Русская линия
Русская линия Ольга Надпорожская01.10.2008 

Из истории Старорусской иконы Божией Матери
18 сентября / 1 октября — память Старорусской иконы Божией Матери

1 октября — праздник Старорусской иконы Божией Матери, одной из тех святынь, которые были утрачены в годы советской власти и до сих пор не обретены. В этот день Церковь вспоминает возвращение иконы из Тихвина в Старую Руссу — событие, которому предшествовало долгое ожидание и даже скорбь. Впрочем, обо все по порядку.

Старорусская икона Божией Матери По преданию, чудотворный образ Богородицы привезли в Новгородскую землю из греческого города Ольвиополя в конце X столетия. Была икона небывало больших размеров: примерно 260 сантиметров в высоту и 190 в ширину. Чудеса по молитвам перед ней стали происходить в годы правления Ивана Грозного. А около 1570 года на новгородские земли пришла беда — моровое поветрие. Некому жителю Тихвина было откровение: чтобы эпидемия прекратилась, нужно перенести Старорусскую икону Богородицы в Тихвин, а Тихвинскую, напротив, — в Старую Руссу. И было посему: старорусская святыня пришла в Тихвин, а в Руссу перенесли список чудотворной Тихвинской иконы. По другой версии, во время мора Старорусскую икону носили по селениям, пока она не оказалась в Тихвине, где непредвиденно задержалась более чем на триста лет.

Рушане (жители Старой Руссы) неоднократно обращались к тихвинцам с просьбой вернуть им святыню, но те не торопились расставаться с чудотворным образом. В конце XVIII столетия для рушан была сделана точная копия Старорусской иконы. Ее поместили в старорусском Спасо-Преображенском монастыре, где она также стала прославляться чудесами. Но жители Старой Руссы по-прежнему стремились вернуть себе подлинник, и в 1805 году началась их тяжба с тихвинцами. Завершилась она лишь в 1888 году, когда с соизволения императора Александра III святыня была возвращена рушанам. Сохранилось подробное описание торжественного крестного хода с чудотворной иконой, который продолжался с 31 августа по 18 сентября (по старому стилю). Перенесение иконы из Тихвина в Руссу сопровождалось многими чудесами, и вот лишь одно из них, записанное иеромонахом Сергием, насельником старорусского Преображенского монастыря.

Спасо-Преображенский монастырь Старой Руссы «На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш — женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивлся этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».

Чудотворная икона находилась в Спасо-Преображенском монастыре до прихода к власти большевиков, которые «разорили» ее и передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации, в августе 1941 года, древняя святыня исчезла из Старой Руссы и до сих пор не была обретена.

Ныне в старорусском храме святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, пребывает чтимый список чудотворной иконы Божией Матери. Среди других святынь Георгиевской церкви — прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это — священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.

Старорусский храм св.вмч. Георгия ПобедоносцаСпасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен… это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом.

Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины — селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери. Следы на полу храма свидетельствовали о том, что икону тащили волоком, ликом вниз. «Русский человек без Бога — дрянь», — вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского, не раз молившегося перед чудотворной Старорусской иконой.

Знакомясь с историей Старорусской иконы, поневоле загрустишь. Но как не надеяться на то, что и чудотворный образ, и список с него будут обретены, а белый Спасо-Преображенский монастырь вновь наполнится молитвой! Новгородская земля небывало богата святынями, и многие из них только начинают возвращаться к жизни…

Фото Даниила Михайлова

https://rusk.ru/st.php?idar=113325

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  vior    10.06.2011 13:49
21 августа 1941 года икона была вытащена немецкими солдатами из церкви(ныне детская спортивная школа) на улицу и разграблена (выковыривали драгоценные камни).Дождь прервал это занятие, и Михеева Анна жившая с малолетним сыном напротив перетащила икону к себе в сарай. Соседи видели, и рассказали попам после освобождения города. Те к ней. Возвернуть мол в лоно церкви необходимо святыню. Да я её родненькие на дрова порубила, соврала Анна. Ребёнок, то да,мал был и болел, но чем топить печь в Руссе во время оккупации было чем, так как многие частные дома стояли без хозяев (мать рассказывала о жизни в оккупированной Руссе), а вот кормить и лечить маленького Михея (лично его знал) чем то надо было. И в итоге, прежде чем Анну заложили попам, и те к ней пришли, перекочевала эта икона в другой дом на улицу Сварога к одному очень уважаемому в 60-80е годы в Руссе человеку, коллекционеру, который положив её на бок и обклеив обоями сделал таким образом перегородку в доме 6 на 6. Сам эту икону видел, щупал руками, и проболтался про неё Фуцеру (Павлов Толя), который впоследствии сидя в местах не столь отдалённых пытался используя эти знания выйти пораньше на свободу, да почему то попы не поверили. Почему? Мне понятно. Но это длинная история, котрую возможно изложу в Решето(независимый литпортал). Икона эта скорее всего в годы торгового "паломничества" в Польшу вывезена Андреем (сын этого уважаемого гражданина) в г. Вильнюс, где он проживал (вает возможно и сейчас).

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика