ли, странная позиция для представителя якобы «традиционного буддизма»?!
Оле Нидал не очень высокого мнения об образованности и миссионерских способностях коренных тибетцев. Его спросили: «Не способствует ли это резкому отчуждению твоих центров от их тибетских корней? Раньше пуджи были тем, что можно было делать вместе с тибетцами и что давало ощущение общности с ними». На что он заявил: «Любого, кто желает, мы отправляем к певцам пудж, но на самом деле наши тибетские гости в первую очередь хотят знать, как нам удалось в течение 25 лет с таким успехом распространять их учение по всему миру, а недавно так здорово одурачить красных китайцев во всей этой истории с Кармапой… Кроме того, приезжающие тибетцы в основном хотят ходить по магазинам и шлифовать у нас свой английский…»
Видимо, коренные представители тибетского буддизма, особенно монахи, очень быстро поняли настоящее отношение к ним датчанина и его снобизм, что появление взаимной прохлады стало очевидной и для простых адептов секты Оле Нидала: «Насколько вообще важна для тебя связь с тибетцами? Они всё реже посещают центры».
Как расколота сама Карма-кагью, и какое существовало серьезное противостояние с Далай-ламой вы можете ознакомиться в разделе «Публикации» сайта «Махамудра»: [http://www.mahamudra.ru/publ/], в частности, в Публичном заявление сообщества монахов Его Святейшества Гьялвы Кармапы на Международной Конференции Карма Кагью [www.mahamudra.ru/publ/ikkk1.html]. В этом заявлении Далай-ламу весьма эмоционально обвиняют в злонамеренном противодействии Карма-кагью на Тибете.
Свою критическую позицию к другим направлениям буддизма Оле Нидал объяснял так: «Да, иногда я называю вибрации других школ или их групп скучными или гордыми, ханжескими или драматичными, так как, по моему мнению, высказать немного критики полезно для придания привлекательности картине современного буддизма в глазах общественности. При этом я описываю нас, Кагью, как одержимых желаниями или жадных…».
Примечательно, Оле Нидал свидетельствовал об опасности, которую могут нести западные ламы традиции Карма-кагью: «Я знаю довольно много о центрах Калу Ринпоче, также и потому, что ко мне обращались за советами по поводу них. В их трёхлетних уединениях часто происходили несчастные случаи. Произошло несколько самоубийств и случаев умопомешательства, как во время, так и после уединений. Самые плодовитые на казусы — уединения в Шотландии и в Нью-Йорке с Аконгом Тулку и Ламой Норла, пользующиеся дурной славой, по крайней мере, в связи с тем, что ломают людей, вместо того чтобы их развивать».
Российские адепты Оле Нидала и он сам заявляют в официальных интервью перед светскими журналистами, что они якобы являются представителями традиционного буддизма. Как видим, это является либо искренним самообманом, или лицемерием, в котором они желают получить общественное признание, что им часто удается добиться, например, в Томске. Последнее объяснение мне кажется более вероятным.
Сам факт того, что Лама Оле Нидал проповедует отличную, новую, европеизированную форму Карма-кагью — это не чей-то вымысел, это его собственные признания. Ничто не доказывает, что нынешняя Карма-кагью, созданная Оле Нидалом тождественна Карма-кагью, которую якобы исповедовали калмыки в древности.
Нам не известны достоверные исторические свидетельства, что российским калмыкам когда-то была знакома эта школа. В любом случае сказать, что они ее «исповедовали» нельзя. Возможно, среди них были отдельные ее последователи до начала XVII в., но это, по нашему мнению, ничем не подкрепленное допущение. Во всяком случае, когда они пришли в середине XVII веке в Московское царство, они все поголовно принадлежали к школе Гелуг.
Во всяком случае, идентичность названия автоматически не делает секту датчанина Оле Нидала традиционной религией России.
В Интервью Портал-Credo.Ru Оле Нидал изначально заявил, что якобы он преподает подлинные тибетский буддизм для мирян и йогов, и ничего сам он не изобрел, однако затем выдал откровение: «Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики — этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме пока ещё существуют. Но сегодня этого больше сохраняется на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно духовно важных, а на Западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получать более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких внешних культурных наслоений» [www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=183].
Могут ли быть «передовые» поучения в школе, придерживающейся древней и неизменной традиции? Может ли быть «передовое» ортодоксальное Православие?
Ламе ученики задают вопрос: «Твоё особое стремление — создать западный буддизм. Ты сам часто говорил, что этот процесс очень непростой, и нужно быть аккуратным, чтобы не выплеснуть вместе с водой и ребёнка. В последние годы, например, в подготовительные упражнения, ты внедрил различные западные и современные нововведения. Что является твоим критерием, чтобы судить о том, как быстро и в какой степени ты можешь это делать?».
Ответ Оле Нидала: «Критерий очень прост: чтобы изменения соответствовали смыслу текста и делали его пригодным к употреблению. Тибетцы сохранили из языка Будды, как уже говорилось, только мантры, и я разрешаю теперь своим ученикам читать те части текста, которые иначе бы оставались непонятны на немецком языке».
Но дело не только в переводе на западные языки тибетских практик. Также это и активное применение для неофитов медитативных практик, которые на Тибете начинают использовать только опытные монахи, например, упомянутую медитацию «осознанного умирания». Оле Нидал совершенно не соответствует традиционному образу ламы, принятому в традиционной тибетской культуре — он женат, ест мясо, употребляет алкоголь, в огромном количестве пьет кофе, категорически не пользуется традиционными одеяниями и атрибутикой, занимается экстремальными видами спорта, и, наконец, он ведет сексуально разнузданный образ жизни и пропагандирует его (об этом более подробно далее).
Необуддизм Оле Нидала выражается еще и в значительной сепарации и фильтрации верований и практик традиционного тибетского тантрической буддизма, что делается для удобовосприятия западного человека. Без такой фильтрации и надевания розовых очков оригинальные тексты, буддийские иконы и некоторые практики (например, чод) вызовут культурный шок и отвращение. Этот ритуал, созданный в XII веке тибетской богиней Мачиг Лабдон и популярный у буддистов Монголии. Его совершают в горах в полном уединении, и он представляет собой призывание голодных духов и демонов с последующим предложением им для насыщения своего собственного тела [http://buddhism.org.ru/buddhism07.html].
Вы не найдете в выступлениях и книгах Оле Нидала темную и демоническую, и вместе с тем неотъемлемую часть традиционного тибетского тантрического буддизма — чудовищный для христианского восприятия пантеон божеств и демонов, изуверские практики, безнравственные и деструктивные поучения. Все это в его секте старательно отфильтровывается, отбеливается и приукрашивается выборочно светлыми образами. Тем самым от людей сознательно скрывают, к какой на самом деле демонической духовности они приобщаются, к миру, где нет места Богу, но полно демонов. Подобно об этом в Приложение, где приведены выдержки из главы о тантрическом буддизме книги Евгения Торчинова «Введение в буддизм».
В секте Оле Нидала все время подчеркивают, что они проповедуют людям аутентичный тибетский тантрический буддизм для мирян и йогов. Представим образно, что людей вводят в большой зал, в зал аутентичного тибетского тантрического буддизма, но адепты Оле Нидала видят перед собой только незначительную его часть, огороженную красивой розовой ширмой, и думают, что это и есть весь тантрический буддизм. Но урони эту ширму, и сознание придет в ужас от демонической темноты. Впрочем, вас тут же успокоят и заявят, что не существует персонифицированного зла, а темные образы злобных духов эффективно способствуют «просветлению» сознания. Только кого обманываем?
Сын Божий свидетельствовал Сам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18), «…диавол… был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Примечательно, что, искушая христиан, сатана принимает вид «Ангела света» (2Кор.11:14), то в тантрическом буддизме он даже не скрывает своей видимой сущности!
Таким образом, можно уверенно сказать, что буддизм Карма-кагью Оле Нидала — это западный необуддизм-лайт: максимум ярких медитаций, минимум времени на «просветление», минимум философии, ни слова о диких для западной культуры тантрических божках и демонах, минимум чуждой западу традиционной тибетской обрядовости и, наконец, минимум благочестия.
Бога нет, будь свободен, развлекай себя медитативными мечтаниями в иллюзорном мире, наслаждайся сексом и не причиняй вреда ближним — не удивительно, что это ложится на благоприятную современную все более десакрализирующую почву! Когда Бог в душе исчез, но хочется некоего духовного суррогата, иллюзии духовности — Карма-кагью Оле Нидала — идеальный вариант.
Только суррогат этот, по нашему мнению, демонический.
***
«В то же время, знакомство с традицией буддизма, с его высокими духовными ценностями, безусловно, представляет интерес для многих образованных людей. Это позволяет углубить межкультурный диалог, воспитывает в обществе толерантность и веротерпимость, которых так не хватает в наше время».
В контексте ранее указанного, первые слова этого ответа томских тантрических необуддистов, являются циничной ложью. По нашему мнению, ни в коей мере нельзя поставить знак равенства между «буддизмом» и буддизмом в версии Оле Нидала.
Но еще большую иронию вызывает утверждение о «высоких духовных ценностях», которые, конечно, неотъемлемы от «высокой нравственности» тантрического буддизма Оле Нидала.
Итак, рассмотрим какую «высокую» нравственность преподает датский лама Оле Нидал своим последователям на примере интервью, опубликованного на официальном сайте «Ассоциации буддизма Алмазного пути школы Карма-кагью», которое было взято у ламы Оле в 1993 году Вадимом Меньших и Григорием Серебряным [www.buddhism.ru/teach/ole-love_sex.php]. Сейчас эта ссылка удалена после пресс-конференции Оле Нидала в Томске в январе этого года, где автор указал «продвинутому» ламе в присутствии журналистов на то, что он фактически пропагандирует блуд. Впрочем, это интервью «Любовь и секс» уже продублировал не один сайт и его копию можно легко найти через поисковые системы.
Для ламы Оле Нидала сами по себе блуд и прелюбодеяние, ни моральны, не аморальны: «Будда очень мудр, потому что держится в стороне от всех проблем, связанных с сексуальностью… Секс, как и все остальные вещи, подчиняется закону кармы. Если мы используем свое тело для того, чтобы приносить другим счастье, мы создаем хорошую карму, и из этого будет возникать что-то очень хорошее. Но, если мы используем свое тело для того, чтобы беспокоить других, причинять им сексуальный вред, то из этого будет возникать что-то негативное. Будда не является догматичным или осуждающим Богом. Он не хочет, чтобы мы были его детьми. Он желает, чтобы мы развивались. И он никогда не говорит: «Вы должны» или «Вам нельзя». Он говорит: «Если будете делать это, то получите такие результаты, а если будете делать вот это, то получите такие результаты».
Если все желают блуда, единственным препятствием может быть не нравственные общественные устои и императивы, а только… половые инфекции: «Конечно же, с таким заболеванием, как СПИД, сегодня надо быть осторожным». Прискорбно, что необуддисты Нидала бояться более не Суда Божия, а СПИДа!
Проституция непредосудительна, может быть полезной для психики блудящих, и даже приводить к «духовному просветлению»: «Все полностью зависит от того, что из этого получается. Может быть, у мужчины есть какие-нибудь сексуальные расстройства, и проститутка способна ему помочь…. Вообще-то, у нас есть один поучительный случай в тибетской истории: была такая проститутка в Лхасе, которая фактически была излучением женского качества Будды. И все мужчины, выходившие из ее объятий, становились полупросветленными. Так же и многие мужчины, которые хорошо медитируют, могут передавать большую долю своего понимания женщинам, которые приходят к ним».
Несомненно, в секте Оле Нидала идет пропаганда блуда: «Ведите свое тело туда, куда идет ваше сердце, а не туда, куда идет ваша голова. Не создавайте какие-то принципы в любви, занимайтесь любовью просто потому, что вы действительно хотите это делать. Это все. Вот что думаю». Впрочем, лама делает оригинальную оговорку, осуждая постоянный беспорядочный блуд: «если ложитесь с кем попало — вы теряете хороший стиль». Т. е. если совокупляться не с кем попало (плюс партнер обязательно должен быть здоров + обязательно использование презерватива) — это приемлемо, «стильно» и даже создает «хорошую карму»!
Заботясь о здоровье своих блудящих последователей, Оле Нидал советует: «если вы занимаетесь любовью с тем, кого вы не знаете, нужно всегда использовать презерватив». Для ламы презерватив — возможность безопасного блуда. Именно поэтому ныне покойного Римского Папу Иоанна Павла II, осуждающего как блуд, так и презервативы, как средство ограничения рождаемости и средство потворствующего блуду (именно ограничения рождаемости и потворству блуда) Оле Нидал назвал «безумным»: «Некоторые люди настроены против этого, например, Папа Римский, католический священник, совершенно безумный в этой области. Он посетил недавно Танзанию в Африке, где половина населения умирает от СПИДа, и сказал им — не использовать презервативы. Он сказал, что использовать презервативы, это больший грех, чем кого-нибудь заразить. Он действительно безумен. Дело в том, что недостаточно знать людей, с которыми спите. Необходимо также знать, с кем они ложатся в постель. Так что будьте осторожны и используйте презервативы. Это важно».
Что точно заявил в начале 90-х годов папа, мне не удалось найти, но, судя по сообщениям информагентств в 2002 голу, лидеры как католических, так и мусульманских общин Танзании считают, что использование презервативов приведет к падению нравственности.
Одобряя блуд, Оле Нидал сам немало прелюбодействует. Так в рассматриваемом интервью, в ответ на вопрос: «Возникал ли у вас с Ханной вопрос с детьми и как вы его решали?», он ответил: «по-моему, у меня есть ребенок в Париже. Конечно же, наша семья очень здоровая, и иногда действительно задумываешься о том, чтобы передать кому-нибудь свои гены. Если ко мне приходит умная женщина с желанием вырастить от меня ребенка, не вовлекая меня в юридические формальности — я дам ей этого ребенка».
В интервью «Горячий трон» лама был еще более откровенен, его спросили: «О тебе говорят, что ещё несколько лет назад у тебя было необычайно много подруг. Предоставляешь ли ты своей жене такую же свободу, которой пользуешься сам? Каково твоё отношение к браку, верности и т. д.?», и лама признался: «Как и мой великий пример для подражания Марпа 950 лет назад в южном Тибете, я основал первые группы от Осло до Афин, полагаясь на близких подруг… Каждый день меня восхищают новые обладательницы женской прелести, но слишком большое количество партнёрш мешает работе, а моё сердце не выносит того, что мне приходится разочаровывать открытых мне людей» [www.buddhism.ru/teach/ole-hot_throne.php].
Помимо многочисленных «одноразовых» любовниц, у ламы Оле Нидала есть еще и любовница, которая сопровождает его в поездках — Кати Хартунг, и это он даже не скрывает: «Не может быть лучше сегодняшней ситуации, когда моё время делят Хана (Примечание МС. Ханна — официальная жена ламы) и Кати; они замечательные женщины, они наполняют мою жизнь счастьем. Если они станут искать других друзей, то я их не буду удерживать» [www.buddhism.ru/teach/ole-hot_throne.php].
По мнению Оле Нидала, извращенные формы блуда плохи лишь только тем, что могут создать «плохие чувства», и иногда забавные «ситуации». Вот ответ ламы на вопрос «Секс втроем и более, насколько это приемлемо?»: «Наверное, это закончится тем, что создадутся какие-то плохие чувства. Самое забавное, о чем я слышал, было в Америке: две девушки легли спать с одним мужчиной. Затем они нашли, что им вдвоем так весело, что выгнали мужчину».
И, наконец, показательна шутка (и шутка ли это?) Оле Нидала о том, как определят его «следующее перерождение». Эта шутка в контексте вышеупомянутого выглядит, как адекватное выражение нравственности ламы: «После этого найдут веснушчатого дикого мальчика, задирающего юбки женщинам, чтобы посмотреть, что там, и узнают в нём моё новое перерождение!».
Для сравнения:
«Не прелюбодействуй» (Исх.20:14),
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Фесс.4:3)
«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18)
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4)
«… ибо знайте, что никакой блудник… который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5).
«… неверных… и любодеев… участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8).
Лама заявляет, что близкородственные половые связи недопустимы только потому, что это… «разрушает генофонд».
Для сравнения:
«Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего!… Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! Проклят, кто ляжет с тещею своею!… Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь» (Втор 27:20−23)
«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. А я…решил. сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:1−5).
Оле Нидал считает, что с точки зрения буддизма, извращением в сексе является «неправильные умственные тенденции из прошлого времени». При этом, например, сам по себе гомосексуализм непредосудителен и не осуждаем в секте Оле Нидала, единственным его недостатком является… невозможность заняться «тантрической любовью», где необходим «обмен между мужской и женской мудростью»: «У нас есть пара гомосексуалистов и лесбиянок. Сначала мне казалось, что они очень забавны… Те мои ученики, кто является гомосексуалистом или лесбиянкой, рассказывали мне о том, как они это ощущают, и я обнаружил, что только одна часть их отличается от всех остальных, а все остальное такое же» [www.buddhism.ru/teach/ole-love_sex.php].
В другом интервью «Горячий трон» лама говорил: «У меня есть несколько бисексуальных и несколько голубых учеников, и есть несколько пар, благословлённых мной на наполненную смыслом совместную жизнь. Как именно им наслаждаться друг другом наедине, я охотно предоставляю им решать самим. Нередко среди них встречаются одарённые люди, но их жизнь нелегка. Часто возникает ревность по пустякам, и я подозреваю, что однополая любовь может влиять на усиление эго» [www.buddhism.ru/teach/ole-hot_throne.php].
Причиной содомии не собственная развращенность, а прошлые кармические «проблемы»: «Будда говорит, что это происходит оттого, что в прошлой жизни это существо плохо отзывалось о противоположном поле. И те, кто слишком много жалуются на мужчин или женщин в этой жизни, могут получить проблемы в следующей».
Пропагандируя среди россиян блуд, добрый датчанин позаботится, чтобы «русские люди не умерли от СПИДа», в свое время он регулярно привозил в Россию огромные партии… презервативов, которые он, видимо, раздавал в своих более, чем полста центрах по России. Даже не знаем плакать или смеяться? Западные христианские секты раньше везли в Россию бесплатные Библии, а наш лама — презервативы. Как тут не сказать «читающий да разумеет» (Мф.24:15)! Вот уже великая поддержка российской «духовности». Может быть лучше проповедовать целомудрие, воздержание до брака, и недопустимость измены? Тогда и ВИЧ не страшен, и презервативов не нужно, и Папа Римский будет выглядеть не таким безумным?
И, наконец, еще один образчик «высокой морали» датского ламы: «Не стоит жалеть пятилетнюю девочку, которую изнасиловал ее дядя; значит, в прошлой жизни она сама была дядей и изнасиловала свою племянницу; ничего не поделаешь, в будущей жизни у нее будет что-то лучшее, а вот дядя-насильник станет девочкой» [www.stolica.narod.ru/vost_s/nidal/001.htm]. Комментарии излишни…
Таким образом, в контексте христианской морали «знакомство с традицией буддизма» в версии Оле Нидала это не знакомство с «высокими духовными ценностями», а с очевидной нравственной деградацией и вероучительно неограниченным блудом.
Да убережется наша «убогая» российская культура от таких «высоких духовных ценностей» датского ламы!
***
«… Школа Карма Кагью не приемлет миссионерства. В буддизме считается, что Учение (Дхарма) принесет пользу, если человек сам ищет его и подготовлен к знакомству с ним».
Подобные заявления у нас вызывают совершенное недоумение: это лицемерный обман или лицемерный самообман?!
На официальном сайте «Карма-Кагью» приведены адреса более 70 центров этой необуддийской секты. Оле Нидал в Томске заявил, что он основал по миру более 600 центров своей секты. В 2009 году во время своего совершенно «немиссионерского» тура по миру он намеревается посетить Австралию, Перу, Лиму, Гватемалу, Кубу, Канаду, Мексику, Балканы, Скандинавию — в этих странах буддизм вообще никогда не существовал и сейчас не является традиционным верованием. С трудом верится, например, что в Перу и Гватемале есть просто толпы местных индейцев, ищущих Дхарму и подготовленных к ней?!
Таким образом, вышеуказанное заявление необуддистов является пропагандистской ложью. Без сомнения говорить не только о миссионерстве секты Оле Нидала, а об активнейшем прозелитизме!
***
«….Выставка буддийского искусства и фестиваль буддийской культуры имеют исключительно просветительские цели. Вряд ли классическая буддийская живопись и скульптура, фильмы Бертолуччи и Скорцесе могут кого-либо «завербовать».
Данное заявление, по нашему глубокому убеждению, является еще одним примером пропагандисткой лжи. Для многих сект характерно использования для вербовки внешне нейтральные и нерелигиозные мероприятия: показ кинофильмов, художественные выставки, музыкальные концерты, лекции по психологии, женской красоте, ведической культуре, семинары по йоге, фитнес-йоге, курсы изучения иностранных языков, танцы живота и т. п.
Это арсенал активно используют следующие секты:
— Шри Чинмоя (концерты, художественные выставки малохудожественной мазни их гуру);
— «Общество сознания Кришны» (лекции по психологии, семинары по ведической кулинарии, бхакти-йоге),
— Ашрам Шамбалы Константина Руднева (семинары по раджа-йоге, фитнес-йоге, женской привлекательности, танцы живота),
— «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» — мормоны (бесплатные курсы английского языка),
— «Адвентисты седьмого дня» (курсы по библейской археологии, здоровому образу жизни, агрономии)
— Сахаджа-йога, Миссия Чайтаньи — Межрегиональная общественная организация развития йоги (курсы по йоге),
— Шри Шри Равви Шанкара — Фонд «Искусство жизни» (семинары по психологии и личностному росту) и т. д.
Особый цинизм и лукавство выставки и фестиваля буддийской культуры, формального организуемого Международной общественной организацией «Наследие Гималаев» организуемого в том, что, во-первых, это проводится под маской религиозной анонимности. Организаторы фестиваля и выставки злонамеренно скрывают и не указывают свою религиозную принадлежность секте «Карма-кагью» Оле Нидала, что является прямым нарушение статьи 8, п. 8. закона «О свободе совести»: «Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности».
Во-вторых, цинизм и лукавство этой выставки в этом, что все, показываемое на выставке адептами Оле Нидала ими же отвергается. На вопрос Портал-Credo.Ru [www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=183]:
«Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Тибета обрести свободу, независимость, восстановить свою уникальную культуру, а у Далай-ламы — туда вернуться, как он недавно пожелал?»
Оле Нидал ответил, как уже упоминалось:
«Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики — этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме пока ещё существуют. Но сегодня это больше сохраняется на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно духовно важных, а на Западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получать более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких внешних культурных наслоений».
И действительно, не заманишь современного интеллигента джинсами и тельняшкой Оле Нидала, людям всегда была интересна старинная традиционная религиозная культура. Секта же Оле Нидала — это современный западный новодел без красивых традиционных шапок, одежд, тханок, древних манускриптов, храмовой архитектуры, скульптуры и т. п. — это голый сорняк, выросший на крыше некогда величественного храма, который строит из себя носителя некой великой культуры. На самом же деле этот сорняк только паразитирует на традиционной буддийской культуре, используя ее для заманивания в свои ряды недалеких интеллектуалов, душа которых давно потеряла истинного Бога.
***
«Наконец, Лама Оле Нидал всегда с большим уважением относится к христианству. Он неоднократно публично подчеркивал большие заслуги христианства в развитии общества».
С каким «большим уважением» Оле Нидал относиться к христианству, он продемонстрировал в уже упомянутом интервью «О любви и сексе» (слова выделены нами): «Некоторые люди настроены против этого (прим МС. — т. е. использование презерватива), например, Папа Римский, католический священник, совершенно безумный в этой области. Он посетил недавно Танзанию в Африке, где половина населения умирает от СПИДа, и сказал им — не использовать презервативы».
На вопрос корреспондента Портала-Credo.Ru: «Каково Ваше мнение о свободе совести, свободе вероисповедания в России, о нарастающем влиянии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и положении буддизма в России в этой связи?», Оле Нидал ответил: «Полагаю, что в течение ещё многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать. Но чего я не понимаю, так это того, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям» [www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=183].
Обеспокоенные укреплением в России Православия, адепты спрашивали своего ламу: «Как ты объяснил бы попытки православной церкви получить доминирующее положение, что видно по последнему закону о религиозной свободе, который был принят Думой?» [Беседа «О свободе совести и свободе вообще» с учителем 22 сентября 1997 года в Варшаве — www.buddhism.ru/teach/ole-freedom.php]. На что лама оскорбительно и просто безумно рассуждал: «Я очень хорошо понимаю, что религии, продолжавшие свою деятельность в период коммунистических притеснений и сотрудничавшие с коммунистами, у которых, по этой причине, грязные руки, не хотят конкуренции со стороны религий, на которых нет этого груза. Но не думаю, что у них что-нибудь получится. Эти религии должны публично извиниться перед российским обществом, рассказать о том, как обстояло дело раньше, попросить прощения и начать всё заново, став лучше и чище. Не думаю, что дискриминация религий, у которых чистые руки, со стороны тех, у которых они по локоть в крови, полезна. Если люди поймут, что их религиозная свобода ограничивается со стороны тех же религий, которые ранее поддерживали коммунизм, то им это не понравится. Это не даст ничего хорошего. Честнее всего для этих религий будет сказать: «Нам было трудно, мы совершили ошибки, давайте начнём всё заново».
То есть у Русской Православной Церкви, по мнению это датского гуру, «грязные руки», которые «по локоть в крови». Это является не иначе как дерзким оскорблением Православия в России, памяти тысяч и тысяч мучеников, пострадавших за веру при советской власти. Если кто и безумен, так это сам Оле Нидал, так дерзко оскорбляющий память российских мучеников и исповедников. Именно, прежде всего, Православие пытались большевики утопить в крови, на локтях православных христиан XX века их собственная невинная кровь, но не как не чужая. Православная Церковь не участвовала в репрессиях в качестве палача или помощника большевистских палачей. Нам не за что извиняться. И мы требуем публичных извинений на вышеуказанное оскорбление, дезавуирование этого интервью и удаление его с официального сайта «Карма-кагью».
Впрочем, наибольшую неприязнь у ламы вызывает ислам: «Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна. В Коране говорится: «Убивайте христиан, убивайте евреев. Если вы слабы, то будьте добрыми, а если вы сильны, то убивайте их». Если какая-либо религиозная система относится к женщинам так, как мусульмане, я считаю, что это полная катастрофа. Нет ничего прекраснее свободной женщины, а притесняемая женщина — это ужасно». [www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=183].
***
«Лама Оле Нидал никогда не высказывал заявлений, которые в какой-либо мере близки к расизму. Расизм в корне противоречит духу буддизма. Согласно Учению, каждый человек обладает природой Будды, вне зависимости от его расы, национальности, социальной принадлежности».
Согласно Большой советской энциклопедии, «расизм — совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества».
«В бедной части мира, в черных и коричневых странах, быть женщиной — самая плохая карма. С одной стороны, им приходится делать всю работу. С другой стороны, они все время беременны. И их никто не уважает. Они просто как курицы, кладут яйца каждый год» [www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=183].
«Вполне возможно, что некоторые расы не понимают отвлечённых понятий Буддизма. Например, у нас нет никого из Африки, и. похоже, что им не нравится буддийское учение о пустоте. Но — люди сами должны выбирать, хотят они чего-то или нет» [www.buddhism.ru/teach/ole-freedom.php].
Комментарии к этим словам Оле Нидала излишни.
***
…Возможно, что прежде чем приписывать другим людям несуществующие мотивы и убеждения, стоит прежде разобраться в их взглядах. Это может быть более полезно для общества, чем уверенность в том, что истина принадлежит единственной конфессии».
Как видно по приведенным примерам, вся наша критика основана на прямых словах самого Оле Нидала, а не на «несуществующих мотивах и убеждениях». И если наша критика необоснованна, почему после январской пресс-конференции в Томске с официального сайта Карма-кагью в России исчезло его интервью «О любви и сексе»? Мы надеемся, что вскоре с этого сайта исчезнет и интервью «О свободе совести и свободе вообще», где лама безумно хулит Русскую Православную Церковь, обвиняя ее в том, что у Церкви «руки по локоть в крови».
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива
Таким образом, основываясь на словах самого Оле Нидала можно уверенно утверждать, что организация, им созданная и фактически руководимая ламой, является необуддийской сектой, далекой даже от аутентичного тибетского тантрического буддизма ваджраяны — направления, ныне маргинального и непопулярного даже у себя на родине в Тибете. Учение Оле Нидала — это учение безбожия, медитативных иллюзий, расизма, религиозных предрассудков, лжи и оскорблений традиционных религий, пропаганда блуда и сексуальных извращений.
Оле Нидал дерзко оскорблял Русскую Православную Церковь, например, обвиняя ее в том, что у Церкви «руки по локоть в крови», и православные христиане должны извиниться за свое поведение в годы советской власти.
Вдохновляемая личным примером и словами Оле Нидала половая распущенность совершенно противны вере и культуре большинства жителей России. Пропаганда и поддержка властью псевдодуховности нидаловской Карма-кагью недопустима, ибо может привести к деградации общепринятых религиозно-нравственных устоев и института семьи как такового.
Мы можем предположить, что за последнее время нравственность, мировоззрение, исторические знания о России у Оле Нидала претерпели некоторые изменения в положительную сторону. Однако до тех пор, пока файлы с его интервью и поучениями, содержащие мерзкие оскорбления Русской Православной Церкви, памяти российских новомучеников и исповедников, пропаганду и одобрение блуда, проституции и сексуальных извращений, будут находиться на официальном сайте «Карма-кагью» в России мы будет считать их частью официального вероучения этой секты и образом подражания для его адептов, ибо по словам Нидала «…центральным путём в Кагью является путь «Гуру-йоги», медитации на Ламу. Благодаря преданности и способности видеть Ламу как Будду раскрываются драгоценные качества нашего ума, и мы отождествляемся с совершенным состоянием Ламы».
Если все вышеперечисленное есть «совершенство» ламы, вслед за Господом спросим у ламы Оле Нидала: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23).
Мы надеемся, что эти файлы не просто буду убраны, как уже удалено интервью «Секс и любовь», но будут сделаны официальные дезавуирующие пояснения и принесены извинения.
Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви
Приложение
Ваджраяна (тантрический буддизм)
«Квинтон витал в небесах Востока, где
пострашнее, чем в преисподней Запада»
Г. К. Честертон
Предлагаем вашему вниманию выдержки из труда «Введение в буддизм» Евгения Торчинова, известного синолога-религиоведа, буддолога и историка философии Китая, где он описывает тантрический буддизм (Ваджраяну), к котрому относится и Карма-кагью Оле Нидала
Повторим, многое из того, что описано в его труде, вполне научно и непредвзято, вы не найдет в выступлениях и книгах Оле Нидала — это темная и демоническая и вместе с тем неотъемлемая часть традиционного тибетского тантрического буддизма — чудовищный для нашего восприятия пантеон божеств и демонов, изуверские практики, безнравственные и деструктивные поучения. Все это в его секте старательно отфильтровывается, отбеливается и приукрашивается выборочно светлыми образами. Тем самым от людей сознательно скрывают, к какой на самом деле демонической духовности они приобщаются, к миру, где нет места Богу, но полно демонов.
Описывая однозначно для христианина и даже для западной культуры дикие, деструктивные и демонические образы, тексты и практики Евгений Торчинов делает оговорку, что «все тантрические тексты высокознаковы, семиотичны и вовсе не рассчитаны на дословное понимание (не забудем, что речь идет о тайном и опасном для профанов учении). Многое в их интерпретации зависит от уровня, на котором текст истолковывается…».
Мы не возражаем автору. И настоящее Божественное Откровение, выразившееся в книгах Ветхого и Нового Заветов полно образов и знаков, которым приедается немалое значение. Однако образы того, что связано с Богом, всегда светлы и положительны, и наоборот образы смерти, греха, падших духов всегда мрачны. Падшие духи Библии — это ложь и только ложь, они несут страдание и боль для людей. Их единственное желание добиться отпадения человека об Бога. Господь Иисус Христос так описывает диавола: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). При этом, искушая христиан, часто сатана «…принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14), судя же по исследованиям Евгения Торчинова, демоны перед буддистами вообще не скрывают своей сущности.
Итак, то, что скрывает, по крайне мере для неофитов, Оле Нидал о тантрическом буддизме:
«….Тантрический буддизм вызвал к жизни новый пантеон божеств, неизвестных другим формам буддизма. Когда на буддийской иконе вы видите многорукое и многоголовое, увешанное черепами божество, сжимающее зачастую в объятиях свою праджню, то знайте, что вы видите именно икону тантрического буддизма. Каков же религиозный смысл таких образов?
Подобно тому как сексуальный символизм тантр имел свой прообраз в архаических культах плодородия (видимо, дравидийского происхождения) древнейшей Индии, которые были радикально переосмыслены буддизмом и стали, по существу, дериватами архаических культов и образов, будучи включенными в контекст буддийского мировоззрения, буддийской философии и психологии, тантрический пантеон также в значительной степени коренился в культах архаических божеств, почитание которых по большей части сохранилось в низших сословиях и кастах индийского общества, а также у париев (домби, чандала).
Кто же такие все эти тантрические йогини (ведьмы, бесовки) и дакини, волшебные девы, пирующие на кладбищах и местах кремации трупов и обучающие адептов тайным высшим знаниям среди скелетов и кремационного пепла? По своему происхождению это весьма малопривлекательные вампиры-кровососы (их клычки видны на тибетских иконах — танка), упыри и демоны низшего пласта индийской мифологии. Но разве их ужасные и гротескные образы не соответствуют лучше всего сюрреалистическим порождениям раскрепостившегося и бушующего подсознания? Или не лучшим ли образом символизируют идею всеприсутствия и всеобщности природы Будды, образующего собственную природу даже самых порочных психических импульсов, превращение кровопийцы-оборотня в носителя тайн пути к освобождению? К тому же, надо сказать, что тантрические буддийские йогины не упустили и возможность слегка эпатировать монашескую элиту почитанием подобных образов.
Особый класс тантрических божеств составляют так называемые «покровительствующие божества» (ишта дэвата; тиб. йидам). Это божества, многорукие и многоголовые, с множеством атрибутов, являются сложнейшими архетипическими символами, обозначающими высшие состояния сознания. По существу учения любой тантры, ее наивысшая цель — пробуждение, и предлагаемые ею методы могут быть наглядно представлены в образе йидама. Поэтому имена йидамов обычно совпадают с названиями тантр: Хеваджра (Ямантака), Калачакра, Гухьясамаджа, Чакрасамвара и др. Таким образом, йидамы символизируют совершенное и всецелое пробуждение и посему по своему статусу соответствуют Буддам и тождественны им. Их же грозный вид, оскаленные клыки и прочие воинственные атрибуты, помимо высокого психологического смысла, демонстрируют и готовность уничтожить все пороки и страсти, превратив их кровь в вино пробуждения и амриту (амброзия, напиток бессмертия), наполняющие капалы — чаши из черепов на многих тантрических иконах. В процессе йогического созерцания на этапе порождения (утпатти крама) йогин, знающий наизусть соответствующий текст и владеющий кодирующими его мантрами и дхарани, а также получивший необходимое посвящение, визуализирует соответствующее божество, отождествляет себя с ним, перенося на себя его атрибуты, и, в конечном счете, растворяется вместе с йидамом в безграничности пустого «ясного света» природы Будды, которая есть и его собственная природа.
<
>
Другим примером трансформации архаической религиозной практики служит тантрический ритуал чод, созданный в XII веке тибетской богиней Мачиг Лабдон и популярный у буддистов Монголии. Это обряд, совершающийся в горах в полном уединении, представляет собой призывание голодных духов и демонов и затем отдание им для насыщения своего собственного тела. Шаманские его корни совершенно очевидны. Однако цели ритуала сугубо буддийские — развитие сострадания, практика парамиты даяния (дана-парамита), преодоления иллюзии «я» и привязанности к индивидуальному существованию.
<
>
Что бросается в глаза при чтении тантрических текстов наивысшей йоги? Прежде всего, это мотивы греховного, преступного и ужасного, повторяющиеся в положительных контекстах темы прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, воровства и даже каннибализма — все это рекомендуется к совершению истинному йогину, все, что, казалось бы, совершенно противоположно самому духу буддизма, всегда проповедовавшего нравственную чистоту, сострадание ко всему живому и воздержание. И вдруг — торжественные заявления о том, что путь удовлетворения всех страстей тождествен пути их пресечения, вдруг — проповеди, произносимые Буддой-Бхагаваном, пребывающем в йони, «лотосе» женских гениталий, проповеди, от которых бодхисаттвы, слушающие их, падают в обморок, ибо наполнены эти проповеди призывами убивать родителей и учителей, совершать акты самого чудовищного инцеста, есть не только мясо животных, но и предаваться каннибализму, а также совершать подношения Будде мясом, кровью и нечистотами.
Что стоит за всем этим? Неужели некие «сатанисты» или «черные маги» завладели образом кроткого и сострадательного Будды для совращения живых существ с пути освобождения? Или же это что-то иное? Но что?
Прежде всего, следует сказать, что метод тантр, хотя и приводит, согласно традиции, к тому же результату, что и метод сутр классической Махаяны, тем не менее? по своему характеру он прямо противоположен тому. Махаяна (да и Хинаяна)? прежде всего? работали с сознанием, с тем тонким и поверхностным слоем психики, который характерен именно для человека и тесно связан с типом цивилизационного развития того или иного общества и его уровнем. И только постепенно просветляющее воздействие методов Махаяны затрагивает более глубокие слои и пласты психики, очищая и преобразуя их. Иное дело Ваджраяна. Она прямо сразу начинала работать с темными пучинами бессознательного того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться самим практикующим, бомбардируя, однако, его сознание «изнутри». Затем только наступала очередь сознания, преображающего вслед за очищением темных глубин подсознательного».
Евгений Торчинов
http://buddhism.org.ru/buddhism07.html
Примечание М.В. Степаненко. Как тут не вспомнить: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:19−20)» и «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23)
Православная аскетика категорически не разделяет восторги Е. Торчинова по поводу того, что наполнение своего сознания темными демоническими образами и грехом может способствовать «просветлению». Там где есть свет, т. е. Бог, там по определению не может быть тьмы: «…говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12).
Миссионерско-апологетический проект «К Истине» — 24.04.2009.
http://www.k-istine.ru/sects/nidalh/ole_nidahl_stepanenko.htm
https://rusk.ru/st.php?idar=114107
Страницы: | 1 | |