Русская линия
Русская линия Андрей Рогозянский31.01.2009 

Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему
Исповедь скептика

Можно ли быть православными, чадами Русской Церкви, не будучи оптимистами в отношении происходящего? Мне в чем-то проще, и я в своей личной позиции возьмусь вывести эту затруднительную для многих теперь проблему.

Да, это возможно. Конечно, возможно. У нас большой опыт. 20 лет мы живем в своей стране как её граждане и патриоты, которые в то же время понимают, что в нынешнем виде Россия — не вполне наша и принадлежит не совсем нам. Недоговоренность легла на отношения народа и власти. Мы искренне желаем своим правителям и отечественному бизнесу успехов, но вряд ли в полной мере назовем их радости своими радостями. Непросто различить себя и свой патриотизм в перспективе призрака, вавилонским силуэтом «башни Россия» встающего над ветшающими основами и осколками прежней жизни.

Я не назову это оппозицией, но скептицизмом. Как по-другому охарактеризовать свое состояние, в котором официальная пропаганда привычно внушает тебе желаемое вместо действительного, а в ответ вызывает такую же привычную зевоту? Скептицизм здесь естественен. Ведь, если обстоятельств нельзя изменить, то многому из происходящего странно и грешно радоваться.

Сегодня нас хотят убедить, что особые точки зрения на будущее Церкви смешны, а подавляющее преимущество на Соборе митр. Кирилла означает наступление полной определенности. Пожалуй, для некоторых упомянутое преимущество явилось и впрямь «подавляющим», в буквальном значении слова. Специфический административный восторг рассматривает две трети как замечательный результат в сравнении с пятьюдесятью процентами плюс один голос; при девяноста же девяти и девяти, по-видимому, надо так полагать, обязано наступать счастье. Неважно, что делается при этом; отсутствие «внесистемного элемента» само по себе впечатляет и успокаивает. Никто не сомневается, никто даже ненароком не сломает идиллии, которую мы сами для себя выстроили. Возможно, таково универсальное, самое универсальное из решений в человеческой истории. Если по каким-то причинам обещанная «великая эпоха расцвета Русской Церкви» задержится, его, этот великий расцвет… необходимо будет всего лишь настойчиво изобразить.

Я думаю, при всем при том мы люди мягкие, и внутри Церкви у новоизбранного патриарха Кирилла немного реальных противников. Довольно скептиков и еще больше записной поддержки от социальных оптимистов, воображающих выборы и интронизацию шансом вернуться к стереотипу «как все», скинуть с себя обременяющие нравственные проблемы. Скепсис продолжает иметь место, но маловероятно, что дело в диссидентстве, и том, что некоторым понравилось быть «ревнителями». Кто может вменить в вину то, что человек «недостаточно радуется»? И мы со своей Церковью радуемся, но сложным и смешанным чувством. Предсоборный период поставил немало вопросов, которые просто так не выветриваются. Не должны выветриваться из головы, по крайней мере, я так полагаю. Главный среди них: «Кем должен быть Патриарх?» Этот ценностный дискурс многих заставил собраться, начать аргументировать, рассуждать, спорить. С нелицеприятными и поразительно близкими доводами выступали подчас далекие друг от друга по идеологическим позициям, ничем особым не ангажированные люди. Для меня это означает, что не на шутку оказалась задета христианская совесть. Помню, как один из сомневающихся тотчас после выборов восклицал: «Хочу всей душой полюбить как отца Патриарха Кирилла!» Истинно так. Хотим полюбить. Но конечно не безоглядной любовью. «Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад!» От Патриарха мы ждем подтверждения нравственного принципа. Любой триумфализм, даже на фоне соборного торжества, по этой причине смотрится не очень жизненно: как преждевременный и приспособленческий. Интонации надежды, доброго пожелания, кажется, более уместны на данном этапе. И если бы все критики после выборов в одночасье переделались в горячих сторонников, пожалуй, это вызывало бы самые большие вопросы. Ибо не скепсис, не критика, но конформизм представляет в действительности основную угрозу.

Предсоборный период — время, в которое принцип послушания не заслоняет собой всей полноты нравственного целеполагания христианина, и вопросы о предпочтении кандидатов, о задачах Церкви и как таковом существе церковной власти стоят живо. Если думать об этом, суды Божии и результаты Собора окажутся далеко не праздничными. Да, Архиерейский и Поместный Соборы направляются Промыслом, но кто сказал, что Дух Святой теперь обязан осуществлять проекты «эффективного менеджмента»? И, вообще, давать право победившей партии торжествовать над остальными? По-христиански это не так. Вот почему начавшаяся обильная раздача титулов «экстремистов» и «лузеров» всем, кто только предлагал голосовать не за митрополита Кирилла, оказывается дополнительным основанием к скепсису. Я не знаю, чего ради делаются заявления вроде: «Митрополит Климент — лузер на Архиерейском Соборе». Но я уверен, что Бог с этих пор будет искать способы изменить представления триумфаторов об успехе и о себе.

Собор избрал главу Русской Церкви, и тем лучше, что без колебаний и скоро, не обнаружив вражды среди первых лиц. Однако не могут доставить радости — наверняка — авантюристы и циники, всплывшие на предсоборной волне и получившие необыкновенную свободу для действий. Вопрос, обязан ли теперь православный христианин, приветствующий интронизацию Патриарха Кирилла, приветствовать его вместе с Кураевым и Фроловым? А если нет, то на каком месте проводить линию и проведет ли ее достаточно наглядно сам Предстоятель? Боюсь, как бы без этого естественная для всякого верного христианина задача «любить, почитать и слушаться своего Патриарха» (прот. Д. Смирнов) не оказалась в практической реализации чрезмерно, неподъемно тяжелой ношей. Ибо так исторически рушились все империи и все институты, основанные на традиционных ценностях.

Если спросить меня, то лозунг: «За Патриарха без сволочи!» — я бы назвал хорошо отражающим практический принцип нормального скептика, коим, по моим убеждениям, сегодня является любой понимающий и ответственный христианин. Всё просто и ни для кого не обидно: не хочешь называться сволочью — не будь ей.

С помощью Божией мы перестали спрашивать, кто будет наш следующий Патриарх. Однако вопрос о нравственном существе власти и о том, не сироты ли мы, в каком-то значении стоит даже более остро. Возможно, месяцем ранее избрание митрополита Кирилла прошло бы светлей и единодушней. Месяц назад еще не было того многого, чем теперь смущается христианская совесть. Мне больно думать про то, что всего месяц в Церкви отделяет настороженность от доверия. Доверия, которое, в нашем мире неуклонно убывает и которое ничем не восполнишь и не вернешь.

Напрасно теперь те же самые лица твердят о введении церковных дискуссий для духовенства и мирян. Ныне мы хорошо знаем, что значит на языке Кураева «самопознание Церкви». Мы со вниманием обращаемся к принятому Соборному определению «О жизни и трудах Русской Православной Церкви», которое говорит: «Собор счел важным умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения. Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова. На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия». Но мы уже догадываемся, в чьих руках в результате окажется миссия, — в руках тех, кого вряд ли заботит соответствие с изначальной позицией членов Собора — и из-за этого наши предчувствия омрачаются.

Мы уже слышим голоса аппаратных комбинаторов, говорящих о реформировании церковного управления и синодальных институтов с упразднением «дублирующих функций» и видим открывающимся сезон охоты на рыбку в мутной воде. До нас достигают идеи о преобразовании духовных школ, согласно которым будущим пастырям начнут преподавать «технологии лидерства» и прочую психотерапевтическую хиромантию вместо начал служения и утешительства. Мы отдаем отчет, на что в конечном итоге работают все эти доказательства связи «ревнительства» с «недостаточной деятельностью головного мозга» и психическими расстройствами; ревнительства, к коему «эффективные менеджеры» готовы в принципе относить, кого хочешь, тех же «недостаточно радующихся». Для нас не составляет загадки, какого качества участие предлагается экспертами от власти, специалистами по массовым движениям и политтехнологиям, укоряющими православных в отсталости, архаизме порядков, в недостаточных организации и общественной нагрузке, выражающими скромные до поры надежды на наступление в РПЦ новых времен.

Наконец, мы вполне солидарны с тем мнением, согласно которому наступающий кризис есть кризис мироустройства как целого. Бог весть, как изменятся жизнь и порядки в ближайшее время, Церкви же надлежит всего более хранить незапятнанной совесть. Кто-то из размышляющих о кризисе любопытно сказал: «Церковь в России, быть может, единственной из всего уцелеет». В самом деле, мы мало об этом думаем, но неопределенность для мира выше, чем неопределенность для Церкви. Глупо хвататься за то, что само разрушается и отходит.

На данном месте наш скепсис сменяется наконец сдержанным оптимизмом. Оптимизмом — христианского возрождения. Сдержанным — поскольку это будет уже совсем другая история…

https://rusk.ru/st.php?idar=113766

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  ученица    28.02.2009 12:19
Вера,Вы, видимо, пропустили вышеуказанную ссылку на книгу проф.Осипова 'Посмертная жизнь души'
  ученица    28.02.2009 12:06
'Сравни писания Игнатия Брянчанинова и каких-либо проф.богословия.Какая разница.Ты хорошо это ощущал.'стр.436 изд Сретенский м-рь 2005
  ученица    28.02.2009 12:01
Вера,письма иг.Никона не пронумерованы..'..при этих знаниях ,имея вполне заслуженное звание доктора богословия,можно совершенно не верить не только…' стр.421 изд Сретенский м-рь 2005 'Нам оставлено покаяние'
  Вера.    28.02.2009 08:28
"Простите. Все, что могу для Вас сделать:"

Дорогй сoветчик!

Вы сделали для меня большой подарок.

Спаси Господи!
  Вера.    28.02.2009 08:21
"Но, может быть, кто-нибудь подскажет…"

Господь "подсказал":

251
"Духовная школа дает некоторые теоретические знания христианства. При этих знаниях,

имея вполне заслуженное звание доктора богословия, можно совершенно не верить не только во Христа, но и бытие Божие отрицать.

Только опыт, реальное общение со Христом дает живую, зрячую веру."
7/IV–61 г.

260
"Мирские люди (новый термин, т.е. душевные и плотские) называют "духовным" имеющего сан священства или монашествующих, или всякого даже, кто немного начинает читать Псалтирь, ходить в церковь и читать духовные книги.
Из вышесказанного видно, насколько это ошибочно. Так же и многие книги называют духовными, если только в них говорится о духовных предметах.
Между тем духовных книг почти нет. Только Св. Писание и творения Св.Отцов духовны. На них-то и можно немножко понять опытно, что значит "духовный"."

Сравни писания Игнатия Брянчанинова и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница! Ты это хорошо ощущал.

Пир, о котором я говорил, усиленно готовится. Если начнется, то сразу, ни на что не глядя, приезжай сюда, чтобы вместе жить или умирать."
25/X–62 г.
  Вера.    27.02.2009 23:17
Дорогой Сельскiй бригадиръ!

Думаю, Ваше сообщение с письмами игумена Никона может оказать духовную помощь каждому христианину.

Спаси Господи, от имени всех читателей!
  М.Яблоков    27.02.2009 22:51
Были же такие люди, за которых молились такие великие старцы… а сейчас… ни царя, ни пророка… как спасаться… кто помолится?…
  Сельскiй бригадиръ    27.02.2009 22:22
Из неопубликованных писем игумена Никона (Воробьева)
Письма игумена Никона своим духовным чадам, представляющие неоценимое сокровище Церкви Православной, неоднократно издавались в последнее время (наиболее полная подборка писем содержится в книге «Нам оставлено покаяние»).
Предлагаем вниманию читателей журнала ранее никогда не публиковавшиеся письма великого подвижника XX века Надежде Павловне Евдокимовой, написанные в 1945–1950 годы. Всего сохранилось 6 писем (17 рукописных страниц); 2 письма без даты.

4/II–49
Мир тебе, дорогая Н.! За малостью времени не могу тебе написать побольше, коснусь лишь главного.
Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия. Тем более с человеком, тем более с верующим и чтущим Его не происходит ничего ни доброго, ни злого без Бога. Сам Господь Иисус Христос сказал, что и волосы на голове человека сочтены у Бога. Человек есть образ Божий, для человека Господь приходил на землю, ради него пострадал на кресте, ниспослал Духа Святаго, основал Святую Церковь, сделав ее Своим Телом, — может ли оставить Господь человека без Своего Промышления о нем? Нет и нет! Бог есть любовь; не сказано, что Бог имеет любовь, а есть Любовь, любовь Божественная, превосходящая всякое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому нетрудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, — как Он, столь возлюбивший грешного, падшего человека, оставит его без Своего промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опасности?! Никогда этого не может быть! Психика человека такова, что ему необходимо для спасения терпеть скорби, поэтому Господь и попускает их, несмотря на Свою любовь к человеку. Но не попускает сверх сил. Затем: в скорбях скрыта радость и любовь к Богу, если скорби принимаем и терпим без ропота, с благодарностью. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжает любви к Богу.
А потом скажу: если боишься скорбей и хочешь избежать их, то Господь Иисус Христос указал средство избежать их: бодрствуй над душой и не допускай греху проявиться ни в мыслях, ни в сердце, ни в теле и непрестанно молись. Можешь этого достичь — не будет тогда у тебя никаких скорбей, вернее, они утонут в духовной радости. А пока не достигла этого, терпи и трудись. Если бы мы жили на земле тысячи лет и каждый день нас распинали, то и это была бы плата недостаточная за то неизреченное блаженство, какое уготовал Господь любящим Его. Только любовь Божия так мало скорбей и на такой краткий срок попускает человеку. Если веруешь в Евангелие, то должна верить словам Господа, указавшего, что хотя и будут скорби в земной жизни у Его учеников, но они сменятся еще здесь радостью, которой никто не отымет от них. Да и Господь всегда с нами: се Аз с вами есмь до скончания века, аминь. Кто сильнее Бога? Итак, не допускай в себя страха, малодушия, маловерия, навеваемого дьяволом, а сопротивляйся им именем первого псалма — «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им».
Не поучай никого, а если видишь нуждающегося в духовной помощи и чувствуешь, что могла бы хоть несколько помочь, то рассказывай о духовном так, будто ты вычитала или слыхала от знающих людей то и то, а не как из своего опыта или познаний. Тебе будет легче, да и преградишь доступ к себе бесу через тщеславие. Понятна ли тебе эта мысль?
Господь да умудрит тебя во всем. Проси у Него твердой веры и терпения.
В «учреждении» писем долго не держат, ибо этим могли бы выдать себя, тут что-то другое.
Надо кончать. Да благословит тебя Господь! О Гале расскажи Т. и проси помочь. Чем могу, и я помогу. Будь здорова.
Н.

15/XI–50
Дорогая Надюша! Получил твое письмо. Спасибо за доброе отношение ко мне. Относительно переезда, да и прочих случаев делай так, как посоветует тебе дядя Степан, он человек опытный.
Маме надо от юности просмотреть всю свою жизнь и исповедаться во всем и чаще причащаться. Пока она на ногах, пусть ходит и несколько раз это сделает. Господь милосерд и принимает кающихся.
О книгах хорошо что ты сказала Е. Н. У нее и своих книг немало. Мне же нужны не для себя только. Читай ты в свободное время. Постарайся добиться, чтобы тебе стал нравиться Игнатий Брянчанинов. Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть дверь единственная ко всему доброму. Надо добиваться иметь всегдашнее покаянное настроение, а от него рождается страх Божий и смирение, а от страха Божия и смирения возникает любовь к Богу. Последующее не может быть без предыдущих. Без покаяния и смирения все суетно и есть прелесть.
Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать.
Чаще, хоть понемногу, становись на молитву и твори молитву Иисусову и Божией Матери.
Желаю тебе всяких милостей от Господа и спасения.
Я тебя поминаю. Прошу и меня не забывать.
Не поддавайся мыслям об одиночестве и прочим суетным помыслам. Это сети вражии. С нами Бог, мы не одиноки. Если нужно будет — Господь пошлет нам друзей, каких и не ожидали.
Подвизайся по силе.
Твой доброжелатель Н.
Полностью: http://www.moskvam.ru/blessed_fire/08_2002/nikon.htm
«Благодатный Огонь» №8, 2002
  Вера.    27.02.2009 22:20
Спасибо, но все письма у меня есть.

Придётся выделить время и перечитать, как советовала ученица, все письма, хотя это не входило в ближайшие мои планы.

Но, может быть, кто-нибудь подскажет…
  М.Яблоков    27.02.2009 22:15
Это был великий человек… Вечная ему память!

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика