Русская линия | Александр Каплин | 24.03.2009 |
На самом деле слово «идея» не раз встречается в текстах ХVIII в., а с 20−30-х гг. XIX в. получает широкое распространение. В интересном контексте встречаем мы это слово у одного из так называемых славянофилов. В письме к М.Ф.Раевскому от 15 января 1860 г. из Лейпцига И.С.Аксаков писал: «У меня есть намерение издать здесь книгу под названием „Russische Ideen“ — т. е. сборник или выборку замечательнейших статей из „Русской Беседы“, „Сельского Благоустройства“ и пр., таких в которых бы ученый мир европейский ознакомился с оригинальной русскою мыслью, разработываемою, конечно, только славянофилами. Немцы говорят, что русские не выработали никакой идеи; вот и следует им показать, что наша идея далеко их опередила, и что все, смутно сознаваемое Рилем, Фребелем и другими достойными немцами, давно высказано и ясно осознано славянофилами и воплощено в жизни русского народа» [2. Ч.2.Т.4. С. 29].
Как следует из приведенного текста, И.С.Аксаков признавал разработку «оригинальной русской мысли» заслугой «только» славянофилов. Но нас в данном случае интересует и осознание И.С.Аксаковым важности «впустить в оборот общечеловеческий русскую мысль» [2.Ч.2.Т.3.С.402]. Обратим внимание и на задачу: «показать» не просто «нашу идею», но идею, «далеко их» опередившую.
К тому времени А.С. Хомяковым многократно указывалось на всемирно-историческое призвание России и русского народа. Но, чтобы возродить в себе высшие начала, тогдашнее образованное сословие, отрекшееся от своих корней, должно было совершить не что иное как — подвиг, а именно: «возрождение жизненных начал в нас и развитие истинного просвещения в Святой Руси» [3. Т.1.С.100]. Нужно было возвращаться в «русскую жизнь», «к Святой Руси, как к своей духовной родительнице» [3.Т.1.С.170]. «Лучшая доля» предназначалась будущим поколениям. А.С. Хомяков полагал, что «в них уже могут выразиться вполне все духовные силы и начала, лежащие в основе Святой Православной Руси» [3. Т.1.С.173].
Но славянофилы видели и то, что может этому помешать. К.С. Аксаков в своей «Записке» 1855 г. делает вывод, что петровская правительственная система ведёт к тому, что «Россия перестанет быть Россией и тогда революции её сокрушат» [4.С.88]. Славянофилов и при жизни, и после кончины довольно часто без всяких оснований упрекали в незнании российской действительности. Вышеприведенное высказывание (а подобных проницательных заключений у них было немало) говорит как раз об обратном.
Пройдёт чуть больше шести десятилетий и В.В. Розанов (также как и раньше К.С. Аксаков) напишет о «публике» и «пора домой», но это будет жуткое возвращение: «Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось».
А теперь посмотрим на примере Харькова и Украины, сколько осталось жильцов, с каким добром и где оказался русский народ и его образованные слои. По переписи 1897 г. в Харькове 89,1% составляли русские (63,17% - великороссы, 25,92% - малороссы). В границах сегодняшней Украины это был город-стотысячник с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным (в соседнем Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) соотношение, например, было таким: 41,8% - великороссы, 35,4% - евреи, 15,8% - малороссы [5.С.79]).
Во время гражданской войны были убиты, лишились имущества все мало-мальски состоятельные православные русские харьковцы, а Харьков практически перестал существовать как русский город. На Украине по результатам Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г., которая происходила в период тогдашней «украинизации», среди горожан украинцев было 47.2%, русских 25,0%, евреев 22,7%. Причём количество евреев-горожан в Харькове выросло в 7 раз, в Киеве — в 5 раз и т. д. [6.С.60−61]. В столичном Харькове в 1926 г. украинцев было 160 138 чел., «росiян» — 154 448 чел., евреев — 81 130 чел. [7.С.310]
Процент «росiян» в государственном управлении УССР 1920-х гг., на руководящих постах в партийных, профсоюзных, комсомольських и др. организациях был ничтожно мал. Но и в торговле, предпринимательстве и т. д. (вспомним нэп) процент русских был крайне невелик. Доля частных предпринимателей (по отношению ко всем членам данного народа) среди русских была лишь 0,5%, (среди евреев — 7,2%, среди украинцев — 0,27%). В торговле (с членами семей) картина была такой: евреи составляли 66,7% от общего числа торговцев, украинцы — 21,1%, русские — 7,3%. Примерно такое же соотношение (хотя есть цифры и более худшие для русских) наблюдалось и по многим другим сферам занятости [6.С.60−61].
Если же вспомнить о невиданных гонениях богоборческой власти на Православную Церковь (к 1941 г. в Харьковской епархии незакрытой осталась лишь одна церковь из 1063), «украинизацию» в Церкви и многое другое, то мы увидим, что спустя столетие после первых славянофильских произведений: возвращаться «домой» в бывшей Малороссии, на Слобожанщине, в Харькове было некому (так как русский дореволюционный образованный слой в массе своей был истреблён, малой частью оказался на чужбине, а оставшейся и выжившей пока частью влачил жалкое существование) и не к чему (Святая Русь стала объектом невиданных гонений и кощунств).
Но именно в это же время (1938 г.) архиепископ Серафим (Соболев) за рубежами Отечества кратко формулирует духовный смысл русского бытия: «…русская идеология состоит в православной вере и основанной на ней жизни русского человека во всех ея проявлениях» [8, с.3]. Конечно, в подсоветской предвоенной Украине такая жизнь была подлинным подвигом. А затем наступили новые испытания. Прот. Л. Лебедев (см. его книгу «Великороссия: жизненный путь») полагал, что «В России Русский Народ как Историческая Личность был распят и погиб на исторической Голгофе, в основном, с 1917 по 1945 г. Ныне в России мы имеем дело с другим народом, искусственно выращенным путём селекции, отбора и соответствующего воспитания из отбросов Народа Русского».
Но значит ли это (при небезспорности вышеприведенного заключения), что жизнь русской многомиллионной общины Украины не имеет никаких перспектив? Вовсе нет. Только в современных условиях центром возрождения православно-русской жизни («русской идеологии») могут быть, в первую очередь, приходы канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и личные усилия каждого православного. А возвращаться на Святую Русь теперь надо всем: и новому «образованному» слою (бывшей советской и новой интеллигенции), и так называемому «простому» народу. Так как (в отличие от времени «истинных славянофилов») «простой» народ в массе своей не «додержался», «публика» не «вернулась», а современная Российская Федерация стала для Украины «северным соседом».
Литература:
1. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. М., 1989. Т.2.
2. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. В 2-х ч. В 4-х т. М., 1888−1896.
3. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. В 8 т. М., 1900.
4. Ранние славянофилы. М., 1910.
5. Чорний Д.М. По лiвий бiк Днiпра. Харкiв, 2007.
6. Висвiтлення iсторii нацiональних меншин в курсах iсторii Украiни та Росii. Мат-ли кругл. ст. Харкiв, 2006.
7. Всесоюзний перепис людностi 1926 року. Т. ХХII. М., 1929.
8. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994.
Авторская справка
Каплин Александр Дмитриевич — доктор ист. н., проф. кафедры историографии, источниковедения и археологии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Учёное звание — профессор.
Автор более 120 научных работ (в т.ч. двух монографий) по истории, историографии, источниковедению российской истории.
https://rusk.ru/st.php?idar=113972
|