Русская линия | Алексей Поповкин | 12.11.2008 |
Российская Смута ХХ века не пощадила многие памятники и символы победы над предыдущей Смутой: были разрушены Казанский собор и усыпальница Пожарского. Собор ныне восстановлен, усыпальницу собираются восстановить к октябрю 2009 года.
Но кроме вещественных памятников и символов победы 1612−1613 годов есть и символы иного порядка, символы богослужебные, в которых зримо соединяются земная история и Божественный Промысел, события из жизни земной Церкви и Царства обретают высший смысл для Церкви Торжествующей и Царствия Небесного. Важнейшим символом такого рода является чинопоследование праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября, оформившееся в 1635—1649 годах, согласно распоряжению Патриархов Филарета, Иоасафа и Никона, князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Предшественником этого чинопоследования стало особенное общегородское богослужение в Москве 27 ноября 1612 года. Тогда впервые за многие месяцы москвичи и бойцы ополчения смогли помолиться одновременно и перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери, и перед чудотворной Владимирской иконой, которую с крестным ходом вынес из освобождённого Кремля архиепископ Элассонский Святитель Арсений.
Через несколько лет по просьбе князя Дмитрия Пожарского Патриарх Филарет благословил совершать 22 октября крестный ход из Успенского собора Кремля в домовую церковь князя Пожарского — Введенский храм на Большой Лубянке, построенный в 1514—1518 годах, где находилась чудотворная Казанская икона, бывшая при ополчении. Первое подробное описание этого хода было составлено в 1635 году Адамом Олеарием.
«22 октября русские устроили большую, видную процессию к церкви, находящейся в городе недалеко от обыкновенного посольского двора. Тут участвовали и патриарх, и великий князь. Можно было видеть следующее:
Путь от Кремля до церкви был уложен досками, спереди шло много продавцов восковых свеч и несколько человек, которые мели улицу метлами. Далее шла самая процессия. Спереди шел человек с умывательным тазом и полотенцем. Далее несли три красных с белым знамени, почти вроде штандартов. Затем — 61 поп в церковных облачениях. Четырех херувимов несли на длинных палках. Фонарь, также укрепленный на палке. Далее следовали 40 попов. Крест с шарами на концах, утвержденный на палках, дважды крестообразно сложенных; его несли 8 попов. За ним шли 100 попов и монахов, каждый нес икону. Особенно большая икона, которую несли два челов[ека]; она была завешена. Затем следовали 40 попов. Затем опять несли икону, обвешанную многими жемчужинами; ее несли три челов[ека]. За нею опять икона. Четыре попа шли с пением. Опять икона. Впрочем, все иконы были живописной работы и ни одной не было резной. Обсаженный алмазами крест, длиною более четверти локтя, на блюде. Две горящих свечи. Далее шел патриарх в драгоценном святительском одеянии, под голубым балдахином. Два челов[ека] вели его под руки.
Перед ним и по обе стороны шли более 50 попов и монахов. За ними шел его царское величество пешком, под красным балдахином, сопровождаемый своими боярами и князьями. За ним два челов[ека] несли красный стул. Лошадь великого князя вели под уздцы. В самом конце две белые лошади везли сани. В такой процессии они отправились в вышеуказанную церковь, которая была построена и служила местом для ежегодных процессий…» [1].
Как считает известный специалист по истории древнерусской культуры А.Л. Щенникова, этот крестный ход относился к числу «Больших», наиболее важных священных шествий в первопрестольной столице [2]. В 1636 году был освящён Казанский собор, построенный Дмитрием Михайловичем Пожарским в память победы над смутой и в честь заступничества Божией Матери, явленного по молитвам князя и ополченцев и выразившегося в освобождении Китай-города 22 октября 1612 года, а затем и Кремля.
Казанскую икону Богородицы торжественно перенесли в новопостроенный собор, князь Пожарский нес ее на руках с Лубянки на Красную площадь.
Храмовым праздником нового собора и стал день 22 октября, когда служилась литургия и совершался крестный ход из Успенского собора в Казанский.
По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» — по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.
Не была забыта и церковь Введения Божией Матери во Храм на Лубянке: Патриарх распорядился проводить крестный ход и туда также 22 октября, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил в Введенскую церковь к вечерне.
В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия (канун праздника, 21 октября 1648 г.), установил день 22 октября праздновать по всей стране.
Вплоть до 1917 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах в этот день совершались Литургии, молебны и крестные ходы.
После прихода к власти большевиков крестные ходы стали запрещаться. В 1924 году снесли Введенскую церковь на Лубянке, а в 1936 году — Казанский собор на Красной площади.
В 1990—1993 годах Казанский собор был восстановлен, затем был оформлен порядок Богослужений в Кремлёвских соборах. Однако возрождение древней московской традиции — Большого крестного хода из Успенского собора в Казанский — так и не состоялось.
22 октября (4 ноября) 2006 года несколько общественных организаций, в том числе «Бородино-2012″ и „Народный Собор“, решили возобновить эту традицию, проведя крестный ход с иконой Казанской вокруг всего бульварного кольца. В 2007 году крестный ход был повторён, но ему стали чиниться какие-то непонятные препятствия. „В 14.00 от Пушкинской по Бульварному кольцу двинулся Большой крестный ход, на организацию которого чиновники московской мэрии дважды под самыми смехотворными предлогами не дали разрешения“. Тем не менее „колонна постепенно набрала до 1000 участников, если не больше. Впереди двигалась чудотворная икона Богородицы, вынесенная из Никольского храма на Берсеневской набережной. За ней шли люди с хоругвями, крестами, другими иконами. Крестный ход обогнул центр Москвы по Бульварному кольцу, Берсеневской и Софийской набережным (напротив Кремля), опять по Бульварному кольцу, и вернулась в начальную точку — к территории, где когда-то стоял Страстной монастырь, который в скором времени надо будет восстанавливать. Властям в очередной раз напомнили о необходимости восстановления этой обители“ [3].
Крестный ход был запланирован и в 2008 году. СМИ сообщали: „В этом году мы планируем пройти крестным ходом по Бульварному кольцу Москвы. Мы пойдем с иконами, с молитвой за Россию“, — заявил „Интерфакс-Религия“ координатор православного молодежного движения „Георгиевцы!“ Владимир Михайлов.
По его словам, крестный ход — „это еще и подлинная демонстрация народного единства, на которой не будет флагов и плакатов отдельных партий и организаций“. Организаторы мероприятия рассчитывают, что в нем примут участие несколько тысяч человек.
Как напомнил собеседник агентства, крестные ходы проводятся в день 4 ноября с 2006 года. „Тем самым была восстановлена существовавшая сотни лет традиция“, — заявил В. Михайлов» [4].
Однако в нынешнем году нормальное прохождение крестного хода по улицам Москвы оказалось невозможным. Милиция и ОМОН воспрепятствовали мирному шествию православных людей, более того, один из организаторов был задержан и затем необоснованно подвергнут штрафу.
Милиция прекрасно видела, что перед нею — не террористы, не рейдеры, не наркоторговцы, а православные верующие, молящиеся за Россию. Её действия поэтому не могут иметь никакого оправдания, а распоряжение о запрете крестного хода, установленного ещё три века назад, свидетельствует о разрушении правосознания у некоторых городских чиновников. Между прочим, именно разрушение правосознания — главная причина пресловутой коррупции, о борьбе с которой так много говорят в последнее время.
Мне представляется, что пора на уровне Московской епархии поднять вопрос о восстановлении Большого крестного хода 22 октября (4 ноября) из Успенского собора в Казанский, чтобы ни у кого не возникало сомнений, по Чьей милости была освобождена Россия и побеждена Смута. Тогда и «День народного единства» приобретёт смысловой стержень, очевидным образом отсутствующий сегодня.
Примечания:
1.http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15 220&cat_ob_no= По этой же ссылке можно посмотреть и гравюру, изображающую крестный ход.
2.http://hram-vlad-butovo.ru/old/libr/icon/pocrovit19.html
3. http://www.apn.ru/opinions/article18288.htm
4. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27 030
На гравюре:
Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
https://rusk.ru/st.php?idar=113503
Страницы: | 1 | |