Русская линия
Русская линия Галина Резапкина24.12.2008 

«Мой сын — Индиго..»

Лет пятнадцать назад ко мне на консультацию пришел чиновник, у которого были проблемы с сыном. Поведение отца удивило больше, чем поведение сына. Отцу нужно было подтверждение того, что его сын — человек «шестой расы». Не больше и не меньше. Этот случай я вспомнила, когда услышала новое для себя словосочетание — «дети Индиго». Какое-то время ждала реакции представителей психологической науки, но ее не было. Когда я обращалась к ученым с вопросом об этом явлении, они отмахивались: «Тема не заслуживает внимания». Возможно. Но если специалисты не хотят или не могут дать явлению профессиональную оценку, они невольно способствуют дезинформации общественности. Попробуем рассмотреть тему через призму психологии образования.

Мой сын Индиго, это я поняла 2 года назад, когда он заболел и не один врач не мог сказать, что с ним. Только люди обладающие большой экстрасенсорной чувствительностью, задавая ему вопросы. Помогли понять кто он. Он видит ауру, слышит ультразвук, видит свет от икон и чувствует силу в храмах. Последнее посещение католического храма в Киеве очень впечатлило его своей силой.
На сегодня я имею огромные проблемы. Начался новый учебный год в новой школе с очень хорошими традициями, в отличии от предыдущей школы, но все повторяется с его здоровьем. Я считаю, что обучение в коллективе ему совершенно не подходит и уговариваю его перейти на домашнее обучение, но ему тяжело принять это решение. Уже третий год все повторяется снова. Я в таком отчаянии!!!
Он занимался на скрипке 5 лет, но в этом году мы оставили это, только потому, что звучание несовершенного инструмента сильно раздражает его.
Но я четко знаю, что он нуждается в моей поддержке и любви. Но мне очень трудно.
Светлана".

Вполне естественно, что родители «проблемного» ребенка ищут причины трудностей где угодно, только не в семейном воспитании. Не те традиции, не те учителя, не те программы… Школу в последние годы не пинает только ленивый. Такая позиция называется внешне обвиняющей и свидетельствует о низком уровне самостоятельности, о неспособности брать на себя ответственность за свои поступки. Хуже всего, что этот стереотип поведения родители передают своим детям, которые растут в сознании своей исключительности. Есть проблемы — так это система несовершенна, а с нами — все о’кей.

Какие советы могут получить родители «детей Индиго» на одноименном сайте? После комплиментов и психологического поглаживания виртуальный «психолог» рекомендует «занятия восточными энергетическими практиками, такими как: Тай-Цзы, Ба-Гуа, Ци-Гун, другими даосскими практиками, йогой. Они неизменно благоприятны для укрепления нервной системы и адаптации тонких тел человека к жизни в социуме».

Высший пилотаж! Не видя ребенка, не проведя необходимой диагностики, только на основании сумбурного письма! Но на этом виртуальная консультация не заканчивается. Это — только предлог для дальнейшей обработки родителей. Ее цель — вбить клин между семьей и школой:

«Классно-урочная система образования, пишет Марина Космина из рекламного издания «Образование и карьера», — со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.

В той же стилистике журналистка задает школе несколько вопросов, цель которых — «уличить и обличить».
Как психолог образования, постараюсь на них ответить:

М.К.: Как ребенок понимает и ощущает самого себя? Как он знает свои сильные и слабые стороны, свои ресурсы? Помогает ли школа ему понять себя или внушает ему иллюзии?

Г. Р.: Скорее, школа освобождает от иллюзий, которые внушают некоторые родители. В школе самооценка ребенка подвергается коррекции со стороны учителей и сверстников. Если младшему школьнику дома говорили, что он гениальный художник, а сравнение на уроке рисования оказывается не в его пользу, то вероятно, ему придется пережить разочарование. Но вина в этом — не на учительнице и не на тех, чьи рисунки оказались лучше.

М.К.: Что делает школа со способностью ребенка жить среди людей — таких же свободных, таких же неповторимых? Какие способы разрешения неизбежных противоречий между людьми показывает детям школа на примере внутришкольных отношений? Развивает ли школа способность понимать других, принимать, несмотря на все различия, сочувствовать им и договариваться с ними? Или она знает один принцип: «Вон из класса»?

Г. Р. Известно, что основные личностные образования складываются до пяти лет. Способность понимать других, принимать, сочувствовать и договариваться формируемся до школы. Ребенок усваивает те модели поведения, которые видит в семье. Попытки чему-то научить детей, изолированных от человеческого общения, ни к чему не привели. Сегодня даже в самых благополучных в материальном плане семьях нередко вырастают дети, страдающие дефицитом внимания. Школа — не реабилитационный центр. Да и он вряд ли поможет, потому что ребенок — только отражение личностных изъянов взрослых. А на зеркало, как говорится, нечего пенять… Кстати, из класса выгонять запрещено.

М.К.: Насколько у ребенка развивается тяга к выстраиванию собственной жизни? Насколько он понимает, что жизнь — это результат его усилий? Насколько он готов справляться с трудностями, насколько у него хватит мужества? Понимает ли он жизнь как работу, как творчество, как решение жизненных проблем? Или ему внушили, что правильная жизнь — прямая, а трудности — это ненормально, это чья-то вина?

Г. Р.: Опять же ровно настолько, насколько этому его научили в семье. Внушить что-либо в школе практически невозможно в силу закономерностей психического развития. А вот развить то, что заложено в семье — можно, но только в том случае, если семья и школа — единомышленники, если у них — схожие взгляды и жизненные ценности. Если этого нет, если в школе говорят одно, а дома — другое, то формируется невротическая личность.

Необходимость подчиняться, делать над собой волевые усилия, на равных общаться с другими детьми, среди которых он может оказаться не самым лучшим — это требование любой нормальной образовательной системы. Известно, что Бенджамин Спок, автор педагогического бестселлера о «свободном воспитании», по которому растили своих детей миллионы американцев, отрекся от своих прежних взглядов и попросил прощения у своих читателей. Но на его книгах успело вырасти не одно поколение американцев!

Переводные сайты, рассказывающие о «феномене Индиго», преследуют две цели. Первая, чисто коммерческая — «переманить» детей в частные образовательные учреждения под предлогом создания «исключительных условий для исключительных детей». Вторая — намного опаснее. Искусно играя на родительском тщеславии, мешая правду с ложью, владельцы духовных инкубаторов обещают сделать из чад, которые слишком хороши для массовой школы, будущих властелинов мира. Судя по обилию ссылок на эзотерические сайты, дело не обходится без оккультных практик.

Отклонения в поведении, причиной которых могут быть органические поражения нервной системы и заболевания, которые требуют лечения; генетические особенности; ошибки воспитания, преподносятся родителям как сверхъестественные способности. Ход психологически грамотный: намного приятнее признать исключительность своего ребенка, чем нарушения в его развитии или свои педагогические ошибки. Потенциальные клиенты таких заведений — богатые и амбициозные родители, которые не могут смириться с тем, что их ребенок в чем-то уступает другим.

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает повышенным чувством справедливости и собственного достоинства, не торопитесь записывать его в «индиго». Лучше обратите внимание, справедлив ли он по отношению к другим, способен ли уважать чужое достоинство. Если это не так, возможно, именно сейчас формируется эгоистическая направленность личности.

Если вашему ребенку трудно стоять в очереди или строю, если он не может довершить начатое дело, возможно, он испытывает трудности с волевой регуляцией. Квалифицированный психолог может установить причины этих нарушений и дать совет, что с этим делать.

Если ребенок ведет себя демонстративно, если держится на равных со взрослыми, если требует к себе повышенного внимания, не торопитесь умиляться и одаривать его своим вниманием, усугубляя тем самым ошибки воспитания.
Но не обманывайте себя, пряча под синей оберткой психологические проблемы.
Галина Резапкина, психолог

Впервые опубликовано в газете «Школьный психолог», август, 2006

Интернет-полемика

«дети индиго, это дети больные грехами родителей. Погрехам родителей в них вселяются демоны-это мое личное мнение. Крестоносец (Добавлено: 2005.07.11 Пользователь Гость)
«Совершенно чудесная книга! Я не знала, что меня можно отнести к детям Индиго — для оправдания своей непохожести я пыталась прикрываться определениями «недоношенная», «ребенок разведенных ролителей», «влияние знака Змееносца». В интернет-отделе нашей компании очень много гениальных людей."Дети Индиго» уходят в Интернет! (Добавлено: 2005.07.26 Пользователь Гость)
«занимайтесь ранним развитием, и ваш ребёнок будет круче всяких индиго без всякого бреда про другие миры (Добавлено: 2005.11.10 Пользователь Гость)
«Больночитать оскорбления в адрес Индиго… Дело не в возрасте, а во внутреннем устрое человека. Индиго — не дети… Термин «Дети Индиго» родился тогда, когда большое количество юных жителей нашей планеты стали проявлять странные, а порою даже пугающие способности на людях! Я не один год слышу людей, которые ничего не понимают или не хотят понимать в происходящем. Потому унижают или же отвергают то, что им не знакомо! Очень хочется выразится некорректно. Оскорбить вас… Но,. Это ни к чему не приведёт. Вы — люди, которые всё отрицаете, так и не поймёте, что ругаюсь я от бессилия доказать вам, что вы не правы! Потому лишь попрошу тех, кто не верит: «Следите за языком! Дети Индиго — это не выдуманная тема. Это категория людей, которым вы жить мешаете. Но это те люди, которые всё равно будут вас учить правильному пути! Даже если вам не нравится быть честными и откровеннными.» (Добавлено: 2006.01.19 Пользователь Гость)
«ребята я индигочувиха давайте жить дружно всеравно скоро конец света (Добавлено: 2006.01.26 Пользователь Гость)
«Чувиха напиши на Burik19832111@mail.ru Приятно будет пообщаться. (Добавлено: 2006.03.11 Пользователь Гость)
«похоже на то, что я тоже индиго)) но совсем не знаю, что теперь с этим пониманием делать… если у вас есть идеи — пишите ouix@mail.ru постараюсь всем ответить) (Добавлено: 2006.05.11 Пользователь Гость)
«Очень все интересно, но почему не готовят людей для перехода в другую рассу. Люди совсем не подготовлены. А времени, исходя из рассказов Детей Индиго, осталось совсем мало. Очень много вопросов которые хотелось задать этим детям, потому что не могу найти ответы в литературе. (Добавлено: 2006.02.07 Пользователь Гость)
«Дорогие мамы!!!- Не ищите у своих детей признаков Индиго. Радуйтесь тому что у Вас есть ребенок и не ищите в нем сверх-гениальности — человек и без того гениальное творение. Не всякий талант приносит радость и пользу. (Добавлено: 2006.03.11 Пользователь Гость)
«жаль, что детей не крестят. А покрестили бы, то б вся дурь и пропала бы! (Добавлено: 2006.05.31 Пользователь Гость)


https://rusk.ru/st.php?idar=113624

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Одиноков    26.12.2008 15:14
Никаких обид, Наталья, поскольку я не личную теорию преподношу, а библейский взгляд на историю человечества. И то, что конец до сих пор оттягивается, говорит не о том вовсе, что т.н. прогресс ещё не преподнёс нам всех своих открытий чУдных, а о том только, что долготерпение Божие не исчерпано, что Божия любовь всё ещё на нас надеется.

"Задача общества – помочь этим несчастным осознать, что они больны…"

Наталья, голубушка, а как Вам покажется мысль, что само общество-то прежде всего и нездорово?.. Али, живя во граде Туле, сего не видать?..
  Natalya    26.12.2008 14:54
Уважаемый Владимир! Только, Бога ради, не обижайтесь. Совершенно ничего личного. Просто зачастую апокалиптические рассуждения невольно вызывают в памяти поговорку: "Собака лает, а караван идёт".

Ещё раз прошу – не обижайтесь. Во все времена находились люди, утверждавшие, что – всё, хана. Ан нет! Человечество живо и здорово.
Если брать Россию, конечно нам за последний век досталось. И за последние 20 лет столько раз людей "кидали", что, естественно, идеалы порушены, апатия, равнодушие…но опять же, не у всех…
Такой ли уж "постоянный" рост перечисленных Вами вещей? Не логичнее ли предположить, что пороки были везде и всегда, какие-то 10% населения имеют несомненную склонность ко всевозможным порокам. Задача общества – помощь этим несчастным осознать, что они больны, что с одолевающими их болезненными желаниями надо бороться. Не могут бороться сами (извращенцы) – специальное лечение+молитва.

