Праздник Сретения установлен в память о том, как младенца Иисуса на сороковой день после рождения принесли в иерусалимский храм, чтобы, по обычаю, «представить пред Господа». Согласно преданию, в храме к родителям Христа подошел благочестивый человек по имени Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира.
Почему именно святой праведный Симеон встретил Бога? Попробуем коснуться некоторых причин этого. Мы все знаем, что время течет по-разному при разных занятиях. Некоторые фронтовики говорили, что в момент самых страшных боев, требующих полного напряжения всех сил, время для них как бы замедляло свой бег, и они даже умудрялись иногда видеть летящий на них снаряд. Быстро и незаметно может пролетать время, которое человек проводит в греховных страстях, и это в полном смысле есть убийство времени, ибо тогда он вместо богообщения входит в синергию с бесом. Симеон жил в священном времени, и поэтому сумел встретить Единственного Настоящего Святого. Симеон абсолютно соблюдал ритм жизни Ветхозаветной Церкви: все ее предписания, праздники, посты, позволявшие духовно возрастать и убегать от профанического погружения в материальный мир. Если огромное большинство современных людей любит «
убивать время» отупляющими развлечениями и бессмысленной болтовней (кстати, такое выражение никогда не было столь ходовым, как сейчас), то этот праведник
жил в нем. И потому он встретил Источник Жизни Вечной. Кого, что может встретить обычный средний человек наших дней? Живущий в ритме сериалов, попоек, нелюбимой отупляющей работы? Лица на экране, друзей-приятелей, которым грош цена, женщин легкого поведения. А ведь все это — прижизненная смерть. Церковь дает возможность жить в единственном реальном времени — времени Божественных ритмов, дает возможность постоянно переживать события из жизни святых, Бога, Богородицы, святых, сопереживая им и вводя свою жизнь в соприкосновение с Их Светом. Мiр же вводит нас в тьму, погружая в выдумки неправедных, зачастую — неумных людей, созидающих виртуальную антидействительность фильмов, компьютерных игр, спортивного азарта. Увы, теперь действия большинства людей причинно обусловлены материальными факторами, а не заповедями Божьими, которые одни дают людям свободу. «Истина сделает вас свободными», сказано в Писании. А соответственно, ложь делает нас рабами. Рабами своих страстей и страстишек, животных инстинктов.
Убивающие время убивают собственную душу. Православные христиане кажутся миру несовременными, отсталыми и темными. Ну что ж, берите себе вашу тупоумную современность! Ваш футбол и пиво, вашу площадную «политику», ваши «шоппинги» и митинги. Есть вещи куда как поважнее. Но человек, живущий по заповедям Божьим, может даже и в уровне благосостояния превышать современников, вовсе не ставя его при этом во главу угла. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф.6:33). В православном человеке есть трезвость мысли и спокойствие, порыв, способный свернуть горы. Человек, не подверженный «промыванию мозгов», да при этом еще надежный и честный сегодня и вуо все времена на вес золота. В свое время прп. Серафим Вырицкий спокойно заработал одно из крупнейших состояний в России, организовав удачную торговлю мехами. А потом так же спокойно раздал его людям, решив заняться более серьезными делами — молитвой и умным деланием. Тот, кто не делает из богатства фетиша, более других способен его и заработать, и не растранжирить. И добиться славы, известности в любой области знаний. А ведь святой Симеон был еще и крупным ученым-лингвистом своего времени, переводчиком Ветхого Завета на древнегреческий язык, добившимся огромных успехов в своей сфере. Человек, убивающий время, и большого состояния заработать не сможет. Он обречен всегда быть простым клерком, но с большим аппетитом, не удовлетворенным жизнью, питающимся чужими отравленными мыслями.
И еще одна мысль рождается на Сретенье — как спокойно и достойно принять свою кончину. Ведь частенько современные люди сначала добровольно убивают себя наркотиками, алкоголем, большим количеством сексуальных связей, а потом изо всех сил цепляется за жизнь. Но на деле слишком долгая жизнь — вовсе не такое уж благо. Надо понимать: люди слишком стандартны, слишком причинно обусловлены плотским, слишком мало в них свободы, и все меньше образа Божьего. Для старого опытного человека жизнь будет представлять набор стандартных ситуаций, предсказуемых за много ходов вперед. Фильмы про Дункана Макклаута чересчур оптимистичны. При тысячелетнем возрасте в людях могло бы накопиться столько грязи, столько черных пороков, что таким «бессмертным» самим захотелось бы умереть. Да и скучновато им было бы смотреть на все происходящее, ибо большой жизненный опыт позволял бы знать очень многое, что убило бы всякую свежесть восприятия, а значит и желание жить. В юности многое кажется человеку романтичным, в зрелости — обыденным, в старости — поднадоевшим. Наверное, только наше маловерие не дает нам осознать, какие прекрасные миры уготовал Господь своим верным слугам после их физической смерти. Тем более, что Симеон знал — Встреча знаменует собой спасение не только его лично, но и его народа, и всех людей. Потому он смог спокойно встретить свою судьбу, встретить необходимость пережить страшную вещь — смерть. Заметим, к слову, что его долголетие было наказанием Божьим, ибо один довольно серьезный проступок этот святой человек все же совершил. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Этот перевод (Септуагинта), был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа 72 толковниками. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
И он спокойно и с глубоко поэтической мудростью все повидавшего человека сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2; 29−32).