Русская линия | Владимир Шульгин | 04.03.2009 |
Сегодня меня интересует сам тип мышления, результатом которого являются такие перлы наших госдеятелей, вроде только что процитированного. А ведь, по сути, эта мысль звучит сегодня постоянно из уст многих наших деятелей, которые пытаются снять с себя всякую ответственность за происходящее и с занятостью населения, и с заработными платами, и с провалом сельского хозяйства, и вообще с нашими перспективами. «От нас ничего не зависит», — говорят они нам. Получается, что Россия под таким водительством начинает напоминать сказочного Кащея, сердце которого спрятано где-то за тридевять земель, вроде нашего легендарного Стабфонда. Странно только, что наш молодой политический класс как-то не удосужится «включить» свое ослабленное валютными спекуляциями воображение и не «додумывает» неизбежные последствия такого, с позволения сказать, «политического руководства» Россией. Если наше отечество рассматривается многими нашими руководителями лишь как пристяжная лошадка к каким-то там универсальным глобальным процессам, у которой нет никакой подлинной свободы выбора, то чего же нам ждать?
Вот они и ждут у моря погоды, как пушкинский старик закидывая невод, что-то ловят, несут добычу страшной даме — Америке, не подозревая, что та окажется у разбитого корыта. Вот и служим неизвестно чему, а вспомнить об историческом величии России как-то недосуг.
А ведь наша страна именно тем и отличалась, что во все времена умела сама с честью выходить из кризисных ситуаций и рождала героев-правителей, которые не «пристегивались» ни к немцам, ни к полякам со шведами и французами, не говоря уже об англосаксах. Почему бы ни взять их пример и не применить его творчески в наше время очередного исторического вызова России?
С чего, например, началось подлинное величие Древней Руси? Конечно, с подвига великого князя Владимира Святого, крестившего Русь в 988 году от Рождества Христова (или «нашей эры»). Князь-воин, князь-отец ощутил каким-то «шестым чувством» необходимость коренного духовного переворота всей русской жизни. Он сумел понять и почувствовать, что язычество с его кровавыми человеческими жертвоприношениями и ошибочно, и преступно. Он понял, что Русь (а это была уже великая страна, простиравшаяся на равнине от Балтики почти до Черного моря, не защищенная никакими горами или проливами) может исчезнуть, если не переродится духовно. Он видел, что просвещенные к тому времени народы либо Христиане, либо Магометане, либо Иудеи. Надо было выбирать веру, поскольку именно вера идет впереди разума, прокладывая ему путь. Если вера истинная, то и разум пойдет в правильном направлении, если вера ложная, то разум превращается в рассудок-калькулятор, измельчается….
Владимир Святой избрал греческое Православие, отвергнув западный католицизм, магометанство и иудаизм. Сначала его душа открылась для проповеди православного грека-священника, который под именем «философа» изображен нашей Первоначальной летописью. «Философ» объяснил Русскому Князю, что такое страх Божий, лежащий в основе мудрости человеческой и почему без него нельзя жить и побеждать. Так он узнал о Заповедях, о должном и недопустимом для благой жизни человека. Позднее посланцы князя побывали в Константинополе, столице Православной Империи Нового Рима, в главном храме Христианского мира, Софии Цареградской. Вернувшись, они укрепили желание князя Владимира крестить Русь по-православному. Послы князя поведали ему о прекрасном богослужении, на котором они присутствовали. Их изумило церковное пение, красота Храма, и они сказали князю: «не знаем где мы и были, на небе или на земле».
Теперь о главном. Владимир решил войти в состав Православной Империи, единственной законной империи Христианского мира. Но, с другой стороны, он все это сделал САМ. Он обратился к византийским императорам с просьбой о присылке православных ученых монахов и священников на Русь для просвещения народа. Но сделал это как суверенный властитель, а не как новый вассал, изначально зависимый от Империи со столицей в Царьграде (Константинополе). Князь Владимир хотел, чтобы Русь оставалась независимым государством, вошедшим в состав наиболее цивилизованной Византийской Империи на полностью автономных началах. Историки знают, что Византия желала подданства Руси не только духовного и церковного, но и государственного. Именно этой государственной зависимости и сумел избежать Великий князь Владимир, приучивший Русских ценить свою свободу. Владимир занимает греческий город Корсунь на берегу Черного моря и требует от императоров присылки священников-просветителей и даже руки самой царевны Анны, прекрасной ликом сестры императоров Нового Рима. Несмотря на слезы царевны, боящейся отсылки к «варварам», её все-таки уговаривают принять эту жертву во имя блага Христианского мира, к которому с боем приобщаются Русские. Императоры поняли, что лучше принять Русских в Православие на их условиях, а не диктовать им каких-либо требований, иначе может повториться то, что было прежде, когда предшественник Владимира русский князь-язычник Олег победил Империю и в знак торжества приказал прибить к вратам Царьграда свой боевой щит. Так на Русь явилась плачущая царевна Анна, а вместе с ней впервые православный двуглавый орел, под имперским крылом которого стала крепнуть Русь, и просвещенное священство из греков и родственных нам болгар для духовного руководства и научения русских.
Этот рассказ о начале Руси, как самобытной части Православной Империи, которая после захвата Византии турками-магометанами, неизбежно превратилась в единственную законную Империю Христианского мира, в Третий Рим, был приведен для того, чтобы мы вспомнили о самом главном в нашей истории. А главное заключается в том, что Верховная власть Руси-России, воплощавшая то лучшее, что было в народе, стремилась к Русской Славе и успешному преодолению системных кризисов. Этот пример, этот подвиг Владимира Святого в этом смысле очень актуален. 1020 лет тому назад Великий киевский князь сумел понять правду Христианства, убедить в ней свое окружение и через него и весь Русский народ. Князь и сам искренне уверовал и своим примером увлек простой люд. Он стал верным мужем своей законной жены, прекратив постыдное общение с женщинами, стал еще более щедр в раздаче милостыни нуждающимся людям, за что народ назвал его «Красным солнышком», даже одно время прекратил казнить разбойников, неверно поняв суть Моисеевой заповеди «не убий», которая, конечно, не распространяется на князя, законно карающего душегубцев. Священники поправили впавшего в грех непротивления князя.
Опыт великой реформы князя Владимира состоит в его полной суверенности, самостоятельности воплощения в жизнь важнейшего в нашей истории преобразования, результатом которого стало рождение Святой Руси. Спросим себя, насколько наша сегодняшняя политическая элита учитывает опыт Владимира Святого? К сожалению, учитывает она его весьма поверхностно. Хорошо, конечно, что мы произнесли слово «суверенитет» и сказали всему миру, что ослабление России 90-хх годов не следует считать её исчезновением де-факто. Но дальнейшего качественного продвижения пока нет. Если Святой Владимир сумел избежать вассальной зависимости от культурнейшей, образованнейшей, главнейшей части Христианского мира, Царственной Византии, которой завидовал тогда Романо-германский Запад, то многие и многие в нашем современном политическом классе с непонятным удовольствием идут в глобалистско-либералистское бездуховное западное ярмо. Отсюда и парадокс со Стабфондом, заскладированным в Америке под 2% годовых, тогда как, например, госкорпорация Газпром кредитуется на Западе уже под 7% годовых.
Отсюда и постоянная добровольная встроенность в гибельные, по сути, процессы как бы культурной глобализации. Включите, например, центральное, государством контролируемое радио «Маяк»: там вы русской мелодии или песни вообще не услышите, совсем нет того, что можно назвать искусством, слышна одна только западная (и гораздо реже) местная подражательная воющая по-волчьи попса. Министр обороны у нас почему-то гражданский чиновник, да еще и купец в недавнем прошлом, что с нашими традициями никак не связано. Но зато соответствует тому образцу, который мы видим в Америке-Европе. А почему мы должны ему следовать? Ответа нет. Как нет ответа и на вопрос, зачем нам встраивать и убивать нашу высшую школу Болонским процессом? Никакой министр Фурсенко ответа не дает. А ведь разрушительные результаты параноидального постоянного «реформирования» (больше похожего на разрушение) высшей школы налицо.
Например, на гуманитарных специальностях будет резко уменьшено число специальных курсов, которые изучают студенты-старшекурсники. Поскольку отменяется наша национальная русская система высшего образования и вводится двухступенчатая система, ясно, что на платную вторую, подлинно «высшую» ступень поднимутся немногие, почти никто. Так называемое «высшее образование» будет превращено в среднее специальное, а за последующие года подлинно высшего обучения надо будет платить, а платить огромное большинство претендентов не сможет. Ведь не секрет, что на исторических и филологических факультетах учатся преимущественно дети из тех семей, которые большими доходами не отличаются. Вот только некоторые примеры «победной поступи глобализации», которые показывают, что наш политический класс пока не следует отечественным традициям духовной, политической и иной самобытности, а ещё постыдно пребывает в той подражательной зависимости от несродных нам зарубежных образцов, которые прямо нам вредны. Понять бы всем нам Пушкина, Хомякова, Достоевского, Флоренского и других наших гениев, которые постоянно учили нас хранить заветы Святой Руси, учили идти своим путем, поскольку Россия не обычная страна, а целая Вселенная, как однажды выразилась матушка-царица Екатерина Великая.
Наши великие государственные мужи прошлого всегда умели в трудные времена, которые неизбежно периодически наступают, не оторваться от союза с Русскою Землею. Вспомним реформу 1861 г., которая хоть и противоречиво, но повела крестьянство к гражданскому освобождению со своей землей; или продолжившую её реформу Столыпина. И сейчас нашим властям следует взять опыт этих реформ на вооружение и вновь вступать в союз с Землею. У нас почти ведь не осталось на земле крестьянства. В результате более половины продовольствия страна ввозит. Ввозит Россия!?? Страна, которая Европу наполняла хлебом и сливочным маслом, мясом и куриным яйцом еще в начале 20 в.
Когда однажды наш певец Шаляпин приехал на гастроли в Италию, один тамошний острослов удивлялся, сказав: «Привозить в Италию русских певцов все равно, что везти в Россию продовольствие, хлеб и т. д.». Итальянцу даже не могло и привидится, что наступят времена, когда Россия, богатейшая черноземами, будет завозить не только «колониальные товары», но и молоко, мясо, макароны, картофель и т. д., и т. п.
Где же тот «Большой проект», который давно назрел, который заключается в новой столыпинской политике рассредоточения избыточного населения городов, создания современной инфраструктуры в деревне с дорогами, газом, электричеством, элеваторами? Пока это даже не планируется. Идет только массовая скупка земель под спекулятивные проекты. Родились новые латифундисты, возрождения крестьянства нет как нет. А ведь это смертельная тенденция для России. Зато мировые информагенства сообщают, как трудно теперь продать нашим многочисленным олигархам свою лондонскую, парижскую и иную забугорную избыточную недвижимость. Бедные, у них тоже кризис. Это, конечно, кризис души, бесчувственно пленившейся чужебесием, и давно покинувшей отечество.
Душа в экспортном исполнении, словом, вот наша подлинная болезнь. Но не надо думать, что это только болезнь нашего политического класса, покупающего поместья в Испании, дома в Лондоне, отправляющего деньги миллиардами на Кипр и т. д. На днях у меня был разговор с двумя людьми. Едучи в транспорте, разговорился с одним переселенцем в нашу область, который приехал с семьей ради морского воздуха, который был прописан его ребенку. Проезжали мимо «Рыбной деревни». Русский переселенец стал автоматически восторгаться домами, имитирующими немецкую народную архитектуру «фахверк». Ему это показалось оригинальным и экзотичным. Пришлось рассказать ему историю сего прожекта и что за ним стоит человек, считающий, что «здесь» надо строить только по немецким образцам. Но ведь мы то Русские. И нас здесь абсолютное большинство, приближающееся к 90% от всего населения! И у нас есть своя архитектура. Сравните немецкие типичные кирхи и наши храмы. Всякому ясно, что русская архитектура самобытна, красива, отвечает русским народным предпочтениям. Пусть немцу нравится своё, но почему же мы должны бесчувственно отвращаться от своего собственного в угоду порочным суждениям бессердечных глупцов? Мой собеседник задумался, согласившись, что не все так просто на Русском Западе.
Тут в разговор вмешалась дама-калининградка. Она заявила, не вполне соглашаясь: «Вот вы говорите о русском народе, о его достоинствах, культуре. А почему же наши начальники совсем не испытывают пиетета перед традициями собственного народа? Как будто они и не русские вовсе. Вот Кирилл, теперь Патриарх русский, дано уже подарил городу скульптуру Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. Почему же городские и областные начальники до сих пор её не установят на видном месте? Не думают они о народе и его чувствах. Поэтому сейчас среди самих русских растет тяга уехать куда-нибудь с глаз долой, чтобы таких начальников не видеть. Кто-то уезжает в коренную Россию, поближе к новым монастырям спасаться, заводят скотину, рожает детей. Но много и устремляется всеми правдами и неправдами заграницу. Недаром уже в ходу понятие „пятая волна эмиграции“». Вот такое суждение пришлось услышать. К сожалению, моя собеседница во многом права.
Мы все, и простые люди, и начальство в огромном большинстве своем принадлежим к Русскому народу. В любом случае мы — Россияне, которые должны сердцем чувствовать Русскую Правду и не отрываться от неё, заболевая чужебесием, стремясь противоестественно обрести заёмную душу. Эта болезнь русской души, ставшей отчего-то чужестранкой, и есть наша главная экономическая, политическая, культурная, образовательная болезнь. Её проявления повсюду, от рекламного щита с пошлыми надписями, в которых перемешаны русские и латинские буквы; в мерзкой музыке наших точек общепита, в которых обязательно и громко раздается уродующая человека бездушная какофония; в неистовых тревожно-яростных звуках, предваряющих теленовости, приготовляющих тех, кто еще их слушает к очередной порции ужасов, сознательно собираемых по миру и «выплескиваемых» на граждан, которых совсем не жалко; в ликах наших бесчисленных Абрамовичей, одни из которых «в законе» покупают чужие футбольные клубы, дворцы и многопалубные яхты с хорошо оплачиваемыми экипажами, другие — госчиновников, помогающих им развалить крупнейшее авиапредприятие, не платить тысячам работников зарплату за много месяцев и уводить активы за рубеж. Вопрос — почему этих славных Абрамовичей-авиаторов не поймают и не привезут в первопрестольную для законного суда? Неужели наши спецслужбы разучились работать? Думаю, нет, умеют, что и показали кавказские события, ждут только команду. А команды все нет….
Все мы, от президента и губернатора до учителя и пенсионера должны понять, что недопустимо базисное бездействие в стране, оказавшейся без «большого проекта». Он есть и его имя СВЯТАЯ РУСЬ. Чем быстрее мы все это поймем и дерзновенно станем действовать в соответствии с её сущностью в политике, народно-хозяйственной и семейной жизни, тем больше шансов что спасемся. Пока же мы как-то умудряемся сочетать стояние в Божием храме со славословием Болонскому и иным безбожным глобальным процессам, в которые России почему-то надо «встраиваться». С этим химерическим сочетанием родного и чуждого давно пора покончить.
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского пограничного института ФСБ России
27.02.2009
https://rusk.ru/st.php?idar=113896
Страницы: | 1 | |