Впрочем, об этом можно говорить бесконечно :-)
  Natalya    26.12.2008 14:40
Уважаемый Игорь!
Привижу Вам отрывок из Ремарка "На западном фронте без перемен". Про солдат :-)

"В течение десяти недель мы проходили военное обучение, и за это время нас успели перевоспитать более основательно, чем за десять школьных лет. Нам внушали, что начищенная пуговица важнее, чем целых четыре тома Шопенгауэра.
Мы убедились – сначала с удивлением, затем с горечью и наконец с равнодушием – в том, что здесь все решает, как видно, не разум, а сапожная щетка, не мысль, а заведенный некогда распорядок, не свобода, а муштра. Мы стали солдатами по доброй воле, из энтузиазма; но здесь делалось все, чтобы выбить из нас это чувство. Через три недели нам уже не казалось непостижимым, что почтальон с лычками унтера имеет над нами больше власти, чем наши родители,
наши школьные наставники и все носители человеческой культуры от Платона до Гете, вместе взятые. Мы видели своими молодыми, зоркими глазами, что классический идеал отечества, который нам нарисовали наши учителя, пока что находил здесь реальное воплощение в столь полном отречении от своей личности, какого никто и никогда не вздумал бы потребовать даже от самого
последнего слуги. Козырять, стоять навытяжку, заниматься шагистикой, брать на караул, вертеться направо и налево, щелкать каблуками, терпеть брань и тысячи придирок, – мы мыслили себе нашу задачу совсем иначе и считали, что нас готовят к подвигам, как цирковых лошадей готовят к выступлению. Впрочем, мы скоро привыкли к этому."
  Natalya    26.12.2008 14:32
Уважаемый Р.Н. Юрьев!
Бог милосерден. Примет любого, вне зависимоти от того, одарён тот или иной человек талантами или нет.

Если талант употребить себе в угоду, развить в себе самолюбование, типа – Вы все – быдло, а я – такой весь гениальный, толку от такого человека – ноль целых, ноль десятых.
Талант – дар. И применить его следует (по идее) ради ближнего своего. Умеешь сочинять музыку – прекрасно, пусть несчастный издёрганный человек придёт с _обычной_не гениальной_ работы домой и послушает твои сочинения. И пусть прослезится и обнимет жену.
Умеешь изобрести тот же пылесос – тоже прекрасно. Пусть у измотанной, утомлённой многочисленными домашними делами женщины появится лишние 20 минут, чтобы пообщаться с детьми или почитать книжку.

Так что смею не согласиться с Вами в том, что "Никому от этого не легче и то, что он занимается этими шахматами – это достижение только лично для него". А может, этот мальчик – будущий Каспаров. И будет на международных соревнованиях для России чемпионский титул выигрывать???
  Одиноков    26.12.2008 13:56
Вы оптимистично выбираете одни тенденции, умалчивая о других: о постоянном росте преступности, наркомании, всеобщего равнодушия и апатии, об активности гомосексуальных и всяческих иных извращенческих движений, о размножении сект и деструктивных сообществ и т.п.
Что ж, мы так и будем с Вами перебрасываться мячиком?.. Моё твёрдое мнение: духовное (и душевное) спасение человека возможно только на путях веры во Христа и никак иначе. Всё прочее – временное улучшение перед последним актом агонии…
  Р.Н. Юрьев    26.12.2008 12:20
В шахматы не играю, к математике отношения не имею.
Сочиняет музыку – прекрасно, играет в шахматы – замечательно. Только все эти его таланты – касаются только его самого и больше никого. Никому от этого не легче и то, что он занимается этими шахматами – это достижение только лично для него. Это надо ребёнку и объяснять, а не восхищаться радостно и выставлять его напоказ, вот дескать, какой у меня умненький мальчик, в шахматки играет. Во всяком случае надо с этим бороться в себе (как родитель я сам не лишён этого недостатка – любования своими детьми). Естественно, родителям кажется, что их дети – самые умные, самые хорошие и прочее, – хорошенькая такая основа для гордыньки. На самом деле наши дети – самые обыкновенные, ничем особым не примечательные, а может, ещё и похуже других. И оценивать надо не по тому, что они умеют здесь, а по соответствию всего главной цели христианской жизни – наследование Царства Небесного.
А про Царство Небесное – не сказано, что наследуют его "духовно продвинутые", умеющие играть на скрипке в 5 лет, сочиняющие музыку или – даже! – играющие в шахматы с закрытыми глазами. А – "нищие духом"…
  Natalya    26.12.2008 12:10
Владимир!
Так сложилось исторически, что долгое время россиянин был лишён ощущения ценности личности, высшей ценности человеческой жизни. Власть тщательно следила, что читают, что говорят, о чём шутят, крестят ли своих детей, умалчивалось в том числе существование межполовых отношений (простите, только не подумайте в очередной раз, что у кого чего болит…, но вспомните известную фразу"В СССР секса нет).
И вдруг – бабах! Наскволь проржавевший железный занавес рухнул и хлынуло всё – и хорошее и плохое. Вспомните, с каким увлечением все смотрели американские боевики или фильмы ужасов. Потом наша кино-индустрия это дело подхватила.
Но послушайте, что говорят в программах типа "Народ хочет знать" или "К барьеру". Появилась ностальгия о хорошем, добром кино, пропагандирующем простые человеческие ценности.
Не так-то, как Вам кажется, легко отвратить массы от доброго и светлого.
Сначала был интерес (запретный плод сладок), сейчас – обратный процесс.
В том же США нарастает волна (в среде молодёжи) за целомудренные отношения до брака. И где? На родине сексуальной революции!
  Одиноков    26.12.2008 10:23
Ох, Наташа, Наташа… Как же Вы любите строить воздушные замки…
"…это временное, пройдёт, народ "наестся" низкокачественной литературой, потянет на классику. Тот же телевизор…"
А почему сценарий будет развиваться так? Это почти то же, что утверждать: наркомания – явление временное, наестся человек до отвращения, и бросит. Не бросит, потому что прежде погибнет. Почему Вы бежите от мысли, что чтение дурной литературы или убожество и прямой вред ТВ способствуют нравственной деградации человечества?.. Святые Отцы в аскетических своих трудах говорят о разрушительном действии одних даже помыслов душевредных, а здесь речь идёт о греховном и дурном наполнении всей жизни, и Вы при этом надеетесь на ничем необоснованное изменение взглядов сегодняшних потребителей духовной помойки. И всё-то строится у Вас на добрых и хороших отношениях друг к другу, на терпимости, но Вы никогда не говорите о Боге, вот что настораживает. А знаете ли, что если сам человек не почувствует жажду спасения, не поймёт, что ему нужен именно Бог – никакие добрые слова и уговоры на него не подействуют. Выбор: быть с Богом или без Него – это не выбор, за какую партию голосовать на избирательном участке.
"Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" – это не то же самое, что "люди, ведите себя хорошо, поскольку колбасы на всех хватит"…
  Natalya    26.12.2008 10:11
Уважаемая Люся!
Ведь научно-технический прогресс – понятие собирательное, обобщающее. Речь ведь не только и не столько о пылесосах (о которых говорил Артур) :-))
Одна историческая эпоха сменяет другую.
Ещё раз повторюсь: чуть больше века назад белые люди пребывали в полной уверенности, что черные вроде бы и не должны претендовать на гордое звание "человек".
Слава Богу, сейчас хоть поняли, что не важно, каков цвет кожи или разрез глаз. Важно, как ты относишься к людям.
Конечно, невежество не в том заключается, что кто-то не может свпомнить формулу химического элемента или решить уравнение из высшей математики. Невежество – отрицать _очевидные_ достижения человечества.
  Natalya    26.12.2008 09:17
Вот, уважаемый Владимир, если бы все терпеливо ожидали, когда же человечество _само_ станет лучше, не возникло бы системы образования, не было бы предметов искусства, которые выставлены для _всеобщего_ обозрения (типа, смотри, приобщайся, любуйся, восхищайся), не было бы _массового_ книгопечатания. На послдений пункт предвижу возражение: да-да, посмотрите, что на полках магазинов. Отвечу заранее :-) это временное, пройдёт, народ "наестся" низкокачественной литературой, потянет на классику. Тот же телевизор: ну с кем ни поговорю, ВСЕ в один голос утверждают: "Смотреть нечего!". И не смотрят ТВ именно по этой причине! Хотя не отрицаю – есть в РФ те, кому нравится "Кривое зеркало".

Чтобы человек стал лучше, нужна МОТИВАЦИЯ. Вот тут активно идут споры о системе борьбы с пьянством и табакокурением. Молодцы врачи – изучают, думают, предлагают варианты борьбы с этими пороками. Но! Зачастую _практикующие_ медики утверждают, что пока человек САМ не захочет избавиться от пагубной привычки, лечить его трудно, можно сказать – бесполезно.
Та жа история с нравственностью. Нужны _агитация_приобщение_пропаганда_разъяснения, но ни в коем случае не агрессивное принуждение, т.к. вместо сотрудничества получишь сопротивление.
Только добрые и снисходительные люди могут рассчитывать на то, что многие люди, их окружающие, придут к Истине. А то ведь как нередко бывает? Верующие демострируют удивительную нетерпимость… :-(

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Следующая >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика