Русская линия
Православный Санкт-Петербург Анатолий Степанов01.10.2008 

После драки кулаками не машут

Главный редактор информагентства «Русская линия» (www.rusk.ru) Анатолий Дмитриевич СТЕПАНОВ считает, что «одна из главных проблем, которую надо решать православным СМИ, — проведение общих информационных форумов, кампаний». Мы попросили его растолковать, что это должны быть за кампании, кто их должен организовывать и вести, кто в них должен участвовать, наконец, каковы цели и задачи таких мероприятий. Слово Анатолию Дмитриевичу.

— Мы видим, как проводят информационные кампании светские издания, в том числе кампании по дискредитации Русской Православной Церкви. Например, летом 2007 года активно обсуждалось печально известное письмо 10 академиков. Всё, что было сделано светскими СМИ для раскрутки этой темы, носило все признаки информационной кампании. То есть, круг проблем, понятий, идей, которые предлагались на рассмотрение в ходе этой кампании, создавал ощущение скоординированности этой политики. Это была попытка дискредитации РПЦ. А вот другой пример такой информационной кампании — в мае прошлого года в течение полудня все крупнейшие информационные ресурсы сообщали о кончине Святейшего Патриарха Алексия II. Это была не просто информационная кампания, это был своеобразный вызов Русской Церкви. Конечно, быстро выяснилось, что это чистейшая дезинформация, но она пошла гулять по всем СМИ, посеяв тревогу в душах людей. Вот как слаженно они выступают — единым фронтом.

У нас же принято печаловаться, что мы — немощные, у нас мало сил, мы разобщены. Если же православные и откликаются как-то, то зачастую вдогонку за произошедшими уже событиями. Но, как гласит русская поговорка, «после драки кулаками не машут». У нас, действительно, нет координирующего центра. Сейчас «Русская линия» пытается частично эту деятельность осуществлять, но это носит случайный характер. Просто когда появляется какая-то важная информация в газете или Интернете, — мы тиражируем её, используя свои информационные возможности.

Та же история с печально известным письмом академиков показала, что нужен был сплочённый и быстрый православный ответ на этот вызов. Но такое возможно при условии, что все православные СМИ будут действовать слаженно. Увы, такого ответа не последовало. Были отдельные комментарии — от пресс-службы МП о. Владимира Вигилянского, от зам. председателя ОВЦС МП о. Всеволода Чаплина. В целом же мы, православные журналисты, не сразу смогли привлечь силы православной общественности. Только спустя время, когда противники уже выполнили свои информационные задачи, получив дивиденды, когда в умы людей была вложена нужная кому-то информация, появились письма других академиков. Оказалось, что у нас в стране много учёных, выражающих прямо противоположную точку зрения на роль Церкви в обществе, на необходимость активного влияния Церкви на общественные процессы, и никакой угрозы клерикализации они не видят. Спрашивается, где же они были раньше? Почему их мнение не было опубликовано вовремя, почему мы вечно «машем кулаками после драки»?!

Для того чтобы наносить эффективные информационные удары, нужен координирующий центр. Кстати, такой центр нужен не только для отражения информатак на Церковь, которые время от времени происходят, но и для формирования в обществе определённого мнения, для вбрасывания в информационное пространство важных для общества идей в духе Православия.

— Что нужно, чтобы такой центр появился и начал работать?

— Нужна объединяющая идея, нужен лидер.

— «Русская линия» могли бы взять на себя эту функцию? Или это должен быть другой уровень?

— Для эффективной работы должен быть другой уровень. «Русская линия» не является официальным органом РПЦ, мы независимый информационный ресурс. А в данном случае это является препятствием к тому, чтобы мы могли координировать подобную деятельность. Таким центром должна быть структура, имеющая официальный церковный статус, или же очень авторитетные православные люди, имеющие вес в обществе. К примеру, такую деятельность вполне могли бы координировать священники, постоянно и активно присутствующие в медийном пространстве, такие как руководитель пресс-службы Московской Патриархии иерей Владимир Вигилянский, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)… Или, к примеру, такая структура, как Клуб православных журналистов. А пока мы проигрываем в информационных баталиях.

Мы должны не только владеть информацией, но правильно её осмыслять и доносить до людей, помогая разобраться в произошедших исторических событиях как времени нынешнего, так и прошлых веков. Вот в прошлом году произошло событие исторического масштаба — воссоединение РПЦ. Много говорилось о том, что отныне преодолено разделение русского народа. Но разделение пока до конца не преодолено, — сделан важный и необходимый, но лишь первый шаг к этому. Ещё один шаг должен произойти с осмыслением того, что произошло в 1917−22-х годах. Ведь у нас, к сожалению, некоторые продолжают идеализировать октябрьскую революцию, другие идеализируют революцию февральскую. Это говорит о том, что мы ещё далеки от осмысления той трагедии, которая началась в феврале 1917 года и закончилась морем русской крови, гонениями на Церковь, братоубийством. Русский философ Иван Ильин не зря назвал русскую революцию катастрофой. Осмысление катастрофы — это то, что нам, русским людям, крайне необходимо.

— Возможно ли повторение подобной катастрофы?

— Увы, и сегодня приходится слышать речи, в том числе и от людей православных, что выходом из нынешнего тяжёлого положения может стать «национальная революция». Мол, в 1917 году была плохая революция, теперь нужно сделать хорошую.

Этим людям стоит напомнить слова великого русского поэта и мыслителя Фёдора Тютчева, что «в мире есть две силы — Россия и Революция», т. е. Россия не совместима с революцией, что для России всякая революция губительна. Если, не дай Бог, произойдёт новая революция, неизвестно, сможет ли Россия оправиться от ее последствий. Она может привести к полному нашему уничтожению. Очевидно, что предлагать в качестве надёжного способа решения проблем столь губительную меру может только враг, какими бы красивыми разглагольствованиями о спасении Отечества он не прикрывался.

— Но и под лежачий камень вода не течёт…

— Задача возрождения нашего Отечества не может быть решена внешними способами. Ведь в чём проблема русского народа? В том, что мы медленно воцерковляемся, а значит, далеки от православного понимания происходящего.

Слава Богу, в нашем обществе сейчас наблюдается взаимопонимание и единодушие в осуждении цареубийства, братского кровопролития и террора времён гражданской войны… Это должно привести к опамятованию народному, осмыслению народом своей истории. При этом не должен быть вычеркнут из истории советский период, как предлагают либералы. Ведь в это время жили наши отцы и деды, свершались трудовые и боевые подвиги. Это — наша страна. Это — наша история. Да, трагическая, тяжелая. Но просто взять и выкинуть эти десятилетия нельзя, надо осмыслить их с православной точки зрения. Примирить народ можно только на основе православного миропонимания всей нашей истории.

Если мы, русские люди, поймем, что мы — братья, простим наших идеологических противников, только тогда будет окончательно преодолено разделение русского народа. Только тогда Россия твёрдо станет на ноги, и прекратится начавшийся в 90-е годы прошлого века процесс убегания от России окраин, процесс распада Исторической России, существовавшей и в рамках Российской империи, и СССР. Тогда Россия вновь станет притягательной силой для других народов, с которыми веками мирно жила бок о бок, многие из которых исповедают Православие, или которые имеют, как метко выразился И. Ильин, опыт мирного рядомжительства с русским народом.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА

http://www.pravpiter.ru/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика