Русская линия | Анатолий Холодюк | 30.10.2008 |
Мощи аравийских бессребреников Космы и Дамиана — христианская святыня Мюнхена
Паломники без особого труда находят в Мюнхене адрес монументального здания церкви святого Михаила, возвышающейся в самом центре баварской столицы — Neuhauser Str. 6. Церковь построена баварским герцогом Вильгельмом V (1548 — 1626) для обосновавшегося в 1559 году в городе ордена иезуитов. Первый ее камень был заложен мастером-строителем Фридрихом Зустрис (10) в апреле 1583 года), а торжества по случаю освящения новой церкви состоялись только через 14 лет. Паломников впечатляют огромные размеры, величественный интерьер и лепнина церкви со строгим величием пилястр, тремя парами больших часовен по обеим сторонам и, конечно, 20-тиметровый, хорошо спроектированный неф, который когда-то был вторым по величине после собора св. Петра в Риме. Под алтарем, в подземной часовне, находится усыпальница баварских королей и многих городских знаменитостей. Среди них — представители династии Виттельсбахов, Агилофингеров, Каролингеров, а также основатель церкви святого Михаила герцога Вильгельма V-го, курфюрст Максимилиана I-го и др. Имя главного архитектора церкви точно не установлено, однако историки полагают, что основную часть здания проектировал Вольфганг Мюллер, а высокий фасад с бронзовой статуей при входе архангела Михаила (1588 или 1592), побеждающего дьявола, выполнил скульптор Губерт Герхарт.
В год приобретения Мюнхеном реликвария с мощами Космы и Дамиана завершилась Тридцатилетняя война (1618 -1648), еще не были забыты страшные последствия эпидемии чумы (1632−34), уничтожившей треть населения города. В 1632 году шведский король Густав Адольф захватил во время войны Мюнхен, столицу и резиденцию объединенного герцогства Баварии (1505). Знаменательно, что в центре города на его главной площади Мариенплатц возвышается 11-метровая колонна Святой Девы Марии («Патрона Баварии»), возведенная в 1638 году курфюстом Максимилианом в благодарность за то, что Мюнхен не подвергся разграблению во время оккупации шведами. Позолоченная бронзовая фигура Святой Марии (2,25 м) скульптора Губерта Герхарда изображает Царицу Небесную на лунном серпе, с короной и благословляющим Богомладенцем на руках. С 1613 года эта фигура Божией Матери находилась в алтаре знаменитой церкви Фрауенкирхе, а спустя 25 лет установлена на площади. Обрамляющие колонну ангелочки на соколе уничтожают дракона, льва, змия и василиска, стилизованных скульптором под символы долго мучивших жителей Мюнхена голод, войну, чуму и неверие.
Город и его жители нуждались в Божьем покровительстве Богоматери и желали поклоняться христианским святыням, какими и стали мощи широко известных в то время святых Космы и Дамиана Аравийских. Архивные документы (9) свидетельствуют, что в 1648 году курфюрст Максимилиан I (1573 -1651) благодаря посредничеству кардинала фон Вартенберга, епископа Оснабрюка, приобрел в Бремене за 2000 талеров реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. В 1649 году святыню торжественно доставили из Бремена в Мюнхен, в церковь святого Михаила. Первоначально реликварий установили в главном алтаре, где он и находился до 1819 года, а позже его перенесли в боковую часовню, более доступную для поклонения верующим.
Величественный реликварий золотистого цвета (длина — 116 см, высота — 83 см, ширина — 50 см) выполнен из дубовых досок, покрытых серебряными пластинами с позолотой. Внешне своей формой реликварий напоминает саму церковь святого Михаила в миниатюре. Его украшают несколько драгоценных камней крупного размера, среди них выделяются янтарь и цветные горные кристаллы. Изготовленный в 1400 -1420 годах реликварий отреставрирован в 1854 году в мюнхенском литейном цехе Миллера. В центре по горизонтали он имеет дверки с замком, на внутренней части которых находятся четыре цветных изображения, рассказывающие о подвигах святых Космы и Дамиана. В основании по периметру реликварий обрамляют барельефы 12-ти апостолов, а с торца изображены святые врачи-бессребреники.
Внутри реликвария на специальных подушечках помещены два других малых реликвария в виде темно-серых шапочек-пилоток, великолепно расшитых жемчугом и рубином. В них и находятся черепа и кости (всего их 31), принадлежащих Косме и Дамиану и их родным братьям — Леонтию, Анфиму и Евтропию (287 или 303).
Святые Косма и Дамиан известны в истории Церкви как врачи-бессребреники (иначе их называют — анаргири, т. е. безмездники), победившие страсть сребролюбия и корыстолюбия, отказавшиеся от владения имуществом (6, с. 8.). Правда, церковные историки разделились во мнении о существовании самого числа двоиц мучеников Космы и Дамиана: одни признают все три, другие — две, а некоторые — всего одну двоицу. В католической Германии мало кто слышал, за исключением священнослужителей, что кроме Космы и Дамиана Аравийских существуют еще и другие.
В Русской Православной Церкви известны три двоицы святых мучеников Косьмы и Дамиана (1):
1. Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме от побития камнями при царе Карине, память 1/14 июля);
2. Асийские, бессребреники и чудотворцы, (родились в III веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и похоронены в Феремане; память — 1/14 ноября);
3. Аравийские (по месту происхождения) или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием — 287 или 303), память — 17/30 октября.
Каких-либо исторических фактов и документов о жизни и смерти этих мучеников не имеется, и все сведения о них основаны на Житиях святых. Рассказы о них пронизаны легендами — плод почитания, восхищения и легенд. Паломников же интересует история, сокрытая под покровом преданий о жизни святых. В агиографических произведениях отсутствует четкое разделение сведений обо всех трех двоицах Космы и Дамиана, живших, по церковной традиции, предположительно во второй половине III — начале IV вв. В связи с этим у специалистов возникают трудности с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов. Этим можно объяснить и тот факт, что честные главы одних и тех же святых Космы и Дамиана Аравийских почитают не только в Мюнхене, но и с 1581 года в женском монастыре Кларис в Мадриде: здесь они были кем-то неизвестным подарены дочери Императора Священной империи Карла V — Марии.
Агиографические сведения о бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), которые были современниками Римских, также весьма скудные. Исключение составляют одна широко известная на Западе легенда, датируемая XIII веком, и народные предания. В жизнеописаниях и иконографии сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. До сих пор остается невыясненным, автор легенды либо аккумулировал народные предания о разных святых в одно цельное произведение, посвятив его исключительно Аравийским бессребреникам Косме и Дамиану, либо впоследствии составители житий из каких-то соображений разделили материалы этой легенды, приписав их частично Ассийским и Аравийским святым. Так, например, два эпизода (история с подарком больной женщины по имени Палладия и появление верблюда во время погребения святых Космы и Дамиана) из известной легенды монаха Якоба Форагине связывают с жизнью не только Асийских, но и Аравийских бессребеников.
Приведем для доказательства сначала известный рассказ о Косме и Дамиане Ассийских родом из Асии — так в древние времена называлась часть Малой Азии. Считается, что их время рождения и смерти относится к IV веку. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать — Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». По преданию, мощи этих святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
Обратимся теперь к жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских). По преданию, они были связаны друг с другом не только родственными и дружескими связями, но и были родными братьями-близнецами. Косма, Дамиан, Леонтий, Анфим и Евтропий — все пять братьев занимались врачебной наукой, помогавшей им в безвозмездной практике лечения болезней. Однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений и врачевали людские недуги призыванием имени Иисуса Христа. Младшие братья всегда следовали за ними в течение жизни. Косма и Дамиан действовали как двоица, и этот символический образ двоицы сближает их с апостолами, которых Христос, как известно, посылал проповедовать «по два». Косма и Дамиан до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой.
В Германии широко распространено предание об одном из самых известных деяний Космы и Дамиана Аравийских — операции по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства. Об операции рассказывается и в тексте инкунабулы из жизни святых, появившийся в 1489 году в Аугсбурге: «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: „Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?“ Тот отвечал: „Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой“. Первый сказал: „Принеси её“. Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана».
Во время лечения святые братья обращали в христианскую веру многих язычников, что не мог им простить язычник Лисий — наместник киликийской земли при императоре Диолектиане, решительно требовавший от Космы и Дамиана отречься от веры в Иисуса Христа.
Благодаря учению Космы и Дамина чудесные телесные исцеления больных были связаны с их уверованием во Христа. За изцение деньги не взимались, за что и были названы Косма и Дамиан бессребрениками или безмездниками. Это означает, что как врачи они трудились безвозмездно, ради блага других людей, не требуя за это никакой платы. Братья строго соблюдали заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Как истинные христиане они не просто отказывались от платы, они считали для себя милостью Божией и великим благом врачевать безвозмездно — Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому они помогают в болезни, живет Христос. Они врачевали людские недуги не столько ради славы людской, сколько ради славы Самого Бога, даровавшего им благодать исцелений. Косма и Дамиан как бессребреники стали сынами Всевышнего уже во время своей земной жизни, — и в этом они видели земную награду и блаженство, которое в полной мере раскрылось в жизни небесной, вечной.
В Германии считают, что основные, хотя и краткие сведения о житии Аравийских (Киликийских) святых бессребреников содержатся в знаменитой легенде (ХIII в.) монаха Якоба Форагине, написанной им на латинском языке и переведеной на немецкий язык только в 1921 году. Автор легенды, фрагменты которой приводит в своих творениях и архиепископ Иннокентий Херсонский (2, с. 231 — 232), был сначала доминиканским монахом, а позже стал епископом в Генуе, где скончался в конце ХIII столетия. По преданию, легенды Якоба Форагине издавались до 1500 года примерно 70 или 90 раз; люди в Западной Европе зачитывались ими так же, как и Священным Писанием. Легенда о Косме и Дамиане, созданная приблизительно между 1263 и 1273 годами, была очень популярной в народе. Ее устный пересказ стал широко известен сначала в Эльзасе, откуда предание далее переходило у верующих из уст в уста и в другие немецкие земли. В этих преданиях имеются несколько похожих эпизодов, присутствующих в житии святых чудотворцев бессребреников Космы и Дамиана Асийских (7, с. 21).
Легенда монаха Якоба Форагине (4, с. 796 — 799) повествует о пяти родных братьях — врачах: Антиусе, Леонтиусе, Евтропиусе и двух близнецах — Косме и Дамиане, родившихся в Эгее. Воспитанием детей занималась благочестивая мать по имени Феодора. Косма и Дамиан обучались искусству врачевания и имели благодать от Бога исцелять людей от всяких болезней, а также лечить зверей и животных. Однажды некая больная женщина по имени Палладия, растратившая почти все состояние на лечение своей болезни у разных врачей, услышала о чудесах и учении Космы и Дамиана. Она обратилась к ним за помощью и в результате лечения получила долгожданное исцеление. В благодарность за это она тайно предложила одному из братьев — Дамиану — вознаграждение, но он сначала отказался его принять. Тогда Палладия взмолила его и попросила принять ее дар совсем не из любви к богатству, а как жертву ради Имени Божия. Этот подарок в дальнейшем послужил причиной недолгой ссоры двух братьев. Косма справедливо напомнил брату, что они, приступая к подвигу, обещали друг другу никогда не нарушать обет и не заниматься стяжательством. Опечаленный Косма даже попросил близких не хоронить в будущем его в одной могиле с Дамианом. Однако по прошествии некоторого времени Косма решил поступить по-христиански: смилостивился и простил своего брата.
Об удивительных врачах-безмездниках и их чудесах во время лечения прослышал игемон Лиссий, приказавший доставить братьев к нему в Киликию. Расспрашивая о происхождении и родстве Космы и Дамиана, прославившихся чудесными исцелениями больных, он удостоверился, что они действительно лечат не за деньги и земные блага, а безвозмедно, однако по вере своей являются христианами. Узнав, что они проповедуют своим больным учение Иисуса Христа, игемон принудил Косму и Дамиана в его присутствии принести жертву идолам, но братья-христиане проигнорировали этот приказ, за что он повелел их сначала избить, а потом связать цепями и бросить в морскую пучину. Однако братья Косма и Дамиан, укрепленные силой Божией и неожиданно явившимся Ангелом, чудесным образом были спасены от потопления и невредимыми предстали перед своим жестоким судьей. Увидев братьев живыми, удивленный Лисий произнес:
- Заклинаю вас, ответьте мне, почему вы остались совершенно здоровыми после этих пыток? Вероятно, вы прибегаете к какому-то волшебству, которым и побеждаете болезни?! Научите и меня этому искусству, чтобы я мог последовать вашему учению и предстать перед моим богом Адрианом…
Не успел Лисий произнести последние слова, как перед ним неожиданно появились два беса, ставшие беспощадно его избивать по лицу и всему телу. Наместнику ничего не оставалось делать, как с воплем обратиться за помощью к Косме и Дамиану:
- О, мои господа, помолитесь за меня Богу!
Братья выполнили его просьбу, и — бесы тут же исчезли. Едва опомнившись от случившегося, неблагодарный игемон сказал братьям:
- Видите?! Мои боги разгневались на меня за то, что я хотел им изменить и оставить их! Я не нуждаюсь далее в вашей помощи. И не хочу больше терпеть поношение вами моих любимых богов.
Лисий приказал слугам развести большой костер и ввергнуть Косму и Дамиана в его пламя. К его удивлению, огненные языки потеряли свою естественную силу и совсем не коснулись святых братьев, а опалили и уничтожили многих язычников, стоявших вокруг костра. Тогда по приказу того же Лисия к Косме и Дамиану стали применять другие пытки с целью добиться их отречения от христианской веры. Их предали жестокому мучению: тела братьев стали растягивать между столбами и при этом сильно избивать. Святые Косма и Дамиан силою Божию претерпели и эти, казалось бы, невыносимые пытки. В это время по приказу того же Лисия других трех братьев Леонтия, Анфима и Евтропия заперли в темницу. Святых Косму и Дамиана решили распять на кресте и при этом побивать их камнями, но последние, не нанося никаких ран святым, отскакивали от их тел и падали в толпу язычников. Тогда разгневанный мучитель Лисий приказал вывести из темницы трех братьев и поставить их около крестов Космы и Дамиана. Воины, вооруженные луками, стали в стрелять во всех братьев, но смертельные стрелы отлетали и поражали мучителей и толпу язычников. После всех этих многочисленных страданий Господь оставил непобежденными святых братьев, и тогда судья Лисий приказал обезглавить мечом всех пятерых братьев.
Когда пришло время хоронить тела обезглавленных братьев-мучеников, кто-то из христиан вспомнил о завещании Космы, желавшего после своей кончины не лежать в одной могиле с Дамианом, принявшим однажды от женщины подарок… В момент обсуждения вопроса о захоронении святых мучеников откуда ни возьмись появился старый верблюд. Он подошел к людям и закричал человеческим голосом, что всех братьев надо хоронить только вместе, что и было сделано.
Этот эпизод запечатлен на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана», являющейся частью большого алтаря церкви Сан Марко во Флоренции, итальянский художник Фра Джованни Анджелико (1438 — 1440 гг.) изобразил погребение пяти человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских и их младших братьев. В то же время на фреске виден и верблюд, который приходит на похороны святых Космы и Дамиана Асийских. Таким образом, здесь мы имеем либо смешение сюжетов из жизнеописаний Асийских и Аравийских святых, которое отразил художник в своем произведении, либо наоборот, разведение одной истории на две самостоятельные.
По легенде Форагине, братья-мученики претерпели смерть в 287 году, в царствование Диоликтиана. По месту их страданий (Киликия) святых мучеников Косму и Дамиана Аравийских называют еще и Киликийскими. Напомним, что Киликия — древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфлийского залива к востоку до Амманских гор. В мюнхенской церкви святого Михаила считают, что свою практику врачевания они осуществляли и в порту Эгея залива Искендерун (современный турецкий город Аяс (Ayas), затем в римской провинции Сирия.
По преданию, святые Косма и Дамиан приняли мученическую смерть и похоронены в Киросе (Cyrrhus), сегодня — это город Килис на южной границе Турции с Сирией. Меч, которым были усечены главы святых Космы и Дамиана с другими братьями, по преданию, в настоящее время хранится среди церковных сокровищ немецкого Мюнстера (10, с. 4), где также имеется и частица мощей этих же врачей-бессребреников. Сразу же после смерти мучеников у гробницы святых Космы и Дамиана в Киросе часто стали совершаться многочисленные исцеления больных, и в IV- V веках их уже почитают как покровителей аптекарей, врачей и особенно хирургов, а их лики иногда помещаются на медицинских эмблемах. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвеных заболеваний. Почитание Космы и Дамиана Аравийских выразилось в посвящении им храмов, которые строятся в Иерусалиме, Месопотамии и Египте. На Синае был известен старинный монастырь Космы и Дамиана. Археологические раскопки (1907) доказали, что в Египте, в Едфу, тоже был коптский монастырь (конец IХ в.), носивший имя этих же святых. Уже в IV веке имена святых Космы и Дамиана Аравийских появляются в римских литургических текстах — как единственных восточных святых. Уже в VI веке святые Косма и Дамиан упоминаются в книге мучеников Григория Турского (540 — 594). В честь святых патриархом Проклусом была построена церковь. В Риме Папа Феликс IV перепосвятил Библиотеку Мира в базилику в честь святых Космы и Дамиана в Форуме Веспасиана. В этой церкви, которая хорошо сохранилась, имеются мозаики VI века иллюстрирующие жизнь святых. В одном Константинополе было 4 церкви во имя этих святых, ставших местом поклонения всего Востока. Причем, при них были специальные дома и помещения и временные врачебные палатки для больных, ожидающих исцеления. Из всех четырех константинопольских церквей наиболее известной стала «Паулина» («Паулинус»), построенная во время правления (401 — 450) восточно-римского императора Феодосия II-го (13, c.12): здесь, по преданию, получил чудесное исцеление император Юстиниан 1 (527 — 565). По преданию, он восстановил разрушенный город Кирос и посвятил это деяние святым Косме и Дамитану, он же перенёс их мощи в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества.
Слава о чудесных исцелениях в культовом месте мучеников-врачей Космы и Дамиана в Риме, ставшим вторым после Константинополя важнейшим местом их почитания, дошла постепенно и до немецких земель. Каким образом мощи святых мучеников из Кироса через Апамею (сегодня — Квалаат-аль-Мудиг), попали сначала в Константинополь, а затем в Рим, в церковь святых Космы и Дамиана, доподлинно неизвестно. Однако именно из Рима почитание святых распространилось через Альпы далеко на север. Немецкие историки теряются в догадках, каким путем и какими дорогами доставлены многочисленные частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских из Рима в немецкие монастыри и храмы. Они не исключают и того факта, что мощами в те далекие времена некоторые бессовестные торговцы в Италии умышленно спекулировали, продавая заинтересованным лицам не подлинные, фальшивые человеческие останки (3). Однако эти версии и гипотезы являются труднодоказуемыми, их невозможно в настоящее время подтвердить или отвергнуть.
Перенос частиц мощей святых мучеников из Рима на территорию немецких земель отмечен в одних исторических памятниках в конце VII столетия, а в других — в 847-м году. Старейший реликварий с мощами Космы и Дамиана в немецкой церкви, обнаруженный в 1936 году, находится в швабском местечке Альб. На этой святыне имеется надпись, свидетельствующая, что она принадлежала в конце VII столетия алтарю церкви Эннабоенерена. Часть мощей Космы и Дамиана находится сокровищнице Эссенского католического собора. Эти святые также считаются покровителями города Эссена, а мощи были перенесены в город епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († 874), основавшем здесь первый монастырь.
В настоящее время во многих немецких храмах и монастырях, особенно земли Баден-Вюртемберг на юго-западе современной Германии, имеются частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских. С 1902 года в Вене хранится реликварий с мощами святых Космы и Дамиана. Их мощи имеются и в швейцарском городе Санкт-Галлен, куда они попали еще Х веке. В местечке Игис (около города Хур — (современная территория Швейцарии) в 841 году была широко известна церковь святого Дамиана (13, с. 13). Аббатство Пфэфферс (вблизи Бад Рагаца) уже 875 году также обладало мощами Космы и Дамиана. На боденском острове Райхенау, в Миттельцелле, им была посвящена первая часовня, основанная здесь в 850 году. В ХI веке в епископстве Констанц проводилось перенесение мощей святых Космы и Дамиана в бенедиктинские монастыри: в 1064 году в Мури (кантон Ааргау), Петерсхаузен (Констанц), Цвифальфен, Вейсенау, Салем, Вейнгартен.
Церковные историки отмечают, что часовня во имя этих святых в существовала в Люттихе, благодаря которой началось распространение почитания святых Космы и Дамиана в области рек Мозеля и Рейна, а также в Вестфалии и Нижней Саксонии. Имеются сведения, что Карл Великий в числе других мощей передал в дар знаменитому Ахенскому собору и мощи Космы и Дамиана. Из Ахена в 952 и 974 году мощи переносили на поклонение в Трир, Кельн и Бремен. В 1647 году Мюнстеру аббатиса Мария фон Шпаур подарила небольшой реликварий с тремя башенками, где находились части мощей Космы и Дамиана. День памяти врачей-мучеников (27 сентября) праздновался в нескольких немецких землях как один из великих церковных праздников, а 12 августа вспоминалось перенесение в 847 году епископом Альтридом из Рима мощей Космы и Дамиана.
В церковной хронике бременского автора по имени Адам (между 1072 и 1081) отмечается, что тот самый реликварий с мощами Космы и Дамиана Аравийских, который сегодня находится в Мюнхене, «в 965 году архиепископ Адалаг доставил в Бремен прямо из Рима» (10, с. 2). Реликварий случайно был обнаружен в 1434 году в стене домского собора в Бремене, куда при неизвестных обстоятельствах и были замурованы мощи. Когда реликварий открыли, от святых мощей исходило удивительное благоухание. После чудесного обретения в Бремене мощей Космы и Дамиана здесь были зафиксированы многочисленные случаи исцеления больных. Сохранились свидетельства, что великую святыню из Бремена весьма неохотно передавали в Мюнхен, ссылаясь на тот факт, что в баварской столице якобы уже были частицы мощей святых Космы и Дамиана, доставленные сюда в 1606 году из Бамберга отцом Максимиалиана I — герцогом Вильгельмом V.
…Такова краткая история, связанная с мощами бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских), пребывающих в настоящее время в Мюнхене. Свободный доступ к ковчегу возможен для поклонения только один раз в месяц (третья суббота). В этот день благоговейно открываются не только железный засов часовенной решетки, но и сам стеклянный саркофаг, маленькие дверки священного реликвария, перед которым всегда горит большая свеча, освещающая огромный букет цветов. К мощам Космы и Дамиана часто приходят с молитвами о помощи православные верующие из числа местных жителей, а греки, сербы и русские, совершающие в часовне молебны. Даже в те дни, когда в Мюнхен неожиданно прибывает организованная группа православных паломников с желанием поклониться мощам Космы и Дамиана, церковные служители, а среди них и диакониса Екатерина — русская немка из Казахстана, достают из сейфа старинные ключи и любезно идут навстречу тем, кому дороги имена и подвиги святых братьев — бессребреников из далекой Аравии, — дверки реликвария торжественно открывают.
…О существовании в Мюнхене мощей святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских) известно далеко не всем верующим в России, Украине, Белоруссии и Молдове, за исключением редких паломников из этих и других стран. В Мюнхене недавно зафиксирован и такой случай: автор этих строк сопровождал большую группу берлинских паломников одного из приходов Московского Патриархата, среди них была и одна тихая бездетная семейная пара, просившая в своих молитвах у мощей Космы и Дамиана, чтобы Бог наконец-то даровал им долгожданного первенца.
По прошествии некоторого времени эта супружеская пара позвонила:
- Спаси Господи! Мы звоним из Берлина. Вы нас, наверно, не помните?! У нас такая радость! Не угадаете! После паломничества к вам в Мюнхен у нас родилась — девочка, два сто! Пожалуйста, поклонитесь от нас Косме и Дамиану. И если можно… поставьте от нас у мощей белую лилию. Лилия была и тогда, когда мы молились… Мы обязательно еще приедем к Косме и Дамиану. Уже — втроем!..
Анатолий Холодюк,
Мюнхен
Литература:
1. Жития святых Космы и Дамиана бессребреников и чудотворцев.М.: «Русский хронограф», 1994.
2. Соч. Иннокентия, архиепископа Херсонского, т.II.- СПб, 1897.
3. W.-R. Dietrich. Arzt und Apotheker im Spiegel ihrer alten Patrone Kosmas und Damian.- Warthausen, 2005.
4. Die Legenda aurea des Jacobus de Voragine. Aus dem Lateinischen ubersetzt von Richard Benz. Heidelberg, 1966.
5. Текущий архив церкви св. Михаила в Мюнхене.
6. Православная энциклопедия.- М., 2002, т.V.
7. Минея.Ноябрь., Часть 1. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1980.
8. Жития святых. Книга 2. — М., 1904.
9. Cosmas und Damian Schrein. Sankt Michael Munchen. Archiv der St. Michael Kirche.- Munchen, o.J.
10. Kosmas und Damian — Basotherm. Archiv der St. Michael Kirche.- Munche, o.J.
11. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizinhistjrische Aussendungsreihe der Basotherm. 4. Informationsbroschure.- O.J.
12. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizinhistorische Aussendungsreihe der Basotherm. 5. Informationsbroschure.- O.J.
13. Bodensee Hefte. Schutzheilige der Arzte und Apotheker. N 12, 1990.
14. Wallfahrts-, Kongregations- und Militarpfarrkirche St. Cosmas und Damian.- Kaufbeueren, 1995.
15. Wittmann A. Kosmas und Damian. Rultausbreitung und Volksdevotion.- Berlin, 1967.
16. Kosms und Damian. Eine kunst- und medizinhische Aussendungsreihe der Basotherm.2.Informationsbroschure.-O.J.
17. Kosmas und Damian. Eine kunst-und medizihnische Aussendungsreihe der Basotherm.3. Informationsbroschure.-O.J.
18. Anneliese Wittmann: Kosmas und Damian: Kultausbreitung und Volksdevotion. -Berlin: Schmidt, 1967.
https://rusk.ru/st.php?idar=113467
Страницы: | 1 | |